Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 11:48, реферат
Цель дипломной работы состоит в анализе системы стимулирования труда принятой на предприятии ОАО «Кузбассразрезуголь» и разработке рекомендаций по её совершенствованию в современных условиях. Реализация данной цели требует решения следующих задач:
- изучение существующих теорий стимулирования труда и их развитие;
- изучение понятий и сущности системы стимулирования эффективного и качественного труда на современном этапе;
- изучение видов и форм стимулирования труда, раскрытие их структуры и содержания;
- определение основных принципов создания системы стимулирования труда;
Введение
Глава 1. Теоретические основы стимулирования труда
1.1 История стимулирования труда
1.2 Понятие и сущность стимулирования труда
1.3 Классификация видов и форм организации стимулирования труда
1.4 Заработная плата, как основной стимул труда
1.5 Принципы создания системы стимулирования на предприятии
1.6 Проблемы стимулирования труда в современных условиях и способы их решения
Система материального и морального стимулирования труда представляет собой совокупность мер, направленных на повышение деловой активности работающих и как следствие - повышение эффективности труда и его качества[18]. Стимулирование труда как метод управления дополняет административно-правовые методы управления, побуждая работников и их коллективы работать больше и лучше, чем это предусмотрено трудовыми соглашениями.
Стимулы могут быть материальными и нематериальными, а сочетание материальных и моральных стимулов является одним из важнейших принципов стимулирования. В составе материальных можно выделить денежные и неденежные стимулы, в составе нематериальных - социальные (престижность труда, возможность роста), моральные (уважение со стороны окружающих, награды) и творческие (возможность самореализации и самосовершенствования). Выделяют следующие основные формы стимулирования работников предприятия[19]:
1. Заработная плата, характеризующая оценку вклада работника в результаты деятельности предприятия (абсолютная величина и соотношение с уровнем оплаты других работников предприятия). Она должна быть сопоставима с оплатой труда на аналогичных предприятиях отрасли и региона и конкурентоспособна. Заработок работника определяется в зависимости от его квалификации, личных способностей и достижений в труде и включает различные доплаты, надбавки и премии. Доплаты и компенсационные надбавки учитывают те производственные и социальные характеристики труда, которые объективно не зависят от работника. Надбавки и доплаты выполняют стимулирующие функции, отражают производственные результаты деятельности работника и носят стабильный характер. Премии предназначены для стимулирования работников на достижение какого-то определенного результата и носят изменчивый характер;
2. Социальные выплаты, включающие субсидированное и льготное питание, продажу собственной продукции предприятия работникам со скидкой, оплату расходов на проезд работника к месту работы и обратно, предоставление работникам беспроцентных ссуд или ссуд с низким уровнем процента, предоставление права пользования транспортом фирмы, оплату больничных листов сверх определенного уровня, страхование здоровья работников и членов их семей за счет фирмы и др.;
3. Нематериальные (неденежные) льготы и привилегии персоналу, в том числе предоставление права на скользящий, гибкий график работы, предоставление отгулов, увеличение продолжительности оплачиваемых отпусков за определенные достижения и успехи в работе, более ранний выход на пенсию и т. д.;
4. Дивиденды по акциям фирмы (участие в акционерном капитале предприятия) и участие в прибылях;
5. Мероприятия, повышающие содержательность труда, самостоятельность и ответственность работника, стимулирующие его квалификационный рост. Привлечение работников к управлению предприятием также повышает их мотивацию, поскольку в данном случае решается проблема отчуждения от предприятия. Всемерное развитие горизонтальных связей и горизонтальных структур управления является организационной основой для мотивации работников;
6. Создание благоприятной социальной атмосферы, устранение статусных, административных, психологических барьеров между отдельными группами работников, между рядовыми работниками и работниками аппарата управления, развитие доверия и взаимопонимания внутри коллектива. Образование различных неформальных функциональных групп работников (например, кружки качества), участие в которых формирует чувство непосредственной причастности к делам предприятия. Моральное поощрение работников;
7. Продвижение работников по службе, планирование их карьеры, оплата обучения и повышения квалификации.
