Основные показатели финансового плана и методика их анализа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 19:58, курсовая работа

Описание работы

Финансовый план предприятия обеспечивает взаимоувязку финансовых показателей, распределение доходов и образование фондов денежных средств. Стратегический финансовый план — это одна из коммерческих тайн предприятия. Планирование финансовых ресурсов и вложений гарантирует выполнение обязательств перед бюджетом, банками и акционерами, обеспечивает финансирование предпринимательской деятельности. Анализ финансовых показателей позволяет выявить критические точки в деятельности фирмы, определить причины проблем и запланировать действия, направленные на их решение.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………….….… 5
1 Финансовый план и элементы финансового анализа ..…………………… 6
1.1 Значение и основные понятия финансового планирования ...……….…. 6
1.2 Разделы и состав финансового плана ...…………………………………. 8
2 Анализ основных показателей финансового плана ……………....……… 12
2.1 Характеристика показателей финансового плана …………………….... 12
2.2 Анализ показателей финансового плана на примере баланса
фирмы «Сирин - мотор-с» .……………………………….…..…………….... 13
3 Основные выводы и предложения для предприятия «Сирин-мотор-с» на основе анализа основных показателей финансового плана .......…………... 18
3.1 Показатели ликвидности, доходности, хозяйственной и рыночной активности …………………………………………………………………….. 18
3.2 Комплексные показатели и финансовый рычаг ………………………... 23
Заключение ……………………………………………………………….…… 26
Список использованных источников …………………………………….….. 27

Файлы: 1 файл

kursovaya_po_AFKhDP.doc

— 217.50 Кб (Скачать файл)

Подготовленный надлежащим образом финансовый план, может быть использован для оценки резервов фирмы разработки ее детального бюджета. Бизнес-план является руководящим документом, в котором детально расписано, как, когда и на что будет расходоваться капитал, а также указываются цели, достижение которых необходимо для обеспечения успеха бизнеса.

Наиболее важным элементом  здесь является ожидаемый объем  продаж. Достоверность данного прогноза очень важна. Остальные разделы  финансового плана базируются в  основном на этом важном элементе.

Второй важнейший прогноз  относится к себестоимости реализованной продукции и валовой прибыли. /10/

Себестоимость реализованной  продукции - затраты на производство продуктов и услуг, выручка от реализации которых получена в течение  конкретного периода включает в  себя (прямые затраты труда):

- заработная плата;

- сырье;

- материалы;

- некоторые затраты, связанные непосредственно с превращением сырья и материалов в готовую продукцию.

Валовая прибыль - разница  между чистым объемом реализации продукции, услуг и прямыми затратами  на их производство.

Оба показателя зависят от затрат, связанных с производственной деятельностью или с приобретением активов, а также политики цен.

Итак, финансовый план является ключевым разделом бизнес-плана и  просчитывается по результатам прогноза производства и сбыта продукции или услуг. При его разработке учитываются характеристики среды, в которой предполагается реализация намеченного:

- налоговые условия;

- изменения курса валют, по которым ведутся расчеты;

- дифференцированная инфляционная характеристика среды;

- дата начала и время реализации проекта.  

 

 

1.2 Разделы и состав финансового плана.

 

 

В современных условиях финансовый план предприятия определяет направление использования прибыли, остающейся в его распоряжении после  уплаты налогов.

Цель разработки финансового плана - определение возможных объемов финансовых ресурсов, капитала и резервов на основе прогнозирования финансовых показателей предприятия. Важным моментом финансового плана является его стратегия, т.е. определение центров доходов (прибыли) и центров расходов хозяйствующего субъекта. Центр дохода хозяйствующего субъекта - это его подразделение, которое приносит ему максимальную прибыль. Центр расходов - подразделение хозяйствующего субъекта, являющееся малорентабельным или вообще некоммерческим, но играющее важную роль, в общем, производственно-торговом процессе. Например, в западных странах многие фирмы придерживаются правила «двадцать на восемьдесят», т.е. 20% затрат капитала должны давать 80% прибыли. Следовательно, остальные 80% вложений капитала приносят только 20% прибыли. /3/ 

 Финансовый план предприятия обычно разрабатывается на 5 лет, год или квартал. В соответствии с этим существует перспективный (стратегические, в том числе пятилетние), текущий и оперативный финансовый план.  

