Кризисы в развитии организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 17:27, курсовая работа

Описание работы

Слово «кризис» происходит от греческого crisis, которое означает «приговор, решение по какому-либо вопросу или в сомнительной ситуации». Современное значение слова находит более частое применение в медицине и означает решающую фазу развития болезни, переломный пункт, поворотную точку к лучшему или худшему.

Применительно к бизнесу кризис - это период нестабильности, ситуация, когда надвигаются серьезные перемены. При этом результат перемен может быть как крайне неблагоприятный, так и положительный. Но однозначно, что любой кризис представляет собой угрозу выживанию предприятия.

Содержание работы

Введение. Что такое кризис на предприятии, что понимается под этим понятием? 3
Модель Ицхака Адизеса 4
Комментарий к моделе И. Адизеса. 5
Модель Ричарда Дафта 6
Комментарий к моделе Р. Дафта. 7
Концепция жизненного цикла предприятия 8
Кризисы как закономерность развития предприятий 8
Типы кризисов в соответствии с причинами их возникновения. 11
Классификация кризисов в зависимости от скорости их распространения. 12
Стадии и фазы жизненного цикла. Фазы деловой активности предприятия 13
Причины и последствия кризисов на различных стадиях жизненного цикла предприятия 14
Условия возникновения и развития кризиса в организации. 15
Сущность антикризисного управления организацией . 16
Антикризисная кадровая политика. 17
Список литературы. 20

Файлы: 1 файл

Кризисы в развитии организации.doc

— 231.50 Кб (Скачать файл)

 

Далее у организации есть несколько  путей, это:

"Мышление малых фирм" - это  поиск новой "идеи", кардинальная  перестройка организации, по сути, возврат на стадию 1 (в основном в структуре, а не размерах).

"Продолжение зрелости" - поиск  новых подходов в рамках существующей  системы организации, затяжная "зрелость" обычно кончается "упадком"  и "смертью".

"Упадок", за которым следует  "Смерть" организации.

Комментарий к  моделе  Р. Дафта.

 

 Описывая стадии развития  организации, Ричард Дафт  уделяет  внимание не только процессу  изменения организации в общем,  но и процессу проходящему  межличностном уровне, а так же  меняющимся отношениям с внешней средой. Он так же упоминает о изменении стиля руководства компанией на разных стадиях, описывая смену роли предпринимателя на роль менеджера. В этой модели очень хорошо видна цикличность развития — организация проходит путь от маленькой компании на первой стадии до большой организации со сложной структурой на четвертой стадии жизни, и, затем, вновь возвращается к принципам первой стадии.

 

Однако в модели Р. Дафта, как  и в предыдущих рассмотренных  мной моделях, не проводится анализа  очень важная для организации части развития — изменения корпоративной культуры. И не дает системного описания изменению в стиле руководства компанией от стадии к стадии. Но Дафт большее внимание уделяет структуре организации, он говорит об необходимости наличия в структуре вертикальных и горизонтальных связей для контроля и координации внутри организации. Так же, автор модели уделяет большое внимание антикризисному управлению, главной задачей которого он считает не управление в период кризиса, а управление, направленное на его предотвращение или подготовку  к нему. Здесь важно сказать что Дафт, как и Адизес, различает два вида организационных кризисов: кризисы роста и структурные кризисы, что может помочь эффективней бороться с ними.

 

Так же как и модель И. Адизеса, модель Р. Дафта является очень распространенной и часто применяется консультантами на практике.

 

 

 

   Переход организации со  стадии на стадию сопровождается  кризисом, кризисом в управлении  персоналом предприятия, кризисом  в управлении финансами и т.д. 

 

      Существует еще несколько вариантов классификаций этапов развития организации (Леон Данко или Л. Грейнер), но любая классификация состоит в том, что описывает развитие организации.

 

     Таким образом, современные  организации, действующие в условиях  непрерывных изменений внешней среды, представляют нам также примеры постоянно «мутирующих» и меняющихся структур. Они переживают череду процессов централизации, слияний и децентрализации, а также реструктурирования систем менеджмента, вплоть до процедур реструктуризации собственности и развития сети малых фирм вокруг сохраненного ядра материнской компании.

 

     Какой бы моделью  мы не пользовались для описания  жизненного цикла организации  ясно одно - все переходы с одной  стадии развития на другую  будут сопровождаться системными кризисами на предприятии. Этот процесс может быть медленным, затянутым и тогда достаточно долго внутри организации будут фиксироваться проблемы во внутренней оргреальности. Процесс перехода со стадии на стадию может быть очень резким, и тогда процессы будут ярче выражены и болезненее для персонала компании.