Данные мероприятия по
повышению мотивации труда
Вид стимулирования - это разновидность стимулирования как способа управления поведением, выделенная по предмету потребности, с помощью которого субъект управления воздействует на поведение объекта управления, используя его в качестве стимула. При таком подходе следует различать пять видов стимулирования:[20]
1. моральное,
2. материальное денежное,
3. материальное неденежное,
4. свободным временем,
5. трудовое (организационное).
Дадим краткую характеристику каждому из выделенных видов стимулирования.
Моральное стимулирование - это разновидность стимулирования, регулирующая поведение объекта управления на основе использования предметов и явлений, специально предназначенных для выражения общественного признания и способствующих повышению или снижению его престижа. В данном случае в качестве предмета потребности выступают все ценности и явления, способствующие повышению (снижению) престижа, авторитета объекта управления в общественном мнении.
Материальное денежное стимулирование - это разновидность стимулирования, регулирующая поведение объекта управления на основе использования различных денежных выплат и санкций. В качестве непосредственного предмета потребности здесь выступают деньги, с помощью которых в дальнейшем будут удовлетворяться самые разнообразные потребности объекта стимулирования.
Материальное неденежное стимулирование - это разновидность стимулирования, регулирующая поведение объекта управления на основе использования тех материальных благ, которые в условиях социалистической системы хозяйствования принципиально в рамках законного поведения не могут приобретаться за деньги или являются дефицитными, вследствие чего право их распределения предоставлено субъекту управления. Здесь в качестве предмета потребности выступает определенный набор конкретных материальных благ, который с течением времени по мере развития общественного производства и удовлетворения потребностей объектов стимулирования в ряде из них может существенно меняться.
Стимулирование свободным временем - это разновидность стимулирования, регулирующая поведение объекта управления на основе изменения времени его занятости в общественном производстве и, следовательно, изменения величины его свободного времени. Здесь специфическим предметом потребности является время.
Трудовое (организационное) стимулирование - это разновидность стимулирования, регулирующая поведение объекта управления на основе изменения чувства его удовлетворенности выполняемой работой или занимаемой должностью. Здесь в качестве предмета потребности выступают: наличие творческих элементов в труде, его организации в целом, возможности участия в управлении производством, перспективы продвижения по службе (в том числе в пределах одной и той же профессии), возможности для поездки в творческие командировки и т. д.
Под формой организации стимулирования понимается характерная особенность (способ) взаимосвязи результатов деятельности и стимулов, выделенных по определенному классификационному признаку (основанию). Оснований для классификации форм организации стимулирования может быть несколько. Наибольшую практическую значимость имеет выделение следующих форм организации стимулирования.
1. По степени информированности объекта управления о взаимосвязи результатов деятельности и стимулов:
· опережающая - информация об указанной взаимосвязи дается до начала деятельности;
· подкрепляющая - о взаимосвязи результатов деятельности и стимулов объект управления узнает только после ее окончания. В этом случае стимул как бы подкрепляет уже осуществленные действия (поощряет позитивные и наказывает негативные).
2. По учету результатов деятельности при назначении стимула:
· коллективная - величина стимула устанавливается по результатам деятельности в целом трудового коллектива, бригады, участка, цеха и т. д.;
· индивидуальная - величина стимула устанавливается по результатам деятельности каждого конкретного работника.
3. По учету отклонения результатов деятельности от нормативных при определении (назначении) стимула:
· позитивная - при назначении стимула оценивается только достижение или превышение нормативных, плановых результатов;
· негативная - при назначении стимула оценивается недостижение (отставание, отклонение) нормативных или общественно признанных результатов деятельности.
4. По лагу между результатами деятельности и получением стимула:
· непосредственная - стимул вручается сразу же после завершения деятельности, т. е. лаг как таковой отсутствует;
· текущая - стимул вручается с отставанием от результатов деятельности длительностью до одного года (еженедельные, ежемесячные, ежеквартальные или полугодовые поощрения и наказания);
· перспективная - стимул вручается (назначается) с отставанием от результатов деятельности длительностью не менее года (вознаграждение по итогам работы за год, пятилетку, назначение пенсии и т. д.).
