Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 17:27, курсовая работа
Слово «кризис» происходит от греческого crisis, которое означает «приговор, решение по какому-либо вопросу или в сомнительной ситуации». Современное значение слова находит более частое применение в медицине и означает решающую фазу развития болезни, переломный пункт, поворотную точку к лучшему или худшему.
Применительно к бизнесу кризис - это период нестабильности, ситуация, когда надвигаются серьезные перемены. При этом результат перемен может быть как крайне неблагоприятный, так и положительный. Но однозначно, что любой кризис представляет собой угрозу выживанию предприятия.
Введение. Что такое кризис на предприятии, что понимается под этим понятием? 3
Модель Ицхака Адизеса 4
Комментарий к моделе И. Адизеса. 5
Модель Ричарда Дафта 6
Комментарий к моделе Р. Дафта. 7
Концепция жизненного цикла предприятия 8
Кризисы как закономерность развития предприятий 8
Типы кризисов в соответствии с причинами их возникновения. 11
Классификация кризисов в зависимости от скорости их распространения. 12
Стадии и фазы жизненного цикла. Фазы деловой активности предприятия 13
Причины и последствия кризисов на различных стадиях жизненного цикла предприятия 14
Условия возникновения и развития кризиса в организации. 15
Сущность антикризисного управления организацией . 16
Антикризисная кадровая политика. 17
Список литературы. 20
Кризисы делят на девять категорий в соответствии с их причинами: стихийное бедствие; авария на производстве; провал нового продукта; кризис, вызванный восприятием кризисной ситуации в обществе; взаимоотношения между работниками и администрацией; ошибки в управлении; изменения в руководящем составе компании; враждебные слияния; криминальные события.
Рассмотрим более подробно обозначенные виды кризисов.
1. Стихийное бедствие. Это кризисы, которые объективно происходят в природе и не зависят от влияния человека. Например, землетрясения, вулканы, наводнения и пожары.
2. Авария на производстве. Примерами такого кризиса являются пожары, поломки оборудования, замыкания в электросети. Последствия аварий могут быть разными - от кратковременной задержки операций до критической ситуации на предприятии. Аварии являются своего рода «магнитом для СМИ», поскольку могут вызвать серьезные последствия.
3. Провал нового продукта. Этот кризис потенциально опасен для компании, поскольку новый продукт может быть не востребованным рынком, даже если был разработан и выведен на рынок в соответствии с современными методиками. Размах такого кризиса зависит от скорости принятия решений в компании и от сопротивления менеджеров любому усугублению ситуации.
4. Кризис, вызванный восприятием кризисной ситуации в обществе. Во время кризиса компания может оказаться в состоянии другого кризиса из-за ошибок при ведении работы с общественностью. Это приводит к финансовым потерям, потере ключевых сотрудников и нарушению порядка в организации из-за негативного имиджа компании. Этот тип кризиса является своего рода следствием или спутником для кризисов, вызванных аварией.
5. Взаимоотношения между работниками и администрацией. Такой кризис, вызванный конфликтом между работниками и администрацией, может привести к серьезным беспорядкам в компании. Иногда руководство реагирует агрессивно, иногда работники устраивают забастовки, что приводит к остановке предприятия. Следовательно, взаимоотношения между рабочими и руководством никогда не должны доходить до враждебности, и в этом состоит задача кризис-менеджмента.
6. Ошибки в управлении. Реальная опасность такого кризиса состоит в том, что он непредсказуем. Причина кризиса скрыта в плане, которому следует организация и который оказывается неверным уже после наступления кризиса. Например, нельзя запланировать внезапное изменение рыночной конъюнктуры, хотя менеджмент отвечает за подобный кризис, потому что не смог предвидеть потенциальную угрозу. Этот кризис могут вызвать и другие причины, например: последствия другого кризиса; ошибки в регулировании рыночного спроса; макроэкономические и политические события, оказывающие косвенное влияние на бизнес.
