Материальное стимулирование на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 11:48, реферат

Описание работы

Цель дипломной работы состоит в анализе системы стимулирования труда принятой на предприятии ОАО «Кузбассразрезуголь» и разработке рекомендаций по её совершенствованию в современных условиях. Реализация данной цели требует решения следующих задач:
- изучение существующих теорий стимулирования труда и их развитие;
- изучение понятий и сущности системы стимулирования эффективного и качественного труда на современном этапе;
- изучение видов и форм стимулирования труда, раскрытие их структуры и содержания;
- определение основных принципов создания системы стимулирования труда;

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические основы стимулирования труда
1.1 История стимулирования труда
1.2 Понятие и сущность стимулирования труда
1.3 Классификация видов и форм организации стимулирования труда
1.4 Заработная плата, как основной стимул труда
1.5 Принципы создания системы стимулирования на предприятии
1.6 Проблемы стимулирования труда в современных условиях и способы их решения

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 74.45 Кб (Скачать файл)

Содержание

         Введение

         Глава 1. Теоретические основы стимулирования труда

         1.1 История стимулирования труда

         1.2 Понятие и сущность стимулирования труда

        1.3 Классификация видов и форм организации стимулирования труда

        1.4 Заработная плата, как основной стимул труда

        1.5 Принципы создания системы стимулирования на предприятии

        1.6 Проблемы стимулирования труда в современных условиях и способы их решения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 
В быстро меняющемся мире важно  не отстать от мировых достижений в мотивации труда. В рыночной экономике при острейшей конкуренции  важным фактором развития предприятия  является соотношение цены и качества товара. Имея современное оборудование, отработанное технологическое производство, необходимую сырьевую базу совсем не означает, что предприятие будет  успешно работать. Ведь все то же самое может быть и у конкурентов. И тогда остается последнее, человеческие ресурсы. Способность человека к рационализации и творчеству может проявиться в оптимизации издержек производства, нестандартного подхода к решению проблем, в кардинальной мере изменить приложение труда и построить новые схемы функционирования предприятия, это в свою очередь и определяет уникальность человеческого фактора.

Отсутствие разработанной  системы стимулирования качественного  и эффективного труда создает  предпосылки снижения конкурентоспособности  предприятия, что негативно сказывается  на заработной плате и социальной атмосфере в коллективе.

Так как наемные рабочие  равноудалены от собственности работодателя, то возникает потребность заинтересовать работников через результаты труда, получение ими благ, необходимых  для жизни.

Актуальность  выбранной темы состоит в повышении качества и производительности труда на предприятиях в современных условиях посредством корректного выбора систем стимулирования и методов мотивации человеческого труда. Детально разработанная система стимулирования эффективности и качества труда позволяет мобилизовать трудовые потенциалы, создавать необходимые заинтересованности работников в росте индивидуальных результатов, проявлении творческого потенциала, повышении уровня их компетентности, снижении удельного веса живого труда на единицу продукции и повышении качества выполняемых работ.

Объектом исследования в работе являются проблемы стимулирования труда в современных условиях.Предметом исследования – система стимулирования и мотивации труда на предприятии филиал «Бачатский угольный разрез» ОАО «Кузбассразрезуголь».

Цель дипломной работы состоит в анализе системы стимулирования труда принятой на предприятии ОАО «Кузбассразрезуголь» и разработке рекомендаций по её совершенствованию в современных условиях. Реализация данной цели требует решения следующих задач:

- изучение существующих  теорий стимулирования труда  и их развитие;

- изучение понятий и  сущности системы стимулирования  эффективного и качественного  труда на современном этапе;

- изучение видов и форм  стимулирования труда, раскрытие  их структуры и содержания;

- определение основных  принципов создания системы стимулирования труда;

- выделение проблем стимулирования  труда, возникающих на предприятиях  в современных условиях, пути  их решения;

- исследование мировых  тенденций развития систем стимулирования труда;

- анализ и разработка  рекомендаций по совершенствованию  системы стимулирования эффективности  и качества труда на предприятии  ОАО «Кузбассразрезуголь».

Дипломная работа состоит  из введения, трёх глав, заключения, списка используемой литературы и приложения. Каждая глава соответствует поставленным в работе задачам.

В первой главе изложены теоретические основы стимулирования труда, рассмотрены понятие и  сущность системы стимулирования, ход  развития теорий мотивации и стимулирования труда, приведена классификация  видов и форм стимулирования труда, изложены основные принципы создания системы стимулирования труда, также рассмотрены современные проблемы стимулирования труда.

