Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2015 в 21:17, курсовая работа
Совершенствование управления сельскохозяйственным производством является важным резервом повышения его эффективности. Опыт многих сельскохозяйственных предприятий и объединений подтверждает, что там, где руководители и специалисты постоянно занимаются совершенствованием управления производством, трудовые коллективы под их руководством обеспечивают постоянный рост производства продукции сельского хозяйства, производительности труда, экономии средств и повышения рентабельности всех отраслей
Введение
Совершенствование управления сельскохозяйственным производством является важным резервом повышения его эффективности. Опыт многих сельскохозяйственных предприятий и объединений подтверждает, что там, где руководители и специалисты постоянно занимаются совершенствованием управления производством, трудовые коллективы под их руководством обеспечивают постоянный рост производства продукции сельского хозяйства, производительности труда, экономии средств и повышения рентабельности всех отраслей. Необходимость совершенствования управления обусловлена также происходящими количественными и качественными изменениями в условиях производственно хозяйственной деятельности колхозов, совхозов и объединений, в условиях рыночной экономики.
Многообразие форм собственности, конкуренция между
ними, ускоренное развитие рыночных отношений
требуют особо тонкого, умелого управления.
Система управления должна обеспечить
условия, при которых каждый руководитель
любого уровня считал бы своей важнейшей
задачей организацию активного поиска
реальных возможностей повышения результативности
труда.
Вместе с тем она должна обладать способностью
к саморегулированию и самосовершенствованию,
направленному на широкое применение
новых высокоэффективных организационных
форм и методов управления, технологий
и научно-технических достижений.
Менеджмент учит тому, как, зная приемы, способы и пути решения тех или иных управленческих задач, добиться успеха для конкретного предприятия, будь оно государственным, кооперативным, смешанным, акционерным обществом и т.д.
Широкое распространение научных подходов и методов управления в управленческой деятельности позволит дать импульс в ее развитии за счет повышения обоснованности принимаемого решения и снижения риска инвестиций.
В современных условиях менеджер должен быть предприимчивым человеком, т.е. способным добиваться конкретных экономических и социальных целей благодаря нахождению и практической реализации оригинальных, нестандартных решений, как правило, связанных с немалым хозяйственным риском.[1]
Возросшие в настоящее время в нашей стране требования к управлению обусловлены увеличением размеров предприятий, сложностью технологий, необходимостью овладения самыми современными управленческими навыками. Все решения по финансовым, организационным и другим вопросам подготавливаются и вырабатываются профессионалами в сфере организации управления, которые осуществляют и контроль за выполнением намеченного.
Главная задача управления – налаживание эффективной деятельности фирмы на рынке на ближайшую и дальние перспективы.[2] Управление путем постановки и реализации целей осуществляется с учетом оценки потенциальных возможностей фирмы, ее обеспеченности необходимыми ресурсами, условий конкурентной борьбы.
В основе научного управления лежат следующие положения: важность применения научного анализа для определения наилучшего способа достижения целей; целесообразность отбора и использования работников, наиболее подходящих для выполнения конкретной цели; необходимость снабжения работников всеми ресурсами, требуемыми для эффективного выполнения поставленных перед ними задач.
На современном этапе в управлении важное место отводится взаимодействию с внешней средой, учету ее изменений, ориентации всей деятельности предприятий, исходя из сложившихся условий.
Управление может осуществляться только в том случае, если существует реально действующая система, решающая задачи управления. Если данная система является органичной частью организации, ее действиями осуществляется управление организацией, и она не решает задач, отличных от управленческих, то ее можно рассматривать как специализированную систему или же как систему управления.[3]
Система управления является формой реального воплощения управленческих взаимосвязей. Она выступает как бы в виде реально существующей субстанции, посредством которой управление приобретает конкретное содержание и конкретное проявление, а функция управления – практическую реализацию. В реальной действительности управленческая деятельность – это функционирование системы управления.
