Материальное стимулирование на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 11:48, реферат

Описание работы

Цель дипломной работы состоит в анализе системы стимулирования труда принятой на предприятии ОАО «Кузбассразрезуголь» и разработке рекомендаций по её совершенствованию в современных условиях. Реализация данной цели требует решения следующих задач:
- изучение существующих теорий стимулирования труда и их развитие;
- изучение понятий и сущности системы стимулирования эффективного и качественного труда на современном этапе;
- изучение видов и форм стимулирования труда, раскрытие их структуры и содержания;
- определение основных принципов создания системы стимулирования труда;

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические основы стимулирования труда
1.1 История стимулирования труда
1.2 Понятие и сущность стимулирования труда
1.3 Классификация видов и форм организации стимулирования труда
1.4 Заработная плата, как основной стимул труда
1.5 Принципы создания системы стимулирования на предприятии
1.6 Проблемы стимулирования труда в современных условиях и способы их решения

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 74.45 Кб (Скачать файл)

Система материального  и морального стимулирования труда представляет собой совокупность мер, направленных на повышение деловой активности работающих и как следствие - повышение эффективности труда и его качества[18]. Стимулирование труда как метод управления дополняет административно-правовые методы управления, побуждая работников и их коллективы работать больше и лучше, чем это предусмотрено трудовыми соглашениями.

Стимулы могут быть материальными  и нематериальными, а сочетание  материальных и моральных стимулов является одним из важнейших принципов  стимулирования. В составе материальных можно выделить денежные и неденежные стимулы, в составе нематериальных - социальные (престижность труда, возможность роста), моральные (уважение со стороны окружающих, награды) и творческие (возможность самореализации и самосовершенствования). Выделяют следующие основные формы стимулирования работников предприятия[19]:

1. Заработная плата, характеризующая оценку вклада работника в результаты деятельности предприятия (абсолютная величина и соотношение с уровнем оплаты других работников предприятия). Она должна быть сопоставима с оплатой труда на аналогичных предприятиях отрасли и региона и конкурентоспособна. Заработок работника определяется в зависимости от его квалификации, личных способностей и достижений в труде и включает различные доплаты, надбавки и премии. Доплаты и компенсационные надбавки учитывают те производственные и социальные характеристики труда, которые объективно не зависят от работника. Надбавки и доплаты выполняют стимулирующие функции, отражают производственные результаты деятельности работника и носят стабильный характер. Премии предназначены для стимулирования работников на достижение какого-то определенного результата и носят изменчивый характер;

2. Социальные выплаты, включающие субсидированное и льготное питание, продажу собственной продукции предприятия работникам со скидкой, оплату расходов на проезд работника к месту работы и обратно, предоставление работникам беспроцентных ссуд или ссуд с низким уровнем процента, предоставление права пользования транспортом фирмы, оплату больничных листов сверх определенного уровня, страхование здоровья работников и членов их семей за счет фирмы и др.;

3. Нематериальные (неденежные) льготы и привилегии персоналу, в том числе предоставление права на скользящий, гибкий график работы, предоставление отгулов, увеличение продолжительности оплачиваемых отпусков за определенные достижения и успехи в работе, более ранний выход на пенсию и т. д.;

4. Дивиденды по акциям фирмы (участие в акционерном капитале предприятия) и участие в прибылях;

5. Мероприятия, повышающие содержательность труда, самостоятельность и ответственность работника, стимулирующие его квалификационный рост. Привлечение работников к управлению предприятием также повышает их мотивацию, поскольку в данном случае решается проблема отчуждения от предприятия. Всемерное развитие горизонтальных связей и горизонтальных структур управления является организационной основой для мотивации работников;

6. Создание благоприятной социальной атмосферы, устранение статусных, административных, психологических барьеров между отдельными группами работников, между рядовыми работниками и работниками аппарата управления, развитие доверия и взаимопонимания внутри коллектива. Образование различных неформальных функциональных групп работников (например, кружки качества), участие в которых формирует чувство непосредственной причастности к делам предприятия. Моральное поощрение работников;

7. Продвижение работников по службе, планирование их карьеры, оплата обучения и повышения квалификации.

Данные мероприятия по повышению мотивации труда позволяют  более эффективно использовать трудовой потенциал предприятия и повысить его конкурентоспособность на рынке.