Во второй главе дана краткая  характеристика предприятия и проведен анализ системы стимулирования труда  филиала «Бачатский угольный разрез» ОАО «Кузбассразрезуголь».

В третьей главе исследованы  тенденции развития систем стимулирования труда в мировой практике, а  также даны рекомендации по усовершенствованию системы стимулирования труда на предприятии ОАО «Кузбассразрезуголь».

Методологической и теоретической  основой написания дипломной  работы послужила специальная учебная  и периодическая литература по исследуемой  проблеме. Среди авторов данной литературы следует отметить Веснина В.Р., Травина  В.В., Старобинского Э.Е., Наумова  А.И., и др. Для выполнения работы были использованы также данные финансовой отчётности за 2005, 2006 года филиала «Бачатский угольный разрез» и коллективный договор ОАО «Кузбассразрезуголь».

Выводы и рекомендации данной дипломной работы могут быть использованы в процессе организации  деятельности любого промышленного  предприятия.

Глава 1. Теоретические  основы стимулирования труда

 

1.1 История стимулирования  труда 

 

Знакомство с историей научных исследований показывает, что  проблемами мотивации занимались психологи, а проблемами стимулирования – управленцы (как теоретики, так и практики). Поэтому продолжительное время  в научном мире проблемы мотивации  находились в одном отсеке, а стимулирования – в другом. Но на практике картина  была иной - и те, и другие проблемы приходилось решать, считаясь с их взаимосвязью.

За тысячи лет до того, как понятия  «мотивация и стимулирование труда» вошли в лексикон руководителей, было хорошо известно, что можно намеренно воздействовать на людей для успешного выполнения задач организации. Самым первым из применяемых приемов был метод кнута и пряника[1]. В Библии, древних преданиях и даже античных мифах можно найти множество историй, в которых короли держат награду перед глазами предполагаемого героя или заносят меч над его головой. Однако королевские дочери и сокровища предлагались лишь немногим избранным. Предлагаемые «пряники» в награду за большинство дел едва ли были съедобны. Просто принималось как само собой разумеющееся, что люди будут благодарны за все, что позволило бы им и их семьям выжить. Это было обычным явлением в странах Запада в конце XIX века, в течение почти всего периода промышленной революции.

Когда, примерно в 1910 году, возникла «школа научного управления», жизнь трудящихся существенно не улучшилась, несмотря на достижения технологии. Однако Ф.У. Тейлор и его современники уже осознали всю глупость заработков на грани голода. И они сделали стимулирование по типу кнута и пряника более эффективным, когда объективно определили понятие «достаточной дневной выработки» и предложили оплачивать труд тех, кто производил больше продукции, пропорционально их вкладу. В основе концепции Тейлора, концепции «экономического» человека[2], лежало почти полное игнорирование «человеческих» аспектов труда, «поведением человека руководит, прежде всего, стремление к материальной выгоде», увеличение эффективности и качества труда в наибольшей степени стимулируется за счет экономических потребностей работника.

Хотя попытки применить в  управлении психологические мотивы были и раньше, только с появлением работы Элтона Мэйо стало ясно, какие потенциальные выгоды это сулит, а также то, что стимулирование по типу кнута и пряника является недостаточным.

Элтон Мэйо был одним из немногих академически образованных людей своего времени, который обладал как верным пониманием научного управления, так и подготовкой в области психологии. Он создал себе известность и репутацию в ходе эксперимента, проводимого на текстильной фабрике в Филадельфии в 1923 - 1924 гг. Это и последующие исследования показали, что человеческие факторы, особенно социальное взаимодействие и групповое поведение, значительно влияют на производительность индивидуального труда. Эти идеи позволили основать новое направление менеджмента - концепцию "человеческих отношений" (концепция «психологического» человека), которая доминировала в теории управления до середины 1950-х годов[3].

В царской России, безусловно, существовало стимулирование труда. В  результате смены политического  строя В.И. Ульянов в первые годы советской власти подчеркивал необходимость определенного сочетания в управлении трудящимися методов убеждения (прямой мотивации) и побуждения (стимулирования).

В годы перехода к новой  экономической политике в ряде документов правительством настоятельно рекомендовалось  отказаться от уравнительности в  оплате труда. Ставился вопрос о переходе предприятий на хозрасчет и самофинансирование.

