Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 22:01, контрольная работа
При определенных условиях в современном производстве человек все еще должен выполнять роль технологического оператора, простого исполнителя такой трудовой функции, которая принадлежит ему как агенту производственной системы. Однако, обладая волей и сознанием, человек не относится к трудовой функции, как механический исполнитель. Провал тейлористских экспериментов был наиболее значительным подтверждением этого пункта. Промышленная социология в настоящее время исходит из теоретического признания особого отношения человека к своей деятельности, формулируя актуальную проблему отношения к труду.
Содержание.
Введение …………………………………………………………………………3
1. Сущность и значение отношения к труду …………………………………..5
1.1. Сущность, структура и показатели отношения к труду ………………….5
1.2. Факторы, определяющие отношение к труду …………………………….8
1.3. Влияние отношения к труду на результаты трудовой деятельности и развитие трудового потенциала организации…………………………………11
2. Анализ отношения к труду работников организации ……………………...13
2.1. Характеристика исследуемой организации (подразделения) …………...13
2.2. Типы и показатели отношения к труду в организации
2.3. Факторы, определяющие отношение к труду в организации
3. Выводы и предложения
3.1. Общие выводы по результатам анализа отношения к труду
3.2. Пути совершенствования отношения к труду в организации
Заключение
С 2009 г. по 2011 г. штатное расписание существенно не менялось.
Рис.2.1 Структура персонала по кадровому составу
ЗАО «СМСУ-83», 2011г.
По кадровому составу структура не изменилась и состоит в основном из рабочих (62%) и управленческих работников и специалистов (31%), это указывает на эффективную организацию труда и обеспеченность организации специалистами.
Рассмотрим возрастную структуру.
Таблица 2.2
Структура персонала по возрасту
годы |
2009 |
2010 |
2011 | ||||||||||
Возраст, лет |
чел. |
%. |
чел. |
%. |
чел. |
%. | |||||||
От 16 до 24 |
2 |
2 |
3 |
3,3 |
8 |
6,4 | |||||||
25-29 |
5 |
5 |
7 |
7,6 |
19 |
15,2 | |||||||
30-39 |
42 |
46 |
42 |
45,6 |
43 |
34,4 | |||||||
40-49 |
21 |
27 |
25 |
27,1 |
38 |
30,4 | |||||||
50-54 |
10 |
11 |
8 |
8,7 |
10 |
8 | |||||||
55 и старше |
8 |
9 |
7 |
7,6 |
7 |
5,6 | |||||||
итого |
88 |
100 |
92 |
100 |
125 |
100 | |||||||
Основную
долю составляют работники в
возрасте от 30 до 39 лет (46%), процент
возрастной группы работников
возраста от 25 до 29 лет мал(5%), общая
структура показывает, что на
предприятии работают в
Основная доля работников организации приходится на самый продуктивный возрастной период от 30 до 49 лет. Увеличилась доля возрастной категории от 25 до 29 лет, что так же является положительным моментом, так как эта группа состоит в основном из здоровых и полных творческих сил молодых людей. Приток молодых специалистов повысил долю возрастной группы от 16 до 24 лет. Руководство организации уделяет внимание привлечению молодёжи.
Однако, в современных
условиях необходима оценка и социально-экономической
эффективности подготовки кадров. Вытекает
необходимость разработки новых
методологических подходов, органично
учитывающих сложную
Проанализируем средний разряд работ по основному производству средний разряд рабочих .
Таблица 2.3
Средний разряд работ и средний разряд рабочих основного производства в СМСУ -83 за 2009-2011 года.
Наименование |
2009г. |
2010г. |
2011г. |
2011г. к 2009 г. (+, –) |
Средний разряд рабочих на начало года |
3,44 |
3,5 |
3,56 |
0,12 |
Средний разряд рабочих на конец года |
3,5 |
3,56 |
3,68 |
0,18 |
Средний разряд рабочих |
3,47 |
3,53 |
3,62 |
0,09 |
Средний разряд работ по основному производству |
3,59 |
3,64 |
3,7 |
0,11 |
Из данных таблицы 2.3 видно, что на протяжении 2009-2011 годов средний разряд работ по основному производству выше среднего разряда. Но в тоже время разность между средним разрядом работ и средним разрядом рабочих уменьшается из года в год. В 2009 году она равна 0,12, в 2010 году – 0,11, в 2011 году – 0,08. Следовательно, необходимость в повышении квалификации рабочих кадров уменьшается.
Рассчитаем число рабочих, которым следует повысить квалификацию. Это определяется по формуле:
Чр.к = (Рработ- Ррабочих) * Чр.о.п
где Чр.к – численность рабочих, которым необходимо повысить квалификацию;
Чр.о.п – общая численность рабочих по основному производству;
Рработ – средний разряд работ;
Ррабочих – средний разряд рабочих
Чр.к 2005 = (3,59-3,47) х 125 =15 человек
Чр.к 2006 = (3,64-3,53) х 962 = 14 человек
Чр.к 2007 = (3,7-3,62) х 1003 = 10 человек.
Из данных расчёта следует, что необходимость в повышении квалификации рабочих кадров в 2011 году уменьшилась по сравнению с 2009 годом более, чем на 30 % или на 5 человек.
В СМСУ-83 проводится постоянная работа по повышению квалификации.
Рассмотрим динамику повышения квалификации работников ЗАО СМСУ-83 , табл.2.4 (Приложение 2).
