Система директ-костинга и анализ издержек и прибыли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 12:34, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время с развитием рыночных отношений увеличивается самостоятельность организаций, в том числе и в вопросах установления цен на свою продукцию с учетом складывающихся на рынке спроса и предложения, что является одной из характеристик этих отношений, в результате чего изменяются задачи, стоящие перед бухгалтерским учетом и его подсистемой - калькулированием. В этих условиях актуальна следующая задача калькулирования - не просто обеспечить фактическую себестоимость изделия, а рассчитать такую себестоимость, которая в сегодняшних условиях работы предприятия на рынке могла бы обеспечить ему определенную прибыль.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….……...3
1. Возникновение системы директ-костинг…………………………….……..5
2. Основные черты и методика калькулирования затрат по системе директ-костинг………………………………………………………………………………10
3. Особенности факторного анализа финансовых результатов……………..25
4. Анализ показателей прибыли (на примере ОАО "ЦЕНТР ЮВЕЛИР")….31
Заключение……………………………………………………………………...35
Список литературы……………………………………………………………..36
Приложение…………………………………………………………………….38

Файлы: 1 файл

Курсовая ФА.docx

— 614.48 Кб (Скачать файл)

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Институт Экономики и  Бизнеса

Бизнес-факультет

Кафедра "Экономический анализ и государственное управление"

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине "Финансовый анализ"

на тему: "Система директ-костинга и анализ издержек и прибыли"

 

 

 

 

 

                                                             Выполнила

                                                              студентка 3 курса группы ФиК/ ОУ-10/1

                                                              специальности: "Финансы и кредит"

                                                              ускоренного отделения

                                                              очной формы обучения

                                                              Пильчонок Анастасия

                                                              Научный руководитель:

                                                              к.э.н; доцент Нестерова Р.В.

 

 

 

 

Ульяновск 2013

 

Содержание

Введение………………………………………………………………….……...3

1. Возникновение системы директ-костинг…………………………….……..5

2. Основные черты и методика калькулирования затрат по системе директ-костинг………………………………………………………………………………10

3. Особенности факторного анализа финансовых результатов……………..25

4. Анализ показателей прибыли (на примере ОАО "ЦЕНТР ЮВЕЛИР")….31

Заключение……………………………………………………………………...35

Список литературы……………………………………………………………..36

Приложение…………………………………………………………………….38

 

Введение

В настоящее время с  развитием рыночных отношений увеличивается  самостоятельность организаций, в  том числе и в вопросах установления цен на свою продукцию с учетом складывающихся на рынке спроса и  предложения, что является одной  из характеристик этих отношений, в  результате чего изменяются задачи, стоящие  перед бухгалтерским учетом и  его подсистемой - калькулированием. В этих условиях актуальна следующая задача калькулирования - не просто обеспечить фактическую себестоимость изделия, а рассчитать такую себестоимость, которая в сегодняшних условиях работы предприятия на рынке могла бы обеспечить ему определенную прибыль.

Одним из альтернативных традиционному  отечественному подходу к калькулированию полной себестоимости является подход, когда в разрезе объектов калькулирования планируются и учитываются сокращенная себестоимость, при которой на себестоимость относятся только переменные издержки производства, а постоянные полностью переносятся на продажу. В этом основная отличительная особенность системы учета неполной себестоимости - система директ-костинг.

С помощью директ-костинга обосновываются важные управленческие решения, в том числе по оптимизации  производственной программы, о целесообразности принятия к исполнению определенного  заказа, о приобретении или замене оборудования. О производстве полуфабрикатов или заказе их на стороне, по вопросам ценообразования на новую продукцию.

Прибыль является первоочередным стимулом к созданию новых или  развитию уже действующих предприятий.  Возможность получения прибыли побуждает людей искать более эффективные способы сочетания ресурсов, изобретать новые продукты, на которые может возникнуть спрос, применять организационные и технические нововведения, которые обещают повысить эффективность производства.  Работая прибыльно, каждое предприятие вносит свой вклад в экономическое развитие общества, способствует созданию и приумножению общественного богатства и росту благосостояния народа.

Прибыль — многозначная экономическая категория.  Являясь источником производственного и социального развития, прибыль занимает ведущее место в обеспечении самофинансирования предприятий и объединений, возможности которых во многом определяются тем, насколько доходы превышают затраты.