5. По степени и характеру конкретности условий получения стимула:
· общая - конкретность в оценке результатов деятельности для получения стимула отсутствует;
· эталонная - стимулы учреждаются за достижение конкретных, заранее оговоренных результатов;
· соревновательная - стимулы учреждаются за занятое место в соревновании или конкурсе.
Возможно выделение форм организации стимулирования и по другим основаниям (признакам). Классификация форм организации стимулирования по выделенным выше признакам должна способствовать повышению эффективности всей работы по созданию единой (комплексной) системы стимулирования трудовой активности, как отдельных работников, так и трудовых коллективов в целом. Безусловно, выделение видов и форм организации стимулирования носит несколько условный характер. В реальной жизни в чистом виде практически ни один вид и ни одна форма организации стимулирования не применяются. Их использование обычно носит комплексный характер, т. е. при стимулировании различных объектов управления и направлений их деятельности происходит сложное переплетение различных видов и форм организации стимулирования.
Степень сочетания видов
и форм организации стимулирования
во многом определяется спецификой объекта
управления. Выделение видов и
форм организации стимулирования позволяет
провести углубленный анализ существующих
систем стимулирования и выявить
наиболее эффективные из них с
точки зрения влияния на поведение
объектов управления в конкретных условиях
производства. В конечном итоге путем
комбинирования видов и форм организацией
стимулирования для различных видов
деятельности и конкретных хозяйственных
ситуаций можно проектировать
1.4 Заработная плата, как основной стимул труда
Заработная плата является формой вознаграждения
за труд и важным стимулом работников
фирмы, выполняя воспроизводственную,
стимулирующую (мотивационную), социальную
и учетную функции[21].Воспроизводственна
Общий уровень оплаты труда на фирме может зависеть от следующих основных факторов:
• результатов хозяйственной деятельности предприятия;
• кадровой политики предприятия;
• стоимости жизни (потребительской корзины);
• уровня безработицы в
регионе, области, среди работников
соответствующих
• влияния профсоюзов, конкурентов и государства и др.
Рациональная организация
оплаты труда на предприятии позволяет
стимулировать результаты труда
и деятельность его работников, обеспечивать
конкурентоспособность на рынках труда
и готовой продукции, необходимую
рентабельность и прибыльность продукции.
Цель рациональной организации оплаты
труда - обеспечение соответствия между
его величиной и трудовым вкладом
работника в общие результаты
хозяйственной деятельности предприятия,
т. е. установление соответствия между
мерой труда и мерой
На разных предприятиях действуют свои системы оплаты и стимулирования труда.
В основу организации оплаты труда на предприятии могут быть положены следующие основные принципы[22]:
♦формы материального вознаграждения должны быть конкурентоспособны относительно форм вознаграждения других организаций;
♦ учет размера минимальной оплаты труда, установленной государством;
♦ обеспечение социальной защищенности работников организации с помощью государственных и внутрифирменных гарантий труда;
♦ осуществление оплаты по конечным результатам производства и в зависимости от количества и качества затраченного труда;
♦ дифференциация заработной платы в зависимости от квалификации работника, условий труда, отраслевой и региональной принадлежности предприятия, обеспечение рациональных соотношений в оплате сложного и простого, умственного и физического труда;
♦ систематическое повышение реальной заработной платы, т.е. превышение темпов роста номинальной заработной платы над темпами инфляции;
♦ превышение темпов роста производительности труда над темпами роста средней заработной платы.
По способу формирования основной заработной платы выделяют тарифные и бестарифные системы оплаты труда. Тарифные системы оплаты труда строятся на основе различных тарифных сеток и на базе единой тарифной сетки.
Тарифные системы оплаты труда. Организация тарифной системы оплаты труда на фирме состоит из следующих основных элементов:
♦ формирование фонда оплаты труда;
♦ нормирование труда;
♦ установление тарифной системы;
♦ выбор наиболее рациональных форм и систем заработной платы.
Фонд оплаты труда представляет
собой источник средств, предназначенных
для выплат заработной платы и
выплат социального характера. Нормирование
труда дает возможность учитывать
качество труда и индивидуальный
вклад работника в общие
Информация о работе Материальное стимулирование на предприятии