Понятие и соотношение затрат, расходов и финансовых результатов деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2012 в 20:57, курсовая работа

Описание работы

Величина затрат оказывает влияние на конечные результаты деятельности предприятия и его финансовое состояние. Одной из основных целей деятельности любой коммерческой организации является получение максимально возможной прибыли, а руководители некоммерческих организаций должны стремиться к тому, чтобы деятельность организации совершалась эффективно и успешно с как можно меньшими затратами на достижение поставленных уставных целей. Значит, и тем и другим нужно учиться прежде всего управлять затратами.

Содержание работы

Ведение 3
1 Понятие, виды и соотношение затрат, расходов и результатов 5
1.1 Понятия затрат и результатов деятельности предприятия 5
1.2 Виды затрат 8
2. Производственная функция и функция издержек 13
3. Маржинальный доход и его практическое использование 24
3.1 Понятие маржинального дохода, суммы и ставки покрытия 24
3.2 Точка нулевой прибыли 28
4. Принципы, задачи и основные функции управленческого учета в сельскохозяйственных организациях 35
Заключение 44
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Курсяк.docx

— 438.90 Кб (Скачать файл)

Любое распределение связано  с усредненностью расчетов, необходимостью округления полученных данных, риском ошибки в выборе базы распределения. Поскольку уровень косвенных  расходов в условиях научно-технического прогресса увеличивается быстрее  прямых затрат, неточности распределения  имеют тенденцию к увеличению, цена ошибок возрастает.

В этой связи уже в 30-е  прошлого столетия специалисты предложили при сопоставлении себестоимости  реализованной продукции и выручки  принимать во внимание только прямые затраты, а косвенные расходы  учитывать единым блоком и относить на себестоимость продаж или на финансовые результаты деятельности компании.

В составе косвенных расходов преобладают постоянные затраты  предприятия. Именно они не позволяют  большую часть косвенных издержек относить на конкретные виды продукции, работ, услуг прямо. Вместе с тем  в составе косвенных расходов есть частично переменные, прогрессирующие  и дегрессирующие затраты. Эту часть  обычно выделяют из общей суммы расходов по обслуживанию производства, управлению и сбыту с помощью вариаторов и относят к переменным затратам.

Совершенствование методов  разделения затрат на постоянные и  переменные, группировки косвенных  расходов по местам их формирования и  центрам ответственности, более  дифференцированный учет особенностей хозяйствования и принятия решений  по управлению в современных рыночных условиях позволили предложить новый  подход к исчислению финансовых результатов деятельности предприятий и их подразделений. Он основан на сопоставлении выручки от продаж с величиной переменных расходов. Результат этого сопоставления получил название маржинальный доход (прибыль). В действующей практике он исчисляется в виде разности между выручкой от реализации (без НДС и акцизов) и переменными (как частный случай – прямыми) расходами. Маржинальная прибыль (доход) должна покрыть постоянные (главным образом накладные) расходы предприятия и обеспечить ему прибыль от реализации продукции, работ, услуг. В экономической литературе этот показатель часто называют суммой покрытия.

Рассмотрим пример нахождения маржинального дохода.

Таблица 2. Имеются следующие данные по предприятию

Показатели

Значение , тыс. руб.

1. Выручка от реализации продукции, работ, услуг (без НДС и акцизов)

100

2.Переменные расходы изготовления и сбыта

60

3. Маржинальный доход (сумма покрытия)

40

4. Постоянные (накладные) расходы

30

5. Прибыль от реализации (3 – 4)

10


 

Маржинальный доход можно  рассчитать как итог суммы прибыли  от продаж и постоянных расходов: 10 + 30 = 40 ( тыс. руб.), а величина постоянных (накладных) расходов представляет собой разницу между маржинальным доходом и прибылью от реализации: 40  – 10 = 30 ( тыс. руб.).

Маржинальная прибыль (доход) на единицу продукции определяется путем вычитания из цены продажи  переменных (как частный случай –  прямых) затрат на ее изготовление или  добычу. В качестве синонима названия этого показателя используют понятие  ставки покрытия.

Рассмотрим пример нахождения  маржинальной прибыли в понятие  ставки покрытия. Предприятие произвело и реализовало два вида продукции: А – в количестве 100 кг по цене 5 д.е. и Б – в количестве 200 кг по цене 7 д.е. за 1 кг, при следующей себестоимости 1 кг (табл. 2).

