Методика анализа прибыли от продаж по факторам

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 18:13, курсовая работа

Описание работы

Прибыль является важнейшей категорией рыночной экономики. Существует несколько трактовок понятия прибыль. Например, К. Маркс в «Капитале» определил прибыль как модифицированную, затемняющую свою сущность прибавочную стоимость. Источником прибавочной стоимости автор «Капитала» полагал эксплуатацию, неоплаченный прибавочный труд наемных рабочих. По Марксу, это внешняя форма проявления сущности буржуазного экономического строя, буржуазных производственных отношений. Таким образом - эксплуатация - это главное, что лежит в самой основе марксистской трактовки прибыли.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1.АНАЛИЗ ПРИБЫЛИ ОТ ПРОДАЖ ПО ФАКТОРАМ 5
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 13
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ КУРСОВОЙ РАБОТЫ 14
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 34

Файлы: 1 файл

Kopia_KEAKhD_2011_moy.doc

— 923.00 Кб (Скачать файл)

 

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Санкт-Петербургский  государственный 
инженерно-экономический университет»


 

                              

 

Кафедра бухгалтерского учета и аудита

 

 

 

                              Курсовая работа

по дисциплине:

КОМПЛЕКСНЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

на тему: «Методика анализа прибыли от продаж по факторам»

 

 

 

 

Выполнил студентк гр., 3181

№ зачетной книжки 31130/07

Фамилия И.О. Вейлер М.А.

 

Проверил: доцент, к.э.н. Крылова Т.А.

Санкт-Петербург
2012г

 

                                                        

Содержание

 

 

Оглавление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Прибыль является важнейшей категорией рыночной экономики. Существует несколько трактовок понятия прибыль. Например, К. Маркс в «Капитале» определил прибыль как модифицированную, затемняющую свою сущность прибавочную стоимость. Источником прибавочной стоимости автор «Капитала» полагал эксплуатацию, неоплаченный прибавочный труд наемных рабочих. По Марксу, это внешняя форма проявления сущности буржуазного экономического строя, буржуазных производственных отношений. Таким образом - эксплуатация - это главное, что лежит в самой основе марксистской трактовки прибыли.

Современная экономическая  мысль рассматривает прибыль как доход от использования факторов производства, т.е. труда, земли и капитала. Отрицая прибыль как результат эксплуатации, присвоения неоплаченного наемного труда, можно выделить следующие определения прибыли. 

Во-первых, прибыль - это плата за услуги предпринимательской  деятельности. 

Во-вторых, прибыль - это плата за новаторство, за талант в управлении фирмой. 

В-третьих, прибыль - это плата за риск, за неопределенность результатов предпринимательской деятельности. Риск может быть связан с выбором того или иного управленческого, научно-технического или социального решения, с тем или иным вариантом природно-климатических условий. Риск может быть связан и с непредсказуемыми обстоятельствами - стихийные бедствия, межнациональные и межгосударственные конфликты и т.п. Результаты риска могут быть кардинально различны - большая прибыль и, наоборот, ее уменьшение или даже разорение фирмы. 

В-четвертых, это  так называемая монопольная прибыль. Она возникает при монопольном положении производителя на рынке или при естественной монополии. Монопольная прибыль по большей части неустойчива.

В качестве прибыли в рыночной экономике понимают вознаграждение за использование специфического фактора производства -предпринимательства. Предпринимательство является специфическим фактором, так как в отличие от капитала и земли - неосязаемо и не выступает в материально-вещественной форме. Поэтому с данных позиций довольно трудно определить количественно полученную предприятием прибыль. 
В микроэкономике понятие прибыль определяется как величина, определяемая как разница между общей выручкой и общими издержками, разница между доходами и расходами

Экономический потенциал, которым располагает  предприятие, используется им для решения поставленных задач, в число которых входит обеспечение стабильно прибыльной работы. Контроль и анализ факторов прибыли и рентабельности представляют поэтому один из наиболее важных и востребованных разделов работы аналитика.

Прибыль от продажи  продукции, работ, услуг определяется как разница между выручкой от продажи продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей), себестоимостью проданных товаров, работ, услуг, коммерческих и управленческих расходов.

