Система директ-костинга и анализ издержек и прибыли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 12:34, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время с развитием рыночных отношений увеличивается самостоятельность организаций, в том числе и в вопросах установления цен на свою продукцию с учетом складывающихся на рынке спроса и предложения, что является одной из характеристик этих отношений, в результате чего изменяются задачи, стоящие перед бухгалтерским учетом и его подсистемой - калькулированием. В этих условиях актуальна следующая задача калькулирования - не просто обеспечить фактическую себестоимость изделия, а рассчитать такую себестоимость, которая в сегодняшних условиях работы предприятия на рынке могла бы обеспечить ему определенную прибыль.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….……...3
1. Возникновение системы директ-костинг…………………………….……..5
2. Основные черты и методика калькулирования затрат по системе директ-костинг………………………………………………………………………………10
3. Особенности факторного анализа финансовых результатов……………..25
4. Анализ показателей прибыли (на примере ОАО "ЦЕНТР ЮВЕЛИР")….31
Заключение……………………………………………………………………...35
Список литературы……………………………………………………………..36
Приложение…………………………………………………………………….38

Файлы: 1 файл

Курсовая ФА.docx

— 614.48 Кб (Скачать файл)

В общем виде номенклатура статей калькуляции для производственных организаций при применении системы  учета директ-костинг может выглядеть  следующим образом:

  • "Сырье и материалы;
  • "Возвратные отходы (вычитаются)";
  • "Покупные изделия, полуфабрикаты и услуги производственного характера сторонних организаций";
  • "Топливо и энергия на технологические цели";
  • "Заработная плата производственных рабочих";
  • "Отчисления на социальные нужды";
  • "Расходы на подготовку и освоение производства";
  • "Общепроизводственные расходы";
  • "Потери от брака";
  • "Прочие производственные расходы";
  • "Итого производственная себестоимость".

По местам возникновения  затраты следует группировать и  учитывать в разрезе производств, цехов, участков, отделов, бригад и других структурных подразделений организации, т.е. центров затрат. Такая группировка  затрат необходима для организации  учета по центрам ответственности  и определения производственной себестоимости продукции (работ, услуг). Это позволяет оперативно контролировать затраты и результаты на разных уровнях  и оценивать деятельность каждого  подразделения и ответственного менеджера.

Предыдущая классификация  затрат наилучшим образом проявляет  себя в зависимости от сферы их возникновения и функциональной деятельности организации. По данному  признаку затраты необходимо подразделять на снабженческо-заготовительные, производственные, сбытовые и организационно-управленческие.

Такая группировка затрат способствует укреплению внутрихозяйственного расчета и усилению взаимосвязи  и взаимозависимости между центрами ответственности, обеспечивает более  точное предоставление информации о  произведенных затратах, помогает менеджерам принимать совместные обоснованные решения о виде, составе, цене, путях сбыта продукции и способствует повышению эффективности производственно-коммерческой деятельности организации.

По способу включения  в себестоимость продукции затраты  организации в системе учета  директ-костинг подразделяются на прямые и косвенные.

Прямыми являются расходы  по производству конкретного вида продукции. Поэтому они могут быть отнесены на конкретные объекты калькуляции  в момент их совершения или начисления прямо на основании данных первичных  документов. К ним относятся: затраты  сырья, материалов, заработная плата  производственных рабочих и др. Они  учитываются по дебету счета 20 "Основное производство", и их можно отнести  непосредственно на себестоимость  определенного конкретного изделия.

Косвенные же расходы связаны  с выпуском нескольких видов продукции. Такие расходы сначала собираются на соответствующих собирательно-распределительных  счетах, а затем распределяются между  отдельными изделиями согласно выбранной  организацией методике (базе) их распределения (заработной плате производственных рабочих, количеству часов отработанного  времени и т.п.).