Система управления складывается и действует не только в соответствии с содержанием функции управления и характером отношений, лежащих в основе управленческих взаимосвязей, но и в соответствии с условиями, в которых формируется система управления, а также в соответствии с присущими системе управления принципами ее построения, функционирования и преобразования.
Структурно-функциональная
подсистема управления. Система управления распадается
на подсистемы, выделение которых наглядно
проявилось относительно недавно. Первой
подсистемой является то, что ранее было
принято рассматривать как собственно
систему управления. Это совокупность
управленческих органов, подразделений
и исполнителей, выполняющих закрепленные
за ними функции и решающих поставленные
перед ними задачи, а также совокупность
методов, с помощью которых осуществляется
управленческое воздействие. Данную подсистему
системы управления можно рассматривать
как единство организации, технологии
и методов управления.
При дальнейшем рассмотрении данную подсистему
управления будем называть структурно-функциональной
подсистемой системы управления (СФП).
Обычно именно структурно-функциональная
подсистема подвергается самому тщательному
анализу и описанию при рассмотрении вопросов
построения и функционирования системы
управления. В настоящее время разработана
общая теория функции управления, кадров
управления, организационных структур
управления, а также технологии и методов
управления.
Структурно-функциональная
подсистема выступает как бы в роли
«костяка», «остова» или же даже
«тела» системы управления. Причем при
определенном уровне развития управления
«тело» системы управления фактически
эквивалентно системе управления в целом.
Но всякий развитый организм не эквивалентен
только своему телу. Есть еще нечто исключительное,
что условно можно назвать «душой» организма.
Чем выше уровень развития организма,
тем выше значимость этой его подсистемы.
Что же можно считать душой системы управления?
Ответ на этот вопрос можно получить, если
проанализировать вторую подсистему системы
управления.
Основными частями данной подсистемы являются следующие блоки:
. управленческая идеология
и ценностная ориентация
. интересы и поведенческие нормативы участников процесса управленческой деятельности;
. информация и информационное обеспечение коммуникаций в системе управления.
Совокупность данных трех блоков в основном покрывает всю рассматриваемую подсистему, хотя применительно к определенным системам управления можно указать на существование дополнительных блоков, играющих определенную роль в данной подсистеме. Такими блоками могут быть, например, блоки национальных интересов и даже национальных управленческих стереотипов либо блоки реализации в управлении идеологических установок. Данные блоки следует принципиально отличать от первого выделенного блока управленческой идеологии, так как они служат выразителями определенных видов бытующей в обществе идеологии вообще, а не только управленческой идеологии.
Информационно-поведенческая подсистема управления. И основные названные блоки, и блоки, возникающие в конкретных условиях и имеющие явно выраженный ситуационный характер, находятся в динамическом взаимодействии как между собой, так и с элементами структурно- функциональной подсистемы системы управления. При этом в различных системах управления в зависимости от общих свойств, системы, ее характерных особенностей, а также в зависимости от уровня развитости системы управления и условий осуществления управленческой деятельности степень проявления отдельных блоков, а также характер их взаимодействия могут быть совершенно различными. Однако в любых случаях рассматриваемая подсистема системы управления имеет общее свойство, суть которого состоит в том, что она связывает воедино (и не только связывает, а и сводит воедино в успешно функционирующих системах управления) на основе развития информационных каналов и связей цели организации, воплощаемые в критериях функционирования, управленческую идеологию, интересы и критериально- нормативную базу работников управления, процедуры и организацию управленческой деятельности. Это позволяет данную подсистему охарактеризовать как информационно-поведенческую подсистему системы управления (ИПП).
Реальными формами проявления данной подсистемы являются:
. управленческие теории и управленческая идеология;
. формальные и неформальные
отношения управленческих
. уровень организационного развития, а также уровень развития каждого отдельного работника управленческого звена;
. информированность работников, носители информации, методы распространения информации.
В настоящее время в связи с объективно происходящим процессом ускоренного и расширенного распространения информации, а также в связи с заметным увеличением значимости синергического эффекта, получаемого от органично осуществляемых совместных действий, резко возрастает роль информационно-поведенческой подсистемы системы управления.
