Лекции по "Экономический анализ деятельности предприятия"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 15:48, курс лекций

Описание работы

Раздел 1. Теория и методика экономического анализа.
Тема 1. Предмет, содержание и задачи экономического анализа.
Понятие экономического анализа, история его становления и развития.

Файлы: 1 файл

КЛ_Экономический анализ деятельности предприятия.doc

— 715.00 Кб (Скачать файл)

Классификация аналитических показателей приведена  в таблице 2.2.

Таблица 2.2.

Классификация аналитических показателей.

Признаки  классификации

Показатели

1

2

1. По содержанию

Количественные  и качественные, общие и специфические

2. По степени  синтеза

Обобщающие, частные, вспомогательные

3. По единицам  измерения

Абсолютные (натуральные и стоимостные) и относительные

4. По форме связи

Факторные и  результативные

5. По способу  формирования

Нормативные, плановые, учетные, отчетные, аналитические (оценочные).


 

Показатели, используемые при анализе, взаимосвязаны  и взаимообусловлены, что вытекает из тех реально существующих связей между экономическими явлениями, которые описывают эти показатели.

Комплексное изучение экономики предприятия  предусматривает систематизацию показателей, потому что совокупность показателей, какой бы исчерпывающей она ни была, без учета их взаимосвязи, соподчиненности не может дать настоящего представления об эффективности хозяйственной деятельности. Необходимо, чтобы конкретные данные о разных видах деятельности, были органически увязаны между собой в единой комплексной системе.

Все показатели в зависимости от объекта анализа группируются в следующие подсистемы (рис. 2.1).

 




 


 

 



 

 





 

 

 

 






 




 

 

 

Рис. 2.1. Система  показателей комплексного экономического анализа.

 

Показатели, которые образуют подсистемы, можно разбить на входящие и выходящие, общие и частные. С помощью входящих и выходящих показателей осуществляется взаимосвязь подсистем. Выходящий показатель одной подсистемы является входящим для других подсистем.

Взаимосвязь основных показателей определяет последовательность выполнения анализа от изучения первичных показателей до обобщающих. Такая последовательность соответствует объективной основе формирования экономических показателей. Но это не исключает и обратную последовательность анализа – от обобщающих показателей к частным. Главное, чтобы при этом была обеспечена системность, учитывалась взаимосвязь отдельных блоков анализа между собой и достигалось единство результатов анализа по каждому разделу.

 

2.4. Способы  обработки экономической информации  при анализе.

2.4.1. способ  сравнения в экономическом анализе.

Сущность  сравнения состоит в том, что  в его процессе изучаемое (неизвестное) явление сопоставлялось с уже известным, изученным ранее, с целью определения общих черт или различий между ними. С помощью сравнения определяется то общее и специфическое, что присутствует в экономических явлениях, изучаются изменения исследуемых объектов, тенденции и закономерности развития этих объектов.

Различают горизонтальный, вертикальный, трендовый, одномерный и многомерный виды сравнительного анализа. Важное условие, которое нужно соблюдать при анализе, – необходимость обеспечения сопоставимости показателей,– поскольку сравнивать можно только однородные, однокачественные величины.

Для приведения показателей в сопоставимый вид необходимо нейтрализовать негативное влияние ценового, количественного (объемного) факторов, сравниваемые показатели необходимо привести к однородной структуре содержания, должна соблюдаться тождественность периодов времени, за которые производится сравнение.

 

2.4.2. Способ  использования средних величин  в  экономическом анализе.

Средние величины используются в анализе для обобщенной количественной характеристики совокупности однородных явлений по какому-либо признаку.

В средней  величине отражаются общие, характерные, типичные черты изучаемых явлений по соответствующему признаку. Она показывает общую меру этого признака в изучаемой совокупности, то есть одним числом характеризует всю совокупность объектов и, тем самым, позволяет сравнивать разные совокупности.

Однако средние  величины нивелируют отклонения в значениях  показателей и тем самым, в известной степени, вуалируют действительное положение вещей. Поэтому при анализе необходимо раскрывать содержание средних величин по отдельным составным частям, дополняя их среднегрупповыми, а в некоторых случаях и индивидуальными показателями.

 

2.4.3. Способы  использования относительных величин  в экономическом анализе.

Относительные показатели отражают соотношение величины изучаемого явления с величиной какого-либо другого явления или с величиной этого явления, но взятой за другое время или по другому объекту. Относительные показатели получают в результате деления одной величины на другую, которая принимается за базу сравнения. Относительные величины выражаются в форме коэффициентов, процентов и индексов.

В экономическом  анализе используются следующие  виды относительных величин: планового задания, выполнения плана, динамики, структуры, координации, эффективности. Каждый из них имеет свое назначение, используется для характеристики соответствующих сторон деятельности предприятия.

 

2.4.4. Способы  группировки информации в экономическом  анализе.

Группировка информации представляет собой деление  массы изучаемой совокупности объектов на качественно однородные группы по соответствующим признакам.

В зависимости  от решаемых задач используются типологические, структурные и аналитические (причинно-следственные) группировки. В свою очередь аналитические группировки по характеру группировочных признаков разделяются на качественные и количественные, по сложности построения – на простые и комбинированные.

Основное  значение в группировке имеет  правильный выбор группировочных признаков для подразделения изучаемых явлений на группы, то есть для расчленения совокупности и формирования групп.

При группировке  индивидуальные величины показателей  заменяются среднегрупповыми. В результате этого взаимно погашаются разные случайные отклонения, вызванные неявным воздействием других факторов, поэтому взаимосвязь проявляется более четко.

