Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 17:27, курсовая работа
Слово «кризис» происходит от греческого crisis, которое означает «приговор, решение по какому-либо вопросу или в сомнительной ситуации». Современное значение слова находит более частое применение в медицине и означает решающую фазу развития болезни, переломный пункт, поворотную точку к лучшему или худшему.
Применительно к бизнесу кризис - это период нестабильности, ситуация, когда надвигаются серьезные перемены. При этом результат перемен может быть как крайне неблагоприятный, так и положительный. Но однозначно, что любой кризис представляет собой угрозу выживанию предприятия.
Введение. Что такое кризис на предприятии, что понимается под этим понятием? 3
Модель Ицхака Адизеса 4
Комментарий к моделе И. Адизеса. 5
Модель Ричарда Дафта 6
Комментарий к моделе Р. Дафта. 7
Концепция жизненного цикла предприятия 8
Кризисы как закономерность развития предприятий 8
Типы кризисов в соответствии с причинами их возникновения. 11
Классификация кризисов в зависимости от скорости их распространения. 12
Стадии и фазы жизненного цикла. Фазы деловой активности предприятия 13
Причины и последствия кризисов на различных стадиях жизненного цикла предприятия 14
Условия возникновения и развития кризиса в организации. 15
Сущность антикризисного управления организацией . 16
Антикризисная кадровая политика. 17
Список литературы. 20
Далее у организации есть несколько путей, это:
"Мышление малых фирм" - это поиск новой "идеи", кардинальная перестройка организации, по сути, возврат на стадию 1 (в основном в структуре, а не размерах).
"Продолжение зрелости" - поиск
новых подходов в рамках
"Упадок", за которым следует "Смерть" организации.
Описывая стадии развития
организации, Ричард Дафт уделяет
внимание не только процессу
изменения организации в общем,
Однако в модели Р. Дафта, как и в предыдущих рассмотренных мной моделях, не проводится анализа очень важная для организации части развития — изменения корпоративной культуры. И не дает системного описания изменению в стиле руководства компанией от стадии к стадии. Но Дафт большее внимание уделяет структуре организации, он говорит об необходимости наличия в структуре вертикальных и горизонтальных связей для контроля и координации внутри организации. Так же, автор модели уделяет большое внимание антикризисному управлению, главной задачей которого он считает не управление в период кризиса, а управление, направленное на его предотвращение или подготовку к нему. Здесь важно сказать что Дафт, как и Адизес, различает два вида организационных кризисов: кризисы роста и структурные кризисы, что может помочь эффективней бороться с ними.
Так же как и модель И. Адизеса, модель Р. Дафта является очень распространенной и часто применяется консультантами на практике.
Переход организации со
стадии на стадию
Существует еще несколько вариантов классификаций этапов развития организации (Леон Данко или Л. Грейнер), но любая классификация состоит в том, что описывает развитие организации.
Таким образом, современные
организации, действующие в
Какой бы моделью
мы не пользовались для
Новые задачи на
новом этапе требуют новых
знаний умений и навыков,
Собственно именно об управлении процессом в этих условия дальше и пойдет речь.
Понятие «кризис» имеет много уровней и трактовок. Это слово происходит от греческого слова «krisis», которое означает «приговор, решение по какому-либо вопросу или в сомнительной ситуации» либо «выход, решение конфликта» (например, военного). Современное значение слова наиболее частое применение находит в медицине, где «кризис» означает решающую фазу развития болезни. В этом смысле речь заходит о кризисе тогда, когда болезнь усиливает интенсивность, или переходит в другую болезнь, или вообще заканчивается смертью. К примеру, кризис определяется как «едва измеримый переломный пункт, при котором решением является либо смерть, либо жизнь».
В XVII-XVIII вв. понятие «кризис» стало применяться и в отношении процессов, происходящих в обществе (например, военные, политические кризисы), при этом использовалось почти неизмененное значение кризиса, взятое из медицины.
И наконец, в ХГХ в. слово «кризис» перешло в экономику. «Классическое» экономическое понятие кризиса, сформировавшееся в то время, означает нежелаемую и драматическую фазу в развитии капиталистической экономической системы, характеризующейся колебаниями и негативными явлениями, помехами. В этом смысле понятие «кризис» долгое время занимало прочное место в теориях циклических колебаний экономики и означало одну из стадий конъюнктурного цикла. В дальнейшем «классическое» определение кризиса в макроэкономике было заменено более многозначным понятием «экономический кризис». Об экономическом кризисе речь идет в том случае, если «возникает нежелаемое состояние экономических отношений, непереносимо критическое положение больших слоев населения и производящих отраслей экономики». Другие исследователи определяют экономический кризис как «экономическое негативное явление, при котором массово возникает опасность для экономической жизни, действительности».
В микроэкономике используется понятие «кризис предприятия», под которым понимается «незапланированное и нежелаемое состояние, которое может существенно помешать или даже сделать невозможным функционирование предприятия».
