Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 19:42, курсовая работа
Цель данной работы – рассмотреть основные аспекты потребительского кредитования, проанализировать, с какими проблемами сталкиваются российские банки в сфере потребительского кредитования.
Для реализации данной цели ставятся необходимо решить следующие задачи: сущность кредита и его принципы, понятие потребительского кредита, его влияние на экономику и как коснулся экономический кризис потребительское кредитование, а так же привести процентные ставки по наиболее распространенным потребительским кредита на примере Байкальского Сбербанка.
Введение 3
1 Значение кредитования 4
1.1 Сущность, принципы, формы кредита 4
1.2 Понятие потребительского кредита и его классификация 7
1.3 Законодательные основы потребительского кредитования 12
1.4 Особенности кредитных отношений в современных условиях 14
2. Характеристика ОАО Сбербанка России 17
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО Сбербанка 18
России
2.2 Экономическая характеристика кредитных операций в ОАО 24
Сбербанк России
3 Организация процесса кредитования в ОАО Сбербанк России 27
3.1 Кредитование физических лиц в ОАО Сбербанке России 27
3.2 Этапы взаимоотношений заемщика с кредитором в ОАО Сбербанк 30
3.3 Кредитная политика ОАО Сбербанка 32
4 Стратегия ОАО Сбербанка России 35
Заключение 37
Список используемых источников
2 Рассмотрение кредитной
заявки может осуществляться
достаточно долго (по
В состав кредитного комитета банка входят представители (начальники или их заместители) и других отделов: экономического, юридического, безопасности, бухгалтерского учета, а также управляющий отделения. В филиале отделения, где есть кредитный отдел, но нет представителей соответствующих служб, устанавливается свой порядок принятия решения, но кредитное дело все равно проходит перед этим все установленные инстанции. На комитете каждый инспектор представляет дела своих клиентов.
3 После принятия кредитным комитетом положительного решения инспектор извещает об этом заемщика, назначает ему дату выдачи ссуды и приступает к подготовке необходимых документов (кредитного договора, договора залога или поручительства и прочих). Формы всех договоров согласовываются с юристами банка и подписываются руководством.
В день выдачи кредита происходит подписание договора. При этом и заемщик, и поручители должны явиться лично. После ознакомления, заключения и раздачи всех экземпляров договора заемщика провожают в операционную кассу банка, где он собственно и получает долгожданный кредит. После этого ему остается только исправно погашать его. Но работа кредитного инспектора на этом не заканчивается. Он передает сведения о заемщике в бюро кредитных историй, а затем начинает следить за своевременностью погашения ссуды своими клиентами вплоть до окончания срока действия договора. В крупных отделениях эти функции могут возлагаться на работников отдела сопровождения кредитных договоров.
Работа кредитного отдела отличается повышенной ответственностью, внимательностью, требовательностью к заемщикам, но в то же время нужно сделать так, чтобы для клиента это оставалось незамеченным, а процесс получения ссуды был сопряжен только с положительными эмоциями. Поэтому работа кредитных специалистов – это не только профессионализм, но и своеобразное искусство.
3.3 Кредитная политика ОАО Сбербанка
Сбербанк России, несмотря на сложные условия и существенно возросшую нагрузку на Банк, его сотрудников и инфраструктуру, продолжает свою деятельность в полном объеме, предоставляя все виды услуг постоянным и новым клиентам, физическим и юридическим лицам, предприятиям крупного, малого и среднего бизнеса, работающим во всех отраслях экономики.
Сложные экономические условия вызывают необходимость изменения кредитной политики Банка. Эти условия характеризуются следующими факторами:
- недостаток ликвидности в экономике, как у банков, так и у предприятий;
- кризис доверия в
- низкая доступность кредитов и их повышенная стоимость из-за возросших рисков («кредитное сжатие»);
- снижение платежеспособного
спроса как со стороны
- значительное падение цен как на товары, сырье и материалы, так и на активы (недвижимость, ценные бумаги, предприятия);
- повышенные колебания курсов всех валют.
По оценкам экспертов Сбербанка России, этот период будет длиться до полутора-двух лет.