 

      Новые задачи на  новом этапе требуют новых  знаний умений и навыков, поэтому  нет ничего удивительного в  том, что в процессе таких  кризисов меняется состав персонала  предприятия. Кто-то уходит, кто-то наоборот приходит, кто-то готов учиться новому, чтобы быть эффективным в новых условиях, а кто-то не хочет, да и не может научиться чему-либо еще.

 

     Собственно именно  об управлении процессом в  этих условия дальше и пойдет  речь.

 Концепция жизненного цикла предприятия

Кризисы как закономерность развития предприятий

 

 

Понятие «кризис» имеет много уровней  и трактовок. Это слово происходит от греческого слова «krisis», которое  означает «приговор, решение по какому-либо вопросу или в сомнительной ситуации» либо «выход, решение конфликта» (например, военного). Современное значение слова наиболее частое применение находит в медицине, где «кризис» означает решающую фазу развития болезни. В этом смысле речь заходит о кризисе тогда, когда болезнь усиливает интенсивность, или переходит в другую болезнь, или вообще заканчивается смертью. К примеру, кризис определяется как «едва измеримый переломный пункт, при котором решением является либо смерть, либо жизнь».

 

В XVII-XVIII вв. понятие «кризис» стало применяться и в отношении процессов, происходящих в обществе (например, военные, политические кризисы), при этом использовалось почти неизмененное значение кризиса, взятое из медицины.

 

И наконец, в ХГХ в. слово «кризис» перешло в экономику. «Классическое» экономическое понятие кризиса, сформировавшееся в то время, означает нежелаемую и драматическую фазу в развитии капиталистической экономической системы, характеризующейся колебаниями и негативными явлениями, помехами. В этом смысле понятие «кризис» долгое время занимало прочное место в теориях циклических колебаний экономики и означало одну из стадий конъюнктурного цикла. В дальнейшем «классическое» определение кризиса в макроэкономике было заменено более многозначным понятием «экономический кризис». Об экономическом кризисе речь идет в том случае, если «возникает нежелаемое состояние экономических отношений, непереносимо критическое положение больших слоев населения и производящих отраслей экономики». Другие исследователи определяют экономический кризис как «экономическое негативное явление, при котором массово возникает опасность для экономической жизни, действительности».

 

В микроэкономике используется понятие  «кризис предприятия», под которым  понимается «незапланированное и нежелаемое состояние, которое может существенно помешать или даже сделать невозможным функционирование предприятия».

 

Согласно А.А. Волкову, современная  интерпретация понятия «кризис» включает в себя следующие определения:

 

- экстремальное состояние, из  которого есть только два выхода: либо переход на новый, более совершенный уровень, либо прекращение существования в данном качестве;

 

- резкий, крутой перелом; тяжелое  переломное состояние какого-либо  процесса, социального института,  сферы общества или общества  в целом;

 

- острый недостаток, нехватка чего-либо.

 

Кризисы, происходящие на макро- и  микроуровне экономики, взаимосвязаны, поэтому основные проблемы и угрозы, возникающие на уровне национальной (или мировой) экономики, в значительной степени определяют причины и  протекание кризисов, происходящих на уровне предприятия. Следовательно, рассмотрим вначале природу и закономерности протекания кризисов на макроуровне.

 

В общем виде все макрокризисы бывают регулярными (циклическими), которые  повторяются с определенной закономерностью, и нерегулярными. Первые дают начало новому циклу. Они отличаются тем, что охватывают все сферы экономики, достигая большой глубины и продолжительности. Нерегулярные кризисы обычно бывают изначально вызваны неэкономическими причинами, например войнами и другими социальными и природными катаклизмами, и часто охватывают только некоторые отрасли или регионы.

 

Остановимся подробнее на циклических  кризисах. Их общим признаком является однотипность траектории - циклическое  спиралевидное развитие. В результате разрушительная фаза развития экономики - кризис - признается не столько как общественное зло, сколько как условие, обеспечивающее поступательное развитие экономики. Выделяют несколько разновидностей экономических циклов в развитии экономики в зависимости от внутреннего механизма циклических колебаний:

 

- циклы Кондратьева продолжительностью 40-60 лет, импульсом которых являются  радикальные изменения в технологической  базе общественного производства, его структурная перестройка;

 

- циклы Кузнеца продолжительностью 20 лет, движущей силой которых выступают сдвиги в воспроизводственной структуре производства;

 

- циклы Джаглера периодичностью 7 - 11 лет, являющиеся результатом  взаимодействия многочисленных  денежно-кредитных факторов;

 

- циклы Китчина, продолжающиеся 3 - 5 лет, порожденные динамикой относительной величины запасов товарно-материальных ценностей на предприятиях.