7. Криминальные события. В настоящее время эти кризисы становятся все более распространенными. Они представляют главную угрозу для таких отраслей, как туризм, банковское дело, авиаперевозки. Примеры криминальных событий: взятие заложника, терроризм, ограбление, воровство.
8. Изменения в руководящем составе компании. Руководители некоторых компаний столь значимы и незаменимы, что после их ухода или отставки наступает кризис. Чтобы избежать этого, компания всегда должна формировать резерв высшего руководящего звена.
9. Враждебные слияния. В последнее время этот тип кризиса случается все чаще из-за острой конкуренции между компаниями. Как правило, компании-монополисты поглощают более мелкие фирмы, заставляя их терпеть убытки. Это стоит менеджерам фирм их имени и репутации.
1. Внезапный кризис. Это сбой в деятельности компании, который наступает без предупреждения и может неблагоприятно повлиять на поведение работников, инвесторов, покупателей, поставщиков и других заинтересованных лиц. Он наносит прямой вред репутации компании и снижает ее доходы. Основными причинами внезапного кризиса являются: стихийные бедствия, которые подвергают опасности служащих и препятствуют работе компании; аварии на производстве, которые прерывают нормальную работу предприятия; ухудшение взаимоотношений между работниками и администрацией, что ведет к нарушению трудовой дисциплины, демонстрациям и забастовкам; изменения в руководящем составе компании из-за смерти ключевых руководителей.
Существует четыре уровня внезапных кризисов, в зависимости от чего выбирают различные меры противодействия.
Уровень 1. Проблема может быть разрешена силами персонала, ответственного за данный вид деятельности. Например, при поломке оборудования управляющие им операторы могут починить его без помощи со стороны.
Уровень 2. Проблема может быть разрешена ответственным персоналом при привлечении других работников, присутствующих на своих местах. Например, при поломке оборудования оператор вызывает ремонтную бригаду для устранения неисправности.
Уровень 3. Для разрешения проблемы требуется больше ресурсов и работников, чем присутствует в данный момент на предприятии. Можно привлечь людей из других офисов компании или прибегнуть к помощи внешних консультантов. Например, при серьезной поломке оборудования обращаются в сервисный центр или к фирме-производителю.
Уровень 4. Ситуация выходит из-под контроля и может негативно повлиять на весь бизнес. Обычно такая проблема приводит к невыполнению компанией своих обязательств перед контрагентами. Например, если не удалось восстановить вышедшее из строя оборудование, то производство останавливается, и нарушается график поставок, что заставляет беспокоиться покупателей и клиентов.
2. «Тлеющий» кризис. Обычно он вызван серьезной проблемой в бизнесе, с которой компания сталкивается впервые и не имеет отработанных мер противодействия. Возможными причинами «тлеющего» кризиса являются: внутренние проблемы организации, с которыми она сталкивается впервые; негативное воздействие на компанию со стороны органов власти, например инициирование судебной процедуры; проблемы со сбытом из-за неэффективного планирования. «Тлеющие» кризисы делят на четыре уровня в зависимости от степени опасности со стороны возникшей угрозы.
Данная классификация
Уровень 1. Внутренняя проблема, которая может быть разрешена усилиями лиц, ответственных за ситуации такого рода. Например, работники одного из подразделений считают, что их труд оплачивается ниже, чем в других подразделениях. Разговор со своим начальником позволяет решить эту проблему.
Уровень 2. Внутренняя проблема, которая
может быть разрешена усилиями лиц,
ответственных за ситуации такого рода,
при условии привлечения
Уровень 3. Внутренняя проблема бизнеса, которая может стать известной широкой общественности через СМИ и другие источники. Например, рабочие решили устроить демонстрацию на улице, чтобы добиться своих требований. Свои требования они выдвигают через региональный комитет профсоюза.
