Основные показатели финансового плана и методика их анализа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 19:58, курсовая работа

Описание работы

Финансовый план предприятия обеспечивает взаимоувязку финансовых показателей, распределение доходов и образование фондов денежных средств. Стратегический финансовый план — это одна из коммерческих тайн предприятия. Планирование финансовых ресурсов и вложений гарантирует выполнение обязательств перед бюджетом, банками и акционерами, обеспечивает финансирование предпринимательской деятельности. Анализ финансовых показателей позволяет выявить критические точки в деятельности фирмы, определить причины проблем и запланировать действия, направленные на их решение.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………….….… 5
1 Финансовый план и элементы финансового анализа ..…………………… 6
1.1 Значение и основные понятия финансового планирования ...……….…. 6
1.2 Разделы и состав финансового плана ...…………………………………. 8
2 Анализ основных показателей финансового плана ……………....……… 12
2.1 Характеристика показателей финансового плана …………………….... 12
2.2 Анализ показателей финансового плана на примере баланса
фирмы «Сирин - мотор-с» .……………………………….…..…………….... 13
3 Основные выводы и предложения для предприятия «Сирин-мотор-с» на основе анализа основных показателей финансового плана .......…………... 18
3.1 Показатели ликвидности, доходности, хозяйственной и рыночной активности …………………………………………………………………….. 18
3.2 Комплексные показатели и финансовый рычаг ………………………... 23
Заключение ……………………………………………………………….…… 26
Список использованных источников …………………………………….….. 27

Файлы: 1 файл

kursovaya_po_AFKhDP.doc

— 217.50 Кб (Скачать файл)

Коэффициент абсолютной ликвидности показывает соотношение между наиболее ликвидной частью текущих активов и текущими пассивами. Наиболее ликвидная часть текущих активов, или «быстрооборачиваемые» активы, определяется как разница между общей величиной текущих активов (оборотных средств) и всеми товарно-материальными запасами.

Коэффициент абсолютной ликвидности/Текущие запасы (АЛ К) = Текущие пассивы.

У нас АЛК = (320-220)/200 ==100/200 = 0.5.

По оценкам экспертов  теоретически приемлемой величиной  считается АЛК не ниже 0,2. Показатель АЛК менее консервативен, чем общий коэффициент покрытия, он определяет способности наиболее ликвидных текущих активов — денег в кассе, на банковском счете, ценных бумаг — оплатить долги предприятия. В нашем случае фирма «Сирии-мотор-с» имеет несколько заниженный ОКП, но обладает хорошей структурой оборотных средств в отношении обязательств, что выражено в высоком АЛК.

Показатели хозяйственной  активности определяют, насколько хорошо фирма использует свои ресурсы. Обычно показатели активности выражают соотношение между величиной продаж и различными элементами активов, то есть выясняют количество продаж, созданное одним рублем инвестиций в активы. Одними из наиболее употребляемых показателей активности являются:

- оборот счетов к  оплате (оборот дебиторской задолженности);

- оборот запасов;

- оборот основных средств  (фиксированных активов).

Оборот счетов к оплате определяется как соотношение величины продаж в кредит и счетов к оплате (дебиторской задолженности).

Предположим, что «Сирин-мотор-с» треть своих продаж осуществила в кредит. Тогда:

ОСО = 260 (1/3) / 20 = 4.3.

Следовательно, счета  к оплате в течение года обернулись 4,3 раза.

Чем выше показатель ОСО, тем короче время между продажей и получением денег. Величина ОСО, таким  образом, показывает, насколько хорошо фирма управляет дебиторской  задолженностью.

Если показатель ОСО  фирмы низок по сравнению с предыдущими периодами, или среднеотраслевыми цифрами, или показателями фирм-конкурентов, это может означать:

- разнообразие разновидностей  потребительских кредитов, применяемых фирмой;

- чрезмерно мягкую  кредитную политику;

- неумение фирмы справляться со сбором платежей в назначенные сроки.

Если при планировании своей деятельности фирма не обратит  внимание на тревожные показатели ОСО, в будущем это приведет к следующим  негативным последствиям:

- убыткам в сфере  кредитных продаж;

- увеличению издержек по получению платежей;

- снижению ликвидности  за счет увеличения доли активов,  выраженных в дебиторской задолженности.

Оборот товарно-материальных запасов. Этот показатель определяет насколько сбалансирована величина запасов фирмы. Рассчитывается как соотношение между стоимостью проданных товаров (издержек на реализованные фирмой товары) и величиной товарно-материальных запасов.

В нашем случае 03 = 145/220 =0.66.

