Разработка мероприятий по улучшению деятельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 22:03, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы - проведение анализа финансового состояния предприятия и разработка мероприятий по его улучшению.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Раскрыть сущность и значимость проведения анализа финансового состояния, дать описание источников информации, необходимых для проведения анализа.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ 7
1.1.Сущность, понятие финансового состояния организации и задачи его анализа 7
1.2.Информационная база для проведения анализа финансового состояния предприятия 11
1.3.Методы и методика анализа финансового состояния предприятия 17
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ООО «ГАЗСЕРВИССНАБ» 24
2.1.Краткая экономическая характеристика ООО «Газсервисснаб» 24
2.2.Анализ имущественного потенциала и источников финансирования предприятия 26
2.3.Анализ финансовой устойчивости предприятия 30
2.4.Анализ ликвидности и платежеспособности 40
2.5.Анализ финансовых результатов 45
2.6.Оценка потенциальной неплатежеспособности предприятия 50
Глава 3. РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО УЛУЧШЕНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 53
3.1.Предложения по улучшению финансового состояния предприятия и их количественная оценка 53
3.2.План внедрения мероприятий по улучшению финансового состояния предприятия 56
3.3.Результаты расчета экономического эффекта по предложенным мероприятиям 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 64
ПРИЛОЖЕНИЯ 68

Файлы: 1 файл

РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО УЛУЧШЕНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ.rtf

— 1.51 Мб (Скачать файл)

- наличие, состав и структура источников средств предприятия причины и последствия их изменения;

- состояние, структура и изменение долгосрочных активов;

- наличие, структура текущих активов в сфере производства и обращения, причины и последствия их изменения;

-   ликвидность и качество дебиторской задолженности;

- наличие, состав и структура источников средств, причины и последствия их изменений;

- платежеспособность и финансовая гибкость;

- эффективность использования активов и окупаемость инвестиций.

Кроме того, решаются и другие задачи. Например, важнейшей задачей внутреннего анализа является оценка ситуации, определяющей возможность получения внешнего финансирования. Для этого изучается общая потребность предприятия в финансовых ресурсах, в том числе заемных, степень делового риска, результаты переговоров с собственниками капитала.

При внешнем анализе изучается реальная стоимость имущества предприятия прогноз будущих финансовых поступлений, структуры капитала, уровня и тенденций изменения дивидендов и т.п.

Анализ финансового состояния предприятия является прерогативой высшего звена управленческих структур предприятия, способных влиять на формирование финансовых ресурсов и потоки денежных средств. Эффективность или неэффективность частных управленческих решений, связанных с определением цены продукта, размера партии закупок сырья или поставок продукции, замены оборудования или технологии и другие решения должны пройти оценку с точки зрения общего успеха фирмы, характера ее экономического роста и роста общей финансовой эффективности [12, с.225].

Финансовый анализ как метод познания экономических процессов и явлений занимает важное место в системе управления предприятием.

Основными функциями анализа уровня финансового состояния являются:

  • объективная оценка финансового состояния объекта анализа;
  • выявление факторов и причин достигнутого состояния;
  • подготовка и обоснование принимаемых управленческих решений в области финансов;
  • выявление и мобилизация резервов улучшения финансового состояния и повышения эффективности всей хозяйственной деятельности.

Результаты анализа способствуют росту информативности администрации предприятия и других пользователей экономической информации объекта анализа о состоянии интересующих  объектов.

 

Информационная база для проведения анализа финансового состояния предприятия

 

Анализ финансового состояния предприятия, характеризующегося совокупностью показателей, отражающих процесс использования его финансовых средств, является важным условием управления ими.

Информационной базой для проведения анализа финансового состояния предприятия является бухгалтерская отчетность [11, с.465].

Бухгалтерская отчетность - единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных финансового учета с целью предоставления внешним и внутренним пользователям обобщенной информации о финансовом положении организации в форме, удобной и понятной для принятия этими пользователями определенных деловых решений.