Вид стимулирования - это разновидность стимулирования как способа управления поведением, выделенная по предмету потребности, с помощью которого субъект управления воздействует на поведение объекта управления, используя его в качестве стимула. При таком подходе следует различать пять видов стимулирования:[20]

1.   моральное,

2.   материальное денежное,

3.   материальное неденежное,

4.   свободным временем,

5.   трудовое (организационное).

Дадим краткую характеристику каждому из выделенных видов стимулирования.

Моральное стимулирование - это разновидность стимулирования, регулирующая поведение объекта управления на основе использования предметов и явлений, специально предназначенных для выражения общественного признания и способствующих повышению или снижению его престижа. В данном случае в качестве предмета потребности выступают все ценности и явления, способствующие повышению (снижению) престижа, авторитета объекта управления в общественном мнении.

Материальное  денежное стимулирование - это разновидность стимулирования, регулирующая поведение объекта управления на основе использования различных денежных выплат и санкций. В качестве непосредственного предмета потребности здесь выступают деньги, с помощью которых в дальнейшем будут удовлетворяться самые разнообразные потребности объекта стимулирования.

Материальное  неденежное стимулирование - это разновидность стимулирования, регулирующая поведение объекта управления на основе использования тех материальных благ, которые в условиях социалистической системы хозяйствования принципиально в рамках законного поведения не могут приобретаться за деньги или являются дефицитными, вследствие чего право их распределения предоставлено субъекту управления. Здесь в качестве предмета потребности выступает определенный набор конкретных материальных благ, который с течением времени по мере развития общественного производства и удовлетворения потребностей объектов стимулирования в ряде из них может существенно меняться.

Стимулирование  свободным временем - это разновидность стимулирования, регулирующая поведение объекта управления на основе изменения времени его занятости в общественном производстве и, следовательно, изменения величины его свободного времени. Здесь специфическим предметом потребности является время.

Трудовое (организационное) стимулирование - это разновидность стимулирования, регулирующая поведение объекта управления на основе изменения чувства его удовлетворенности выполняемой работой или занимаемой должностью. Здесь в качестве предмета потребности выступают: наличие творческих элементов в труде, его организации в целом, возможности участия в управлении производством, перспективы продвижения по службе (в том числе в пределах одной и той же профессии), возможности для поездки в творческие командировки и т. д.

Под формой организации стимулирования понимается характерная особенность (способ) взаимосвязи результатов деятельности и стимулов, выделенных по определенному классификационному признаку (основанию). Оснований для классификации форм организации стимулирования может быть несколько. Наибольшую практическую значимость имеет выделение следующих форм организации стимулирования.

1. По степени информированности объекта управления о взаимосвязи результатов деятельности и стимулов:

· опережающая - информация об указанной взаимосвязи дается до начала деятельности;

· подкрепляющая - о взаимосвязи результатов деятельности и стимулов объект управления узнает только после ее окончания. В этом случае стимул как бы подкрепляет уже осуществленные действия (поощряет позитивные и наказывает негативные).

2. По учету результатов деятельности при назначении стимула:

· коллективная - величина стимула устанавливается по результатам деятельности в целом трудового коллектива, бригады, участка, цеха и т. д.;

· индивидуальная - величина стимула устанавливается по результатам деятельности каждого конкретного работника.

3. По учету отклонения результатов деятельности от нормативных при определении (назначении) стимула:

· позитивная - при назначении стимула оценивается только достижение или превышение нормативных, плановых результатов;

· негативная - при назначении стимула оценивается недостижение (отставание, отклонение) нормативных или общественно признанных результатов деятельности.

4. По лагу между результатами деятельности и получением стимула:

· непосредственная - стимул вручается сразу же после завершения деятельности, т. е. лаг как таковой отсутствует;

· текущая - стимул вручается с отставанием от результатов деятельности длительностью до одного года (еженедельные, ежемесячные, ежеквартальные или полугодовые поощрения и наказания);

· перспективная - стимул вручается (назначается) с отставанием от результатов деятельности длительностью не менее года (вознаграждение по итогам работы за год, пятилетку, назначение пенсии и т. д.).

5. По степени и характеру конкретности условий получения стимула:

· общая - конкретность в оценке результатов деятельности для получения стимула отсутствует;

· эталонная - стимулы учреждаются за достижение конкретных, заранее оговоренных результатов;

· соревновательная - стимулы учреждаются за занятое место в соревновании или конкурсе.

