Разработать рекомендации по повышению прибыльности предприятия за счет увеличения объема реализации продукции на основании анализа фина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 16:10, дипломная работа

Описание работы

Целью исследования является разработка рекомендаций по повышению прибыли предприятия за счёт увеличения объёма реализации продукции на основании анализа финансово-хозяйственной деятельности.
Исходя из цели исследования в работе поставлены следующие задачи:
- изучить сущность и содержание анализа финансового состояния предприятия;
- рассмотреть информационную основу для проведения оценки финансового состояния;
- изучить методику анализа финансового состояния предприятия;
- провести анализ финансового состояния;
- разработать рекомендации по усовершенствованию финансового состояния предприятия.

Содержание работы

Теоретические основы анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия 11
Сущность и формы анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия
11
Методика и методы анализа хозяйственной деятельности 27
Анализ финансово-хозяйственной деятельности и разработка мероприятий по увеличению прибыльности на ОАО «Троицкая камвольная фабрика» 67
Общая характеристика предприятия 67
Уплотненный баланс 70
Вертикальный и горизонтальный анализ баланса 73
Анализ финансовой устойчивости 79
Анализ платёжеспособности и ликвидности 82
Анализ оборотного капитала 90
Анализ прибыли от реализации 92
Анализ рентабельности 93
Рекомендации по улучшению финансового состояния ОАО «Троицкая камвольная фабрика» 94
Безопасность жизнедеятельности нна ОАО «Троицкая камвольная фабрика» 100
Характеристика производственных помещений 100
Анализ условий труда прядильного цеха 101
Экологическая обстановка 110
Заключение 115
Список использованных источников и литературы 117

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ Петровой.doc

— 955.50 Кб (Скачать файл)

Предварительный (прогнозный) анализ проводится до осуществления хозяйственных операций. Он необходим для обоснования управленческих решений и плановых заданий, а также для прогнозирования будущего и оценки ожидаемого выполнения плана, предупреждения нежелательных результатов. Раскрывая картину будущего, перспективный анализ обеспечивает управляющую систему информацией для решения предполагаемых задач стратегического управления. При разработке бизнес–планов такой анализ выступает основной формой предплановых исследований, позднее – в ходе выполнения бизнес–планов – как инструмент предвидения и оценки ожидаемых результатов.

Перспективный анализ в  зависимости от длины времени  горизонта делится на краткосрочный  и долгосрочный. Краткосрочный анализ охватывает период до одного года и  используется для выработки тактической политики предприятия, а долгосрочный – свыше года и используется для выработки стратегической политики предприятия.

Текущий (ретроспективный) анализ проводится после совершения хозяйственных актов. Он используется для контроля за выполнением плана, выявления неиспользованных резервов, объективной оценки результатов деятельности предприятия, диагностики его состояния. Проводится, как правило, по главным отчетным периодам хозяйствования, в основном на базе официальной отчетности и системного бухгалтерского учета. Этот вид анализа имеет и существенный недостаток, а именно, выявленные резервы свидетельствуют о навсегда потерянных возможностях роста эффективности производства, поскольку относятся только к прошлому периоду. В процессе анализа регистрируются хозяйственные ситуации, а результаты учитываются лишь в будущей работе, так как управляющая система получает информацию, как правило, поздно и исправить недостатки уже нельзя. В целом по предприятию составляется пояснительная записка к годовому отчету по итогам работы за год, где дается оценка хозяйственной деятельности, и рекомендуются пути повышения эффективности.

Ретроспективный анализ в свою очередь делится на оперативный  и итоговый (результативный). Оперативный  анализ проводится сразу после совершения хозяйственных операций или изменения ситуации за короткие отрезки времени. Он направлен на решение задач, стоящих перед оперативным управлением хозяйственной системой. Его главная задача – постоянный контроль рациональности функционирования хозяйственной системы, выполнения плановых заданий, производства и реализации, а также своевременное выявление и использование внутрипроизводственных резервов с целью достижения уровня показателей бизнес–плана. Оперативный анализ охватывает: оценку степени влияния различных факторов на отклонения от норм по соответствующим показателям; выяснение конкретных причин действия отдельных факторов, установление виновных; быструю разработку и осуществление мероприятий, направленных на устранение отрицательных факторов, распространение передового опыта. Отличительная черта этого анализа – исследование экономических показателей в натуральном выражении, составляющих основу первичной документации и материалов личного наблюдения. Итоговый (заключительный) анализ проводится за отчетный период времени. Его ценность в том, что деятельность предприятия изучается комплексно и всесторонне по отчетным данным за соответствующий период. Этим обеспечивается более полная оценка деятельности предприятия по использованию имеющихся возможностей.