В этих условиях Сбербанк России будет придерживаться следующих приоритетов в кредитовании юридических лиц:
1) поддержка следующих
отраслей и секторов экономики:
- отрасли, гарантирующие
- отрасли, выполняющие
- оборонно-промышленный
- малый бизнес;
- сельское хозяйство;
2) поддержка существующих
клиентов Сбербанка России и
выполнение Банком уже взятых
на себя юридических
3) кредитование оборотных
средств и текущих
Осознавая особую ответственность
перед акционерами и
1) изменение критериев устойчивости бизнеса клиентов применительно к деятельности в сложных условиях;
2) усиление обеспеченности кредитов:
- достаточными и своевременными
денежными потоками от
- операционной доходностью
- залогами ликвидных активов;
- гарантиями/поручительствами
3) повышение уровня и
качества контроля со стороны
Сбербанка России за
- снижение лимита максимальной долговой нагрузки;
- введение дополнительных
- расширение перечня событий,
влекущих досрочное
- более четкое определение
Для этого Сбербанк России усиливает внимание:
- к источникам погашения и их надежности;
- к уровню текущей ликвидности клиента;
- к уровню долговой нагрузки;
- к качеству и ликвидности обеспечения;
- к адекватности финансовых
планов и действий заемщиков
относительно резко
- к консервативности подходов
в прогнозах
- к мониторингу ссудной
задолженности для ранней
В отношении физических лиц Сбербанк России будет следовать следующим приоритетам:
- повышение доступности
кредитов, различные способы
их погашения — равными
- помощь клиентам избежать
принятия на себя чрезмерной
долговой нагрузки, усилив внимание
к индивидуальной
- обеспечение повышения
финансовой грамотности
- усиление работы по
сохранению и повышению
Сбербанк России работает исключительно в соответствии с действующим законодательством. Он усиливает борьбу с коррупционным и иным незаконным давлением на своих сотрудников и непримирим к недобросовестности в своях рядах. Для этого Банк открывает круглосуточную телефонную линию для получения информации, которая поможет обеспечить полное соблюдение прозрачных и справедливых правил предоставления кредитов клиентам Сбербанка России.
4 Стратегия ОАО Сбербанка России
Новая стратегия развития
В
документах предложено два
Стратегия Сбербанка готовилась в период кризиса. По крайней мере глава банка Герман Греф в начале октября заявлял, что в кризисных условиях банк, являющийся опорным кредитором российской экономики, прекращает наращивать кредитный портфель и готовится ужесточить условия выдачи новых кредитов. Кризис уже сказался на деятельности банка. В сентябре чистый приток депозитов населения в Сбербанке достиг 13 млрд руб., следует из отчетности банка. Это меньше, чем в предыдущие месяцы: в августе прирост средств на счетах физических лиц составил 41,6 млрд руб., в июле — 30,9 млрд руб. Как кризис сказался на прибыли банка, будет видно из его годовой отчетности.
В
результате реализации
Заключение
Таким образом, выдача потребительских кредитов населению является одним из основных направлений деятельности банков. Потребительский кредит, как источник дополнительных доходов банка, является так же одним из наиболее надежных и обеспеченных, так как выступает в виде ссуды под залог, либо обеспечивается поручительством.
В настоящее время
Многие банки стали активно предлагать услугу потребительского кредитования, однако более 60% всех выдаваемых кредитов населению все-таки приходится на Сбербанк России. Конечно, все больше усилий в последнее время требуется для удержания завоеванных позиций в связи с нарастающей конкуренцией, но Сбербанк является опытным «игроком» на рынке потребительского кредитования, имеет наиболее разветвленную филиальную сеть и самый широкий спектр кредитных продуктов для населения, предлагает достаточно низкие процентные ставки, длинные сроки кредитования, поэтому в целом условия Сбербанка России являются одними из самых выгодных для клиента. Все это дает возможность быть уверенным в своих силах и не бояться конкуренции.
Для лучшей обеспеченности кредитной политики и в связи с работой по совершенствованию процессов кредитования Сбербанк России в августе 2008 года заключил договоры с ОАО «Национальное бюро кредитных историй», ООО «Эквифакс Кредит Сервисиз» (недавно переименованное бюро кредитных историй ООО «Глобал Пэйментс Кредит Сервисиз») и ЗАО «Бюро кредитных историй Экспириан-Интерфакс».
В соответствии с подписанными
договорами Сбербанк России получает
доступ к информации о более чем
40 млн. кредитных историй, что позволит
оптимизировать процедуры принятия
решений по кредитным продуктам,
сделает потребительские
Влияние экономического кризиса всегда больно бьет по карманам простых потребителей. К сожалению, кредит будет взять сложнее и дороже для потребителя – это связано с проблемами ликвидности у банков. Кроме того, ужесточатся требования к заемщику – в целях уменьшения потенциальных рисков роста просроченной задолженности. Полагаю, темпы роста кредитов существенно снизятся в целом по стране.