Данный показатель измеряет скорость прохождения товаров от покупки ресурсов до продажи готовых товаров. Расчет 03 применим только в тех случаях, когда продажи возрастают равномерно.

Высокий показатель 03 показывает очень хорошую ликвидность фирмы  или превосходное торговое искусство. Или наоборот — количество запасов, не достаточное для торговли. Низкий показатель 03 означает неважную ликвидность, излишек запасов или их устарелость. Иногда причиной низкого 03 являются сезонность продаж (и накопление несезонных товаров), проведение политики придерживания запасов или запланированное повышение запасов в ожидании некоторых других событий (например, создание запасов угля в ожидании забастовки шахтеров).

Показатель 03 у фирмы  «Сирии-мотор-с» очень низкий (в стабильных условиях рынка он иногда достигает 6-ти единиц и более). Это может быть связано с уже названными причинами, а может быть следствием неравномерности продаж, обусловленной внешними обстоятельствами. В этом случае, как уже указывалось, расчет 03 оказывается некорректным. Так, предприятие, имеющее низкий 03 из-за кризиса неплатежей или вследствие общей ситуации перепроизводства, не должно относить неудовлетворительный уровень показателя только к серьезным недостаткам своей внутренней деятельности.

Другим способом определения  оборота запасов является деление величины чистых продаж на объем запасов:

У нас 03 = 260/220 = 1.18.

Оборот основных средств (фиксированных активов) определяется в результате деления чистых продаж фирмы на величину основных средств.

Основные средства (чистая величина основных средств за вычетом нематериальных активов)

ООС у «Сирин-мотор-с» = 260/180 = 1.44.

ООС определяет ежегодный  доход, приносимый каждым рублем основных средств. В нашем случае 1 рубль основных средств принес 1,44 рубля валового дохода.

Подсчет ООС — хороший  способ реальной оценки основных средств в противовес установлению их балансовой стоимости, которая не может учесть подлинную ценность основных средств для хозяйственной деятельности.

Еще один показатель активности — оборот общих активов фирмы, который является общим индикатором эффективности управления использованием ресурсов фирмы.

У нас ООА = 260/500 = 0.52.

Общий показатель активности у «Сирин-мотор-с» довольно низок (обычно выше 1). Это в первую очередь связано с крайне вялой торговой деятельностью фирмы, низким уровнем продаж (260), отягощенностыо активов фирмы крупными товарно-материальными запасами. Показатель вызывает сомнения в способности фирмы генерировать достаточный доход в будущем. Конечно, одной из важных причин слабой активности фирмы являются неблагоприятные внешние условия: узость спроса, кризис неплатежей и т.д. Вместе с тем фирма, очевидно, имеет серьезные недостатки в организации управления внутренней деятельностью, не обладает хорошими способностями приспособления к внешней среде.

Таким образом, финансовые показатели сами по себе не являются причиной неудач фирмы. Они всего лишь индикаторы неблагополучия, глубинные причины которого кроются в непосредственной хозяйственной деятельности, а также в стратегии действий, которую выбрало руководство фирмы. Следовательно, неудовлетворительные финансовые показатели должны послужить отправной точкой не только для пересмотра финансовых планов, но и в первую очередь для переформулирования общей стратегии фирмы.

Показатели доходности (рентабельности) — наиболее распространенный способ измерения успеха фирмы. Показатели рентабельности являются относительными характеристиками финансовых результатов и эффективности деятельности предприятия. Основные показатели доходности:

- коэффициент чистой  прибыли;

- оборот на вложенный  капитал;

- чистый доход на  акционерный (собственный капитал).

Рассчитаем их для  нашей фирмы.

Коэффициент чистой прибыли = Чистая прибыль / Чистые продажи = 50/260 = 0,19

Оборот на вложенный  капитал = Чистая прибыль/Общие активы = 50/ 500== 0,1

Чистый доход на акционерный капитал = Чистая прибыль/активы =50/300 = 0,17

Сравнить показатели доходности, как и любые другие финансовые показатели, можно при  помощи следующих таблиц.

 

Таблица 2. – Показатели прибыльности фирмы «Сирин-мотор-с» за 2005-2007 гг.

 

Сопоставление показателей прибыльности по годам

Финансовые показатели

2005 г.

2006 г.

2007 г.

Коэффициент чистой прибыли

0.23

0.20

0.19

Оборот на вложенный  капитал

0.11

0.12

0.10

Чистый доход на собственный капитал

0.16

0.17

0.17


 

Сопоставление показателей  прибыльности со средними и внутриотраслевыми показателями

 

 

 

 

 

 

Таблица 3. – Средние  и внутриотраслевые показатели финансового  плана за 2005-2007 гг.