Итоговый и оперативный  анализы взаимосвязаны и дополняют  друг друга. Они дают возможность  руководству предприятия не только оперативно ликвидировать недостатки в процессе производства, но и комплексно обобщать достижения, результаты деятельности за соответствующие периоды времени разрабатывать мероприятия, направленные на рост эффективности бизнеса.

Перспективный и ретроспективный  анализы тесно связаны между  собой. Без ретроспективного анализа  невозможно сделать перспективный. Анализ результатов труда за прошлые годы позволяет изучить тенденции, закономерности развития экономики, выявить неиспользованные возможности, передовой опыт, раскрыть последствия ранее принятых управленческих решений, что имеет важное значение при обосновании уровня экономических показателей на перспективу.

По объектам управления выделяют функциональный, технический, управленческий, маркетинговый, бизнес-анализ, социальный, экологический анализы.

Функциональный анализ направлен на потребительские свойства конкретных изделий. Его цель – оптимизация этих свойств для наиболее полного удовлетворения запросов потребителей с учетом последних достижений науки и техники. В процессе анализа оцениваются потребительские качества продукции и определяются основные направления их улучшения, многофункциональность использования, возможности расширения рынка сбыта продукции, рекламы, изучаются аналогичные изделия конкурентов.

Технический анализ связан с причинно–следственными связями  технических процессов и их влиянием на хозяйственную деятельность предприятия, зависимую от обновления производства, оснащения его новыми высокими технологиями, более совершенной техникой. Оценивается технический уровень изделий, их конкурентоспособность на внутреннем и внешнем рынках и по результатам анализа определяются пути достижения мировых стандартов.

Управленческий анализ ставит целью предоставление руководству  предприятия информации, необходимой  для планирования, контроля и принятия оптимальных управленческих решений, выработки стратегии и тактики  по вопросам финансовой политики, маркетинговой деятельности, совершенствования техники, технологии и организации производства. Данный анализ носит оперативный характер, результаты его являются коммерческой тайной.

Маркетинговый анализ применяется  службой маркетинга предприятия или объединения для изучения внешней среды функционирования предприятия, рынков сырья и сбыта готовой продукции, ее конкурентоспособности, спроса и предложения, коммерческого риска, формирования ценовой политики, разработки тактики и стратегии маркетинговой деятельности.

Бизнес–анализ – это  исследование хозяйственных процессов, к которым относятся производственные, научно-технические, снабженческие, сбытовые, финансовые и другие экономические  процессы, протекающие на предприятиях в ходе производства продукции и оказания услуг. Объектами бизнес–анализа являются: формирование себестоимости и эффективность использования затрат на выпуск готовой продукции, ее реализацию; экономические результаты производственно–хозяйственной деятельности. Такой анализ позволяет обнаружить неиспользованные возможности и повысить эффективность производственно–хозяйственной деятельности предприятий.

Социальный анализ выражается в изучении социальных процессов  и позволяет выявить негативные и позитивные тенденции, разрабатывать предложения по развитию социальной инфраструктуры, включать их в коллективные договоры.

Экологический анализ связан с оценкой соответствия деятельности предприятия требованиям безопасности, охраной окружающей природной среды, защитой от чрезвычайных ситуаций, формированием информации для оценки инвестиционной привлекательности объекта и его реальной значимости при обеспечении безопасности населения и территории.

По функциональному  признаку, по той роли и задачам, которые выполняет анализ, выделяют технико–экономический, социально–экономический, финансово–экономический и эколого–экономический  виды анализа.

Технико–экономический анализ предполагает обращение к  техническим процессам, характерным для производства продукции с конкретно заданными свойствами, и соответствующим материальным, трудовым и финансовым затратам. Его предметом служат причинно–следственные связи технических и экономических параметров, обусловливающие конечные результаты деятельности предприятия.

Социально–экономический анализ проводят экономические службы управления, социологические лаборатории, статистические органы. Он изучает  взаимосвязь социальных и экономических  процессов, их влияние друг на друга и на экономические результаты хозяйственной деятельности. Цель – исследование возможностей социально–экономического развития предприятия, повышения трудовой мотивации и ее влияния на экономику предприятия.

Важное место среди  всех видов анализа хозяйственной деятельности предприятия занимает финансово–экономический анализ, который может быть охарактеризован как процесс познания сущности финансового механизма функционирования субъектов хозяйствования. Основное внимание уделяет финансовым результатам деятельности предприятия: выполнению финансового плана, эффективности использования собственного и заемного капитала, выявлению резервов увеличения суммы прибыли, роста рентабельности, улучшения финансового состояния и платежеспособности предприятия. Главная цель анализа – своевременно выявлять и устранять недостатки финансовой деятельности и находить резервы улучшения финансового состояния предприятия и повышения его платежеспособности.

