Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 10:19, курсовая работа
Целью работы является анализ потребительского кредитования в ОАО «МДМ-Банк».
Для достижения цели работы необходимо решить следующие задачи:
- описать экономическую сущность и назначение потребительского кредитования;
- раскрыть основные принципы кредитования;
- охарактеризовать нормативно-правовые основы формирования кредитной политики коммерческого банка;
- проанализировать практику потребительского кредитования в ОАО «МДМ-Банк»;
- охарактеризовать современное состояние потребительского кредитования в России;
- представить рекомендации по совершенствованию потребительского кредитования в ОАО «МДМ-Банк».
1 Введение…………………………………………………………………………3
2 Теоретические основы потребительского кредитования…………………….5
2.1 Сущность и экономическое назначение потребительских кредитов…...…5
2.2 Основные принципы кредитования………………………………………….9
2.3 Нормативно-правовые основы формирования кредитной политики коммерческого банка…………………………………………………………….15
3 Анализ практики потребительского кредитования в коммерческом банке ОАО «МДМ-Банк»…………………………………………………………...….17
3.1 Краткая характеристика коммерческого банка ОАО «МДМ-Банк»……..17
3.2 Анализ основных финансово-экономических показателей банка
ОАО «МДМ-Банк»…………………………………………………………...….19
3.3 Анализ кредитного портфеля коммерческого банка в целом и потребительского кредитного портфеля……………………………………….25
3.4 Состояние потребительского кредитования в российских коммерческих банках за 2008-2010 гг………………………………………………………...…30
4 Совершенствование потребительского кредитования………………………36
4.1 Анализ задолженности по потребительским кредитам…………...………36
4.2 Рекомендации по улучшению работы филиала…………………...……….39
5 Заключение……………………………………………………………………..43
Список использованных источников………………
Содержание
1 Введение…………………………………………………………
2 Теоретические
основы потребительского
2.1 Сущность и
экономическое назначение
2.2 Основные принципы кредитования………………………………………….9
2.3 Нормативно-правовые
основы формирования кредитной политики
коммерческого банка…………………………………………………………….
3 Анализ
практики потребительского
3.1 Краткая характеристика
коммерческого банка ОАО «МДМ-
3.2 Анализ основных
финансово-экономических
ОАО «МДМ-Банк»……………………………………………………
3.3 Анализ кредитного портфеля коммерческого банка в целом и потребительского кредитного портфеля……………………………………….25
3.4 Состояние
потребительского кредитования
в российских коммерческих
4 Совершенствование
потребительского кредитования…
4.1 Анализ задолженности
по потребительским кредитам………
4.2 Рекомендации
по улучшению работы филиала………
5 Заключение……………………………………………………
Список использованных
источников……………………..…………………….
Приложение А…………………………………..………
1 Введение
В
целом по стране за последние три
года объемы потребительского кредитования
выросли в 6,8 раза, тогда как совокупные
активы банков увеличились лишь в 2,4
раза, а общий кредитный портфель
банков - только втрое. Представленные
данные подтверждают тот факт, что
за последние несколько лет
Однако
состояние российского рынка
потребительского кредита создает
двоякое впечатление. С одной
стороны, растущее признание со стороны
населения преимуществ
Целью работы является анализ потребительского кредитования в ОАО «МДМ-Банк».
Для достижения цели работы необходимо решить следующие задачи:
-
описать экономическую
- раскрыть основные принципы кредитования;
- охарактеризовать нормативно-правовые основы формирования кредитной политики коммерческого банка;
- проанализировать практику потребительского кредитования в ОАО «МДМ-Банк»;
-
охарактеризовать современное
-
представить рекомендации по
совершенствованию
Объектом
исследования является рынок потребительского
кредитования, а предметом исследования
– кредитный процесс
2 Теоретические основы потребительского кредитования
2.1 Сущность и экономическое назначение потребительских кредитов
В
основе кредитных правоотношений лежат
экономические отношения по предоставлению
свободных денежных средств взаймы.
В экономической литературе встречается
большое количество определения
понятия «кредит», обобщение понятий
представлено в таблице 2.1.
Таблица 2.1 – Сравнение понятия «кредит», используемого различными авторами
ФИО автора | Трактовка понятия «кредит» |
С.Л.Ермаков | Кредит - это отношения между кредитором и дебитором по поводу предоставления (получения) во временное пользование денежных средств, их возврата и оплаты. |
О.И.Лаврушин | Кредит - движение ссудного капитала, осуществляемое на началах срочности, возвратности и платности. |
Е.Ф.Жуков | Кредит - денежная ссуда, выдаваемая банком на определенный срок на условиях возвратности и оплаты кредитного процента. |
Л.Г.Батракова | Кредит - предоставление денег или товаров в долг, как правило, с уплатой процентов; стоимостная экономическая категория, неотъемлемый элемент товарно-денежных отношений. |
С.Питер | Кредит - движение ссудного капитала, т.е. денежного капитала предоставляемого в ссуду на условиях возврата за плату в виде процента. |
А.А.Вишневский | Кредит - это передача денег или материальных ценностей одной стороной (заимодавцем или кредитором) другой стороне (заемщику) на условиях возврата. То есть обе стороны должны договориться, или, по юридической терминологии, заключить между собой договор займа. Необходимыми элементами такого договора должны быть субъекты договора (кто дает и кто берет), объект договора (что дается в долг - зерно, орудия труда, деньги), срок, через который должник должен возвратить ссуду, и условия, на основе которых деньги (вещь) даются в долг: возврат вещи того же рода и качества (денег), но больше на некоторую величину (на процент) и т.п. |
М.И.Брагинский, В.В.Витрянский | Кредит
- это договор займа между двумя
сторонами по поводу предоставления
денежных средств или товарно- |
Итак,
можно сделать вывод, что представленные
определения понятия
В настоящее время основной формой кредита является банковский кредит, т.е. кредит, предоставляемый коммерческими банками разных типов и видов. Субъектами кредитных отношений в области банковского кредита являются предприятия и организации, население, государство и сами банки. Как известно, в кредитной сделке субъекты кредитных отношений всегда выступают как кредиторы и заемщики. Кредиторами являются лица (юридические и физические), предоставившие свои временно свободные средства в распоряжение заемщика на определенный срок.
