Малое предпринимательство. Государственная поддержка малого предпринимательство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 16:21, курсовая работа

Описание работы

Малый бизнес обладает наибольшей чувствительностью к социально-экономической ситуации, к любым действиям, направленным на его регулирование. С одной стороны, это может проявляться в виде сокращения масштабов и структуры предпринимательства из-за необоснованных дополнительных запретов и ограничений со стороны органов власти. С другой – малые предприятия оперативно обращают в свою пользу любые неточности или непродуманность в законодательстве.

Содержание работы

Введение…………………………………………..……………………..................3
1 Сущность малого предпринимательства……………………………………..6
2 Малое предпринимательство, его роль и значение в развитии экономики…12
3 Малое предприятие как форма предпринимательской деятельности. Критерии определения малых предприятий и их характерные особенности ………….…16
4 Экономическая характеристика ИП. Пащенко А.И…………………………22
5 Формы государственной поддержки малого и среднего бизнеса…………….31
6 Заключение……………………………………………………………………….36
7 Список информационных источников………………………………………….38

Файлы: 1 файл

Курсавая моя!!!!Word.doc

— 190.00 Кб (Скачать файл)

Частнопредпринимательская фирма — это предприятие, владелец которого самостоятельно ведет дела в собственных интересах. Он управляет  фирмой, получает всю прибыль, несет  персональную ответственность по всем ее обязательствам.

Собственник фирмы обладает правом найма и увольнения работников, заключает договоры, контракты. Преимущество частнопредпринимательской фирмы состоит в простоте ее организации, управления, в свободе действий, в достаточно сильной экономической мотивации (одно лицо получает всю прибыль). Недостатки такой фирмы — ограниченность финансовых и материальных ресурсов, отсутствие развитой системы внутренней специализации производства и управления, неограниченная ответственность.

Партнерство — это предприятие, фирма, организованная несколькими лицами, совместно владеющими и управляющими ею. Важнейшие права здесь принадлежат всем партнерам, однако может быть партнерство и с ограниченной ответственностью, когда наряду с основными участниками, полностью отвечающими за деятельность фирмы, имеются партнеры, ответственность которых ограничивается суммой их вклада в дело (так называемые партнеры с ограниченной ответственностью).

В условиях партнерства относительно легче решить финансовые вопросы, связанные  с началом и продолжением деятельности предприятия, фирмы. Здесь в большей мере, чем в частнопредпринимательской фирме, можно использовать разделение труда и специализацию в производстве и управлении. Недостаток партнерства — разделение функций, вследствие чего может возникнуть несогласованность действий и даже несовместимость интересов. В результате возникающих противоречий или выхода из дела одного или нескольких партнеров возникает угроза потенциального распада партнерства.

Под корпорацией понимается предприятие или фирма, имеющая  форму юридического лица, где ответственность каждого собственника ограничена его вкладом в данное предприятие. Корпорация — общество, основанное на паях. Приобретая акции общества, отдельные лица становятся собственниками корпорации. Таким образом привлекаются финансовые средства огромного числа людей. Держатели акций получают часть дохода в виде дивидендов. Они рискуют только той суммой, которую заплатили при покупке акций. Корпорация существует независимо от ее владельцев-акционеров, что позволяет корпорации функционировать относительно стабильно.

К числу недостатков корпорации надо отнести в первую очередь  наличие определенных возможностей для различного рода злоупотреблений. Мелкие и средние владельцы акций  не могут осуществлять сколько-нибудь действенный контроль за деятельностью корпорации.

 

