Основные показатели финансового плана и методика их анализа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 19:58, курсовая работа

Описание работы

Финансовый план предприятия обеспечивает взаимоувязку финансовых показателей, распределение доходов и образование фондов денежных средств. Стратегический финансовый план — это одна из коммерческих тайн предприятия. Планирование финансовых ресурсов и вложений гарантирует выполнение обязательств перед бюджетом, банками и акционерами, обеспечивает финансирование предпринимательской деятельности. Анализ финансовых показателей позволяет выявить критические точки в деятельности фирмы, определить причины проблем и запланировать действия, направленные на их решение.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………….….… 5
1 Финансовый план и элементы финансового анализа ..…………………… 6
1.1 Значение и основные понятия финансового планирования ...……….…. 6
1.2 Разделы и состав финансового плана ...…………………………………. 8
2 Анализ основных показателей финансового плана ……………....……… 12
2.1 Характеристика показателей финансового плана …………………….... 12
2.2 Анализ показателей финансового плана на примере баланса
фирмы «Сирин - мотор-с» .……………………………….…..…………….... 13
3 Основные выводы и предложения для предприятия «Сирин-мотор-с» на основе анализа основных показателей финансового плана .......…………... 18
3.1 Показатели ликвидности, доходности, хозяйственной и рыночной активности …………………………………………………………………….. 18
3.2 Комплексные показатели и финансовый рычаг ………………………... 23
Заключение ……………………………………………………………….…… 26
Список использованных источников …………………………………….….. 27

Файлы: 1 файл

kursovaya_po_AFKhDP.doc

— 217.50 Кб (Скачать файл)

Коэффициент финансовой зависимости указывает на зависимость  предприятия от внешних займов. Схема  расчета предполагает соотношение  показателей доли заемных средств  к показателю совокупного актива. Значительный коэффициент указывает на большую долю займов у предприятия, а это характерный показатель высокого риска неплатежеспособности и потенциального денежного дефицита у предприятия. /6/

Операционный леверидж - показатель, характеризующий количественную степень изменения прибыли соответственно изменению объемов реализации. Таким образом, операционный рычаг является коэффициентом отношения между величиной расходов на покрытие постоянных затрат и величиной прибыли предприятия, т.е. стойкое увеличение размера чистой прибыли предприятия при увеличении объемов продаж, не смотря на наличие затрат, имеющих постоянный характер и не меняющихся с ростом объема производства и реализации продукции. При снижении дохода от реализации, если доля постоянных затрат велика, будет значительно снижаться показатель чистой прибыли. В равных же условиях, коммерческий риск будет тем выше, чем будет выше операционный леверидж.

Коэффициент финансовой автономии - это показатель доли активов предприятия, которые обеспечены собственными средствами. Цифра определяется в виде отношения собственного капитала компании к совокупным активам предприятия. Чем ниже показатель, значит, тем больше займов имеет предприятие, а, следовательно, у него выше риск неплатежеспособности и потенциального денежного дефицита. В случае, если показатель равен 1, то это указывает на то, что деятельность фирмы полностью финансируется за счет собственных средств.

Процентное отношение  собственного капитала компании к заемному - называется коэффициентом финансового  риска. Предприятие будет считаться финансово независимым, чем меньше его коэффициент финансового риска, т.е. ближе к "0". /8/

Показатель финансовой устойчивости - это размер собственного капитала предприятия и его заемной  доли в общем капитале предприятия, т.е. показатель степени зависимости от источников кредитования. Исчисляется в виде отношения процента собственного капитала к заемному. Предприятие считается финансово независимое, чем выше этот показатель. /14/

 

 

2.2 Анализ показателей  финансового плана на примере баланса фирмы «Сирин - мотор-с»

 

 

Анализ финансовых показателей  позволяет выявить критические  точки в деятельности фирмы, определить причины проблем и запланировать  действия, направленные на их решение. Финансовый анализ складывается из четырех  основных шагов:

- выбор показателей,  подходящих для анализа стратегических  проблем;

- расчет этих показателей;

- сравнение полученных  величин с аналогичными показателями  данной фирмы за предыдущие  годы, среднеотраслевыми, конкурентными  величинами;

- использование показателей при составлении финансовых планов для определения способов решения проблем и будущих возможностей фирмы.

Среди множества финансовых показателей есть такие, которые  имеют особо важное значение для  определения позиции фирмы и  могут использоваться для анализа любых стратегических проблем.

Можно выделить четыре типа наиболее значимых финансовых показателей. Это показатели:

- ликвидности (краткосрочной  платежеспособности);

- хозяйственной активности (оборачиваемости);

- доходности (прибыльности, рентабельности);

- рыночной активности.