Потребительскими ссудами в нашей стране называют ссуды, предоставляемые населению. При этом потребительский характер ссуд определяется целью (объектом кредитования) предоставления ссуды [1].
Классификация потребительских ссуд заемщиков и объектов кредитования может быть проведена по ряду признаков, в том числе:
По направлениям использования (объектам кредитования) в России потребительские ссуды подразделяют на кредиты [8, c. 8]:
Гражданам, проживающим в сельской местности, кроме того выдаются ссуды на строительство надворных построек для содержания скота и птицы и приобретение средств малой механизации для выполнения работ в личном подсобном хозяйстве. Членам садоводческих кооперативов и товариществ предоставляются долгосрочные ссуды на приобретение или строительство садовых домиков и на благоустройство садовых участков. Банки выдают также долгосрочные ссуды на приобретение автомобилей, других товаров длительного пользования, хозяйственное обзаведение отдельным категориям граждан.
По субъектам кредитной сделки (по облику кредитора и заемщика) различают [2]:
типа (ломбарды, пункты проката, кассы взаимопомощи, кредитные кооперативы, строительные общества, пенсионные фонды и т.д.);
В настоящее время в России деление потребительских ссуд по срокам осуществляется следующим образом:
- на краткосрочные (до 1 года);
- среднесрочные (до 3 – 5 лет);
- на долгосрочные (свыше 15 лет).
Краткосрочную ссуду можно оформить на определенный срок (в пределах года) или до востребования. Ссуда до востребования не имеет фиксированного срока, и банк может потребовать ее погашения в любое время. При предоставлении ссуды до востребования часто предполагается, что заемщик сравнительно ликвиден и активы, в которые вложены заемные средства, могут быть превращены в наличность в кратчайший срок.
По способу предоставления потребительские ссуды делят на целевые и нецелевые (на неотложные нужды, овердрафт и т.д.) [3].
По обеспечению различают ссуды необеспеченные (бланковые) и обеспеченные (залогом, гарантиями, поручительствами, страхованием). Главная причина, по которой банк требует обеспечения, - риск понести убытки в случае нежелания или неспособности заемщика погасить ссуду в срок и полностью. Обеспечение не гарантирует погашения ссуды, но уменьшает риск, так как в случае ликвидации банк получает преимущество перед другими кредиторами в отношении любого вида активов, которые служат обеспечением банковской ссуды.
По методу погашения различают ссуды, погашаемые единовременно и ссуды с рассрочкой платежа.
По методу взимания процентов ссуды классифицируют следующим образом: ссуды с удержанием процентов в момент ее предоставления; ссуды с уплатой процентов в момент погашения кредита; ссуды с уплатой процентов равными взносами на протяжении всего срока пользования (ежеквартально, один раз в полугодие или по специально оговоренному графику).
Существует
также такое понятие как ссуда
с аннуитетным платежом, т.е. платежом
с одновременной уплатой
По характеру кругооборота средств ссуды делят на разовые и возобновляемые (револьверные, ролловерные). В группу револьверных кредитов, как правило, включают кредиты, предоставляемые клиентам по кредитным картам, или кредиты по единым активно-пассивным счетам в форме овердрафта. Кредитные линии по счетам до востребования частных лиц менее распространены в мировой банковской практике, но используются аналогично кредитам по кредитным картам. Клиенты могут выписывать чеки на суммы, превышающие остаток средств на счете (чековый кредит), но уплачивают при этом проценты банку за пользование овердрафтом [4].
В целом представленная выше классификация отражает многообразие потребительских ссуд, но не исчерпывает всех возможных критериев классификации, поэтому ее можно продолжить в зависимости от других признаков.
Кредиты с рассрочкой платежа могут принимать форму прямого или косвенного банковского кредита. При предоставлении прямого банковского кредита заключается кредитный договор между банком и заемщиком - пользователем ссуды. Косвенный банковский кредит предполагает наличие посредника в кредитных отношениях банка с клиентом. Таким посредником чаще всего выступают предприятия розничной торговли. В этом случае кредитный договор заключается между клиентом и магазином, который в последующем порядке получает ссуду в банке. Общеизвестно, что в последние годы активно развивается кредитование населения через торговые организации.
2.2 Основные принципы кредитования
К принципам кредитования большинство специалистов относят [5]:
- целевой характер,
- срочность,
- возвратность,
- платность,
- обеспеченность,
-
дифференцированный подход
При
централизованной системе управления
кредитными ресурсами принципы кредитования
декларировались, но практически не
реализовывались, и только в условиях
развития рыночных отношений указанные
принципы приобрели новое содержание.
Информация о работе Совершенствование потребительского кредитования