Разработать рекомендации по повышению прибыльности предприятия за счет увеличения объема реализации продукции на основании анализа фина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 16:10, дипломная работа

Описание работы

Целью исследования является разработка рекомендаций по повышению прибыли предприятия за счёт увеличения объёма реализации продукции на основании анализа финансово-хозяйственной деятельности.
Исходя из цели исследования в работе поставлены следующие задачи:
- изучить сущность и содержание анализа финансового состояния предприятия;
- рассмотреть информационную основу для проведения оценки финансового состояния;
- изучить методику анализа финансового состояния предприятия;
- провести анализ финансового состояния;
- разработать рекомендации по усовершенствованию финансового состояния предприятия.

Содержание работы

Теоретические основы анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия 11
Сущность и формы анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия
11
Методика и методы анализа хозяйственной деятельности 27
Анализ финансово-хозяйственной деятельности и разработка мероприятий по увеличению прибыльности на ОАО «Троицкая камвольная фабрика» 67
Общая характеристика предприятия 67
Уплотненный баланс 70
Вертикальный и горизонтальный анализ баланса 73
Анализ финансовой устойчивости 79
Анализ платёжеспособности и ликвидности 82
Анализ оборотного капитала 90
Анализ прибыли от реализации 92
Анализ рентабельности 93
Рекомендации по улучшению финансового состояния ОАО «Троицкая камвольная фабрика» 94
Безопасность жизнедеятельности нна ОАО «Троицкая камвольная фабрика» 100
Характеристика производственных помещений 100
Анализ условий труда прядильного цеха 101
Экологическая обстановка 110
Заключение 115
Список использованных источников и литературы 117

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ Петровой.doc

— 955.50 Кб (Скачать файл)

По содержанию программы анализ может быть комплексным и тематическим. Комплексный анализ охватывает всю взаимосвязанную совокупность показателей предприятия или его структурной единицы, отражающих полностью или частично хозяйственную, производственно–коммерческую и финансовую деятельность за определенный период, а также финансовое положение субъекта. Его результаты отражаются в объяснительной записке к периодическому отчету, а также в принятом на его основании решении. Анализ включает также изучение и оценку выполнения планов и динамики выпуска и реализации продукции, себестоимости, использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, финансового состояния предприятия и его финансовых результатов.

Тематический (локальный) анализ направлен  на изучение отдельных сторон деятельности предприятия или на исследование определенного круга функциональных вопросов в пределах одной структурной единицы предприятия или объединения. Также анализ применяется при изучении особо актуальных вопросов, связанных, в частности, с эффективностью реализации разных товаров на определенных рынках или одного товара на разных рынках. Анализ по одинаковой проблеме может производиться одновременно по ряду однотипных предприятий и объединений, а также по одному или нескольким показателям хозяйственной деятельности (например, издержки производства, отдельные статьи затрат).

Каждая из названных форм анализа  хозяйственной деятельности предприятия  своеобразна по содержанию, организации  и методике его проведения.

 

 

1.2 Методика и методы анализа хозяйственной деятельности

Ф11112333еспособность

В финансовом анализе применяются различные методы, разработанные изначально в рамках той или иной экономической науки.

Метод показателей формируется  в ходе планирования, учета и анализа, разработки систем и подсистем экономической  информации. Задачей анализа является раскрытие и изучение причин (факторов) изменения показателей, входящих в систему2.

Все методы экономического анализа можно разделить на качественные и количественные.

Качественные методы позволяют  на основе анализа сделать качественные выводы о финансовом состоянии предприятия, уровне его ликвидности и платежеспособности, об инвестиционном потенциале и кредитоспособности организации.

Количественные методы дают возможность  оценить степень влияния факторов на результативный показатель, рассчитать уравнения регрессии для их использования в планировании и прогнозном анализе, найти оптимальное решение по использованию производственных ресурсов экономического анализа – это прием, подход, способ изучения хозяйственных процессов в их динамике и статике.

Характерными особенностями методов экономического анализа являются:

– использование системы  показателей;

– изучение причин изменения  этих показателей;

– выявление и измерение  взаимосвязи между показателями.