Рассмотрим эти показатели на примере баланса фирмы «Сирин – мотор-с».

 

Таблица 1. – Баланс фирмы  «сирин-мотор-с»

 

Актив

Сумма,

тыс. руб.

Пассив

Сумма,

тыс. руб.

1

2

3

4

Оборотный капитал

Касса

Счета в банке

Ценные бумаги

Дебиторская задолженность

Запасы готовой продукции

Незавершенное производство

Запасы сырья и материалов

Основной капитал

Оборудование

Амортизация

Недвижимость

Земля

Нематериальные активы

Итого

 

5

70

5

 

20

 

150

 

40

 

30

 

20

5

70

80

5

500

Обязательства

Краткосрочные кредиты

Прочие статьи краткоср. Зад-сти

Долгосрочные обязательства

Собственный капитал

Акционерный(уставный)капитал:

привилегированные акции

обычные акции

прибыль

резервы

Итого

 

110

40

50

 

 

40

180

50

30

500


 

Ликвидность — это способность организации ответить по своим краткосрочным обязательствам. Если платежеспособность фирмы низка, это говорит о ее крайне слабом финансовом здоровье и невозможности решать большинство вопросов своей деятельности, в частности такого, как привлечение новых займов, поскольку доверие кредиторов будет подорвано. Иначе ликвидность определяют как качество оборотных (текущих) активов фирмы, их способность покрывать долги фирмы.

Если фирма хочет  составить обоснованный стратегический план, то проблема ликвидности должна быть решена еще до начала процесса долгосрочного планирования. /9/

Выделяют два основных вида показателей ликвидности:

- общий коэффициент  покрытия,

- коэффициент абсолютной  ликвидности.

Общий коэффициент покрытия выражает соотношение между текущими (оборотными) активами фирмы и ее текущими (краткосрочными) обязательствами.

Общий коэффициент/Текущие активы покрытия (ОКП) = Текущие пассивы

В нашем случае ОКП = 320/200 = 1.6

Коэффициент абсолютной ликвидности показывает соотношение между наиболее ликвидной частью текущих активов и текущими пассивами. Наиболее ликвидная часть текущих активов, или «быстрооборачиваемые» активы, определяется как разница между общей величиной текущих активов (оборотных средств) и всеми товарно-материальными запасами.

К оэффициент абсолютной/Текущие активы запасы ликвидности (АЛ К) = Текущие пассивы.

У нас АЛК = (320-220)/200 ==100/200 = 0.5.

Оборот счетов к оплате определяется как соотношение величины продаж в кредит и счетов к оплате (дебиторской задолженности).

Предположим, что «Сирин-мотор-с» треть своих продаж осуществила в кредит. Тогда:

ОСО = 260 (1/3) / 20 = 4.3.

Оборот товарно-материальных запасов. Этот показатель определяет насколько сбалансирована величина запасов фирмы. Рассчитывается как соотношение между стоимостью проданных товаров (издержек на реализованные фирмой товары) и величиной товарно-материальных запасов.

В нашем случае 03 = 145/220 =0.66.

Другим способом определения  оборота запасов является деление величины чистых продаж на объем запасов:

У нас 03 = 260/220 = 1.18.

Оборот основных средств (фиксированных активов) определяется в результате деления чистых продаж фирмы на величину основных средств.

Основные средства (чистая величина основных средств за вычетом нематериальных активов)

ОСС у «Сирин-мотор-с» = 260/180 = 1.44.

Еще один показатель активности — оборот общих активов фирмы, который является общим индикатором эффективности управления использованием ресурсов фирмы.

У нас ООА = 260/500 = 0.52.

Показатели доходности (рентабельности) — наиболее распространенный способ измерения успеха фирмы. Показатели рентабельности являются относительными характеристиками финансовых результатов и эффективности деятельности предприятия. Основные показатели доходности:

- коэффициент чистой  прибыли;

- оборот на вложенный  капитал;

- чистый доход на  акционерный (собственный капитал).

Рассчитаем их для  нашей фирмы.

Коэффициент чистой прибыли = Чистая прибыль / Чистые продажи = 50/260 = 0,19

Оборот на вложенный  капитал = Чистая прибыль/Общие активы = 50/ 500== 0,1

Чистый доход на акционерный  капитал = Чистая прибыль/активы =50/300 = 0,17

Финансовый рычаг —  это способ увеличения доходности (рентабельности) собственного капитала за счет использования кредита.

Рассмотрим действия финансового рычага на примере его  использования фирмой «Сирин-мотор-с».