Перспективный финансовый план определяет важнейшие показатели, пропорции и темпы расширенного воспроизводства. Пятилетний финансовый план - это главная форма реализации цели и задач развития предприятий, стратегии инвестиций и предполагаемых накоплений. Перспективный финансовый план обычно является коммерческой тайной предприятия. Текущий финансовый план включает в себя годовой баланс доходов и расходов, сметы образования и расходования фондов денежных средств: фонда оплаты труда, фонда средств, направляемых на развитие и совершенствование производства (фонда накопления); фонда средств, направляемых на социальные нужды; резервных и других фондов. Текущий финансовый план разрабатываются на основе перспективных планов путем их конкретизации и детализации. Производится конкретная увязка каждого вида вложений или фонда и источника их финансирования. /1/ 

Оперативный финансовый план заключается в составлении и использовании платежного календаря - подробного финансового документа, отражающего оперативный денежный оборот предприятия. Поскольку весь оборот проходит через расчетный, текущий, валютный и ссудные счета, то в нем представлено движение денежных средств по их поступлению и использованию. Платежный календарь оперативного финансового плана обеспечивает оперативное финансирование, выполнение расчетных и платежных обязательств, фиксирует происходящие изменения в платежеспособности предприятия, позволяет отслеживать состояние собственных средств, а также привлекать в необходимых случаях банковский или коммерческий кредит. Составление и использование платежного календаря финансового плана являются реализацией распределительной и контрольной функции финансов предприятия.

Для разработки финансовых планов используются следующие исходные данные:   

- договоры (контракты), заключенные с потребителями продукции (работ, услуг) и поставщиками товарно-материальных ценностей;

- прогнозные расчеты по реализации продукции потребителем и прибыли;

- экономические нормативы, устанавливаемые государством (ставки налогообложения, тарифы отчислений во внебюджетные фонды, норма амортизационных отчислений по основным фондам, учетная ставка банковского процента, устанавливаемая Центробанком России и др.).

- разработанный на основе этих данных финансовый план служит для увязки общего объема финансовых ресурсов с их источниками и направлениями расходования. /11/

При разработке финансовых планов используется ряд основополагающих принципов:   

- принцип финансового соотношения сроков («золотое банковское правило») - использование и получение средств должно происходить в установленные сроки, т.е. капиталовложения с длительными сроками окупаемости целесообразно финансировать за счет заемных средств;

- принцип платежеспособности - планирование денежных ресурсов в финансовом плане должно обеспечивать платежеспособность предприятия в любое время года;

- принцип рентабельности капиталовложений - для капитальных вложений целесообразно выбирать самые дешевые способы финансирования. Заемный капитал выгоднее привлекать в том случае, если он повышает рентабельность собственных средств;

- принцип сбалансированности рисков - особенно рискованные инвестиции правомерно финансировать за счет собственных средств;

- принцип приспособлений к потребностям рынка - в финансовом плане предприятию важно учитывать конъюнктуру рынка и свою зависимость от получения кредитов;

- принцип предельной рентабельности - целесообразно выбирать те капиталовложения, которые обеспечивают максимальную предельную рентабельность на инвестированный капитал. /4/

Обычно финансовый план состоит из следующих основных разделов: расчет потребности в собственных оборотных средствах, определение источников ее покрытия; плановый расчет прибыли и ее распределение; баланс доходов и расходов.

При переходе предприятия  на принятую в международной практике систему учета и статистики финансовый план включает, как правило, прогноз поступлений, таблиц доходов и затрат, свободный баланс активов и пассивов предприятия и график достижения безубыточности.

Прогноз объемов реализации продукции призван дать представление  о той доле рынка, которую предлагается завоевать своей продукцией. Причем, как правило, принято составлять такой прогноз на три года вперед. Для первого года данные в плане приводятся помесячно, для второго - поквартально, для третьего приводится общая сумма продаж за двенадцать месяцев. Для данного случая предполагается, что для начального периода производства уже точно известны будущие покупатели, имеется предварительная договоренность с ними о будущих продажах. Начиная со второго года, нужно будет заниматься прогнозными оценками. Важно, чтобы оценки в финансовом плане были реалистичными, так как в конечном итоге именно исходя из этих цифр реализации, будет покупаться оборудование, будут расходоваться денежные ресурсы, наниматься новые работники и т.д. 

Баланс денежных расходов и поступлений - это часть финансового плана, позволяющая оценить, какое количество финансовых ресурсов следует вложить в проект, причем с разбивкой во времени, т.е. до начала реализации, а затем по ходу выполнения поставленной задачи. Следует отметить, что западные предприниматели относятся к планированию денежных потоков более серьезно, чем российские, воспринимающие безналичный оборот средств более индифферентно. /5/  

Главная задача баланса  денежных расходов - проверить синхронность поступления и расходования денежных средств, а значит, проверить будущую ликвидность предприятия для определения общей стоимости всего проекта. Действительно, если сбыт продукции будет связан с длительным «омертвлением» средств в расчетах с покупателями, т.е. дебиторской задолженностью, то для поддержания ликвидности придется первое время делать регулярные «впрыскивания» денежных средств, сумма которых увеличит потребность в инвестициях. Следует отметить, что проблемы с ликвидностью - серьезная причина коммерческих неудач предприятий в рыночной экономике.  

