Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2012 в 20:57, курсовая работа
Величина затрат оказывает влияние на конечные результаты деятельности предприятия и его финансовое состояние. Одной из основных целей деятельности любой коммерческой организации является получение максимально возможной прибыли, а руководители некоммерческих организаций должны стремиться к тому, чтобы деятельность организации совершалась эффективно и успешно с как можно меньшими затратами на достижение поставленных уставных целей. Значит, и тем и другим нужно учиться прежде всего управлять затратами.
Ведение 3
1 Понятие, виды и соотношение затрат, расходов и результатов 5
1.1 Понятия затрат и результатов деятельности предприятия 5
1.2 Виды затрат 8
2. Производственная функция и функция издержек 13
3. Маржинальный доход и его практическое использование 24
3.1 Понятие маржинального дохода, суммы и ставки покрытия 24
3.2 Точка нулевой прибыли 28
4. Принципы, задачи и основные функции управленческого учета в сельскохозяйственных организациях 35
Заключение 44
Список использованных источников
Любое распределение связано
с усредненностью расчетов, необходимостью
округления полученных данных, риском
ошибки в выборе базы распределения.
Поскольку уровень косвенных
расходов в условиях научно-технического
прогресса увеличивается
В этой связи уже в 30-е
прошлого столетия специалисты предложили
при сопоставлении
В составе косвенных расходов
преобладают постоянные затраты
предприятия. Именно они не позволяют
большую часть косвенных
Совершенствование методов разделения затрат на постоянные и переменные, группировки косвенных расходов по местам их формирования и центрам ответственности, более дифференцированный учет особенностей хозяйствования и принятия решений по управлению в современных рыночных условиях позволили предложить новый подход к исчислению финансовых результатов деятельности предприятий и их подразделений. Он основан на сопоставлении выручки от продаж с величиной переменных расходов. Результат этого сопоставления получил название маржинальный доход (прибыль). В действующей практике он исчисляется в виде разности между выручкой от реализации (без НДС и акцизов) и переменными (как частный случай – прямыми) расходами. Маржинальная прибыль (доход) должна покрыть постоянные (главным образом накладные) расходы предприятия и обеспечить ему прибыль от реализации продукции, работ, услуг. В экономической литературе этот показатель часто называют суммой покрытия.
Рассмотрим пример нахождения маржинального дохода.
Таблица 2. Имеются следующие данные по предприятию
Показатели |
Значение , тыс. руб. |
1. Выручка от реализации продукции, работ, услуг (без НДС и акцизов) |
100 |
2.Переменные расходы изготовления и сбыта |
60 |
3. Маржинальный доход (сумма покрытия) |
40 |
4. Постоянные (накладные) расходы |
30 |
5. Прибыль от реализации (3 – 4) |
10 |
Маржинальный доход можно рассчитать как итог суммы прибыли от продаж и постоянных расходов: 10 + 30 = 40 ( тыс. руб.), а величина постоянных (накладных) расходов представляет собой разницу между маржинальным доходом и прибылью от реализации: 40 – 10 = 30 ( тыс. руб.).
Маржинальная прибыль (доход) на единицу продукции определяется путем вычитания из цены продажи переменных (как частный случай – прямых) затрат на ее изготовление или добычу. В качестве синонима названия этого показателя используют понятие ставки покрытия.
Рассмотрим пример нахождения маржинальной прибыли в понятие ставки покрытия. Предприятие произвело и реализовало два вида продукции: А – в количестве 100 кг по цене 5 д.е. и Б – в количестве 200 кг по цене 7 д.е. за 1 кг, при следующей себестоимости 1 кг (табл. 2).
Таблица 3. Себестоимость продукции А и Б
Вид продукции |
Переменные затраты на 1 кг, д.е. |
Постоянные затраты на 1 кг, д.е. |
Итого, д.е. |
А |
2,00 |
1,00 |
3,00 |
Б |
3,00 |
2,00 |
5,00 |
Сумма покрытия будет равна: [(100 · 5) + (200 · 7)] – [(100 · 2) + (200 · 3)] = 1100 д.е.,
ставка покрытия по 1 кг продукции А: 5,00 – 2,00 = 3,00 д.е.;
продукции Б: 7,00 – 3,00 = 4,00 д.е.
В целом ставка покрытия равна: (100 · 3,00) + (200 · 4,00) = 1100 д.е.
Сумма и ставка покрытия могут быть исчислены и как сумма прибыли от реализации и постоянной части затрат на производство и сбыт продукции, работ и услуг. В этом случае:
1900 – [(100 · 3,00) + (200 · 5,00)] + [000 · 1,00) + (200 · 2,00)] = (1900 – 1300) + 500 = 1100 д.е.
По видам продукции соответственно:
А = (5 – 3) + 1 = 3,00 д.е.; Б = (7 – 5) + 2 = 4,00 д.е.
В обоих случаях речь идет о покрытии (компенсации) выручкой от продаж постоянных, главным образом накладных, расходов.
Исчисление сумм покрытий
предоставляет менеджеру
Исходя из основной задачи
исчисления сумм покрытий – возможно
более точного расчета
где р – цена за ед., руб.; rv – сумма переменных издержек на единицу продукции, руб.; X – объем реализованной продукции, ед.; Rfix – совокупные постоянные расходы предприятия, руб.
