Стратегический анализ внутренней и внешней среды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2012 в 05:07, лекция

Описание работы

Pest-анализ,Swot-анализ

Файлы: 1 файл

АНАЛИЗ.doc

— 442.50 Кб (Скачать файл)

     Раздел  3. Стратегический анализ внутренней и внешней среды 

     Тема  12. Анализ внешней среды предприятия. Анализ макроокружения, ПЭСТ-анализ.

     Анализ  среды считается исходным процессом  стратегического управления.

     Среда фирмы – совокупность всех факторов, влияющих на деятельность этой фирмы.

     Анализ  внешней среды предполагает изучение двух её составляющих: макроокружения (среда косвенного воздействия) и  непосредственного окружения –  прямого воздействия (микроокружения). Также  выделяют экстрасреду- глобальные тенденции, существующие в мировом масштабе.

     Анализ  внешней среды направлен на то, чтобы выяснить, на что может рассчитывать фирма, если успешно поведет работу, и на то, какие осложнения могут  её ждать, если она не сумеет вовремя  отвратить возможные негативные выпады.

     Задача  стратегического менеджмента состоит  в обеспечении взаимодействия организации  с внешней средой, которое позволяло  бы ей поддерживать свой потенциал  на уровне, необходимом для достижения ее целей, и тем самым давало бы ей возможность выживать в долгосрочной перспективе

    Для результативного изучения состояния компонент макроокружения на фирме создается специальная система отслеживания внешней среды. Данная система должна осуществлять как проведение специальных наблюдений, связанных с какими-то особыми событиями, так и проведение регулярных (обычно один раз в год) наблюдений за состоянием важных для фирмы внешних факторов. Проведение наблюдений может осуществляться множеством различных способов. Наиболее распространенными способами наблюдения являются:

    ■  анализ материалов, опубликованных в  периодической печати, книгах, других информационных изданиях;

    ■  участие в профессиональных конференциях;

    ■  анализ опыта деятельности фирмы;

    ■  изучение мнения сотрудников фирмы;

    ■  проведение собраний и обсуждений внутри фирмы.

    Изучение  компонент макроокружения не должно заканчиваться только констатацией того, в каком состоянии они пребывали ранее или пребывают сейчас. Важно также вскрыть тенденции, которые характерны для изменения состояния отдельных, важных факторов и попытаться предсказать тренды развития этих факторов, чтобы предвидеть то, какие угрозы могут ожидать фирму и какие возможности могут открыться ней в будущем.

    Анализ  макроокружения включает изучение влияния экономики, правового регулирования и управления, политических процессов, природной среды и ресурсов, социальной и культурной составляющих общества, научно-технического и технологического развитие общества, инфраструктуры и т.п.

     PEST-анализ предназначен для стратегического прогнозирования, выявления и оценки следующих факторов внешней среды, которые могут в настоящем и будущем повлиять на деятельность предприятия:

  • Политических (Policy);
  • Экономических (Economy);
  • Социальных (Society);
  • Технологических (Technology).

     Приведем  примеры факторов, которые, как правило, рассматриваются в ходе анализа. 

                                                                                                                           

         Таблица 1 
PEST-анализ (набор типовых факторов)

ПОЛИТИЧЕСКИЕ  ФАКТОРЫ ВЛИЯНИЕ ЭКОНОМИКИ 
 
  • Текущее законодательство на рынке
  • Будущие изменения в законодательстве
  • Европейское/международное законодательство
  • Регулирующие органы и нормы
  • Правительственная политика, изменение
  • Государственное регулирование конкуренции
  • Торговая политика
  • Ужесточение госконтроля за деятельностью бизнес-субъектов и штрафные санкции
  • Выборы на всех уровнях власти
  • Финансирование, гранты и инициативы
  • Группы лоббирования/давления рынка
  • Международные группы давления
  • Экологические проблемы
  • Прочее влияние государства в отрасли
  • Экономическая ситуация и тенденции
  • Динамика ставки рефинансирования
  • Уровень инфляции
  • Инвестиционный климат в отрасли
  • Заграничные экономические системы и тенденции
  • Общие проблемы налогообложения
  • Налогообложение, определенное для продукта / услуг
  • Сезонность / влияние погоды
  • Рынок и торговые циклы
  • Платежеспособный спрос
  • Специфика производства
  • Товаропроводящие цепи и дистрибуция
  • Потребности конечного пользователя
  • Обменные курсы валют
  • Основные внешние издержки
    • Энергоносители
    • Транспорт
    • Сырье и комплектующие
    • Коммуникации
СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ 
 
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ 
 
  • Демография
  • Изменения законодательства, затрагивающие социальные факторы
  • Структура доходов и расходов
  • Базовые ценности
  • Тенденции образа жизни
  • Бренд, репутация компании, имидж используемой технологии
  • Модели поведения покупателей
  • Мода и образцы для подражания
  • Главные события и факторы влияния
  • Мнения и отношение потребителей
  • Потребительские предпочтения
  • Представления СМИ
  • Точки контакта покупателей
  • Этнические / религиозные факторы
  • Реклама и связи с общественностью
  • Развитие конкурентных технологий
  • Финансирование исследований
  • Связанные / зависимые технологии
  • Замещающие технологии/решения
  • Зрелость технологий
  • Изменение и адаптация новых технологий
  • Производственная емкость, уровень
  • Информация и коммуникации, влияние интернета
  • Потребители, покупающие технологии
  • Законодательство по технологиям
  • Потенциал инноваций
  • Доступ к технологиям, лицензирование, патенты
  • Проблемы интеллектуальной собственности

     Примечание: оставлено автором

     Ниже  в качестве примера приведены результаты PEST-анализа для одного из крупных предприятий   Новосибирска.