Реальное положение в  экономике сегодня таково, что  из всех возможных источников инвестирования, реальным для предприятий остается лишь акционирование и использование части прибыли (так как амортизационные отчисления сегодня практически не идут на инвестиционные цели, а банковский кредит пока недоступен, из-за высоких процентных ставок).

Вследствие выше перечисленного, анализ прибыли на предприятии сегодня становится чрезвычайно актуальным.  Анализ прибыли позволяет выявить основные факторы ее роста, эффективное использование ресурсов, потенциальные возможности предприятия, а также определить влияние внешних и внутренних факторов на размер прибыли, порядок ее распределения.

Цель данной работы — анализ прибыли предприятия в условиях рыночной экономики.  Объектом исследования является ОАО ”ЦЕНТР ЮВЕЛИР”.  Для достижения этой цели необходимо решить изучить систему директ-костинг как экономическую категорию, а так же определить основные показатели прибыли и провести анализ основных видов прибыли.

 

1. Возникновение системы директ-костинг в управленческом учете

В начале XX века произошло  окончательное формирование основных идей и направлений управленческого  учета.

Началом новой волны в  теории учета затрат на производство и калькуляции стали исследования англо-американских ученых и последующее  возникновение трех методов учета  затрат и калькулирования: Г. Эмерсон, Ч. Гаррисон - "стандарт-костинг", Дж. Кларк, Дж. Харрис - "директ-костинг" и А. Хаггинс - "центры ответственности".

Острая необходимость  оперативного контроля затрат и регулирования  себестоимости привели к созданию и распространению, по выражению  Ч. Гаррисона, оперативно-калькуляционного учета производства и сбыта - системе  учета "стандарт-костинг".

Цель метода калькулирования по системе "стандарт-костинг" состоит в оперативном выявлении отклонений фактических затрат от нормативных в ходе производства, и управление затратами по этим отклонениям.

Новые взгляды и идеи требовали  переориентации производственного  учета с "исторической себестоимости" на нормативную в соответствии с  целями и задачами управленческого  персонала, а в дальнейшем его  трансформацию в управленческий учет.

Стоит отметить, что метод  нормативного определения затрат, являющийся одним из принципов производственного  менеджмента, был предложен Ф. Тейлором и другими инженерами того времени. Сторонники производственного менеджмента  применяли нормативы, чтобы выявить "единственный наилучший путь" использования труда и материальных ресурсов. Нормативы обеспечивали информацией  процесс планирования хода работ  так, что потребление материалов и труда сводилось к минимуму. Однако сторонники производственного  менеджмента не рассматривали нормативы  как инструмент контроля за финансовыми затратами. Впервые именно Ч. Гаррисон в 1911 году разработал и внедрил полную действующую систему нормативного определения затрат. Им также в 1918 году впервые был опубликован ряд уравнений для анализа переменных затрат. В современной литературе, посвященной системе нормативного учета, многое почерпнуто из его работ.

Разработка стандартов затрат, стандартных смет, стандартной калькуляции  продукта позволила оперативно контролировать в ходе производства соответствие фактических  затрат стандартным, оперативно выявлять и устранять возникшие отклонения, т.е. возник новый метод регулирования  процесса формирования себестоимости - управление по отклонениям.

Создание и применение системы учета "стандарт-костинг" привело к тому, что калькуляционный учет перестал быть просто регистратором совершившихся хозяйственных явлений и фактов, а на основе управления отклонениями направил свой взор в будущее. Следует отметить, что эта система учета до сих пор широко используется ведущими промышленными фирмами США и Западной Европы. По информации К. Друри, обзор большого количества фирм в Великобритании, проведенный Паксти и Лайаллом в 1989 году, показал, что 76% компаний - респондентов применяют систему нормативного учета затрат.

Другое направление обогащения калькуляционного учета, которое является очередным этапом на пути становления  управленческого учета, - это разработка системы учета "директ-костинг". Цель учения "директ-костинг" заключается  в исчислении себестоимости готового продукта только по прямым переменным расходам, калькулирование не полной, а частичной себестоимости.

