Малое предпринимательство. Государственная поддержка малого предпринимательство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 16:21, курсовая работа

Описание работы

Малый бизнес обладает наибольшей чувствительностью к социально-экономической ситуации, к любым действиям, направленным на его регулирование. С одной стороны, это может проявляться в виде сокращения масштабов и структуры предпринимательства из-за необоснованных дополнительных запретов и ограничений со стороны органов власти. С другой – малые предприятия оперативно обращают в свою пользу любые неточности или непродуманность в законодательстве.

Содержание работы

Введение…………………………………………..……………………..................3
1 Сущность малого предпринимательства……………………………………..6
2 Малое предпринимательство, его роль и значение в развитии экономики…12
3 Малое предприятие как форма предпринимательской деятельности. Критерии определения малых предприятий и их характерные особенности ………….…16
4 Экономическая характеристика ИП. Пащенко А.И…………………………22
5 Формы государственной поддержки малого и среднего бизнеса…………….31
6 Заключение……………………………………………………………………….36
7 Список информационных источников………………………………………….38

Файлы: 1 файл

Курсавая моя!!!!Word.doc

— 190.00 Кб (Скачать файл)

Рентабельность работы предприятия определяется прибылью2, которую он получает. Показатели рентабельности отражают, насколько эффективно предприятие использует свои средства в целях получения прибыли. При этом рентабельность характеризует не только эффективность затрат, но и изменения в политике ценообразования, эффективность управления затратами. Поэтому показатели рентабельности являются важным ориентиром при управлении финансами.

Насколько рентабельно  работает предприятие в области  коммерческой деятельности можно увидеть, проанализировав данные таблицы 1.4.

Коэффициент рентабельности продаж позволяет установить долю прибыли  в выручке от реализации продукции. Он показывает, насколько эффективно и прибыльно предприятие ведет  свою деятельность.

Таблица 1.4 –  Основные показатели динамики показателей рентабельности И.П. Пащенко А.И.

        Показатели 

  2010 

  2011  

  2012    

Изменение, 2012 к 2010 (+,-)

Изменение, 2012 к 2011, (+,-)

Выручка от реализации продукции, тыс. руб.

 

138891

 

205677

 

434411

 

295520

228734

Валовая прибыль, тыс. руб.

5972

13982

12041

6069

-1941

Среднегодовая стоимость основных средств, тыс. руб.

 

159951

 

208206

 

224810

 

64859

16604

Среднегодовые остатки запасов, тыс. руб.

 

96026

 

185620

 

224100

 

128074

38480

Среднегодовая валюта баланса, тыс. руб.

444682

602466

605192

160510

2726

Рентабельность  продаж, %

8,0

4,6

12,4

4,4

7,8

Рентабельность  всего капитала, %

1,3

2,3

2,0

0,7

-0,3

Рентабельность  производственных фондов, %

 

3,7

 

6,7

 

5,4

 

1,7

-1,3


 

Коэффициент рентабельности продаж увеличился с 8 % в 2010 году до 12,4 % в 2012 году и c 4.6% в 2010 году до 12,4% в 2012 году. Его повышение свидетельствует об увеличении прибыльности коммерческой деятельности предприятия.

Коэффициент рентабельности всего капитала показывает, сколько прибыли получено предприятием с единицы стоимости всех активов независимо от источников привлечения средств. Данный коэффициент увеличился с 1,3% в 2010 году до 2% в 2012 году, т. е. можно сказать, что с единицы стоимости всех активов в 2012 году было получено 2 рубля прибыли. А в 2011 году данный коэффициент был равен 2,3%, значит с единицы стоимости всех активов в 2011 году было получено 2,3 рубля.

Коэффициент рентабельности производственных фондов показывает размер прибыли, получаемой на единицу стоимости основных фондов и производственных запасов. Рентабельность производственных фондов увеличилась в 2012 году по сравнению с 2010 годом на 1,7 % и составила 5,4 %. Величина полученного коэффициента свидетельствует о высокой рентабельности производственных фондов.