Деление затрат на прямые затраты  и косвенные имеет условный характер. Так, в добывающих производствах, где, как правило, добывается один вид  продукции, расходы прямые. В комплексных  производствах, в которых из одних  и тех же видов сырья и материалов изготавливаются несколько видов  изделий, основные затраты являются косвенными. Расширение удельного веса прямых затрат способствует более точному  определению себестоимости продукции.

По роли, выполняемой в  технологическом процессе изготовления продукции, и целевому назначению затраты  организации необходимо подразделять на основные и накладные. Данное деление  затрат необходимо для планирования, учета, анализа, контроля и регулирования  производственной деятельности как  организации в целом, так и  отдельных подразделений.

К основным расходам относятся  все виды ресурсов, потребление которых  связано с выпуском продукции  или оказанием услуг, т.е. это затраты, непосредственно связанные с  технологическим процессом изготовления продукции. К ним относятся: стоимость  сырья, материалов и полуфабрикатов; стоимость топлива и энергии, израсходованных на технологические  цели; расходы на оплату труда производственных рабочих и отчисления на социальные нужды; расходы по эксплуатации производственных машин и оборудования и т.д.

Накладные расходы образуются в связи с организацией, обслуживанием  производства, реализацией продукции  и управлением. Они состоят из комплексных общехозяйственных  расходов и расходов на продажу.

Основные затраты чаще всего выступают в виде прямых затрат, а накладные – косвенных, но они не являются тождественными.

Группировка затрат на основные и накладные необходима при организации  учета по системе директ-костинг. Кроме того, одни и те же затраты, в зависимости от их роли в процессе изготовления продукции, могут выступать  в качестве основных, а по способу  включения в себестоимость отдельных  видов изделий в условиях одновременного производства из одного исходного материала  нескольких видов изделий – в  качестве косвенных.

В зарубежной литературе основные затраты называются затратами на продукт (product cost), а накладные – затратами периода (period cost). Такое разделение затрат основано на том, что в себестоимость продукции должны включаться только производственные затраты. Они, как необходимые, формируют производственную себестоимость изделий и используются для расчета себестоимости единицы продукции. Затраты периода не являются необходимыми для производства продукции и не учитываются при определении себестоимости единицы продукции. Они используются для обеспечения процесса реализации продукции и функционирования организации как хозяйственной единицы и непосредственно списываются на уменьшение прибыли от реализации продукции.

Такая группировка затрат редко встречается в практике отечественного бухгалтерского учета. Между тем, она давно и широко применяется в странах с развитой рыночной экономикой, т.к. получаемая учетная  информация более адекватно отражает процесс рыночного ценообразования  и позволяет всесторонне анализировать  и планировать соотношения объемов  производства, цен и себестоимости  продукции.

Производственные затраты  включают в себя:

  • прямые материальные затраты;
  • прямые расходы по оплате труда с отчислениями на социальные нужды;
  • потери от брака;
  • производственные накладные расходы.

Периодические расходы подразделяются на коммерческие, общие и административные расходы. К ним относится существенная часть общей массы расходов на управление, обслуживание производства, сбыт продукции, которая, как считают  менеджеры, зависит не от объема производства и продаж, а от организации производственно-коммерческой деятельности, деловой политики администрации, продолжительности отчетного периода, структуры предприятия и других факторов.

Важное значение в системе учета директ-костинг имеет группировка затрат по отношению к объему производства. По данному признаку затраты подразделяются на переменные и постоянные.

Переменными называются затраты, величина которых изменяется вместе с изменением объема производства, т.е. зависят от деловой активности организации. Переменный характер могут  иметь как производственные, так  и непроизводственные затраты. К  производственным затратам относят  прямые материальные затраты, прямые затраты  на оплату труда, затраты на вспомогательные  материалы и покупные полуфабрикаты.

К непроизводственным переменным затратам можно отнести расходы  на упаковку готовой продукции, для  отгрузки ее потребителю, транспортные расходы, не возмещаемые покупателем, комиссионное вознаграждение посреднику за продажу товара, которое напрямую зависит от объема продажи.