Уровень 4. Очень серьезная проблема, которая, скорее всего, будет известна широкой общественности и нанесет прямой и сильный удар по бизнесу. Например, между работниками и администрацией возник серьезный трудноразрешимый конфликт, все подробности которого стали достоянием общественности.
Прогнозирование циклического развития
экономики позволяет
Рассмотрим теперь нерегулярные (нециклические) кризисы. Согласно Н.В. Родионовой, среди данной категории кризисов различают промежуточные, частные, отраслевые, структурные и переходные кризисы.
Промежуточный кризис прерывает на определенное время течение какого-либо из этапов макроцикла. Он менее глубок и продолжителен по сравнению с регулярным кризисом и носит локальный характер.
Отличительной особенностью частного кризиса является то, что он охватывает не всю экономику, а отдельные ее сферы (например, банковский кризис). Отраслевой кризис охватывает одну из отраслей народного хозяйства (например, перепрофилирование оборонного комплекса страны).
Структурный кризис - это следствие нарушения закона пропорционального развития общественного производства. Он проявляется в межотраслевых диспропорциях, с одной стороны, и товарном дисбалансе - с другой (например, энергетический, бензиновый, продовольственный, сырьевой и т.д.).
Еще одна разновидность нерегулярных кризисов - переходный кризис. Вызван прекращением деятельности старой экономической модели и возникновением новой (рыночной). Причина переходного кризиса - изменение модели национальной экономики от планово-административной к рыночной. Переходный кризис характеризуется следующими признаками: снижение объемов производства продукции из-за изменения структуры спроса и разрыва старых хозяйственных связей, сложившихся в плановой экономике; рост безработицы, вызванный общим снижением производства и изменением структуры спроса на рынке труда; перераспределение прав собственности, что в ряде случаев приводит к сокращению производства; неплатежи на фоне высокой инфляции, что ведет к снижению платежеспособности и эффективности функционирования отечественных предприятий.
Таблица 1.1. Стадии кризиса с точки зрения угрозы целям предприятия
Стадия кризиса |
Характеристика стадии |
Признаки стадии кризиса |
Возможные последствия |
Стратегический кризис |
Угроза потенциалу развития предприятия или его потеря |
Отставание в технологическом развитии; истощение стратегических ресурсов (персонал, оборудование, инновационные ресурсы); отсутствие долгосрочных инвестиционных проектов |
Снижение конкурентоспособности; уменьшение рыночной стоимости фирмы |
Кризис результата |
Угроза целям и результатам деятельности предприятия или их потеря |
Снижение спроса, увеличение затрат; резкие колебания запасов и других статей оборотных активов |
Убытки, снижение ликвидности |
Кризис ликвидности |
Опасность потери ликвидности |
Значительный
рост долгов, необходимый для покрытия
убытков или финансирования роста
запасов и дебиторской |
Кредиторы стремятся вернуть свои вложения и не предоставляют новых кредитов; предприятие вынуждено вести сокращенное воспроизводство |
Неплатежеспособность |
Неспособность оплачивать обязательства |
Нет средств для ведения операционной деятельности или обязательства превышают стоимость имущества |
Прекращение деятельности; банкротство |
Причины стратегического кризиса
различны: к примеру, это упущенное
технологическое развитие или отставание
от него, не адекватная изменяющимся требованиям
рынка стратегия маркетинга. Стратегический
кризис сам по себе не приводит к
ухудшению финансово-
Кризис результата описывает состояние,
при котором предприятие
При кризисе ликвидности из-за увеличивающихся
убытков предприятие не в состоянии
вести простое воспроизводство,
поэтому объемы деятельности сокращаются.
При этом происходят резкие изменения
оборотных активов и
Устойчивая
С точки зрения организационног
Достаточное количество
признаков внутри компании
К ним можно отнести:
проблемы с достижением планов организации (поставленные цели не достигаются или достигаются не полностью);
менеджмент организации
страдает качество работы;
начинают уходить клиенты, жалуясь на недостаточное качество обслуживания;