Важнейшими  факторами, влияющими на сумму прибыли  от продажи продукции, работ, услуг, являются:

- изменение  объема продажи продукции. Увеличение  объема продаж рентабельной продукции  приводит к увеличению прибыли  и улучшению финансового состояния предприятия. Рост объема реализации убыточной продукции влияет на уменьшение суммы прибыли;

- изменение  структуры продаж. Увеличение доли более рентабельных видов продукции в общем объеме реализации приводит к увеличению суммы прибыли. Увеличение удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции влияет на уменьшение прибыли;

- изменение уровня затрат, входящих в себестоимость продукции. Снижение себестоимости приводит к росту прибыли, и наоборот, ее рост влияет на снижение прибыли. Такая зависимость существует в отношении коммерческих и управленческих расходов;

- изменение  цены реализации продукции. При  увеличении уровня цен сумма  прибыли возрастает, и наоборот.

1.Анализ прибыли от продаж  по факторам

 

Прибыль от продаж организации рассчитывается как разница между выручкой от продаж товаров, работ, услуг (за исключением НДС, акцизов и других обязательных платежей), себестоимостью, коммерческих расходов и управленческих расходов.

Основными факторами, влияющими на сумму прибыли являются:

Изменение объема продаж.

Изменение структуры продаж.

Изменение уровня затрат, входящих в себестоимость продукции.

Изменение условно-постоянных расходов

Изменение цен  на использованные ресурсы

Изменение цены реализации продукции.

Факторный анализ прибыли от продаж необходим для оценки резервов повышения эффективности производства, т.е. основной задачей факторного анализа является поиск путей максимизации прибыли компании. Кроме того, факторный анализ прибыли от продаж является обоснованием для принятия управленческих решений.

Для проведения анализа составим аналитическую  таблицу, источником информации служат данные бухгалтерского баланса и  отчет о прибылях и убытках.

Определим влияние  факторов на сумму прибыли компании следующим образом.

1. Для определения  влияния объема продаж на прибыль необходимо прибыль предыдущего периода умножить на изменение объема продаж.

Выручка от реализации товаров предприятия в отчетном периоде составила 54 190 тыс. рублей, для начала необходимо определить объем продаж в базисных ценах (54190/1,15), который составил 47 122 тыс. рублей. С учетом этого изменение объема продаж за анализируемый период составило 81,5% (47122/57800*100%), т.е. произошло снижение объема реализованной продукции на 18,5%. За счет снижения объема продажи продукции прибыль от продажи продукции, работ, услуг снизилась: 8540 * (-0,18475) = -1577 тыс. рублей.

Необходимо  отметить что, основная методическая сложность определения влияния объема продаж на прибыль компании связана с трудностями определения изменения физического объема реализованной продукции. Правильнее всего определять изменения в объеме продаж путем сопоставления отчетных и базисных показателей, выраженных в натуральных или условно-натуральных измерителях. Это возможно тогда, когда продукция однородна. В большинстве же случаев реализованная продукция по своему составу является неоднородной и необходимо производить сопоставления в стоимостном выражении. Для обеспечения сопоставимости данных и исключения влияния других факторов необходимо сопоставлять отчетный и базисный объемы реализации, выраженные в одинаковых ценах (предпочтительно в ценах базисного периода).

Индекс изменения  цен на продукцию, работы, услуги рассчитывается путем деления объема реализации отчетного периода на индекс изменения цен реализации. Такой расчет является не совсем точным, так как цены на реализованную продукцию изменяются в течение всего отчетного периода.

2. Влияние ассортимента  продаж на величину прибыли организации определяется сопоставлением прибыли отчетного периода, рассчитанной на основе цен и себестоимости базисного периода, с базисной прибылью, пересчитанной на изменение объема реализации.

Прибыль отчетного  периода, исходя из себестоимости и  цен базисного периода, можно  определить с некоторой долей условности следующим образом:

выручка от продажи  отчетного периода в ценах  базисного периода 47 122 тыс. рублей;

фактически  реализованная продукция, рассчитанная по базисной себестоимости (41829*0,81525) = 34 091 тыс. рублей;

коммерческие  расходы базисного периода 2 615 тыс. рублей;

управленческие  расходы базисного периода 4 816 тыс. рублей;

прибыль отчетного  периода, рассчитанная по базисной себестоимости  и базисным ценам (47122–34091–2615–4816) = 5 600 тыс. рублей.