     Получение необходимой информации основано на экспертных оценках (по 9-балльной шкале). В качестве экспертов могут выступать топ-менеджеры, специалисты и консультанты предприятия.

                                                                                                                                   Таблица 2

PEST-анализ «А» предприятия г. Новосибирска

п/п

Значимые факторы* внешней среды, которые могут оказать влияние на деятельность предприятия Экспертная  оценка
    Сейчас Через

3–5 лет

  1. Политические факторы    
Нет определенной государственной политики для нашей  продукции. Отсутствие поддержки со стороны государства 9 6
Отсутствие  единых государственных организаций, занимающихся выдачей различного рода лицензий, разрешений и пр. 8 5
Отсутствие  госзаказа на государственном предприятии 8 4
Возможность приватизации предприятия или его частей 5 9
Государственный (коррупция) и криминальный рэкет 5 5
Подверженность  решений руководителей предприятия  мнению более высокого руководства  4 8
Влияние местных  политических факторов (принадлежность к какой-либо партии), работа по указанию президента, министра, губернатора, мэра 4 4
 

2. Экономические факторы

   
1. Очень узкий  и сильно коррумпированный рынок  сбыта продукции предприятия 9 5
2. Высокая суммарная  налоговая нагрузка на предприятие и возможность ее усиления 8 8
3. Высокие таможенные пошлины и тарифы 7 3
4. Рост темпов инфляции. Рост цен на энергоносители, сырье, материалы и транспортные расходы 7 5
5. Отсутствие  ясных перспектив в развитии экономики  России. Опасность экономической  нестабильности 5 7
6. Отсутствие  документированной и утвержденной стратегии развития России 5 5
 

3. Социальные факторы

   
1. Узкий региональный рынок труда. Отсутствие на рынке  специалистов нужной квалификации 8 9
2. Рост стоимости  потребительской корзины, требующий  адекватного роста заработной платы 8 4
3. Отток квалифицированных специалистов в Центральный регион России 6 3
4. Сложность содержания городских объектов социальной сферы, находящихся на балансе предприятия 4 6
 

4. Технологические  факторы

   
1. Отсутствие  в стране отечественного технологического оборудования нужного класса качества и производительности 9 5
2. Быстрое «старение» импортного оборудования и короткий срок его эксплуатации 5 5
3. Плохая совместимость  дорогого импортного оборудования с  нашей инфраструктурой и условиями  эксплуатации 4 4
4. Возможность появления новых технологий (нанотехнологий), способных коренным образом перевернуть производство 4 8

* Примечание: Набор факторов, как правило, является специфическим для каждого предприятия. 

    Статический анализ факторов внешней среды необходимо дополнять динамическим, что позволяет выявить тенденции ее развития и определить уровень возможных изменений.

    В настоящее время наиболее значимыми, как правило, являются: уровень инфляции и инфляционные ожидания, уровень политической стабильности (нестабильности), научно-технический прогресс в отрасли.

    Характеристика  этих факторов дается в качественной или количественной форме. Количественная характеристика может быть дана соответственно уровню инфляции и его влиянию на доходность себестоимость продукции (табл. 3). 

Таблица 3

Характеристика  уровня инфляции и  анализ его влияния

на  показатели работы фирмы

Показатель Год
2008 2009 2010 2011 2012
Индекс  инфляции, %          
Доходы  предприятия          
Затраты предприятия          
Себестоимость (затраты на рубль доходов)          
Себестоимость ед. продукции, руб.          
Стоимость основных фондов          
Коэффициент переоценки основных фондов          

     Примечание: оставлено автором 

      Главная задача PEST-анализа – это прогнозирование изменения существенных факторов внешней среды, которые могут оказать реальное влияние на деятельность предприятия в перспективе. В зависимости от динамики изменения тех или иных факторов какие-то из них будут улучшаться, а какие-то – ухудшаться. Задача разрабатываемой стратегии развития – учесть данный прогноз и максимально нейтрализовать негативное влияние этих факторов. 

     Тема 13. Отраслевой и конкурентный анализ.

     Отрасли сильно различаются между собою, и методика анализа должна это  учитывать. Конструкция отраслевого  и конкурентного анализа должна обеспечить получение ответов на следующие вопросы:

     - Какие экономические характеристики имеют главное значение для отрасли?

     - Что является движущей силой  изменений в отрасли, какое  влияние они имеют?

     - Какие конкурентные силы действуют в отрасли, насколько они сильны?

     - Какие компании занимают сильные/слабые  конкурентные позиции?

     - Кто будет действовать в дальнейшем  в конкуренции сходным образом?

     - Какие ключевые факторы определяют конкурентный успех или поражение?

     - Насколько привлекательна отрасль в перспективе получения прибыли выше средней?

     Определение доминирующих в отрасли  экономических характеристик

     Обычно  к ним относят:

     -размеры  рынка;

     - области конкурентного соперничества (локальная, региональная, национальная, глобальная);

     - скорость роста рынка и стадия жизненного цикла отрасли;

     - число соперников и их относительные  размеры, степень концентрации;

     - число покупателей и их относительные  размеры;

     - превалирование передней или  задней интеграции;

     - легкость входа и выхода;

     - степень дифференциации продуктов/услуг соперничающих фирм;

     - уровень технологических изменений в процессе производства и в новых продуктах;

     - влияние экономики на масштабы производства, транспортировку, маркетинг;

     - является ли степень использования производственных мощностей критичной в достижении низкоценовой эффективности производства;

     - наблюдается ли в отрасли сильная зависимость стоимости единицы продукции от кумулятивной величины объема производства;

     - требования к капиталу;

     - прибыльность в отрасли выше  или ниже средней в экономике страны.

Информация о работе Стратегический анализ внутренней и внешней среды