Эколого–экономический анализ направлен на исследование причинно-следственных связей, представляющих собой результаты взаимодействия экологических и экономических процессов по улучшению взаимодействия человека и природы. Целью анализа является изыскание возможностей сохранения экологической среды для улучшения здоровья людей, создание экологически чистых производств. Он предполагает оценку экологических аспектов деятельности, оказывающих воздействие на окружающую среду; соблюдения требований внутренних и внешних стандартов, правил и норм; возможности обеспечения преимуществ в конкурентоспособности за счет экологических факторов.

По методике изучения объектов различают анализ:

– сопоставительный (выражается в сравнении отчетных данных передовых предприятий о результатах их хозяйственной деятельности с показателями плана текущего года, данными прошлых лет);

– факторный (направлен  на выявление степени влияния  различных факторов на прирост и  уровень результативных показателей);

– диагностический (представляет собой способ установления характера нарушений нормального хода экономических процессов на основе типичных признаков, характерных только для данных нарушений);

– маржинальный (метод  оценки и обоснования эффективности  управленческих решений в бизнесе  на основании причинно–следственной  взаимосвязи объема продаж, себестоимости  и прибыли, а также деления затрат на постоянные и переменные);

– экономико–математический (позволяет выбирать наиболее оптимальный вариант решения той или иной экономической задачи, выявить резервы повышения эффективности за счет более полного использования ресурсов);

– детерминированный (применяется для исследования функциональных взаимосвязей между факторными и результативными показателями);

– стохастический (используется для изучения стохастических зависимостей между исследуемыми явлениями и процессами деятельности предприятий);

– функционально–стоимостной (направлен на исследование функций  изделий и соответствующих им стоимостей. Цель анализа – это  оптимизация функций изделий  и затрат на их обеспечение. Предметом  анализа служат причинно-следственные связи между потребительной стоимостью и стоимостью конкретных видов изделий. Основное назначение состоит в выявлении и предупреждении лишних затрат за счет ликвидации ненужных узлов, деталей, упрощения конструкции изделия, замены материалов);

– качественный (это способ исследования, основанный на качественных сравнительных характеристиках и экспертных оценках исследуемых явлений и процессов);

– количественный (основан на количественных сопоставлениях и исследовании степени чувствительности экономических явлений к изменению различных факторов).

По субъектам (пользователям  анализа) различают внутренний и  внешний анализ. Внутренний анализ осуществляется непосредственно на предприятии для нужд оперативного, краткосрочного и долгосрочного  управления производственной, коммерческой и финансовой деятельностью. Внешний анализ проводится на основании финансовой и статистической отчетности органами хозяйственного управления, банками, финансовыми органами, акционерами, инвесторами.

По охвату изучаемых  объектов выделяют внутрипроизводственный, отраслевой, региональный и народно–хозяйственный анализ.

Внутрипроизводственный  анализ характеризуется особенностью, которая заключается в его  детализации по отдельным подразделениям, в оценке их вклада в достижения предприятия. Анализ заключается в объективной и всесторонней оценке выполнения плановых заданий подразделениями, определении и измерении факторов и причин, обусловивших результаты производства, выявлении внутризаводских резервов, разработке мероприятий по их использованию, исследовании экономических особенностей функционирования и развития отдельного подразделения, выявлении и распространении передового опыта.

Отраслевой анализ охватывает все уровни управления отраслью. При  проведении анализа используется сводная  бухгалтерская, статистическая, оперативная и специальная отчетность. Помимо сводных отчетов требуется привлечение специальной отчетности о внедрении новой техники, качестве продукции с различным уровнем затрат, подготовке кадров, нормировании труда, материальных ресурсах, научной организации труда.

Региональный анализ имеет дело со сводной отчетностью. Отличительной чертой является оценка горизонтальных связей, характеризующих  состояние и развитие экономики  региона. В качестве объекта выступают  региональные структуры.

Народно–хозяйственный анализ позволяет исследовать экономику по всей совокупности протекающих в ней процессов, так и по отдельным ее элементам. Этот вид анализа позволяет изучать три группы проблем: состояние и развитие экономики страны; хозяйственную деятельность объединения, предприятия, его структурного подразделения; хозяйственную деятельность любого участка и отдельного рабочего места.

По степени охвата изучаемых  объектов анализ делится на сплошной (выводы делаются после изучения всех без исключения объектов) и выборочный (выводы делаются по результатам обследования только части объектов, что позволяет ускорить аналитический процесс и выработку управленческих решений по результатам анализа).

Информация о работе Разработать рекомендации по повышению прибыльности предприятия за счет увеличения объема реализации продукции на основании анализа фина