Таким образом, данные, представленные в таблице 2.4, свидетельствует о рентабельности всех показателей деятельности предприятия. Рост всех показателей рентабельности связан с ростом валовой прибыли, увеличением расширения его деятельности, с более эффективным использованием капитала предприятия в 2012 году по сравнению с 2010 годом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Формы государственной поддержки малого и среднего бизнеса

 

Постановление Правительства РФ от 11 мая 1993 г. № 446 «О первоочередных мерах по развитию и государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» предусматривало целый комплекс первоочередных мер по стимулированию и государственной поддержке малых предприятий:

• освобождение от налогообложения прибыли, накопленной  за определенный период и используемой для развития собственного производства;

• установление льготных ставок налога на прибыль  малых предприятий в третий и четвертый года работы с момента их регистрации;

• возмещение налога на добавленную стоимость, уплачиваемого  малыми

предприятиями поставщикам оборудования и иных основных средств;

• освобождение от налога на прибыль средств негосударственных  юридических лиц, от подоходного  налога— физических лиц, направляемых в Фонд поддержки предпринимательства  и развития конкуренции и аналогичные государственные фонды, создаваемые органами власти и управления субъектов РФ и органами местного самоуправления;

• предоставление льгот по налогообложению доходов  коммерческих банков,

выделяющих  кредиты малым предприятиям производственного  профиля;

• распространение  на малые предприятия, образованные в результате выделения (разделения) предприятий-монополистов, при условии их приватизации, льгот по налогообложению, установленных для вновь созданных малых предприятий;

• сохранение налоговых  льгот для малых предприятий при их приватизации;

• уточнение  порядка и срока взимания налога на прибыль и налога на

добавленную стоимость для малых предприятий.

Кроме того, в  постановлении были названы приоритетные с точки зрения

интересов государства виды деятельности:

• производство и переработка сельскохозяйственной продукции;

• производство продовольственных и промышленных товаров) товаров народного

потребления, лекарственных  препаратов и медицинской техники;

• оказание производственных, коммунальных и бытовых услуг;

• строительство  объектов жилищного, производственного  и социального назначения;

• инновационная  деятельность.

Постановление, по-видимому, сыграло положительную  роль, поскольку в 1993 г. отмечался  заметный рост числа малых предприятий  во всех отраслях.

Установлено, что  в первые два года работы не платят налог на прибыль вновь

созданные малые  предприятия, осуществляющие производство и переработку сельскохозяйственной продукции, производство продовольственных  и промышленных товаров, товаров  народного потребления, медицинской техники, лекарственных средств, изделий медицинского назначения, технических средств профилактики инвалидности и реабилитации инвалидности, а также строительство объектов

жилищного, производственного, социального и природоохранного назначения при условии, что выручка от указанных видов деятельности превышает 70% общей суммы выручки от реализации продукции. В третий и четвертый год работы указанные предприятия уплачивают налог на прибыль в размере соответственно 25% и 50% от основной ставки, если выручка от перечисленных видов деятельности составляет 90% общей суммы выручки от реализации продукции.

Указом были уменьшены в 2 раза налоговые ставки для банков и страховых

организаций, которые  обслуживают преимущественно малые  предприятия,

занимающиеся указанными видами деятельности. Освобожденную от

налогообложения прибыль предлагалось направлять в  качестве добровольных взносов в  Фонд поддержки малых предприятии и развития конкуренции. В соответствии с указом малые предприятия были освобождены от внесения авансовых взносов по налогу на прибыль, а физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, — от уплаты НДС.

Надо признать, что поддержка предпринимательства  требует больших затрат, а возможности государственного бюджета весьма ограничены, поэтому большие надежды возлагаются на отечественных и иностранных инвесторов, Федеральная программа предусматривает привлечение российских и зарубежных банков, а также других кредитно-финансовых организаций к финансированию под гарантии Правительства РФ.

Новый курс государственной  поддержки малого предпринимательства  в части повышения инвестиционной активности базируется на следующих принципах:

• привлечение  частных, в том числе иностранных, кредитов под государственные гарантии, а также трансформация сбережений граждан в инвестиции при условии корректировки налогового законодательства (уменьшение ставки налога на доходы физических лиц на сумму средств, направляемых в инвестиции);

• отмена всех существующих налоговых льгот, которые потворствуют нецелевому использованию средств и снижают ответственность за результаты хозяйственной деятельности, и увеличение за счет этого бюджетных фондов инвестиционной поддержки малых предприятий;

• переход к экономическим (коммерческим) механизмам распределения средств федерального бюджета путем создания гарантийных фондов кредитования и финансового лизинга.