 

 

 

 

Таблица 3. Себестоимость продукции А и Б

 

Вид продукции

Переменные затраты на 1 кг, д.е.

Постоянные затраты на 1 кг, д.е.

Итого, д.е.

А

2,00

1,00

3,00

Б

3,00

2,00

5,00


 

Сумма покрытия будет равна: [(100 · 5) + (200 · 7)] – [(100 · 2) + (200 · 3)] = 1100 д.е.,

ставка покрытия по 1 кг продукции А: 5,00 – 2,00 = 3,00 д.е.;

продукции Б: 7,00 – 3,00 = 4,00 д.е.

В целом ставка покрытия равна: (100 · 3,00) + (200 · 4,00) = 1100 д.е.

Сумма и ставка покрытия могут быть исчислены и как  сумма прибыли от реализации и  постоянной части затрат на производство и сбыт продукции, работ и услуг. В этом случае:

1900 – [(100 · 3,00) + (200 ·  5,00)] + [000 · 1,00) + (200 · 2,00)] = (1900 – 1300) + 500 = 1100 д.е.

По видам продукции  соответственно:

А = (5 – 3) + 1 = 3,00 д.е.; Б = (7 – 5) + 2 = 4,00 д.е.

В обоих случаях речь идет о покрытии (компенсации) выручкой от продаж постоянных, главным образом  накладных, расходов.

Исчисление сумм покрытий предоставляет менеджеру важнейшую  для принятия управленческих решений  информацию об эффективности производства и реализации продукции по ее видам  и группам, а также об эффективности  работы отдельных производственных участков. С помощью исчисления сумм покрытий могут, к примеру, быть выявлены влияния хозяйственных решений  и рекомендаций на объем продаж для  целей планирования и контроля. Это  имеет особо важное значение при  решении вопросов о производстве новых товаров, исключении тех или  иных продуктов из ассортимента, а  также вопросов о сокращении либо расширении отдельных производственных участков.

Исходя из основной задачи исчисления сумм покрытий – возможно более точного расчета распределения  по функциональным группам и учета  всех возникших на предприятии издержек – было предложено несколько различных вариаций системы исчисления совокупного маржинального дохода. Прежде всего нужно различать исчисление сумм покрытий на основе предельных заданных издержек и на базе относительных единичных затрат. В первом случае исчисление сумм покрытий по отдельным видам продукции происходит путем нахождения разницы между выручкой от реализации и суммой переменных расходов, возникших в ходе процессов производства и сбыта данного вида продукции. Калькуляционный финансовый результат (d) для предприятия, производящего только один вид продукции, будет равен:

                                                                                    (19)

где р – цена за ед., руб.; rv – сумма переменных издержек на единицу продукции, руб.; X – объем реализованной продукции, ед.; Rfix – совокупные постоянные расходы предприятия, руб.

Калькуляционный финансовый результат (D) для предприятия, производящего j видов продукции     (j = 1, ..., п), будет равен:

                                                                                (20)

Найденные значения сумм покрытий для каждого конкретного вида продукции весьма важны для управляющего. Если сумма покрытия отрицательна, это свидетельствует о том, что  выручка от реализации продукта не в состоянии покрыть даже переменные издержки. Каждая последующая произведенная  единица данного вида продукции  будет увеличивать общий убыток предприятия. Если возможности значительного  снижения переменных затрат сильно ограничены, то управляющему следует рассмотреть  вопрос о выведении данного товара из ассортимента предлагаемой предприятием продукции.

На практике производят более  глубокую детализацию переменных расходов предприятия, их подразделение на группы переменных производственных, общехозяйственных, общепроизводственных и прочих специфических  расходов. Отсюда вытекает необходимость  исчисления сумм покрытий нескольких видов, из анализа которых выносится решение о том, воздействие на какие группы расходов может наиболее заметно отразиться на величине конечного финансового результата. Целесообразным является также анализ укрупненных значений сумм покрытия по производственным и коммерческим подразделениям предприятия.