Таблица 2.4
Профессиональное обучение рабочих кадров
Наименование |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2009 г. в % к 2011 г. |
Всего работников, которые повысили квалификацию, прошли подготовку и переподготовку |
5 |
16 |
24 |
480 |
из них: рабочие |
4 |
12 |
12 |
133 |
В расчётах применим следующую формулу, позволяющую рассчитать возможный рост производительности труда рабочих вследствие повышения уровня их квалификации:
Пр = ( Рск – Рсн )´ И ´ У ´ 100 ;
где Пр – рост производительности труда вследствие повышения квалификации рабочих;
Рск, Рсн – средний разряд рабочих соответственно на начало и конец года;
И – разность между тарифными коэффициентами в том интервале, в котором происходит повышение тарифного разряда;
У – удельный вес рабочих, повысивших квалификацию, в общей численности промышленно-производственного персонала.
Пр2005 = (3,5 – 3,4) ´ 0,3 ´3,2 ´ 100 = 9,6%
Пр2006 = (3,56 – 3,5) ´ 0,3 ´ 9,6´ 100 = 17,28%
Пр2007 = (3,68 – 3,56) ´ 0,3 ´ 9,6 ´ 100 = 34,56 %
Из произведённых расчётов видно, что наибольшего роста производительности труда в связи с повышением квалификации рабочих кадров предприятие достигло в 2011 году,.
Высокий образовательный уровень рабочих способствует скорейшему освоению новых видов работ. По наблюдениям отечественных экономистов, почти все рабочие с законченным средним образованием в 1,5 – 2 раза быстрее переходят к выполнению новых операций, чем рабочие с таким же трудовым стажем, но с восьмилетним образованием.
Уровень образования влияет на количество единиц обслуживаемой техники, на выполнение норм выработки. Одновременно возрастает и среднемесячная заработная плата рабочего.
Рабочие со средним образованием проходят «квалификационную лестницу» за 8 лет, с образованием до 8 классов – 11 лет. Рабочие, получившие профессиональную подготовку в профессионально-технических училищах и средних специальных учебных заведениях, сокращают сроки выхода на высший уровень квалификации. Рассмотрим образовательную структуру рабочих кадров исследуемого предприятия.
Таблица 2.5
Структура рабочих СМСУ-83 по образованию ,2011г.
Квалификационные группы |
Количество человек |
Удельный вес группы в % к общей численности |
Среднее |
7 |
8 |
Среднее профессиональное |
20 |
25 |
Среднее специальное |
37 |
46 |
Высшее |
17 |
21 |
ИТОГО: |
81 |
100 |
Данные таблицы 2.5 указывают на высокий уровень образования кадров (25%), что положительно сказывается на социально- экономических характеристиках предприятия.
Расчёт численности
где Пгод - годовая программа работ;
t - норма человеко-часов (чел · час) на единицу программы;
В - годовой фонд времени рабочего в часах.
Задача расчёта
численности производственных
Число принятых или выбывших работников за соответствующий период времени называют оборотом персонала.
Движение персонала можно охарактеризовать при помощи ряда показателей.
Коэффициент
среднесписочного состава,
,где
Fn – номинальный фонд рабочего времени (количество календарных дней);
f – действительный фонд времени работы одного рабочего (планируемое число рабочих дней).
Интенсивность оборота кадров:
,где:
Чп – число принятых работников;
Чв – число выбывших работников.
Характеристика движения рабочих кадров по коэффициентам оборота не раскрывает причин выбытия. Поэтому движение рабочей силы следует анализировать ещё и с точки зрения текучести, которая характеризует уровень организации труда и быта рабочих кадров предприятия. Она характеризуется коэффициентом текучести.
Коэффициент текучести кадров
,где:
Чусж – число рабочих уволившихся по собственному желанию;
Чупн – число рабочих уволенных за прогул и другие нарушения трудовой дисциплины;
Чс – среднесписочное число рабочих.
Коэффициент замещения кадров:
где:
Чп – число принятых работников;
Чу – число выбывших работников;
Чс – средне списочное число работников
Таблица 2. 6
Анализ движения рабочих кадров за 2009 – 2011 г. г.
Показатели |
2007г. |
2008г. |
2009г |
2010г |
2011г. |
2011г. в % к 2007 г. |
1.Состояние по списку на начало года |
72 |
78 |
81 |
89 |
92 |
127,7 |
2.Принято |
12 |
6 |
9 |
8 |
34 |
283,3 |
3.Выбыло |
6 |
4 |
2 |
5 |
1 |
16,7 |
В том числе: |
||||||
3.1. неинтересная работа |
3 |
2 |
4 |
1 |
33 | |
3.2. переезд на другое место жительства |
- |
4 |
- |
1 |
- |
- |
3.3. неудовлетворительная заработная плата |
3 |
- |
- |
- |
- |
- |
3.4. нарушение трудовой дисциплины |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
3.5.по сокращению штатов |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
4.Состояние по списку на конец года |
78 |
80 |
88 |
92 |
125 |
174,4 |
5.Среднесписочная численность рабочих кадров |
79 |
81 |
89 |
93 |
127 |
160,7 |
6.Коэффициент оборота по приёму стр2:стр5 |
0,15 |
0,07 |
0,1 |
0,09 |
0,27 |
180 |
7.Коэффициент оборота по выбытию стр3:стр5 |
0,08 |
0,05 |
0,02 |
0,05 |
0,01 |
142,5 |
8.Коэффициент текучести |
0,07 |
0,04 |
0,02 |
0,03 |
0,01 |
14,2 |
Информация о работе Отношение к труду как фактор повышения его эффективности