 

В настоящее время разработаны  различные теории, объясняющие причины  цикличности в экономике. Известный  экономист П. Саму-эльсон в своей  книге «Экономика» в качестве наиболее популярных из них выделяет следующие:

 

- денежную теорию Хоутри, в которой  причина цикличности объясняется  сжатием банковского кредита;

 

- теорию нововведений Шумпетера  и Хансена, связывающую зарождение  цикла с использованием нововведений в производстве;

 

- психологическую теорию Пигера, Бэджгота и др., рассматривающую  цикл как следствие пессимистических  или оптимистических настроений, охватывающих значительную часть  населения;

 

- теорию недопотребления Гобсона,  Фостера, Кэтчингса и др., усматривающую причину цикличности в том, что значительная часть дохода распределяется богатым и бережливым людям, не рискующим инвестировать свой капитал;

 

- теорию чрезмерного инвестирования  Хайтека, Мизера и др., полагающую  причиной цикличности неадекватное инвестирование деятельности предприятий;

 

- теорию солнечных пятен Джевонса, Мура и др., которые уверены  в том, что волнами в экономике  управляют погода и урожай.

 

Любая из теорий основывается на том, что деятельность предприятия подвержена одновременному влиянию многочисленных факторов. Важно знать, какие из них доминируют в конкретный момент времени и каков характер их влияния.

 

В современной экономической литературе понятие «кризис на предприятии» используется для обозначения различных  феноменов в жизни предприятия: от просто помех в его функционировании вплоть до уничтожения предприятия.

 

С точки зрения А.А. Волкова, кризис на предприятии можно понимать как  незапланированный и нежелаемый, ограниченный по времени процесс, который  в состоянии существенно помешать или даже сделать невозможным функционирование предприятия. Вид находящихся под угрозой основополагающих целей предприятия и размер этой угрозы определяют силу кризиса.

 

Кризис на предприятии представляет собой переломный момент в последовательности процессов, событий и действий. Типичным для кризисной ситуации является два варианта выхода из нее: либо это ликвидация предприятия как экстремальная форма, либо сохранение предприятия после успешного преодоления кризиса.

 

 

Промежутки между началом и завершением кризиса бывают разной длительности. С одной стороны, есть продолжительные, слабо ускоряющиеся кризисные процессы, с другой стороны, существуют неожиданно возникающие кризисные процессы высокой интенсивности и с коротким сроком развития. Кризис может абсолютно неожиданно проявиться во время гармоничного развития предприятия и носить характер непреодолимой катастрофы или возникнуть в соответствии с предположениями и расчетами. Но в редких случаях кризис появляется неожиданно, т.е. без какого-либо предупреждения для специалистов предприятия.

 

При кризисе господствует нехватка времени для принятия решений. Оценка ограниченного времени для принятия решений зависит от состояния  кризиса и определяет степень  срочности решения проблемы.

 

Американский Институт кризис-менеджмента определяет кризис как «значительный деловой сбой, который находит отражение в средствах массовой информации. Последующая внимательная оценка ситуации со стороны общественности может негативно сказаться на нормальном функционировании организации. Более того, это может вызвать негативное воздействие на бизнес со стороны политического, правового и финансового окружения».

 

Немецкие исследователи Винер  и Каан приводят следующие признаки, характеризующие кризис на предприятии:

 

- кризис - это переломный пункт  в развивающейся смене событий  и действий;

- кризисы часто образуют ситуацию, при которой огромное значение  играет неотложность действий;

- они угрожают целям и ценностям  предприятия;

- их последствия носят тяжелый  характер для будущего задействованных в нем участников;

- они состоят из событий, которые  создают новые условия для  достижение успеха;

- они привносят неопределенность  в оценку ситуации и разработку  необходимых альтернатив для  преодоления кризиса;

- они снижают контроль над событиями;

- они снижают время на реакцию  до минимума, вызывают стресс  и страх у участников;

- имеющаяся в распоряжении у  участников информация, как правило,  недостаточна для обоснованного  принятия решений.

 

Несмотря на большое количество общих признаков, кризисы на каждом предприятии уникальны. Само определение кризиса подразумевает внезапное возникновение новой проблемы, которую нелегко предсказать и устранить, поэтому имеет смысл классифицировать кризисы, что в дальнейшем поможет быстрее находить пути их разрешения. Существуют различные теории классификации кризисов на предприятии. Наиболее широкую, на наш взгляд, классификацию приводит упомянутый выше Институт кризис-менеджмента, выделяя два признака классификации кризисов: причину их возникновения, а также скорость их распространения. Особенность этой классификации состоит в том, что равнозначно трактуются кризисные ситуации на предприятии, имеющие как экономическую, так и неэкономическую природу.

Информация о работе Кризисы в развитии организации