 

Финансовые показатели

«Сирин-мотор-с»

Средние показатели для  аналогичных фирм с капиталом  не менее 300 тыс. руб.

Среднеотраслевой показатель

Коэффициент чистой прибыли

 

Оборот на вложенный  капитал

 

Чистый доход на собственный  капитал

0,19

 

 

 

0,10

 

 

 

0,17

0,18

 

 

 

0,13

 

 

 

0,15

0,20

 

 

 

0,11

 

 

 

0,16


 

Показатели доходности у фирмы «Сирин-моторс» довольно неплохие. Очевидно, учитывая низкую торговую активность фирмы, это обусловлено завышенными ценами на продаваемые фирмой товары. Однако, несмотря на то, что политика завышенных цен пока приносит неплохие результаты, будущие ее последствия могут быть отрицательными: фирме грозит потеря конкурентоспособности. Если фирма не намерена менять свою ценовую стратегию, для обеспечения конкурентной силы ей нужно сосредоточиться на таких конкурентных стратегиях, как дифференциация или фокусирование, чтобы сформировать свою устойчивую рыночную нишу. Иначе неминуема опасность катастрофического сужения спроса на товары фирмы.

Показатели рыночной активности характеризуют стоимость  и доходность акций компании.

Прибыль на одну акцию показывает, какая доля чистой прибыли приходится на одну обычную акцию в обращении. Показатель рассчитывается путем деления суммы чистой прибыли на общее число обычных акций в обращении. Акции в обращении определяются как разница между общим числом выпущенных обычных акций и собственными акциями в портфеле. Если в структуре компании есть привилегированные акции, из чистой прибыли предварительно должна быть вычтена сумма дивидендов, выплаченных по ним.

Соотношение рыночной цены акции и прибыли на одну акцию отражает отношения между компанией и ее акционерами.

Он указывает, сколько  рублей готовы заплатить акционеры  за рубль чистой прибыли компании. Например, если у компании А данный показатель составляет 10, а у компании Б — 8, это означает, что инвесторы  на данный момент предпочтительнее оценивают инвестиционные качества компании А. Однако, более важной характеристикой данного показателя не его уровень на данный момент, а динамика показателя в сравнении с динамикой других компаний и с общей динамикой рынка. Сегодня анализируемый показатель рассчитывают и в обзорах российского финансового рынка.

Книжная (балансовая) стоимость  одной акции показывает стоимость чистых активов предприятия, которые приходятся на одну обычную акцию в соответствии с данными бухгалтерского учета и отчетности.

Соотношение рыночной и книжной стоимости одной акции показывает рыночную стоимость одной акции в сравнении с ее бухгалтерской стоимостью.

В целях более объективного использования этого показателя нужно иметь в виду ограничения, которые привносит в анализ бухгалтерская информация. В частности этот показатель может быть выше у компании с физически изношенными активами.

 

 

3.2 Комплексные показатели и финансовый рычаг

 

 

Помимо четырех названных  типов финансовых показателей в  современном финансовом планировании широко используется анализ еще двух категорий:

- показателей использования  финансового рычага;

- комплексных (композитных)  показателей.

Финансовый рычаг —  это способ увеличения доходности (рентабельности) собственного капитала за счет использования кредита.

Рассмотрим действия финансового рычага на примере его использования фирмой «Сирин-мотор-с».

Для упрощения анализа  предположим, что фирма не платит налогов и величина чистой прибыли образуется в результате вычитания процентов за кредит из суммы валовой прибыли.

Вариант А. Фирма формирует  активы за счет собственного капитала — 300 тыс. руб. и кредитов — 200 тыс. руб.

Итог деятельности в  обоих случаях одинаков — 115 тыс. руб. валовой прибыли.

Для варианта А

Показатель рентабельности = чистая прибыль/ собственный капитал =115(поскольку фирма не выплачивает % за кредит)/500 = 0.23.

Для варианта В сначала  нужно определить величину чистой прибыли:

Чистая прибыль = валовая  прибыль—проценты = 115—15 = 100.

Тогда показатель рентабельности собственного капитала = = 100 /300= 0,33.

Вывод: в случае использования кредитов (вариант В) фирма имеет более высокий показатель рентабельности собственных средств.

Чем больше величина заемных  средств, тем длиннее рычаг, тем  выше рентабельность собственного капитала. Одновременно чем длиннее рычаг, тем выше риск деятельности фирмы, связанный с оплатой своих обязательств. Поэтому показатели использования финансового рычага — это в первую очередь измерители финансового риска фирмы.

Существует два способа  измерения рычага в финансовом анализе.

1. Определение меры  использования долгов для финансирования активов.

Информация о работе Основные показатели финансового плана и методика их анализа