В настоящее  время в 76 регионах РФ проекты программ поддержки малого бизнеса находятся в разных стадиях проработки, а более чем в 40 регионах они утверждены и проводятся в жизнь. Анализ этих документов и в первую очередь федеральной программы позволяет вскрыть ряд существенных недостатков, таких как:

• несогласованность, «нестыковка» элементов программ, в частности

аналитических разделов и блока практических мер;

• декларативность, расплывчатость поставленных задач;

• чрезмерная широта спектра планируемых мер, ведущая  к распылению средств;

• не реалистичность, необоснованность ожидаемых конечных результатов

(запланированные на 1996 г. увеличение в 1, 2-5 раза числа малых предприятий и создание около 1 млн новых рабочих мест на деле обернулись падением первого показателя на 50 тыс. и второго на 2, 9 млн чел. по сравнению с 1995 г.

Правовая база регулирования и поддержки малого бизнеса не исчерпывается вышеназванными законодательными и нормативными актами — были перечислены лишь основные. Особое место занимает в ней налоговое, арбитражное, трудовое, уголовное законодательство.

Несомненно, положительную роль в становлении законного бизнеса должно сыграть введение с 1 января 1997 г. нового Уголовного Кодекса РФ и реализация на практике статей о наказании за экономические преступления.

До недавнего времени поддержка малого предпринимательства в России

возлагалась на несколько министерств и ведомств: Минэкономики, Минфин,

Миннауки, МВЭС, Минтруд, ГКАП, ФСЗ, Госкомпром РФ и др., многие из которых и сегодня остаются основными исполнителями федеральных программ, для чего в этих органах госуправления были созданы соответствующие подразделения (департаменты, отделы).

Система государственной  поддержки малого бизнеса на федеральном  уровне

формировалась в значительной мере стихийно. Зачастую задачи, поставленные перед ведомством, не отвечали его основным функциям, сфере деятельности и уровню ответственности и даже противоречили ведомственным интересам. Из-за плохой координации действий некоторые функции дублировались, а другие оставались бесхозными, а в итоге имело место распыление и без того скудных ресурсов. Оставляла желать лучшего достоверность циркулирующей в системе информации.

О необходимости  образования специального государственного органа, который занимался бы исключительно поддержкой и регулированием малого

предпринимательства, заговорили уже в первые годы «перестройки», однако,

несмотря на отдельные попытки, ничего путного  из этого не получалось.

Осознав, как  видно, что у семи нянек дитя остается без глаза, Президент

издал в июне 1995 г. указ о создании Госкомитета РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства (ГКРП).

Новая структура  призвана выдвигать предложения  по совершенствованию

действующего  законодательства в области государственной  поддержки малого бизнеса, анализировать  состояние этого сектора экономики  и эффективность государственной помощи, готовить предложения об использовании на льготных условиях субъектами малого предпринимательства государственных финансовых, материально-технических, информационных ресурсов, а также научно-технических

разработок, технологий и др. Ратуя за то, чтобы российский предприниматель работал на укрепление экономики в целом, ГКРП добился размещения на малых предприятиях 15% госзаказа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

В целом по нашей  стране по всем рассматриваемым показателям  развития малого предпринимательства отмечается негативная динамика. Масштабы развития малого предпринимательства в России и его вклад в оздоровление экономики сегодня явно не достаточный. Одной из причин такого положения состоит в том, что не получила должного развития государственная поддержка предприятий малого бизнеса. Следует отметить значительное расхождение в различных регионах. В одних регионах проблемы связаны с бюрократическим производством. В других – острая конкурентная борьба. Можно сказать, что позитивные сдвиги в создании условий для развития бизнеса вообще, и малого в частности, наблюдаются там, где во власть пришли прагматичные люди из бизнеса.

Информация о работе Малое предпринимательство. Государственная поддержка малого предпринимательство