Информация об организации необходима различным пользователям, но предпочтение отдается информационным интересам собственников, как состоявшихся, так и потенциальных [16, с.240]. Как уже было отмечено, различают внешних и внутренних пользователей, среди которых мы выделим следующих:

инвесторы, учредители или акционеры (в акционерных обществах), а также лица или организации, оказывающие консультационные услуги в финансовой сфере, нуждаются в информации, которая позволила бы им принять решение о покупке или продаже акций, облигаций, получить представление о доходности ценных бумаг; уровне дивидендных выплат, степени риска, связанного с инвестициями;

работники организации (и не только), если они одновременно имеют акции организации, в которой работают, заинтересованы в ее стабильности и доходности, в информации об уровне заработной платы, системе премиальных вознаграждений и пенсионного обеспечения, других социальных льготах, возможности дальнейшего трудоустройства;

кредиторы нуждаются в информации, позволяющей им оценить способность организации своевременно погашать основной долг и проценты по нему как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе;

коммерческие клиенты (поставщики и покупатели) заинтересованы в стабильности коммерческих связей, способности своевременно и полно осуществлять расчеты, выполнять контрактные обязательства;

правительство и правительственные структуры нуждаются в информации об уплате налогов, объеме производства для формирования информации о валовом внутреннем продукте, национальном доходе и бюджете государства для рационального распределения ресурсов, формирования инвестиционной, налоговой политики;

общественные организации, например занимающиеся охраной окружающей среды, также нуждаются в информации о расходах организации на защиту окружающей среды, о вкладе в местный бюджет;

руководство организации повседневно использует информацию о деятельности организации, ее подразделений, состав которой значительно шире, детальней и оперативней, чем состав информации для внешних пользователей.

Для составления бухгалтерской отчетности отчетной датой считается последний календарный день отчетного периода. При составлении бухгалтерской отчетности за отчетный год отчетным годом является календарный год с 1 января по 31 декабря включительно [28, с.405].

Каждая составляющая часть бухгалтерской отчетности должна содержать следующие данные: наименование; указание отчетной даты или отчетного периода, за который составлена бухгалтерская отчетность; наименование организации с указанием ее организационно-правовой формы; формат представления числовых показаний бухгалтерской отчетности.

Бухгалтерская отчетность составляется в тысячах рублей. Организации, имеющие большие объемы оборотов товаров, обязательств, могут составлять отчетность в миллионах рублей.

В бухгалтерской отчетности не должно быть подчисток и помарок. В случае исправления ошибок делаются соответствующие оговорки за подписями лиц, подписавших отчетность. Бухгалтерская отчетность подписывается руководителем и главным бухгалтером организации [19, с.280].

Годовая бухгалтерская отчетность российских организаций формируется на основе данных бухгалтерского учета и состоит из следующих отчетных форм:

бухгалтерского баланса (форма №1);

отчета о прибылях и убытках (форма №2);

отчета об изменениях капитала (форма №3);

отчета о движении денежных средств (форма №4);

приложения к бухгалтерскому балансу (форма №5);

пояснительной записки;

аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту.

Организация должна составлять промежуточную бухгалтерскую отчетность за месяц, квартал нарастающим итогом отчетного года, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Годовая бухгалтерская отчетность дает широкие возможности для всестороннего анализа деятельности предприятия, и наиболее информативной ее частью является баланс. Баланс отражает состояние имущества, собственного капитала и обязательств предприятия на определенную дату.

Баланс позволяет оценить эффективность размещения капитала предприятия, его достаточность для текущей и предстоящей хозяйственной деятельности, оценить размер и структуру заемного капитала, а также эффективность их привлечения.

На основе изучения внешние пользователи могут: принять решения о целесообразности и условиях ведения дел с данным предприятием как с партнером; оценить кредитоспособность предприятия как заемщика; оценить возможные риски своих вложений, целесообразность приобретения акций данного предприятия и его активов.

При анализе бухгалтерского баланса необходимо в первую очередь установить, какие изменения произошли в его активе и пассиве за анализируемый период, и дать оценку этим изменениям [15, с.250].

Термин «баланс» употребляется как символ равновесия, равенства. В бухгалтерском учете слово «баланс» имеет несколько значений:

равенство итогов при проведении записей по счетам и группировке средств хозяйствующего субъекта в различных разрезах;

итог основной отчетной формы;

наименование основной отчетной формы.