2.РОЛЬ МАЛОГО БИЗНЕСА В РАЗВИТИИ ЭКОНОМИКИ

На этапе экономических реформ, в период острейшего экономического кризиса, существовало расхожее мнение, что «нас спасет малый бизнес». И сегодня многие экономисты считают, что основой экономики должен стать малый бизнес. Так, М. М. Хаит в [8. С. 32] отмечает: «Хотя «лицо» любого развитого государства формируют крупные корпорации, а наличие мощной экономической силы (крупного капитала) в значительной мере определяет уровень научно-технического и производственного потенциала, подлинной основой жизни стран с рыночной системой хозяйствования является малое предпринимательство как наиболее массовая, динамичная и гибкая форма деловой жизни. Именно в секторе малого предпринимательства создается и функционирует основная масса национальных ресурсов, которые являются питательной средой крупного бизнеса». Отмечается, что в экономически развитых странах число малых и средних предприятий превышает 80 % от общего числа предприятий. В данном секторе сосредоточено две трети экономически активного населения, производится более половины валового внутреннего продукта. В этих странах проводится активная и последовательная политика по поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства [4]. Рассмотрим генезис экономики малого бизнеса в России. Он существенно уступает странам с развитой рыночной экономикой по общей численности малых предприятий. В первой половине 1990-х гг. малое предпринимательство в нашей стране развивалось чрезвычайно высокими темпами (число предприятий малого бизнеса в 1992–1995 гг. вы- росло более чем в 7 раз), затем темпы его развития снизились (число малых предприятий за 1995–1998 гг. увеличилось в 1,5 раза), а в 1999–2004 гг. количество этих предприятий возросло незначительно — лишь на 2,6 %. На начало 2007 г. в России было зарегистрировано 1 млн 37 предприятий малого бизнеса, что на 53,5 тысяч больше, чем в начале предыдущего года. При этом на предприятиях малого бизнеса занято 9,5 млн человек, что на 535 тысяч больше, чем год назад.

На сегодня  деятельность малого бизнеса охватывает практически все отрасли экономики  и выполняет ряд важнейших  функций по диверсификации и адаптации  производства, дальнейшему развитию инфраструктуры и сферы услуг, смягчению  социальных проблем, в том числе снижению уровня безработицы.

Однако по уровню развития малого бизнеса наша страна заметно отстает от других

стран «большой восьмерки»: на тысячу жителей в  России приходится 6 малых предприятий, в то время как в Англии — 46, Японии — 50, Италии — 68, США — 74 [6].

Вклад в ВВП  малого бизнеса России составляет всего 15–17 %, что в 3,5 раза меньше, чем у развитых стран. Несмотря на то, что малый бизнес занимает прочное место в отечественной экономике, он не полностью реализует свои социальные функции, а потому 23 малоэффективен и, следовательно, имеет в России недостаточно высокий социальный статус. Формирование условий для развития малого бизнеса невозможно в оторванности от формирования условий для развития бизнеса в целом. В Российской Федерации в настоящее время не сложилась благоприятная среда для развития бизнеса. Опыт других стран в вопросах развития малого бизнеса говорит о том, что для появления и стабильного развития финансовой инфраструктуры малому бизнесу нужна активная государственная политика. Более всего она требуется для начинающего бизнеса [2]. По кредитованию малого бизнеса, согласно данным Всемирного банка, Россия занимает 148-е место. Регулирование процессов развития малого бизнеса начинается с определения критериев, по которым предприятие относят к категории «малое предприятие». По нормативным документам, в России к малым предприятиям относят предприятия с численностью не более ста человек. В результате предприятия с большей численностью, независимо от их общественной значимости, не имеют тех льгот, которые имеют многие предприятия за рубежом. Так, в США к данной категории относят некоторые предприятия численностью до тысячи и даже до полутора тысяч человек [1].

Между тем развитие малого бизнеса способствует ускорению экономического роста государства, позволяет нейтрализовать безработицу и другие негативные явления рыночной экономики, а также является одним из эффективных путей самореализации человека. Благодаря быстрой адаптации к местным условиям хозяйствования, гибкости и оперативности в принятии и осуществлении решений малый бизнес получил широкое развитие и в Челябинской области. По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Челябинской области, на 1 января 2006 г. численность занятых в малом бизнесе с учетом индивидуальных предпринимателей и фермеров, включая наемных работников, составила 529,3 тыс. человек (31,9 % от общей численности занятых в экономике области).

Рост валового регионального продукта в 2006 г. по сравнению  с 2000 г. увеличился в 5,2 раза в действующих ценах, а в сопоставимых ценах — на 53,1 %. Вклад малого предпринимательства в данном росте составил 17,2 %, тогда как в 2000 г. он составлял всего лишь 11 %. Доля занятых в сфере малого предпринимательства от общей численности занятых в экономике области выросла с 21,5 % в 2000 г. до 32,0 % в 2006 г. [7]. Начиная с 1 января 2005 г. отмечалась тенденция роста малых предприятий области: их число за 2005 г. увеличилось на 2470 единиц и на 1 января 2006 г. составило 19 095. По видам деятельности малые организации охватывают практически все отрасли экономики, но наибольшее количество предприятий занято в торговле и общественном питании (48 %), промышленности (16 %) и строительстве (12 %).В общем объеме малых предприятий удельный вес предприятий торговли и общественного питания занимает 48 %. Число занятых в этой отрасли составляет около 41 % от общего числа занятых на малых предприятиях. Выручка от реализации на предприятиях торговли и общепита в 2004 г. составила 63 % от общей выручки, полученной малыми предприятиями городов. Существенна роль малого предпринимательства в строительной отрасли (509 предприятий, или 12 % от общего числа), промышленности (457 предприятий, или 16 % от общего числа), в таких отраслях экономики, как общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка (242 предприятия, или 6,3 % от общего числа 24малых предприятий), здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение (132 предприятия, или 3,4 % от общего числа малых предприятий).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Малое предприятие как форма предпринимательской деятельности. Критерии определения малых предприятий и их характерные особенности.