К постоянным относят затраты, величина которых в абсолютной сумме в течение отчетного периода практически не изменяется или слабо изменяется при изменении объема производства. К ним относятся расходы на рекламу, арендная плата, амортизация основных средств и нематериальных активов и др.

Разделение затрат на постоянные и переменные имеет большое значение для планирования, учета и анализа  себестоимости продукции. Постоянные расходы, оставаясь относительно неизменными  по абсолютной величине, при росте  производства становятся важным фактором снижения себестоимости продукции, так как их величина при этом уменьшается  в расчете на единицу продукции. Переменные же расходы возрастают в  прямой зависимости от роста производства продукции, но рассчитанные на единицу  продукции, представляют собой постоянную величину. Экономия по этим расходам может  быть достигнута за счет осуществления  организационно-технических мероприятий, обеспечивающих снижение их в расчете  на единицу выпускаемой продукции. Кроме того, данную группировку затрат можно использовать при анализе  и прогнозировании безубыточности производства и, в конечном счете, при  выборе экономической политики организации.

Главной особенностью директ-костинга, основанного на классификации расходов на постоянные и переменные, является то, что себестоимость продукции учитывается и планируется только в части переменных затрат. Постоянные расходы собирают на отдельном счете и с заданной периодичностью списывают непосредственно на дебет счета финансовых результатов.

Постоянные расходы не включают в расчет себестоимости  изделий, а как расходы данного  периода списывают с полученной прибыли в течение того периода, в котором они были произведены.

По переменным расходам оцениваются  также остатки готовой продукции  на складах на начало и конец года и незавершенное производство.

При системе директ-костинг  схема построения отчетов о доходах  и расходах многоступенчатая (табл. 1). В них содержатся по крайней мере два финансовых показателя: маржинальный доход и прибыль.

 

Таблица 1. Многоступенчатый отчет о доходах и расходах

Наименование показателей

Значение

выручка от реализации продукции (В)

В = 1000

переменные затраты (ПЗ)

ПЗ = 600

маржинальный доход (МД)

МД = В – ПЗ = 400

постоянные расходы (ПР)

ПР =200

прибыль (П) 

П = М – ПР = 200


 

Отчет о доходах и расходах не обязательно должен быть двухступенчатым. Если переменные затраты подразделять на производственные и непроизводственные, то данный отчет о доходах будет трехступенчатым. В этом случае на первом этапе определяется производственный маржинальный доход как разность между объемом реализованной продукции и переменными производственными затратами. На втором этапе как разность между производственными маржинальными и внепроизводственными переменными затратами определяется маржинальный доход в целом по организации, на третьем этапе – прибыль путем вычитания из общей суммы маржинального дохода суммы постоянных расходов.

Важной особенностью директ-костинга является то, что благодаря ему  можно изучать взаимосвязи и  взаимозависимости между объемом  производства, затратами (себестоимостью) и прибылью.

Для обеспечения этих аналитических  расчетов необходимо вести раздельный учет переменных и постоянных расходов с подсчетом маржинального дохода по изделиям.

Система директ-костинг заостряет  внимание руководства организации  на изменении маржинального дохода по организации в целом и по различным изделиям. Она позволяет учитывать изделия с большой рентабельностью, чтобы переходить в основном на их выпуск, так как разница между продажной ценой и суммой переменных расходов не затушевывается в результате списания постоянных косвенных расходов на себестоимость конкретных изделий.

Основное достоинство  системы директ-костинг в том, что на основе информации, получаемой в ней, можно принимать различные  оперативные решения по управлению организацией. В первую очередь это  касается возможностей проводить эффективную  политику цен.

Еще одно важное достоинство  системы – это то, что ограничение  себестоимости продукции лишь переменными  расходами позволяет упростить  нормирование, планирование, учет и  контроль резко уменьшившегося числа  статей затрат: себестоимость становится более “обозримой”, а отдельные  затраты – лучше контролируемы. Так как чем больше контролируемых объектов, тем сильнее рассеивается внимание между ними, тем слабее становится контроль.

Информация о работе Система директ-костинга и анализ издержек и прибыли