Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 18:17, курсовая работа
Анализ финансового результата на основе отчета о прибылях и убытках в качестве обязательных элементов включает в себя исследование изменения каждого показателя за анализируемый период, изучение структурных сдвигов. Исследование финансового результата традиционно предполагает изучение динамики показателей за ряд отчетных периодов.
Анализ финансовых результатов предполагает решение следующих задач:
анализ состава и динамики прибыли;
анализ финансовых результатов от обычных и прочих видов деятельности;
анализ распределения и использования прибыли.
Введение
1. Теоретические основы анализа финансовых результатов деятельности предприятия
1.1 Экономическая сущность финансовых результатов
1.2 Методика анализа финансовых результатов
2. Анализ и оценка финансовых результатов деятельности предприятия
2.1 Анализ прибыли до налогообложения
2.2 Анализ прибыли от продаж
2.3 Анализ рентабельности
3. Пути улучшения финансовых результатов деятельности предприятия
Заключение
Список использованной литературы
Рентабельность текущей деятельности (относительное превышение обычных доходов над расходами) снизилась с 10,8 % до 10,0 %. Прочие доходы превышали расходы в течение двух лет: в предыдущем году на 8,7 %, в отчетном году - на 15,4 %. В целом темпы прироста доходов выше темпов прироста расходов. Неблагоприятными тенденциями являются более высокие темпы прироста расходов по обычным видам деятельности по сравнению с темпами прироста соответствующих доходов, а также потери прибыли за счет прочих убытков.
В 2008г. соотношение доли прочих доходов и прочих расходов составляло (в процентах) 0,1: 1,9; в отчетном 2009 году - 1: 1,2. Эти доходы и расходы имеют незначительный удельный вес, но в абсолютном выражении превышение расходов над доходами является ощутимым. В предыдущем и отчетном годах оно составляло соответственно 81022 и 4186 тысяч рублей, то есть доходами не перекрыто 94 % и 8,3 % прочих расходов, что снизило прибыль до налогообложения. Если принять процент налогового бремени в предыдущем и отчетном годах соответственно на уровне 12,5 и 16,5 %, то потери чистой прибыли равны:
в предыдущем году: 81022 х (1 - 0,125) = 70894,25 тыс. руб.;
в отчетном году: 4186 х (1 - 0,165) = 3495,3 тыс. руб.
Эти потери снижают возможности
организации в финансировании расширенного
воспроизводства и выплате
В таблице 4 проведем анализ динамики показателей отчета и прибылях и убытках ОАО "Молоко" за три года.
За три смежных года ОАО "Молоко" увеличило объем продаж более чем в 3,6 раза, что говорит о стремлении повысить свою долю на рынке молочных продуктов. Но это не сопровождалось соответствующими темпами роста чистой прибыли, так как рентабельность продаж по прибыли от продаж снизилась с 21 % до 9,1 %, рентабельности по чистой прибыли - с 16,3 % до 8,6 %. Более высокими темпами, чем выручка, росла себестоимость продукции. Несущественными являются доходы от участия в других организациях - менее 1% к объему продаж.
Таблица 4.
Динамика показателей отчета о прибылях и убытках ОАО "Молоко"
Наименование показателя |
2007г. (тыс. руб.) |
2008г. (в % к 2007) |
2009г. (в % к 2008) |
Доходы и расходы по обычным видам деятельности Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей) |
1959390 |
234,6 |
362,7 |
в том числе от продажи: |
|||
собственной продукции |
1626294 |
249,1 |
376,0 |
работ, услуг |
1371 |
315,4 |
1018,2 |
Товарооборот в продажных ценах |
331725 |
163,4 |
294,7 |
Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг |
1402442 |
265,0 |
383,2 |
в том числе проданных |
|||
собственной продукции |
1164026 |
273,9 |
379,7 |
работ, услуг |
981 |
261,5 |
872,6 |
товарооборот в покупных ценах |
237435 |
221,6 |
398,4 |
Валовая прибыль |
556948 |
158,2 |
311,1 |
Коммерческие расходы |
18272 |
496,5 |
1551,0 |
Управленческие расходы |
127360 |
269,3 |
628,6 |
Прибыль (убыток) от продаж |
411316 |
108,8 |
157,8 |
ПРОЧИЕ ДОХОДЫ И РАСХОДЫ Проценты к получению |
8989 |
41,9 |
7,4 |
Проценты к уплате |
1080 |
520,1 |
625,1 |
Доходы от участия в других организациях |
43 |
223,3 |
325,6 |
Прочие доходы |
275576 |
117,4 |
241,0 |
Прочие расходы |
353731 |
83,6 |
161,0 |
Прибыль (убыток) до налогообложения |
335829 |
116,9 |
217,5 |
Налог на прибыль и иные аналогичные обязательные платежи |
16953 |
288,8 |
712,0 |
Чистая прибыль (нераспределенная прибыль (убыток) отчетного периода |
318876 |
107,8 |
191,2 |
2.2 Анализ прибыли от продаж
Наиболее существенной частью прибыли до налогообложения является прибыль от продаж, поэтому особое внимание уделяется анализу ее формирования. Для этого используются методы горизонтального и вертикального анализа, рассчитываются финансовые коэффициенты - рентабельность продаж (по прибыли от продаж), коэффициент валовой прибыли, изучаются факторы, повлиявшие на изменение прибыли от продаж.