Значение баланса как основной отчетной формы исключительно велико, так как документ позволяет получить достаточно наглядное и непредвзятое представление об имущественном и финансовом положении предприятия. В балансе отражается состояние средств предприятия в денежной оценке на определенную дату в двух разрезах:

по составу (виду);

по источникам формирования, которые находятся в распоряжении предприятия, представлена двояко, что дает возможность получить представление о том, куда вложены финансовые ресурсы предприятия (актив баланса) и каковы источники их происхождения (пассив баланса).

В нашей стране традиционно баланс представлен в виде двухсторонней таблицы, в левой части которой размещаются активы предприятия, а в правой - его пассивы. Общие итоги по активу и пассиву баланса совпадают. В российской учетно-аналитической практике принято итог баланса называть валютой баланса. Баланс содержит две колонки показателей - на начало года и на конец периода (например, квартала, полугодия, года) [20, с.440].

Для осуществления своей деятельности предприятие должно иметь стартовый капитал. Это могут быть взносы учредителей либо средства, выделенные организацией. Этот источник средств - «Капитал и резервы», представляющий собой собственные средства, изначально состоит из уставного капитала, величина которого оговорена в учредительных документах, но по мере функционирования предприятия структура и величина этого источника меняются. Термин «собственные» означает принадлежность лицам (юридическим или физическим), создавшим данное предприятие, то есть задолженность предприятия перед своими учредителями.

Любое предприятие обычно не ограничивается собственными средствами, а привлекает средства из внешних источников: банковские ссуды, займы, кредиторы. Эти привлеченные средства подразделяются на две большие группы: долгосрочные и краткосрочные. Долгосрочные находятся в распоряжении предприятия в течение более одного года, краткосрочные по каждому конкретному их источнику в течение года неоднократно возникают и исчезают в результате их погашения [20, с.448].

Средства, полученные предприятием из различных источников, вкладывают в активы, которые подразделяются на две большие группы: внеоборотные активы, то есть активы, используемые в производственном процессе в течение длительного времени (более года), и оборотные активы, которые потребляются в течение года неоднократно, то есть средства, вложенные в них, оборачиваются за это время несколько раз.

Отчет о прибылях и убытках также привлекается для анализа финансового состояния [16, с.280].

Отчет о прибылях и убытках (форма № 2) содержит сравнение суммы всех доходов предприятия от продажи товаров и услуг или других статей доходов и поступлений с суммой всех расходов, понесенных предприятием для поддержания его деятельности за период с начала года. Результатом данного сравнения являются валовая (балансовая) прибыль или убытки за период. Отчет о прибылях и убытках состоит из двух разделов. В первом разделе отражают этапы расчета финансовых результатов (валовой прибыли или убытков), во втором разделе показывают направления использования прибыли предприятия в отчетном периоде: на уплату налогов, образование резервного и специальных фондов, начисление дивидендов.

Отчет о прибылях и убытках дает представление о тенденциях развития фирмы, ее финансовых и производственных возможностях не только в прошлом и настоящем, но и в будущем.

Для инвесторов и аналитиков отчет о прибылях и убытках - во многих отношениях документ более важный, чем баланс предприятия, поскольку в нем содержится не застывшая, одномоментная, а динамическая информация о том, каких успехов достигло предприятие в течение года и за счет каких укрупненных факторов, каковы масштабы его деятельности.

В пояснительной записке приводят краткую характеристику деятельности организации, ее основные показатели и факторы, повлиявшие на финансовые результаты деятельности организации, а также информацию, полезную для получения более полной и объективной картины о ее финансовом положении.

Методы и методика анализа финансового состояния предприятия

 

Разные авторы предлагают разные методики финансового анализа. Детализация процедурной стороны методики финансового анализа зависит от поставленных целей, а также различных факторов информационного, временного, методического и технического обеспечения. Логика аналитической работы предполагает ее организацию в виде двухмодульной структуры:

Экспресс-анализ финансового состояния;

Детализированный анализ финансового состояния [12, с.188].

Целью экспресс-анализа является наглядная и простая оценка финансового благополучия и динамики развития хозяйствующего субъекта. В процессе анализа В.В.Ковалев предлагает рассчитать различные показатели и дополнить их методами, основанными на опыте и квалификации специалиста.

Информация о работе Разработка мероприятий по улучшению деятельности предприятия