Однако выдвинуть на первый план методы стимулирования как способ управления трудящимися в этот период по ряду объективных и субъективных причин не удалось. В 1920-е годы постепенно происходит возрастание степени  централизации управления воздействий  на трудовые коллективы. На авансцену  все более уверенно выходят административно-бюрократические  методы управления, методы властной (принудительной) мотивации.

Методы принуждения были основными в нашей стране практически  до середины 60-х годов.

Стимулирование труда в основе направлено на удовлетворение потребностей человека, физиологического или психологического ощущения недостатка чего-либо. В 1940-е  годы психолог Абрахам Маслоу и Генри Мюррей предложили разделить потребности на пять основных категорий[4]:

1. Физиологические потребности являются необходимыми для выживания. Они включают в себя потребности в еде, воде, убежище, отдыхе и сексуальные потребности.

2. Потребности в безопасности и уверенности в будущем включают потребности в защите от физических и моральных опасностей со стороны окружающей среды и уверенность в том, что физиологические потребности будут удовлетворены в будущем.

3. Социальные потребности, иногда называемые потребностями в причастности, включающие в себя чувство принадлежности к кому-либо или чему-либо, чувство, что тебя принимают другие, чувство социального взаимодействия, привязанности и поддержки.

4. Потребности в уважении включают в себя потребности в самоуважении, личных достижениях, компетентности, уважении со стороны окружающих, признании.

5. Потребности самовыражения - потребность в реализации своих потенциальных возможностей и росте как личности.

По теории Маслоу все эти потребности можно разложить в виде строгой иерархической структуры (рис.1), в которой они располагаются в соответствии с приоритетом. Поведение человека определяет самая нижняя неудовлетворенная потребность в иерархической структуре. После того, как потребность удовлетворена, ее мотивирующее воздействие прекращается.

Несколько иную классификацию  потребностей дает теория Дэвида Мак-Клелланда. Он считал, что людям присущи три потребности: власти, успеха и причастности. У разных людей может доминировать та или другая из них.

Наиболее последовательные методы мотивации в рамках школы «человеческих  отношений» разработаны профессором  Мечиганского университета Девидом Мак-Грегором. Известны его две концепции «теория икс» и «теория игрек»[5]. Согласно первой теории, наемные работники безответственны и безынициативны, стремятся только к удовлетворению материальных потребностей. Вторая теория исходит из того, что человек по своей натуре энергичен, честолюбив, в процессе трудовой деятельности стремится к удовлетворению не только материальных, но и духовных потребностей в творчестве и самореализации.

По мнению Д. Мак-Грегора, работники, занятые на производстве, уже в основном удовлетворили  свои материальные потребности. Поэтому  материальное поощрение не может  служить стимулом, побуждающим человека к повышению эффективности своего труда. Потребности более высокого уровня могут быть удовлетворены  лишь работой, которая требует «интеллектуальной  активности» и «морального выбора». Эти идеи были позднее развиты  Фредериком Герцбергом в разработанном им методе «обогащения работ». Согласно этому методу, только интересная и содержательная работа, позволяющая добиваться успеха и дающая вознаграждение в виде признания и повышения служебного статуса, может способствовать повышению эффективности труда. Герцберг выделил несколько психологических условий («гигиенических факторов»), создающих настрой на труд:

- условия работы;

- заработок;

-межличностные отношения  с начальниками, коллегами и подчиненными;

- политика фирмы и администрация;

- степень непосредственного  контроля за работой;

- социальное положение  работника;

- гарантия сохранения  работы;

- стиль личной жизни.

По концепции Герцберга, гигиенические факторы не являются активными. Такую функцию выполняют мотивационные факторы: трудовые успехи работника, признание его заслуг, предоставление самостоятельности, служебный рост, профессиональное совершенство, обогащение труда элементами творчества[6].

Дальнейшие поиски более совершенных  методов интенсификации труда с  учетом человеческого фактора привели  ученых к выработке нового научного направления, школы «социальных систем»[7], представителями которой являются Ч. Борнард и Г. Саймон. Эта школа рассматривает социальную организацию как комплексную систему с рядом составляющих ее частных подсистем, важнейшей из которых является сам индивидуум. Идут поиски возможных путей сочетания интересов работников с интересами фирмы в целом на основе обеспечения удовлетворения работником своих потребностей в организации.

Ч. Борнард делает вывод о действенности материального вознаграждения до определенных пределов. Однако это не говорит о том, что их полностью можно компенсировать нематериальными вознаграждениями. В каждой конкретной ситуации необходимо их определенное сочетание.

Информация о работе Материальное стимулирование на предприятии