Таким образом, правильная группировка информации дает возможность изучать зависимость между показателями (хотя и служит задаче измерения тесноты связи), позволяет более глубоко разобраться в сущности изучаемых явлении, систематизировать материалы анализа, отделить главное от второстепенного, выделить наиболее характерные, типичные черты.

2.4.5. Балансовый  способ в  экономическом анализе.

Балансовый  способ служит главным образом для  отражения соотношений, пропорций двух групп взаимосвязанных и уравновешенных экономических показателей, итоги которых должны быть тождественными.

Этот метод  широко используется при анализе обеспеченности предприятия трудовыми, финансовыми, материально-техническими ресурсами, а также при оценке полноты их использования.

Как вспомогательное средство балансовый метод используется для проверки исходных сведений, на основе которых проводится анализ, а также для проверки правильности собственно аналитических расчетов, в частности при проверке правильности определения влияния разных факторов на прирост величины результативного показателя.

Балансовый  способ может быть использован при  построении детерминированных аддитивных факторных моделей. В ряде случаев с его помощью определяется величина влияния отдельных факторов на прирост результативного показателя. Например, когда из трех факторов известно влияние двух, то влияние третьего можно определить, отняв от общего прироста результативного показателя результат влияния первых двух факторов.

Наконец, в  анализе на основе балансового метода разработан один из способов факторного анализа – пропорционального деления или долевого участия.

 

2.4.6. Использование  графического способа в экономическом  анализе.

Графики представляют собой масштабное изображение показателей, чисел с помощью геометрических знаков (линий, кругов, прямоугольников) или условно-художественных фигур. Достоинства графиков – в их наглядности. Благодаря им изучаемый материал становится более доходчивым и понятным. График дает обобщающий рисунок состояния и развития изучаемого явления, позволяет зрительно заметить те закономерности, которые содержит числовая информация. На графике более выразительно проявляются тенденции и связи изучаемых показателей.

Основные  формы графиков, которые используются в экономическом анализе, – это диаграммы. Диаграммы по своей форме бывают столбиковые, полосовые, круговые, квадратные, линейные, фигурные.

По содержанию различают диаграммы сравнения, структурные, динамические, графики связи, графики контроля и т. д.

 

2.5. Методика  факторного анализа.

Под факторным  анализом понимается методика комплексного и системного изучения воздействия факторов на величину результативных показателей.

Различают следующие  типы факторного анализа:

  • детерминированный (функциональный) и стохастический (корреляционный);
  • прямой (дедуктивный) и обратный (индуктивный);
  • одноступенчатый и многоступенчатый;
  • статический и динамический;
  • ретроспективный и перспективный (прогнозный).

Основными задачами факторного анализа являются следующие:

  1. Отбор факторов, определяющих исследуемые результативные показатели.
  2. Классификация и систематизация факторов с целью обеспечения возможностей системного подхода.
  3. Определение формы зависимости между факторами и результативным показателем.
  4. Моделирование взаимосвязей между результативным и факторными показателями.
  5. Расчет влияния факторов и оценка роли каждого из них в изменении величины результативного показателя.
  6. Работа с факторной моделью (практическое ее использование для управления экономическими процессами).

Факторы, исследуемые  при анализе, с точки зрения воздействия на результаты хозяйственной деятельности делятся на основные и второстепенные, внутренние и внешние, объективные и субъективные, общие и специфические, постоянные и переменные, экстенсивные и интенсивные.

В детерминированном (функциональном) анализе выделяют следующие типы наиболее часто встречающихся факторных моделей.

Аддитивные модели:

Мультипликативные модели:

Кратные модели:

Смешанные (комбинированные) модели:

и т.д.

 

2.6. Способы  измерения влияния факторов в  детерминированном анализе.

2.6.1. Способ цепных подстановок.

Этот способ используется для расчета влияния  факторов во всех типах детерминированных  факторных моделей. Сущность его  заключается в том, что каждый из факторных показателей последовательно рассматривается как переменный при неизменности других факторных показателей. Таким образом определяют ряд условных величин результативного показателя, которые учитывают изменение одного, затем двух, трех и т.д. факторов, допуская, что остальные не меняются. Сравнение величины результативного показателя после и до изменения уровня того или другого фактора позволяет элиминировать влияние всех факторов, кроме одного, и определить воздействие последнего на прирост результативного показателя.

Алгоритм расчета, на примере  мультипликативной факторной модели типа Y = a*b*c*d, следующий. Имеются плановые и фактические значения по каждому факторному и результативному показателю.

Определение условных величин  результативного показателя:

Yпл    = aпл * bпл * cпл * dпл

Yусл.1 = aф  * bпл * cпл * dпл

Yусл.2 = aф  * bф  * cпл * dпл

Yусл.3 = aф  * bф  * cф  * dпл

Yф     = aф  * bф  * cф  * dф

Определение изменения величины результативного  показателя за счет каждого фактора:

DYа = Yусл.1 – Yпл

DYb = Yусл.2 – Yусл.1

DYc = Yусл.3 – Yусл.2

DYd =  Yф    – Yусл.3

Алгебраическая сумма влияния факторов обязательно должна быть равна общему изменению результативного показателя.

DYa + DYb + DYc + DYd = Yф – Yпл = DYобщ

Отсутствие  такого равенства свидетельствует  о допущенных ошибках в расчетах.

Используя способ цепной подстановки, следует придерживаться следующей последовательности расчетов: в первую очередь определяется величина количественных факторов и только затем – качественных. Если же имеется несколько количественных и несколько качественных частных показателей, то сначала следует изменить величину факторов первого уровня подчинения, а потом более низкого.

Информация о работе Лекции по "Экономический анализ деятельности предприятия"