Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 10:19, курсовая работа
Целью работы является анализ потребительского кредитования в ОАО «МДМ-Банк».
Для достижения цели работы необходимо решить следующие задачи:
- описать экономическую сущность и назначение потребительского кредитования;
- раскрыть основные принципы кредитования;
- охарактеризовать нормативно-правовые основы формирования кредитной политики коммерческого банка;
- проанализировать практику потребительского кредитования в ОАО «МДМ-Банк»;
- охарактеризовать современное состояние потребительского кредитования в России;
- представить рекомендации по совершенствованию потребительского кредитования в ОАО «МДМ-Банк».
1 Введение…………………………………………………………………………3
2 Теоретические основы потребительского кредитования…………………….5
2.1 Сущность и экономическое назначение потребительских кредитов…...…5
2.2 Основные принципы кредитования………………………………………….9
2.3 Нормативно-правовые основы формирования кредитной политики коммерческого банка…………………………………………………………….15
3 Анализ практики потребительского кредитования в коммерческом банке ОАО «МДМ-Банк»…………………………………………………………...….17
3.1 Краткая характеристика коммерческого банка ОАО «МДМ-Банк»……..17
3.2 Анализ основных финансово-экономических показателей банка
ОАО «МДМ-Банк»…………………………………………………………...….19
3.3 Анализ кредитного портфеля коммерческого банка в целом и потребительского кредитного портфеля……………………………………….25
3.4 Состояние потребительского кредитования в российских коммерческих банках за 2008-2010 гг………………………………………………………...…30
4 Совершенствование потребительского кредитования………………………36
4.1 Анализ задолженности по потребительским кредитам…………...………36
4.2 Рекомендации по улучшению работы филиала…………………...……….39
5 Заключение……………………………………………………………………..43
Список использованных источников………………
Объемы кредитов, выданных населению в 2009 г., снизился почти на 50% по сравнению с 2008 г. Причины данной тенденции, по мнению аналитиков, в нежелании лишний раз связываться с кредитованием. Если у потребителей это связано с неопределенностью в отношении своего дальнейшего финансового положения, то для банкиров актуальной остается проблема «плохих» долгов и необходимость создания под них резервов.
Как
видно из таблицы 3.12, у значительного
количества участников рынка произошло
снижение объемов беззалоговых кредитов
в 2009 году [11].
Таблица 3.12 – Динамика объема выданных потребительских кредитов в 2009 году
№ | Банк | Выдано беззалоговых кредитов в 2009 году (тыс. руб.) | Выдано беззалоговых кредитов в 2008 году (тыс. руб.) | Изменение (%) |
1 | ВТБ 24 | 74 666 135.06 | 103 453 970.03 | -27.83 |
2 | ХКФ-Банк | 53 497 019.85 | 79 512 597.97 | -32.72 |
3 | Альфа-Банк | 44 584 436.45 | 51 908 479.65 | -14.11 |
4 | ОТП Банк | 31 245 945.79 | 33 220 288.06 | -5.94 |
5 | Россельхозбанк | 27 249 928.82 | 28 474 731.95 | -4.30 |
6 | Русфинанс Банк | 25 318 418.41 | 28 090 017.45 | -9.87 |
7 | Восточный Экспресс | 24 745 397.00 | 14 959 629.00 | 65.41 |
8 | Росбанк | 12 914 192.40 | 34 602 106.06 | -62.68 |
9 | Совкомбанк | 11 529 639.00 | 12 163 197.00 | -5.21 |
10 | Уралсиб | 7 456 778.24 | 13 687 823.46 | -45.52 |
Так, объем кредитов «ВТБ 24» (1 место) за истекший год снизился почти на 28% и составил порядка 75 млрд руб. На второй строчке находится «ХКФ-Банк» с показателем 53.5 млрд руб., тогда как в 2008 данным банком было выдано беззалоговых кредитов на сумму 79.5 млрд руб. - снижение на 33%. Меньшие потери, всего 14% от объема 2008 года, понес «Альфа-Банк», занимающий третье место (44.6 млрд руб.). Объемы беззалоговых кредитов у «ОТП Банк», «Россельхозбанк» и «Русфинанс Банк», занимающих четвертое, пятое и шестое места, соответственно, упали менее чем на 10%.
Впрочем,
среди участников есть и исключение.