В таблице 5 проведем анализ прибыли от продаж ОАО "Молоко" за 2008г. и 2009г.
Таблица 5.
Анализ прибыли от продаж ОАО "Молоко"
Показатели |
В тыс. руб. |
Темп прироста, % |
Структура, % | ||||
2008г. |
2009г. |
Отклонение |
2008г. |
2009г. |
Отклонение | ||
А |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Себестоимость продукции (товаров, работ, услуг) |
3716532 |
5373764 |
1657232 |
44,6 |
80,8 |
75,6 |
-5,2 |
Коммерческие расходы |
90715 |
283401 |
192686 |
212,4 |
2,0 |
4,0 |
2,0 |
Управленчес-кие расходы |
343040 |
800565 |
457525 |
133,4 |
7,5 |
11,3 |
3,8 |
Прибыль от продажи продукции (товаров, работ, услуг) |
447369 |
648959 |
201590 |
45,1 |
9,7 |
9,1 |
-0,6 |
Выручка от продажи продукции (товаров, работ, услуг) |
4597656 |
7106689 |
2509033 |
54,6 |
100,0 |
100,0 |
0,0 |
Валовая прибыль |
881124 |
1732925 |
851801 |
96,7 |
19,2 |
24,4 |
5,2 |
Удельный вес полных затрат в выручке, выраженный в процентах, - это затраты на рубль продаж, выраженные в копейках (90,3 копеек в предыдущем году и 90,9 копеек в отчетном году). Доля прибыли от продаж в выручке, выраженная в процентах, характеризует рентабельность продукции, рассчитанную по прибыли от продаж.
Увеличение затрат на рубль продаж (0,6 копеек) одновременно указывает на снижение прибыли - на 0,6 копеек в расчете на один рубль продаж и рентабельности на 0,6 процентного пункта, что в данном случае объясняется существенным изменением величины коммерческих и управленческих расходов.
Показатель валовой прибыли введен в отчет о прибылях и убытках (стр.020) для повышения аналитичности бухгалтерской информации. Он является расчетным показателем и определяется как разность между выручкой от продажи товаров, продукции, работ, услуг и себестоимостью проданных товаров, продукции, работ, услуг (стр.010 - стр.020). Коэффициент (норма) валовой прибыли характеризует доходность хозяйственной деятельности при сопоставлении объема продаж и производственной себестоимости продукции. Он отражает динамику объема продаж и динамику себестоимости. Как коэффициент покрытия он характеризует возможности организации в покрытии обычных и прочих расходов и существенно влияет на величину чистой прибыли.
В структуре расходов по
обычным видам деятельности произошли
изменения, обусловленные значительным
приростом коммерческих (212,4%) и управленческих
(133,4%) расходов. Когда увеличение этих
расходов оправдано стратегией развития
организации и связано с
Но главный аспект анализа при изучении этих статей - целесообразность увеличения коммерческих и управленческих расходов, соответствие темпов роста этих расходов темпам роста объема продаж.
В увеличение коммерческих и управленческих расходов снизило прибыль от продаж и прибыль до налогообложения. Если считать допустимыми темпы роста коммерческих и управленческих расходов на уровне темпов роста выручки от продаж, то неоправданное увеличение составило: по коммерческим расходам:
283401 - 90715 х 1,546= 143155,6 тыс. руб.
по управленческим расходам:
800565 - 343040 х 1,546= 270225,2 тыс. руб.
Следовательно, уменьшение чистой прибыли в отчетном году произошло за счет:
увеличения коммерческих расходов:
143155,6 х (1 - 0,165) = 119534,9 тыс. руб.;
увеличения управленческих расходов:
270225,2 х (1 - 0,165) = 225638 тыс. руб.
Прирост производственной себестоимости продукции (товаров, работ, услуг) составляет 44,6%, что снизило долю производственной себестоимости в объеме продаж с 80,8 % до 75,6 %. В результате повысился коэффициент валовой прибыли (доля валовой прибыли в выручке от продажи) с 19,2 % до 24,4 %.
К производственным факторам, влияющим на прибыль от продаж, относятся физический объем продаж, цены на реализуемую продукцию, уровень переменных и постоянных затрат, структура ассортимента продукции, удельный вес непрофильных низко доходных или убыточных видов деятельности. Анализ этих факторов помогает понять, насколько стабильным является прирост или снижение прибыли от продаж.