Типы информационно-поведенческих подсистем
Существует несколько достаточно выраженных типов информа-ционно- поведеяческих подсистем.
Первый тип характеризуется наличием формальной организации деятельности и отношений в системе управления. Деятельность инициируется распоряжениями и требует наличия формального контроля исполнения, отношение к работе безразличное, безответственное и безынициативное. Интересы работников и их умения направлены вовне организации. Отношения между работниками по поводу работы формальные, неформальные отношения связаны с интересами, находящимися за пределами организации. Уровень информированности невысок, доступность информации низкая как в силу формальных ограничений, так и по причине слабости и неразвитости технической базы обращения к информации и ее распространения.
Второй тип информационно-поведенческой
подсистемы характеризуется наличием неспокойствия в отношениях,
наличием конфликтных ситуаций, стремлением
отдельных членов коллектива к привнесению
изменений в основном за счет других членов
либо путем организационных перестроек.
Отсутствует безразличие, характерное
для первого типа, однако и нет органичной
заинтересованности в реальном повышении
эффективности и качества функционирования
всего коллектива. Как и при первом типе,
здесь доминируют собственные цели и интересы,
находящиеся за пределами интересов организации.
Для таких отношений характерно наличие
групповщины и келейности. Официальная
система информирования функционирует
плохо, низок уровень доступности информации,
часты попытки сознательного сокрытия
информации или введения необоснованных
ограничений на получение информации.
В то же время очень широко практикуется
неформальный сбор и распространение
информации. Широко практикуются закрытые
обсуждения либо обсуждения в узком кругу
избранных лиц.
Третий тип характеризуется
наличием заинтересованности в конечных
результатах функционирования системы управления,
стремлением к получению больших результатов
за счет совершенствования внутренних
отношений, развития всех членов организации
и повышения уровня совместной трудовой
деятельности. Широкое распространение
имеют групповые формы совместной деятельности,
однако они носят довольно формальный
характер. Для этого типа характерны доброжелательность
в отношениях, стремление к разрешению
конфликтных ситуаций, открытость в высказываниях,
склонность к сотрудничеству. Важной характеристикой
данного типа является проявление активности
в осуществлении производственной деятельности,
зарождение творческого отношения к работе,
возникновение самодеятельных начал.
Осознается роль и значимость широкой
информированности, создается атмосфера
гласности и широко распространены открытые
обсуждения.
Четвертый тип информационно-поведенческой
подсистемы характеризуется наличием
такого состояния системы управления,
при котором складывается органичное
сочетание личных интересов со стремлением
к получению высоких конечных результатов функционирования
организации в целом. Для данного типа
характерны ориентация на конечные результаты,
самоорганизуемость и самонастраиваемость.
Состояние отношений в системе настолько
высоко развито, что позволяет системе
гибко адаптироваться к новым задачам
и условиям, т.е. осуществлять саморазвитие
системы управления. Хранение, получение
необходимой информации, передача и обработка
ее осуществляются с помощью быстродействующих
и высокопроизводительных технических
средств.
Информация и информированность являются
органичными составляющими функционирования
системы управления.
Подсистема саморазвития системы управления. Подсистема саморазвития системы управления является третьей подсистемой системы управления. Появление подсистемы саморазвития системы управления отражает возникновение в системе управления таких качеств, как стремление к самосовершенствованию, гибкость и адаптивность к изменениям, ориентация на новшества, поиск и разработка прогрессивных идей и ускоренное введение их в практику функционирования системы управления.
Подсистема саморазвития управления не просто отражает названные качества системы управления, она является генератором этих качеств, она же несет в себе механизм их воспроизводства, закрепления, распространения и практического воплощения. Данная подсистема является источником и проводником потребности системы управления в самосовершенствовании и одновременно носителем механизма, посредством которого осуществляется развитие системы управления.
Информация о работе Организационно-экономическая характеристика СПК «Ишеевский»