Условия рыночных отношений  заставляют банкиров и предпринимателей относиться к планированию финансовых потоков более серьезно и тщательно  прорабатывать баланс денежных доходов  и поступлений, отражающий ежемесячно (для первого года), поквартально (для второго) и в целом за год (для третьего года) статьи и суммы вложения и поступления средств от реализации продукции. /3/ 

Таблица доходов и  затрат финансового плана представляет собой документ с достаточно простой  структурой и состоит из следующих показателей: 

- доходы от продаж товаров;

- издержки производства товаров;

- суммарная прибыль от продаж;

- общепроизводственные расходы;

- чистая прибыль.

Основная задача этого  документа - показать, как будет формироваться, и изменяться прибыль (для первого года - помесячно, для второго - поквартально, для третьего - в расчете на год). 

 Сводный баланс  активов и пассивов в финансовом  плане предприятия рекомендуется  составлять на начало и конец  первого года реализации проекта.  Считается, что этот документ не менее важен, чем баланс денежных расходов и поступлений. Его обычно очень тщательно изучают специалисты коммерческих банков, чтобы оценить, какие суммы намечается вложить в активы разных типов и за счет каких пассивов предприниматель собирается финансировать создание или приобретение этих активов. /6/ 

Для более понятного (наглядного) отображения происходящих финансовых процессов формируется график достижения безубыточности.  В финансовом плане он представляется в виде схемы, показывающей влияние на прибыль объемов производства, продажной цены и себестоимости продукции (с разбивкой на условно-постоянные и условно-переменные издержки). С помощью такого графика находится так называемая точка безубыточности, т.е. тот объем производства, при котором кривая, показывающая изменение выручки от реализации (при заданном уровне цен), пересечется с кривой, показывающей изменение себестоимости продукции. /12/

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Анализ основных  показателей финансового плана

 

2.1 Характеристика  показателей финансового плана

 

 

Эффективность разрабатываемого проекта зависит от оценки ряда финансовых показателей. Рассмотрим наиболее часто используемые в практике.

Срок окупаемости инвестиций является одним из показателей эффективности инвестиционных вложений. Метод исчисления этого показателя наиболее часто используется для конкурсной оценки рациональности инвестиционного проекта. Задача данного метода - определить продолжительность срока, в процессе которого будет осуществляться покрытие инвестиций. Данный показатель легко высчитывается и не принимает во внимание доходы, полученные вне рамок установленного временного периода. Согласно сроку окупаемости, проекты подразделяются на краткосрочные и долгосрочные.

Дисконтированный срок возврата капиталовложений - это срок окупаемости вложенных инвестиций с учетом момента времени. Показатель определяется с использованием следующей  формулы: эффективный денежный поток  на i-ом интервале планирования делиться на сумму 1 + ставка дисконтирования, умножается на дисконтированный срок окупаемости и все это равно 0. /7/

Показатель внутренней нормы прибыли рассчитывается по специальной формуле путем итеративного подбора размера ставки дисконтирования, при которой чистая ценность инвестиционного проекта будет равна нулю и представляет собой модель, когда инвестиции при окупаемости, не приносят прибыль. На величину показателя оказывают влияние внутренние условия доходности, так как ее размер уравнивается с необходимой нормой прибыли на инвестирование. При внутренней норме доходности равной (или большей) норме прибыли на капитал, инвестирование  проекта является экономически оправданным.

Чистая приведенная  стоимость или чистая текущая стоимость проекта (NPV) является оценочным критерием инвестиционного проекта. Стоимость будущих денежных вливаний рассчитывается за вычетом инвестиционных денежных потоков, но с учетом дисконтированного срока возврата капиталовложений. Инвестиционный проект считается эффективным при положительном значении NPV.

Индекс рентабельности позволяет определить относительную  эффективность вложений. Данный критерий определяется по специальной формуле и является итогом деления показателя чистой указанной стоимости проекта на показатель полных инвестиционных затрат на него. Проект принимается, если индекс больше единицы. При рассмотрении проекты компонуются по уменьшению показателя индекса (в порядке снижения инвестиционной привлекательности). /13/

Информация о работе Основные показатели финансового плана и методика их анализа