Для того чтобы определить прибыль по каждому конкретному  виду продукции при маржинальной системе калькулирования, необходимо:

 отнести прямые затраты  каждого места их формирования  на изделия, работы и услуги, производимые в этом подразделении  предприятия;

отделить переменную часть  накладных расходов от их постоянной величины методами, рассмотренными нами ранее;

для конечных мест затрат из выручки от продаж каждого вида продукции  и услуг вычесть совокупные прямые расходы, тем самым определить ставку покрытия или прибыль на единицу  продукции.

Чтобы определить финансовый результат производственной деятельности в целом по предприятию, необходимо суммировать ставки покрытия всех видов  продукции и услуг и вычесть  из полученного результата общую  часть косвенных издержек.

 

3.2 Точка нулевой прибыли

 

Деление затрат на постоянные и переменные, исчисление сумм и  ставок покрытия позволяют определить влияние объема производства и сбыта  на величину прибыли от реализации продукции, работ, услуг и тот объем продаж, начиная с которого предприятие получает прибыль.

Делается это путем  расчета координат точки нулевой прибыли (ТНП) исходя из зависимости:

                                                                                  (21)                                          

где N – величина прибыли; рi – цена продажи единицы продукции; Xi – объем производства i-той продукции; Rfix – постоянные издержки; rv – переменные издержки на единицу продукции. Отсюда:

                                                                                          (22)

На графике соотношения  затрат и объемов производства и  продаж ТНП, обозначенная через В, выглядит следующим образом (рис. 1).

 

Рисунок 2. Соотношение затрат с объемами производства и продаж: (+) – поле прибыли; (-) – поле убытков; (X) – зона эффективности

 

На приведенном графике  ТНП, или точка безубыточности, находится  на пересечении прямых, характеризующих  затраты и выручку от реализации, а ее координаты определяют объем  продаж и величину затрат производства и сбыта, при которых у предприятия  нет ни прибыли, ни убытков. Выше точки  находится поле прибыли, ниже – поле убытков. При объемах продаж от Х0 – количество продукции, при котором имеет место нулевая прибыль, до Хт – максимальная для данного предприятия или его подразделения загрузка производственных мощностей, предприятие (подразделение) находится в зоне эффективности деятельности.

На рисунке 2 наглядно видно, как формируется маржинальная прибыль и затраты. Если объем производства и сбыта продукции меньше параметров ТНП, маржинальной прибыли недостаточно для покрытия постоянных расходов и предприятие работает с убытком. При объеме производства и продаж больше Хо предприятие получает прибыль, абсолютная величина которой тем больше, чем значительнее объем производства и сбыта.

Расчет ТНП изменяется, если речь идет о выпуске (продаже) нескольких видов товара с разными предельными (переменными, пропорциональными) затратами. В этом случае необходимо принимать  во внимание структуру производства (сбыта) этих товаров.

Величину объема продаж, необходимую для обеспечения  нулевой прибыли Вр, можно определить следующим образом:

                                                                                      (23)

Поскольку величина ∑rv · X зависит от структуры производства и сбыта продукции, которую по затратам можно выразить как , ТНП по объему продаж находится из зависимости:

                                                                  (24)

где k – удельный вес вида продукта в общем объеме, n – вид продукта.

Например, требуется найти минимальный объем реализации продукции в стоимостном выражении Вр, если постоянные расходы предприятия за изучаемый период составляют 1,4 млн руб. и оно в течение этого времени производит (закупает) 3 вида товара со следующими стоимостными характеристиками (табл. 3).

Таблица4. Стоимостные характеристики продуктов

Продукты

Цена, руб.

Предельные затраты, руб.

Удельный вес в общем  объеме, %

А

10

6

50

Б

4

3

40

В

16

8

10




 

 

                                      (25)

Точку безубыточности в стоимостном  выражении для однопродуктового производства можно рассчитать путем  умножения параметра ТНП в  натуральном измерении на цену единицы  продукции либо путем деления  постоянных затрат на коэффициент выручки, определяемый как отношение общей  суммы постоянных расходов к объему реализации товаров.

Этот же показатель можно  рассчитать исходя из соотношений удельных весов каждого вида продукции  и услуг в их общем объеме.

Рассмотрим пример нахождения точки безубыточности. Выручку от продаж, переменные расходы и маржинальный доход предприятия характеризуют данные, приведенные в табл. 5

 

Таблица 5. Маржинальный доход от продажи, тыс. руб.

Информация о работе Понятие и соотношение затрат, расходов и финансовых результатов деятельности