Например объем кредитов банка «Восточный
Экспресс» вопреки общей
На восьмом месте - «Росбанк», аналогичный показатель которого составил порядка 13 млрд руб., против 34.6 млрд руб. годом ранее. На девятом и десятом местах, соответственно, находятся «Совкомбанк» (11.5 млрд руб., -5.21%) и «Уралсиб» (7.5 млрд руб., -45.52%).
В
2010 году участниками рынка был
сделан серьезный шаг вперед, сокративший
разрыв в показателях между
Конкурируя между собой, кредитно-финансовые организации во второй половине года стали активно снижать ставки (с 30,78% в январе 2010 года до 26% в ноябре 2010 года для показателей в рублях). Кроме того, также начали снижать или вовсе отменять комиссии за организацию кредита, некоторые банки отменили ежемесячные комиссии за обслуживание ссудного счета, увеличили суммы кредита, сроки займов. С первого квартала 2010 года многие банки начали активно выдавать кредиты, упрощать требования к потенциальным клиентам.
Знаковым событием для рынка стало внедрение основными участниками нового подхода к ценообразованию на потребительские кредиты, когда проверенные и доказавшие свою платежную дисциплину заемщики получают более выгодные условия относительно вновь пришедших». Смягчились и такие требования к заемщикам, как необходимость привлечения поручителей или дополнительного залога. Свою позитивную роль на рынке потребительских кредитов сыграли возможности рассмотрения справки в свободной форме в качестве подтверждения доходов, снижения возрастного барьера. Лидерские позиции в вопросах выдачи займов физическим лицам по-прежнему сохраняют банки с государственным участием (Сбербанк, ВТБ24 и др.).
Среднерыночная ставка по потребительскому кредиту в рублях в декабре 2010 года составила 25,75%. По сравнению с ноябрем 2010 года наблюдается снижение среднерыночной ставки в рублях на 0,25 процентных пункта (среднерыночная ставка по потребительскому кредиту в ноябре 2010 года составляла 26,00%).
Среднерыночная ставка по потребительскому кредиту в долларах США в декабре 2010 года не изменилась и по-прежнему составляет 18,68%. На данный момент тенденция к снижению процентных ставок в рублях сохраняется.
Восстановление на рынке труда, рост доходов населения и снижение ставок по потребительским кредитам привели к значительному росту в 1 полугодии 2011 г. объемов выдаваемых банками беззалоговых кредитов населению. По данным РБК.Рейтинг, суммарный объем выданных беззалоговых кредитов в минувшем полугодии более чем на 80% превысил аналогичный показатель первого полугодия 2010 года. Рост объемов наблюдается у подавляющего большинства участников рэнкинга, причем у отдельных данное изменение составляет сотни процентов (таблица 3.13).
Таблица 3.13 - Динамика объема выданных потребительских кредитов у в 1 полугодии 2011 г.
№ | Банк | Выдано беззалоговых кредитов в I полугодии 2011 года (млн. руб.) | Выдано беззалоговых кредитов в I полугодии 2010 года (млн. руб.) | Изменение (%) |
1 | ВТБ24 | 51 933.65 | 33 029.19 | 57.24 |
2 | Хоум Кредит | 29 537.36 | 27 061.06 | 9,15 |
3 | ОТП Банк | 23 893.30 | 11 873.21 | 101.24 |
4 | Восточный экспресс банк | 19 538.25 | 8 648.70 | 125.91 |
5 | Росбанк | 16 397.91 | 4 510.51 | 263.55 |
6 | Траст | 12 760.92 | 1 475.63 | 764.78 |
7 | Русфинанс Банк | 10 717.41 | 10 988.11 | -2.46 |
8 | Кредит Европа Банк | 8 072.43 | 2 085.51 | 287.07 |
9 | Ренессанс Капитал | 7 309.79 | 1 347.31 | 442.55 |
10 | Совкомбанк | 7 048.44 | 3 390.38 | 107.90 |
Следует отметить, что рост объемов кредитования наблюдается практически во всех сегментах, начиная от автокредитов и заканчивая пока еще не очень доступными для большинства, кредитов на покупку недвижимости (ипотека). Положительная динамика наблюдается и в сфере беззалоговых кредитов. Суммарный объем по всем участникам рэнкинга выданных в I полугодии 2011 года беззалоговых кредитов составил более 258 млрд руб., тогда как за аналогичный период прошлого года общий объем беззалоговых кредитов у тех же банков составлял только 142 млрд руб. Прирост более чем на 80% - довольно внушительный, если учесть тот факт, что с начала кризиса многие банки ужесточили требования к заемщикам.