Калькуляционный финансовый результат (D) для предприятия, производящего j видов продукции (j = 1, ..., п), будет равен:
Найденные значения сумм покрытий для каждого конкретного вида продукции весьма важны для управляющего. Если сумма покрытия отрицательна, это свидетельствует о том, что выручка от реализации продукта не в состоянии покрыть даже переменные издержки. Каждая последующая произведенная единица данного вида продукции будет увеличивать общий убыток предприятия. Если возможности значительного снижения переменных затрат сильно ограничены, то управляющему следует рассмотреть вопрос о выведении данного товара из ассортимента предлагаемой предприятием продукции.
На практике производят более глубокую детализацию переменных расходов предприятия, их подразделение на группы переменных производственных, общехозяйственных, общепроизводственных и прочих специфических расходов. Отсюда вытекает необходимость исчисления сумм покрытий нескольких видов, из анализа которых выносится решение о том, воздействие на какие группы расходов может наиболее заметно отразиться на величине конечного финансового результата. Целесообразным является также анализ укрупненных значений сумм покрытия по производственным и коммерческим подразделениям предприятия.
Для того чтобы определить прибыль по каждому конкретному виду продукции при маржинальной системе калькулирования, необходимо:
отнести прямые затраты
каждого места их формирования
на изделия, работы и услуги,
производимые в этом
отделить переменную часть накладных расходов от их постоянной величины методами, рассмотренными нами ранее;
для конечных мест затрат из выручки от продаж каждого вида продукции и услуг вычесть совокупные прямые расходы, тем самым определить ставку покрытия или прибыль на единицу продукции.
Чтобы определить финансовый результат производственной деятельности в целом по предприятию, необходимо суммировать ставки покрытия всех видов продукции и услуг и вычесть из полученного результата общую часть косвенных издержек.
3.2 Точка нулевой прибыли
Деление затрат на постоянные и переменные, исчисление сумм и ставок покрытия позволяют определить влияние объема производства и сбыта на величину прибыли от реализации продукции, работ, услуг и тот объем продаж, начиная с которого предприятие получает прибыль.
Делается это путем расчета координат точки нулевой прибыли (ТНП) исходя из зависимости:
где N – величина прибыли; рi – цена продажи единицы продукции; Xi – объем производства i-той продукции; Rfix – постоянные издержки; rv – переменные издержки на единицу продукции. Отсюда:
На графике соотношения затрат и объемов производства и продаж ТНП, обозначенная через В, выглядит следующим образом (рис. 1).
Рисунок 2. Соотношение затрат с объемами производства и продаж: (+) – поле прибыли; (-) – поле убытков; (X) – зона эффективности
На приведенном графике ТНП, или точка безубыточности, находится на пересечении прямых, характеризующих затраты и выручку от реализации, а ее координаты определяют объем продаж и величину затрат производства и сбыта, при которых у предприятия нет ни прибыли, ни убытков. Выше точки находится поле прибыли, ниже – поле убытков. При объемах продаж от Х0 – количество продукции, при котором имеет место нулевая прибыль, до Хт – максимальная для данного предприятия или его подразделения загрузка производственных мощностей, предприятие (подразделение) находится в зоне эффективности деятельности.
На рисунке 2 наглядно видно, как формируется маржинальная прибыль и затраты. Если объем производства и сбыта продукции меньше параметров ТНП, маржинальной прибыли недостаточно для покрытия постоянных расходов и предприятие работает с убытком. При объеме производства и продаж больше Хо предприятие получает прибыль, абсолютная величина которой тем больше, чем значительнее объем производства и сбыта.
Расчет ТНП изменяется, если речь идет о выпуске (продаже) нескольких видов товара с разными предельными (переменными, пропорциональными) затратами. В этом случае необходимо принимать во внимание структуру производства (сбыта) этих товаров.
Величину объема продаж, необходимую для обеспечения нулевой прибыли Вр, можно определить следующим образом:
Поскольку величина ∑rv · X зависит от структуры производства и сбыта продукции, которую по затратам можно выразить как , ТНП по объему продаж находится из зависимости:
где k – удельный вес вида продукта в общем объеме, n – вид продукта.
Например, требуется найти минимальный объем реализации продукции в стоимостном выражении Вр, если постоянные расходы предприятия за изучаемый период составляют 1,4 млн руб. и оно в течение этого времени производит (закупает) 3 вида товара со следующими стоимостными характеристиками (табл. 3).
Таблица4. Стоимостные характеристики продуктов
Продукты |
Цена, руб. |
Предельные затраты, руб. |
Удельный вес в общем объеме, % |
А |
10 |
6 |
50 |
Б |
4 |
3 |
40 |
В |
16 |
8 |
10 |
(25)
Точку безубыточности в стоимостном выражении для однопродуктового производства можно рассчитать путем умножения параметра ТНП в натуральном измерении на цену единицы продукции либо путем деления постоянных затрат на коэффициент выручки, определяемый как отношение общей суммы постоянных расходов к объему реализации товаров.
Этот же показатель можно рассчитать исходя из соотношений удельных весов каждого вида продукции и услуг в их общем объеме.
Рассмотрим пример нахождения точки безубыточности. Выручку от продаж, переменные расходы и маржинальный доход предприятия характеризуют данные, приведенные в табл. 5
Таблица 5. Маржинальный доход от продажи, тыс. руб.
Информация о работе Понятие и соотношение затрат, расходов и финансовых результатов деятельности