Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2012 в 05:07, лекция
Pest-анализ,Swot-анализ
Раздел
3. Стратегический анализ
внутренней и внешней
среды
Тема 12. Анализ внешней среды предприятия. Анализ макроокружения, ПЭСТ-анализ.
Анализ среды считается исходным процессом стратегического управления.
Среда фирмы – совокупность всех факторов, влияющих на деятельность этой фирмы.
Анализ внешней среды предполагает изучение двух её составляющих: макроокружения (среда косвенного воздействия) и непосредственного окружения – прямого воздействия (микроокружения). Также выделяют экстрасреду- глобальные тенденции, существующие в мировом масштабе.
Анализ внешней среды направлен на то, чтобы выяснить, на что может рассчитывать фирма, если успешно поведет работу, и на то, какие осложнения могут её ждать, если она не сумеет вовремя отвратить возможные негативные выпады.
Задача
стратегического менеджмента
Для результативного изучения состояния компонент макроокружения на фирме создается специальная система отслеживания внешней среды. Данная система должна осуществлять как проведение специальных наблюдений, связанных с какими-то особыми событиями, так и проведение регулярных (обычно один раз в год) наблюдений за состоянием важных для фирмы внешних факторов. Проведение наблюдений может осуществляться множеством различных способов. Наиболее распространенными способами наблюдения являются:
■ анализ материалов, опубликованных в периодической печати, книгах, других информационных изданиях;
■ участие в профессиональных конференциях;
■ анализ опыта деятельности фирмы;
■ изучение мнения сотрудников фирмы;
■ проведение собраний и обсуждений внутри фирмы.
Изучение компонент макроокружения не должно заканчиваться только констатацией того, в каком состоянии они пребывали ранее или пребывают сейчас. Важно также вскрыть тенденции, которые характерны для изменения состояния отдельных, важных факторов и попытаться предсказать тренды развития этих факторов, чтобы предвидеть то, какие угрозы могут ожидать фирму и какие возможности могут открыться ней в будущем.
Анализ макроокружения включает изучение влияния экономики, правового регулирования и управления, политических процессов, природной среды и ресурсов, социальной и культурной составляющих общества, научно-технического и технологического развитие общества, инфраструктуры и т.п.
PEST-анализ предназначен для стратегического прогнозирования, выявления и оценки следующих факторов внешней среды, которые могут в настоящем и будущем повлиять на деятельность предприятия:
Приведем
примеры факторов, которые, как правило,
рассматриваются в ходе анализа.
Таблица 1
PEST-анализ (набор типовых
факторов)
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ | ВЛИЯНИЕ
ЭКОНОМИКИ |
|
|
СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ
ТЕНДЕНЦИИ |
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ
ИННОВАЦИИ |
|
|
Примечание: оставлено автором
Ниже в качестве примера приведены результаты PEST-анализа для одного из крупных предприятий Новосибирска.
Получение необходимой информации основано на экспертных оценках (по 9-балльной шкале). В качестве экспертов могут выступать топ-менеджеры, специалисты и консультанты предприятия.