Впервые идею разграничения  расходов на постоянные и переменные, выдвинули немецкие ученые Т.Е. Клинштейн, О. Шмаленбах и Г. Гесс. Однако они четко не сформулировали признак этой классификации. Деление расходов на постоянные и переменные в зависимости от изменения объемов производства было четко сформулировано в 1923 г. Дж. Кларком. Он обосновал необходимость деления валовых издержек производства на постоянные и переменные. К постоянным он относит амортизацию основного капитала, расходы на содержание административного и технического персонала, поддержание оборудования в надлежащем состоянии, содержание сбытовой сети, сумму обычной прибыли на задействованный капитал. Переменные расходы, согласно Дж. Кларку, - это стоимость сырья и материалов, электроэнергии, рабочей силы, эксплуатации оборудования и другие, изменяющиеся в зависимости от величины объема производства.

Значительный вклад в  развитие идеи "директ-костинга" в 30-е годы внесли К. Руммель, В. Раутенштраух, Д.Ж. Ульямс и Ч.М. Кноппель. Они разработали практическое руководство по использованию учета затрат как информационного инструмента, действующего по принципам "директ-костинга", графики промежуточного бюджета и критического объема производства. На последнем графике хорошо видна связь между показателями объема, себестоимости и прибыли. Основные идеи этой системы были сформулированы в 1936 г. американским экономистом Д.Ч. Гаррисоном.

Начало практического  применения "директ-костинга" в  США связано с 1953 г., когда Американская ассоциация бухгалтеров опубликовала описание этого метода. В 1961 г. она  же издает второй специальный отчет, где анализируется практика 50 крупных  фирм, применяющих "директ-костинг". Большой вклад после второй мировой  войны в организацию учета  по системе "директ-костинг" внес немецкий ученый Г.Г. Плаут. Именно он стоял у истоков создания интегрированной системы "стандартный "директ-костинг", соединяющий в себе идею учета плановых затрат с идеей учета граничных затрат.

При системе "директ-костинг" себестоимость продукции планируется  и учитывается в части одних  лишь переменных затрат. По своему характеру  они являются производственными  и в стоимость продукта их включают преимущественно прямым путем. Именно поэтому в экономической литературе переменные затраты иногда называют затратами продукта. Постоянные же затраты в себестоимость продукции  не включают, а списывают на результаты деятельности того периода, когда они  возникли. Иногда их называют периодическими затратами. Разница между суммой продаж и переменными затратами  представляет собой маржинальный доход  предприятия. Он помогает определить цену безубыточной реализации продукции, а  также проводить анализ взаимосвязи  и соотношения затрат, объема реализации и прибыли.

Система учета переменных затрат в США получила наименование "директ-костинг", в Великобритании - "маржиналь-кост", в Германии - "система учета сумм покрытия, или система учета "граничных затрат", а во Франции - "маржинальная бухгалтерия".

Система учета "директ-костинг" стала иметь решающее значение особенно в области ценовой и стратегической политики предприятия и позволила  решить сложную проблему распределения  косвенных и комплексных затрат, относить их на счет "Прибыли и  убытки", и открыла возможность  в ряде случаях снижения продажной  цены продукции ниже полной себестоимости, т.е. до прямых переменных затрат.

Например, в настоящее  время "директ-костинг" широко распространен в Германии, чаще всего на крупных предприятиях. Данный метод применяют здесь 54% предприятий. Особо популярна данная система в пищевой промышленности - 71,4%, и в строительстве - 67,4% предприятий.

Николаева С.А. приводит результаты выборочного обследования, проведенного Г. Беннером на предприятиях обрабатывающей промышленности в районе города Штуттгарта, где численность работников составляла от 50 до 1000 человек: на 40,8% ведут учет по местам возникновения затрат в соответствии с системой "директ-костинг", а на 28,9% калькулируют себестоимость по системе "директ-костинг".

В 1998 году было опубликовано исследование Д. Линкома об организации учета затрат на северо-немецких промышленных предприятиях. Для данного исследования были выбраны как крупные, так и мелкие предприятия различной структуры. Результаты показали, что 65,7% проанкетированных предприятий калькулируют результаты по изделиям по методу "директ-костинг".

Помимо Германии "директ-костинг" широко распространен в Канаде и Великобритании. В то время как в США и Японии его используют сравнительно мало, но, тем не менее, доля его все же значительна, она превышает 30%.

Информация о работе Система директ-костинга и анализ издержек и прибыли