Для упрощения анализа предположим, что фирма не платит налогов и величина чистой прибыли образуется в результате вычитания процентов за кредит из суммы валовой прибыли.

Вариант А. Фирма формирует  активы за счет собственного капитала — 300 тыс. руб. и кредитов — 200 тыс. руб.

Итог деятельности в  обоих случаях одинаков — 115 тыс. руб. валовой прибыли.

Для варианта А

Показатель рентабельности = чистая прибыль/ собственный капитал =115(поскольку фирма не выплачивает % за кредит)/500 = 0.23.

Для варианта В сначала  нужно определить величину чистой прибыли:

Чистая прибыль = валовая  прибыль—проценты = 115—15 = 100.

Тогда показатель рентабельности собственного капитала = = 100 /300= 0,33.

Вывод: в случае использования кредитов (вариант В) фирма имеет более высокий показатель рентабельности собственных средств.

Чем больше величина заемных  средств, тем длиннее рычаг, тем  выше рентабельность собственного капитала. Одновременно чем длиннее рычаг, тем выше риск деятельности фирмы, связанный  с оплатой своих обязательств. Поэтому показатели использования финансового рычага — это в первую очередь измерители финансового риска фирмы.

Существует два способа  измерения рычага в финансовом анализе.

1. Определение меры  использования долгов для финансирования активов.

2. Расчет показателей  охвата, измеряющих способность фирмы покрыть свои долги.

К первому типу показателей  использования рычага относится показатель долга:

П оказатель долга (ПД) = Общие пассивы (обязательства)/Общие активы.

В нашем случае:

ПД = 200/500 = 0.4 (другая форма  записи: 0.4 к 1).

Ко второму типу измерителей  финансового риска относится  показатель уровня покрытия процентов. Он определяет способность фирмы оплачивать проценты по долгу из полученных доходов и показывает, во сколько раз валовая прибыль фирмы выше затрат по выплате процентов.

У нас УПП = 115/15 7.67.

Одним из вариантов комплексных  показателей являются «Z счета», метод расчета которых впервые был предложен Э. Альтманом. «Z счета» используются для измерения вероятности банкротства фирмы. При подсчете «Z счетов» используются так называемые коэффициенты Альтмана, введенные автором методики.

Z = 6.51 х1 + 3.26 х2 + 6.76 Х3 + 1.05 х4,

где х1 = Текущие активы — текущие пассивы

Общие активы

X2= Сумма резервов фирмы

Общие резервы

X3 = Валовая прибыль

О бщие активы

X4 = Стоимость обычных акций

О бщие пассивы

6.51; 3.26; 6.76; 1.05 — коэффициенты Альтмана (периодически они пересматриваются и уточняются в зависимости от отраслевой конъюнктуры).

Тогда в нашем случае

Z = 6.51 (320-200)/500 + 3.26 (30+21)/500 + 6.76 115/500 + + 1.05 180/200 = 4.39.

 

 

3 Основные  выводы и предложения для предприятия  «Сирин-мотор-с» на основе анализа  основных показателей финансового  плана

 

3.1 Показатели ликвидности, доходности, хозяйственной и рыночной активности

 

 

Общий коэффициент покрытия выражает соотношение между текущими (оборотными) активами фирмы и ее текущими (краткосрочными) обязательствами.

Общий коэффициент/Текущие активы покрытия (ОКП) = Текущие пассивы

В нашем случае ОКП = 320/200 = 1.6

Минимально необходимая  величина ОКП должна быть не менее 1 — иначе фирма будет признана неплатежеспособной. Оптимальный показатель ОКП по оценкам экспертов колеблется в диапазоне от 2 до 2,5.

Однако приемлемая величина ОКП в большой степени зависит  от специфики отрасли, размеров фирмы, степени доверия к ней кредиторов. ОКП может быть ниже для отраслей с быстрой оборачиваемостью текущих активов (около 1,5), для фирм с небольшими товарно-материальными запасами и хорошей репутацией.

Существует ряд практических советов по повышению платежеспособности фирмы.

Один из них — увеличение краткосрочных долгов предприятия, а за счет их — и величины текущих  активов. Если предприятие путем  эффективной деятельности сумеет вложить  денежные средства так, чтобы они  принесли дополнительную прибыль, то полученная прибыль позволит увеличить оборотные средства, а значит, улучшить соотношение между текущими активами и пассивами.

Другой способ — не увеличивать оборотные средства, а часть их, напротив, направить  на погашение долгов. Но в этом случае снижается величина как текущих пассивов, так и текущих активов, что может привести не только к повышению, но и к понижению показателей ликвидности.

Информация о работе Основные показатели финансового плана и методика их анализа