Согласно А.А. Волкову, современная интерпретация понятия «кризис» включает в себя следующие определения:
- экстремальное состояние, из
которого есть только два выход
- резкий, крутой перелом; тяжелое
переломное состояние какого-
- острый недостаток, нехватка чего-либо.
Кризисы, происходящие на макро- и микроуровне экономики, взаимосвязаны, поэтому основные проблемы и угрозы, возникающие на уровне национальной (или мировой) экономики, в значительной степени определяют причины и протекание кризисов, происходящих на уровне предприятия. Следовательно, рассмотрим вначале природу и закономерности протекания кризисов на макроуровне.
В общем виде все макрокризисы бывают регулярными (циклическими), которые повторяются с определенной закономерностью, и нерегулярными. Первые дают начало новому циклу. Они отличаются тем, что охватывают все сферы экономики, достигая большой глубины и продолжительности. Нерегулярные кризисы обычно бывают изначально вызваны неэкономическими причинами, например войнами и другими социальными и природными катаклизмами, и часто охватывают только некоторые отрасли или регионы.
Остановимся подробнее на циклических кризисах. Их общим признаком является однотипность траектории - циклическое спиралевидное развитие. В результате разрушительная фаза развития экономики - кризис - признается не столько как общественное зло, сколько как условие, обеспечивающее поступательное развитие экономики. Выделяют несколько разновидностей экономических циклов в развитии экономики в зависимости от внутреннего механизма циклических колебаний:
- циклы Кондратьева
- циклы Кузнеца продолжительност
- циклы Джаглера периодичностью 7 - 11 лет, являющиеся результатом взаимодействия многочисленных денежно-кредитных факторов;
- циклы Китчина, продолжающиеся 3 - 5 лет, порожденные динамикой относительной величины запасов товарно-материальных ценностей на предприятиях.
В настоящее время разработаны различные теории, объясняющие причины цикличности в экономике. Известный экономист П. Саму-эльсон в своей книге «Экономика» в качестве наиболее популярных из них выделяет следующие:
- денежную теорию Хоутри, в которой
причина цикличности
- теорию нововведений Шумпетера
и Хансена, связывающую
- психологическую теорию Пигера,
Бэджгота и др., рассматривающую
цикл как следствие
- теорию недопотребления
- теорию чрезмерного
- теорию солнечных пятен
Любая из теорий основывается на том, что деятельность предприятия подвержена одновременному влиянию многочисленных факторов. Важно знать, какие из них доминируют в конкретный момент времени и каков характер их влияния.
В современной экономической
С точки зрения А.А. Волкова, кризис
на предприятии можно понимать как
незапланированный и
Кризис на предприятии представляет собой переломный момент в последовательности процессов, событий и действий. Типичным для кризисной ситуации является два варианта выхода из нее: либо это ликвидация предприятия как экстремальная форма, либо сохранение предприятия после успешного преодоления кризиса.
Промежутки между началом и завершением кризиса бывают разной длительности. С одной стороны, есть продолжительные, слабо ускоряющиеся кризисные процессы, с другой стороны, существуют неожиданно возникающие кризисные процессы высокой интенсивности и с коротким сроком развития. Кризис может абсолютно неожиданно проявиться во время гармоничного развития предприятия и носить характер непреодолимой катастрофы или возникнуть в соответствии с предположениями и расчетами. Но в редких случаях кризис появляется неожиданно, т.е. без какого-либо предупреждения для специалистов предприятия.
При кризисе господствует нехватка
времени для принятия решений. Оценка
ограниченного времени для
Американский Институт кризис-менеджмента определяет кризис как «значительный деловой сбой, который находит отражение в средствах массовой информации. Последующая внимательная оценка ситуации со стороны общественности может негативно сказаться на нормальном функционировании организации. Более того, это может вызвать негативное воздействие на бизнес со стороны политического, правового и финансового окружения».
Немецкие исследователи Винер и Каан приводят следующие признаки, характеризующие кризис на предприятии:
- кризис - это переломный пункт в развивающейся смене событий и действий;
- кризисы часто образуют
- они угрожают целям и
- их последствия носят тяжелый характер для будущего задействованных в нем участников;
- они состоят из событий,
- они привносят
- они снижают контроль над событиями;
- они снижают время на реакцию до минимума, вызывают стресс и страх у участников;
- имеющаяся в распоряжении у
участников информация, как правило,
недостаточна для
Несмотря на большое количество общих признаков, кризисы на каждом предприятии уникальны. Само определение кризиса подразумевает внезапное возникновение новой проблемы, которую нелегко предсказать и устранить, поэтому имеет смысл классифицировать кризисы, что в дальнейшем поможет быстрее находить пути их разрешения. Существуют различные теории классификации кризисов на предприятии. Наиболее широкую, на наш взгляд, классификацию приводит упомянутый выше Институт кризис-менеджмента, выделяя два признака классификации кризисов: причину их возникновения, а также скорость их распространения. Особенность этой классификации состоит в том, что равнозначно трактуются кризисные ситуации на предприятии, имеющие как экономическую, так и неэкономическую природу.