Таким образом, влияние сдвигов в структуре ассортимента на величину прибыли от продаж равно: 5600 – (8540*0,81525) = -1362 тыс. рублей.

Произведенный расчет показывает, что в составе  реализованной продукции увеличился удельный вес продукции с меньшим уровнем доходности.

3. Влияние изменения себестоимости на прибыль можно определить, сопоставляя себестоимость реализации продукции отчетного периода с затратами базисного периода, пересчитанными на изменение объема продаж: 39780 – (41829*0,81525) = 5690 тыс. рублей. Себестоимость реализованной продукции увеличилась, следовательно, прибыль от продажи продукции снизилась на ту же сумму.

4. Влияние изменения  коммерческих и управленческих  расходов на прибыль компании определим путем сопоставления их величины в отчетном и базисном периодах. За счет снижения размера коммерческих расходов прибыль выросла на 1140 тыс. рублей (1475 – 2615), а за счет снижения размера управленческих расходов – на 1051 тыс. рублей (3765 – 4816).

5. Для определения  влияния цен реализации продукции, работ, услуг на изменение прибыли необходимо сопоставить объем продаж отчетного периода, выраженного в ценах отчетного и базисного периода, т.е.: 54190 - 47122 = 7068 тыс. рублей.

Подводя итог, посчитаем  общее влияние всех перечисленных  факторов:

влияние объема продаж -1577 тыс. рублей;

влияние структуры  ассортимента реализованной продукции -1362 тыс. рублей;

влияние себестоимости -5690 тыс. рублей;

влияние величины коммерческих расходов +1140 тыс. рублей;

влияние величины управленческих расходов +1051 тыс. рублей;

влияние цен реализации +7068 тыс. рублей;

общее влияние  факторов +630 тыс. рублей.

Значительный  рост себестоимости продукции произошел  в основном за счет повышения цен  на сырье и материалы. Кроме этого, на сумму прибыли оказало отрицательное влияние уменьшение объема продаж и негативные сдвиги в ассортименте продукции. Отрицательное воздействие перечисленных факторов было компенсировано повышением реализационных цен, а также снижение управленческих и коммерческих расходов. Следовательно, резервами роста прибыли предприятия являются рост объема продаж, увеличение доли более рентабельных видов продукции в общем объеме реализации и снижение себестоимости товаров, работ и услуг.

Результаты  факторного анализа прибыли от продажи  позволяют оценить резервы повышения эффективности производства и принять обоснованные управленческие решения.

Оценка вышеперечисленных  факторов возможна с использованием факторного метода анализа. При внешнем  анализе в качестве источника  информации привлекается бухгалтерская (финансовая) отчетность «Отчет о прибылях и убытках»

Анализ прибыли  от продажи продукции, работ, услуг  можно провести на основе следующих  данных (табл. 5.2).

Таблица 5.2

Определим влияние  факторов на сумму прибыли по следующему алгоритму.

1. Для определения  влияния объема продаж на прибыль  необходимо прибыль предыдущего  периода умножить на изменение  объема продаж. Основная методическая сложность определения данного фактора связана с трудностями определения изменения физического объема реализованной продукции. Правильнее всего определять изменения в объеме продаж путем сопоставления отчетных и базисных показателей, выраженных в натуральных или условно-натуральных измерителях. Это возможно тогда, когда продукция однородна. В большинстве же случаев реализованная продукция по своему составу является неоднородной и необходимо производить сопоставления в стоимостном выражении. Для обеспечения сопоставимости данных и исключения влияния других факторов необходимо сопоставлять отчетный и базисный объемы реализации, выраженные в одинаковых ценах (предпочтительно в ценах базисного периода).

Чтобы привести объем продаж отчетного периода  к сопоставимому виду, необходимо знать индекс изменения цен на продукцию, работы, услуги. Пересчет осуществляется делением объема реализации отчетного периода на индекс изменения цен реализации. Такой расчет является не совсем точным, так как цены на реализованную продукцию изменяются в течение всего отчетного периода.

Информация о работе Методика анализа прибыли от продаж по факторам