 

Становление и  развитие малого предпринимательства  в России является одной из основных проблем экономической политики в условиях перехода от административно-командной экономики к рыночной. Малый бизнес в рыночной экономике — ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта. В развитых странах на долю малого бизнеса приходится 60—70 процентов ВНП.

Малое предпринимательство, оперативно реагируя на изменение конъюнктуры  рынка, придает рыночной экономике  необходимую гибкость. Существенный вклад вносит малый бизнес в формирование конкурентной среды, что для высокомонополизированной экономики России имеет первостепенное значение. Именно в среде малого предпринимательства создаются условия максимально приближенные к условиям совершенной конкуренции.

Современная структура  рыночной экономики в масштабах  России предполагает 10—12 миллионов малых предприятий, работающих на предпринимательских началах, в то время, как их фактически насчитывается 300—400 тысяч. Это означает, что малое предпринимательство как особый сектор рыночной экономики еще не сформировался, а значит, фактически не используется его потенциал.

Разработка  нового законопроекта в области  малого предпринимательства и его  государственной поддержки, а также  его вступление в силу с января 2008 года подтверждают актуальность поставленной темы исследования.

Изучая вопросы малого предпринимательства в РФ, необходимо обратиться к самому понятию малого предпринимательства. Малое предпринимательство — это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных, установленных законами, государственными органами или другими представительными организациями критериях.

Общее число показателей по данным Мирового банка, по которым предприятие  относится к субъектам малого предпринимательства, составляет свыше  пятидесяти показателей. Однако наиболее часто применяемыми критериями являются следующие:

  • средняя численность занятых на предприятии работников,
  • ежегодный оборот, полученный предприятием (как правило, за один год),
  • величина активов.

Практически во всех развитых странах первым критерием отнесения предприятий к субъектам малого предпринимательства является численность работающих человек.

В российской практике существование малого предпринимательства  было разрешено в 1988 году. В этот период к числу малых отнесли  государственные предприятия, на которых среднее число ежегодно занятых не превышало 100 чел.

В соответствии с действующим в настоящее  время Федеральным законом Российской Федерации «О государственной поддержке  малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 %, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 % и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней (малые предприятия):

  • в промышленности—100 человек;
  • в строительстве— 100 человек;
  • на транспорте — 100 человек;
  • в сельском хозяйстве — 60 человек;
  • в научно-технической сфере — 60 человек;
  • в оптовой торговле — 50 человек;
  • в розничной торговле и бытовом обслуживании населения — 30 человек;
  • в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности — 50 человек.

Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью  без образования юридического лица.

Согласно Федеральному закону Российской Федерации «О государственной  поддержке малого предпринимательства  в Российской Федерации» от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ, малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные), относятся к таковым по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли.

Средняя за отчетный период численность работников малого предприятия определяется с учетом всех его работников, в том числе работающих по договорам гражданско-правового характера и по совместительству с учетом реально отработанного времени, а также работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанного юридического лица. В случае превышения малым предприятием установленной настоящей статьей численности указанное предприятие лишается льгот, предусмотренных действующим законодательством, на период, в течение которого допущено указанное превышение, и на последующие три месяца.

Федеральный закон  Российской Федерации «О развитии малого и среднего предпринимательства  в российской федерации» в ред. Федерального закона от 18.10.2007 N 230-ФЗ, вступающий в  силу с января 2008 года, вносит изменения в критерии отнесения субъекта хозяйственной деятельности к малому предприятию:

  • для юридических лиц — суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать 25 процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 25 процентов;
  • средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:

Информация о работе Малое предпринимательство. Государственная поддержка малого предпринимательство