По мнению аналитиков, ужесточение условий по кредитам происходит уже с начала кризиса. Банки стали более консервативными при оценке кредитных рисков и, соответственно, проводят теперь более тщательный анализ финансового состояния заемщика и более осторожный прогноз его платежеспособности.
Ужесточение условий проходит на фоне снижения ставок по потребительскому кредитованию, что в свою очередь положительно сказывается на количестве клиентов и соответственно на общих объемах выданных банком кредитов. Такая политика более чем оправдана, банки вынуждены ужесточать условия по кредитам, дабы отсечь «неблагоприятных заемщиков», но с другой стороны конкурировать между собой за клиентов, а ставка по кредиту и становится одним из инструментов этой борьбы.
По объему выданных беззалоговых кредитов в I полугодии 2011 года лидирует банк «ВТБ24». В минувшем полугодии банк выдал кредитов на сумму 51.9 млрд руб., что на 57% больше, чем в I полугодии 2010 года. Аналогичный показатель банка «Хоум Кредит» составил 29.5 млрд руб., что соответствует второму месту и что также больше, чем в 2010 году, но всего на 9%. Более существенно (+101%) вырос объем выданных беззалоговых кредитов у «ОТП Банк» - до 23.9 млрд руб.
По размеру портфеля беззалоговых кредитов по состоянию на 1 июля 2011 года первое и второе места также занимают банк «ВТБ24» (175 млрд руб.) и «Хоум Кредит» (61 млрд руб.), а вот на третьем месте расположился «Росбанк» с объемом портфеля беззалоговых кредитов на 1 июля 2011 года, равным 54.6 млрд руб., при этом объем выданных беззалоговых кредитов в минувшем полугодии у данного участника составил 16.4 млрд руб., что соответствует пятому месту.
Подводя
итоги всему сказанному, следует
акцентировать внимание на следующих
результатах 2010 года, которые являются
достижением всего
Очевидно,
что, несмотря на высокие темпы роста
розничного кредитования в России,
потенциал данного сегмента остается
огромным. Кроме того, наблюдаются
активные процессы усиления конкуренции
в данной области, что создает
дополнительный импульс для развития.
Таким образом, в ближайшие несколько
лет наиболее вероятным представляется
сохранение высоких тенденций развития
данного направления.
4 Совершенствование потребительского кредитования
4.1 Анализ задолженности по потребительским кредитам
Оценка кредитного портфеля по уровню риска проводится с использованием четырех основных коэффициентов [12]:
- коэффициент покрытия;
-
коэффициент просроченных
- коэффициент невозврата;
- коэффициент обеспечения.
Рассчитаем
представленные коэффициенты и занесем
данные в таблицы.
Таблица 4.1 - Расчет коэффициента покрытия портфеля потребительских кредитов
Показатель | 01.01.2009 | 01.01.2010 | 01.01.2011 |
РВПС, тыс.руб. | 3 203 860 | 8 663 290 | 15 098 656 |
Кредитный портфель, тыс.руб. | 158 615 934 | 332 543 543 | 340 937 248 |
Коэффициент покрытия | 0,02 | 0,03 | 0,04 |
Как
видно из таблицы 4.1, коэффициент покрытия
имеет растущую динамику. Причиной этому
служит тот факт, что темпы роста величины
резервов более высокие, чем темпы роста
величины кредитного портфеля. Данное
явление является отрицательной стороной
деятельности банка.
Таблица 4.2 - Расчет коэффициента просроченных платежей портфеля потребительских кредитов
Показатель | 01.01.2009 | 01.01.2010 | 01.01.2011 |
Просроченный основной долг, тыс.руб. | 1 003 341 | 3 573 122 | 10 511 932 |
Кредитный портфель, тыс.руб. | 158 615 934 | 332 543 543 | 340 937 248 |
Коэффициент просроченных платежей | 0,0063 | 0,0107 | 0,0308 |
Информация о работе Совершенствование потребительского кредитования