При проведении аналитических  расчетов финансового характера  используются приемы и методы, заимствованные из различных наук и систематизированные  в рамках анализа финансово–хозяйственной деятельности предприятия. Существуют различные классификации методов анализа, одна из них представлена на рисунке 1.

 

 


























 

Рисунок 1 – Методы анализа финансово-хозяйственной деятельности

 

Первый уровень классификации  выделяет неформализованные и формализованные  методы анализа. Первые основаны на описании аналитических процедур на логическом уровне, а не с помощью строгих аналитических зависимостей. К ним относятся методы: экспертных оценок, сценариев, психологические, морфологические, сравнения, построения систем показателей, построения систем аналитических таблиц. Применение этих методов характеризуется определенным субъективизмом, поскольку большое значение имеет интуиция, опыт и знания аналитика. Общую черту – неформализуемость, объединяющую методы первой группы, нужно понимать с определенной долей условности.

Ко второй группе относятся  методы, в основе которых лежат достаточно строгие формализованные аналитические зависимости. Известны десятки этих методов, они составляют второй уровень классификации:

1) Неформализованные  методы анализа

Наименование этой группы методов достаточно условно. Смысл  его заключается в том, что относимые сюда методы и приемы анализа в принципе весьма импровизационны. Тем не менее, некоторые из них, например, методы экспертных оценок, достаточно хорошо проработаны и систематизированы в научной и учебно–методической литературе, в том числе и с позиции привлекаемого математического аппарата.

– Разработка системы показателей

Этот метод особенно значим в  анализе финансово–хозяйственной  деятельности предприятия3. Дело в том, что более или менее объективное суждение о предприятии можно составить лишь на основе некоторых индикаторов. Не случайно годовой отчет любой крупной компании начинается с раздела «Основные индикаторы», в котором приводятся ключевые финансовые показатели, комплексно характеризующие финансовое положение и результаты деятельности данной компании.

Поскольку по одному индикатору, каким  бы хорошим он ни был, обычно невозможно получить полное представление о  предприятии, рекомендуется работать с системой показателей.

Термин «система показателей» широко распространен в экономических исследованиях. Именно комплексность анализа предполагает использование в работе некоторых наборов, совокупностей показателей. Аналитик в соответствии с определенными им критериями пытается отобрать показатели, формирует из них систему, проводит ее анализ.

Определение понятия «система показателей» дается в научной и учебной  литературе – под системой показателей, характеризующей определенный экономический субъект или явление, понимается совокупность взаимосвязанных величин, всесторонне отображающих состояние и развитие данного субъекта или явления.

Такое определение носит весьма общий характер. Поэтому для практического  использования в научной литературе разработан ряд требований, которым  должна удовлетворять система показателей. Важнейшими из них, имеющими методологическое значение, являются: а) необходимая широта охвата показателями системы всех сторон изучаемого субъекта или явления; б) взаимосвязь этих показателей; в) верифицируемость.

– Метод сравнения

Сравнение – это действие, посредством которого устанавливается сходство и различие явлений объективной действительности. С помощью этого метода решаются следующие основные задачи: выявление причинно–следственных связей между явлениями; проведение доказательств или опровержений; классификация и систематизация явлений.

Процедура сравнения  в анализе финансово–хозяйственной  деятельности предприятия включает в себя несколько этапов: выбор  сравниваемых объектов; выбор вида сравнения (динамическое, пространственное, по отношению к плановым значениям); выбор шкал сравнения и степени значимости различий; выбор числа признаков, по которым должно производиться сравнение; выбор вида признаков, а также определение критериев их существенности и не существенности; выбор базы сравнения.

Проводить сравнение  можно по одному или нескольким критериям. В первом случае используются следующие методы и виды сравнения:

– сравнение факта с планом (на этом методе основан анализ отклонений);

– сравнение по данному критерию в динамике, расчет среднего темпа роста (снижения) значения данного показателя за единицу времени;

– сравнение с эталоном (норматив, предприятие–конкурент и т.п.);

– ранжирование с использованием относительных показателей (например, ранжирование по рентабельности);

– использование специальных статистических показателей вместе с их характеристическими значениями (например, оценка риска ценных бумаг осуществляется с помощью показателей вариации).