Влияние выручки как стоимостного
объема продаж на прибыль происходит
через изменение цен и
В таблице 6 проведем анализ влияния изменения цен на изменение объема продаж ОАО "Молоко" за 2008г. и 2009г.
Таблица 6.
Влияние изменения цен на изменение объема продаж
Показатели |
2008г. |
2009г. |
Откло-нение |
Доля фактора в приросте объема продаж, % |
Объем продаж в фактически действовавших ценах, тыс. руб. |
4051317 |
6115156 |
2063839 |
100,0 |
Объем продаж в сопоставимых ценах, тыс. руб. |
4051317 |
5317527 |
1266210 |
61,4 |
Прирост стоимостного объема продаж за счет повышения цен, тыс. руб. |
797629 |
38,6 |
Уровень себестоимости оценивается
по доле себестоимости продукции
в объеме продаж. Этот показатель свидетельствует
о положительной динамике - доля
себестоимости продукции
Распределив управленческие и коммерческие расходы по видам деятельности пропорционально объему продаж, можно проанализировать прибыль от продаж по видам деятельности. В таблице 7 проведем анализ прибыль от продаж по видам основной деятельности ОАО "Молоко".
Таблица 7.
Прибыль от продаж по видам основной деятельности (в тыс. руб.)
Показатели |
Предыдущий год |
Отчетный год | ||||
Собственная продукция |
Работы, услуги |
Товарооборот |
Собственная продукция |
Работы, услуги |
Товарооборот | |
Валовая прибыль |
836494 |
1759 |
15871 |
1695831 |
5400 |
31694 |
Коммерческие расходы |
79936 |
85 |
10694 |
243861 |
557 |
38984 |
Управленческие расходы |
302277 |
323 |
40441 |
688869 |
1573 |
110123 |
Прибыль от продажи |
481282 |
1351 |
-35264 |
763101 |
3271 |
-117413 |
Итого прибыль от продажи |
447369 |
648959 |
Условность такого расчета очевидна. Но так можно показать, что определенные виды деятельности, отнесенные к обычным, не приносят или почти не приносят прибыли. Убыточность или низкая доходность этих видов деятельности компенсируется доходами от основной продукции, что служит обоснованием управленческих решений о повышении цен и тарифов на основную продукцию. Такая ситуация пока характерна для многих предприятий, включающих в состав доходов и расходов по обычным видам деятельности непрофильные доходы и расходы.
2.3 Анализ рентабельности
Анализ формирования финансовых
результатов дополняется
Расчетные значения коэффициентов доходности и рентабельности представлены в таблице 8.
Таблица 8.
Коэффициенты доходности и рентабельности ОАО "Молоко"
Показатели |
Алгоритм расчета |
2008г. |
2009г. |
Коэффициент валовой прибыли |
валовая прибыль/выручка от продажи |
19,2 |
24,4 |
Рентабельность основной деятельности |
прибыль от продажи/полная себестоимость проданной продукции |
10,8 |
10,0 |
Рентабельность продаж по прибыли от продажи |
прибыль от продажи/выручка от продажи |
9,7 |
9,1 |
Общая рентабельность |
прибыль до налогообложения/выручка от продажи |
8,5 |
10,3 |
Рентабельность продаж по чистой прибыли |
чистая прибыль/выручка от продажи |
7,5 |
8,6 |
Величина коэффициента валовой
прибыли зависит от метода определения
себестоимости реализованной
Коэффициент валовой прибыли можно использовать для оценки доходности тех видов деятельности (см. табл.6), которые отнесены к обычным:
производство и продажа собственной продукции;
выполнение работ и услуг;
продажа товаров.
В таблице 9 проведем анализ динамики коэффициентов валовой прибыли ОАО "Молоко" за два года.
Таблица 9.
Динамика коэффициентов валовой прибыли ОАО "Молоко"
Показатели |
В тыс. руб. |
При-рост, % |
Коэффициент валовой прибыли, % |
Структура валовой прибыли, % | ||||
2008г. |
2009г. |
2008г. |
2009г. |
Откл. |
2008г. |
2009г. | ||
Валовая прибыль, всего |
881124 |
1732925 |
96,7 |
19,2 |
24,4 |
5,2 |
100,0 |
100,0 |
в том числе: |
||||||||
продажа собственной продукции |
863494 |
1695831 |
96,4 |
18,8 |
23,9 |
5,1 |
98,0 |
97,9 |
выполнение работ (услуг) |
1759 |
5400 |
207,0 |
0,038 |
0,076 |
0,038 |
0,2 |
0,3 |
товарооборот |
15871 |
31694 |
99,7 |
0,345 |
0,446 |
0,101 |
1,8 |
1,8 |
Информация о работе Пути улучшения финансовых результатов деятельности предприятия