PEST-анализ «А» предприятия г. Новосибирска
№
п/п |
Значимые факторы* внешней среды, которые могут оказать влияние на деятельность предприятия | Экспертная оценка | |
Сейчас | Через
3–5 лет | ||
1. Политические факторы | |||
Нет определенной государственной политики для нашей продукции. Отсутствие поддержки со стороны государства | 9 | 6 | |
Отсутствие единых государственных организаций, занимающихся выдачей различного рода лицензий, разрешений и пр. | 8 | 5 | |
Отсутствие госзаказа на государственном предприятии | 8 | 4 | |
Возможность приватизации предприятия или его частей | 5 | 9 | |
Государственный (коррупция) и криминальный рэкет | 5 | 5 | |
Подверженность
решений руководителей |
4 | 8 | |
Влияние местных политических факторов (принадлежность к какой-либо партии), работа по указанию президента, министра, губернатора, мэра | 4 | 4 | |
2. Экономические факторы |
|||
1. | Очень узкий и сильно коррумпированный рынок сбыта продукции предприятия | 9 | 5 |
2. | Высокая суммарная налоговая нагрузка на предприятие и возможность ее усиления | 8 | 8 |
3. | Высокие таможенные пошлины и тарифы | 7 | 3 |
4. | Рост темпов инфляции. Рост цен на энергоносители, сырье, материалы и транспортные расходы | 7 | 5 |
5. | Отсутствие ясных перспектив в развитии экономики России. Опасность экономической нестабильности | 5 | 7 |
6. | Отсутствие
документированной и |
5 | 5 |
3. Социальные факторы |
|||
1. | Узкий региональный рынок труда. Отсутствие на рынке специалистов нужной квалификации | 8 | 9 |
2. | Рост стоимости потребительской корзины, требующий адекватного роста заработной платы | 8 | 4 |
3. | Отток квалифицированных специалистов в Центральный регион России | 6 | 3 |
4. | Сложность содержания городских объектов социальной сферы, находящихся на балансе предприятия | 4 | 6 |
4. Технологические факторы |
|||
1. | Отсутствие в стране отечественного технологического оборудования нужного класса качества и производительности | 9 | 5 |
2. | Быстрое «старение» импортного оборудования и короткий срок его эксплуатации | 5 | 5 |
3. | Плохая совместимость
дорогого импортного оборудования с
нашей инфраструктурой и |
4 | 4 |
4. | Возможность появления новых технологий (нанотехнологий), способных коренным образом перевернуть производство | 4 | 8 |
* Примечание:
Набор факторов, как правило, является
специфическим для каждого предприятия.
Статический анализ факторов внешней среды необходимо дополнять динамическим, что позволяет выявить тенденции ее развития и определить уровень возможных изменений.
В настоящее время наиболее значимыми, как правило, являются: уровень инфляции и инфляционные ожидания, уровень политической стабильности (нестабильности), научно-технический прогресс в отрасли.
Характеристика
этих факторов дается в качественной
или количественной форме. Количественная
характеристика может быть дана соответственно
уровню инфляции и его влиянию на доходность
себестоимость продукции (табл. 3).
Таблица 3
Характеристика уровня инфляции и анализ его влияния
на показатели работы фирмы
Показатель | Год | ||||
2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | |
Индекс инфляции, % | |||||
Доходы предприятия | |||||
Затраты предприятия | |||||
Себестоимость (затраты на рубль доходов) | |||||
Себестоимость ед. продукции, руб. | |||||
Стоимость основных фондов | |||||
Коэффициент переоценки основных фондов |
Примечание:
оставлено автором
Главная
задача PEST-анализа – это прогнозирование
изменения существенных факторов внешней
среды, которые могут оказать реальное
влияние на деятельность предприятия
в перспективе. В зависимости от динамики
изменения тех или иных факторов какие-то
из них будут улучшаться, а какие-то –
ухудшаться. Задача разрабатываемой стратегии
развития – учесть данный прогноз и максимально
нейтрализовать негативное влияние этих
факторов.
Тема 13. Отраслевой и конкурентный анализ.
Отрасли сильно различаются между собою, и методика анализа должна это учитывать. Конструкция отраслевого и конкурентного анализа должна обеспечить получение ответов на следующие вопросы:
- Какие экономические характеристики имеют главное значение для отрасли?
- Что является движущей силой изменений в отрасли, какое влияние они имеют?
- Какие конкурентные силы действуют в отрасли, насколько они сильны?
-
Какие компании занимают
-
Кто будет действовать в
- Какие ключевые факторы определяют конкурентный успех или поражение?
- Насколько привлекательна отрасль в перспективе получения прибыли выше средней?
Определение доминирующих в отрасли экономических характеристик
Обычно к ним относят:
-размеры рынка;
- области конкурентного соперничества (локальная, региональная, национальная, глобальная);
- скорость роста рынка и стадия жизненного цикла отрасли;
-
число соперников и их
-
число покупателей и их
- превалирование передней или задней интеграции;
- легкость входа и выхода;
-
степень дифференциации
- уровень технологических изменений в процессе производства и в новых продуктах;
- влияние экономики на масштабы производства, транспортировку, маркетинг;
- является ли степень использования производственных мощностей критичной в достижении низкоценовой эффективности производства;
- наблюдается ли в отрасли сильная зависимость стоимости единицы продукции от кумулятивной величины объема производства;
- требования к капиталу;
- прибыльность в отрасли выше или ниже средней в экономике страны.
Информация о работе Стратегический анализ внутренней и внешней среды