Для проведения комплексной  оценки финансово–хозяйственной деятельности предприятия сравнения по одному критерию явно недостаточно. В развернутом анализе экономические субъекты сравниваются сразу по нескольким критериям (например, по уровню рентабельности, оборачиваемости, росту продаж и т. д.). При этом не все показатели равнозначны – многие из них несоизмеримы или могут действовать разнонаправлено. В этом случае следует использовать какой-либо способ ранжирования. Составленные с использованием этих методов рейтинги, дают комплексную оценку деятельности экономических субъектов, позволяя выявить лучшие по целому ряду показателей. .4

– Построение аналитических таблиц

Построение аналитических  таблиц является одним из важнейших  приемов проведения анализа финансово–хозяйственной  деятельности. Любой годовой отчет, аналитическая записка, аналитическое  обоснование конкретного управленческого решения, как правило, содержат множество подобных таблиц. Недооценивать значимость таблиц не следует, поскольку, во-первых, грамотное построение аналитических таблиц является составной частью общей культуры оформления отчетной документации и, во-вторых, в процессе подготовки и оформления материала в табличной форме нередко более выпукло проявляются некоторые закономерности и характеристики в отношении описываемого субъекта, процесса или явления.

Аналитические таблицы  используются на всех этапах проведения анализа финансово–хозяйственной деятельности:

– на этапе подготовки в таблице систематизируются исходные данные, осуществляется предварительная их группировка, рассчитываются отдельные промежуточные итоги и анализируются показатели;

– на этапе аналитической обработки данных с помощью таблиц могут осуществляться конкретные вычисления, включая факторный анализ;

– на этапе представления результатов анализа финансово–хозяйственной деятельности в таблице осуществляется свод наиболее важных показателей, полученных в результате анализа.

Таким образом, основное предназначение аналитических таблиц – систематизация исходных данных, проведение аналитических расчетов и оформление результатов анализа.

Использование таблиц при  проведении аналитических процедур и представлении результатов анализа обеспечивает: снижение объема исходных данных в отчетных документах; систематизацию данных и выявление закономерностей; наглядность; уменьшение объема аналитических записок.

Аналитическая таблица  – это форма наиболее рационального, наглядного и систематизированного изложения исходных данных, простейших алгоритмов их обработки и полученных результатов.

Построение макетов  таблиц является важным этапом в проведении анализа, поэтому прежде чем приступить к сбору данных, необходимо, по возможности, разработать все макеты аналитических и статистических таблиц, в которые будут заноситься исходные данные и результаты анализа.

– Прием детализации

Детализация представляет собой один из наиболее распространенных приемов анализа во многих областях науки, в том числе и в анализе финансово-хозяйственной деятельности экономических субъектов. При сочетании с другими приемами детализация позволяет всесторонне оценить исследуемые явления и вскрыть причины создавшегося положения. В зависимости от сложности явления, описывающие, его показатели расчленяются, по временному признаку, по месту совершения хозяйственных операций, центрам ответственности или составным частям.

Анализ показателей, детализируемых по хронологическим периодам, выявляет динамику и ритмичность протекания хозяйственных явлений. Детализация по времени позволяет установить периоды (месяцы, дни), на которые стабильно приходятся лучшие или худшие результаты, т. е. выявить определенные закономерности.

Разложение данных по месту совершения хозяйственных операций позволяет установить наиболее и наименее эффективные подразделения предприятия, а также регионы, лучшие или, наоборот, неудачные для реализации продукции.

Детализация по центрам  ответственности позволяет индивидуализировать  оценку работы исполнителя, определять право сотрудников на материальное поощрение. Выделение центров ответственности является одним из ключевых элементов организации системы управленческого учета на предприятии.

Одной из наиболее значимых разновидностей детализации как общеэкономического метода анализа является факторный анализ, смысл которого как раз и состоит в том, чтобы, основываясь на теоретических представлениях о причинно-следственных связях в экономике, идентифицировать, выделить из общей совокупности и оценить факторы, имеющие наибольшую значимость для данного объекта или явления.

Информация о работе Разработать рекомендации по повышению прибыльности предприятия за счет увеличения объема реализации продукции на основании анализа фина