Возможно выделение форм организации стимулирования и по другим основаниям (признакам). Классификация  форм организации стимулирования по выделенным выше признакам должна способствовать повышению эффективности всей работы по созданию единой (комплексной) системы  стимулирования трудовой активности, как отдельных работников, так  и трудовых коллективов в целом. Безусловно, выделение видов и  форм организации стимулирования носит  несколько условный характер. В реальной жизни в чистом виде практически  ни один вид и ни одна форма организации  стимулирования не применяются. Их использование  обычно носит комплексный характер, т. е. при стимулировании различных  объектов управления и направлений  их деятельности происходит сложное  переплетение различных видов и  форм организации стимулирования.

Степень сочетания видов  и форм организации стимулирования во многом определяется спецификой объекта  управления. Выделение видов и  форм организации стимулирования позволяет  провести углубленный анализ существующих систем стимулирования и выявить  наиболее эффективные из них с  точки зрения влияния на поведение  объектов управления в конкретных условиях производства. В конечном итоге путем  комбинирования видов и форм организацией стимулирования для различных видов  деятельности и конкретных хозяйственных  ситуаций можно проектировать комплексные  системы стимулирования, позволяющие  в максимальной степени учитывать  влияние как внешних, так и  внутренних факторов на поведение отдельных участников общественного производства и трудовых коллективов различного иерархического уровня.

 

1.4 Заработная  плата, как основной стимул  труда

 

Заработная плата является формой вознаграждения за труд и важным стимулом работников фирмы, выполняя воспроизводственную, стимулирующую (мотивационную), социальную и учетную функции[21].Воспроизводственная функция заключается в обеспечении возможности воспроизводства рабочей силы,стимулирующая (мотивационная) - направлена на повышение заинтересованности работников в развитии производства, социальная - способствует реализации принципа социальной справедливости, учетная - характеризует меру участия живого труда в процессе образования цены продукта, его долю в совокупных издержках производства.

Общий уровень оплаты труда  на фирме может зависеть от следующих  основных факторов:

• результатов хозяйственной  деятельности предприятия;

• кадровой политики предприятия;

• стоимости жизни (потребительской  корзины);

• уровня безработицы в  регионе, области, среди работников соответствующих специальностей;

• влияния профсоюзов, конкурентов  и государства и др.

Рациональная организация  оплаты труда на предприятии позволяет  стимулировать результаты труда  и деятельность его работников, обеспечивать конкурентоспособность на рынках труда  и готовой продукции, необходимую  рентабельность и прибыльность продукции. Цель рациональной организации оплаты труда - обеспечение соответствия между  его величиной и трудовым вкладом  работника в общие результаты хозяйственной деятельности предприятия, т. е. установление соответствия между  мерой труда и мерой потребления.

На разных предприятиях действуют  свои системы оплаты и стимулирования труда.

В основу организации оплаты труда  на предприятии могут быть положены следующие основные принципы[22]:

♦формы материального вознаграждения должны быть конкурентоспособны относительно форм вознаграждения других организаций;

♦ учет размера минимальной оплаты труда, установленной государством;

♦ обеспечение социальной защищенности работников организации с помощью государственных и внутрифирменных гарантий труда;

♦ осуществление оплаты по конечным результатам производства и в зависимости от количества и качества затраченного труда;

♦ дифференциация заработной платы в зависимости от квалификации работника, условий труда, отраслевой и региональной принадлежности предприятия, обеспечение рациональных соотношений в оплате сложного и простого, умственного и физического труда;

♦ систематическое повышение реальной заработной платы, т.е. превышение темпов роста номинальной заработной платы над темпами инфляции;

♦ превышение темпов роста производительности труда над темпами роста средней заработной платы.

По способу формирования основной заработной платы выделяют тарифные и бестарифные системы  оплаты труда. Тарифные системы оплаты труда строятся на основе различных  тарифных сеток и на базе единой тарифной сетки.

Тарифные  системы оплаты труда. Организация тарифной системы оплаты труда на фирме состоит из следующих основных элементов:

♦ формирование фонда оплаты труда;

♦ нормирование труда;

♦ установление тарифной системы;

♦ выбор наиболее рациональных форм и систем заработной платы.

Фонд оплаты труда представляет собой источник средств, предназначенных  для выплат заработной платы и  выплат социального характера. Нормирование труда дает возможность учитывать  качество труда и индивидуальный вклад работника в общие результаты деятельности предприятия. Тарифная система  позволяет соизмерять разнообразные  конкретные виды труда, учитывая их сложность  и условия выполнения, т. е. качество труда. Она состоит из следующих  основных элементов:

Информация о работе Материальное стимулирование на предприятии