Анализ финансового состояния предприятия ОАО «МТС»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 17:44, курсовая работа

Описание работы

В современных экономических условиях деятельность предприятия является предметом внимания и оценки как внутренних, так и внешних контрагентов, так или иначе заинтересованных в результатах его деятельности. Поэтому анализ финансовой деятельности предприятия как наиболее точный и всеохватывающий способ анализа деятельности и дальнейшего ее прогнозирования является очень актуальным. Анализ финансового состояния предприятия – это возможность оценить его текущую работу на основании исторических данных и, таким образом, дать прогноз для будущего развития. Финансовое состояние - это одна из самых важных характеристик экономической деятельности организации.

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 111.20 Кб (Скачать файл)


ВВЕДЕНИЕ

 

 

В современных  экономических условиях деятельность предприятия является предметом  внимания и оценки как внутренних, так и внешних контрагентов, так  или иначе заинтересованных в  результатах его деятельности. Поэтому  анализ финансовой деятельности предприятия  как наиболее точный и всеохватывающий  способ анализа деятельности и дальнейшего  ее прогнозирования является очень  актуальным. Анализ финансового состояния  предприятия – это возможность  оценить его текущую работу на основании исторических данных и, таким  образом, дать прогноз для будущего развития. Финансовое состояние - это  одна из самых важных характеристик  экономической деятельности организации. Оно определяет степень конкурентоспособности  предприятия, определяет, по каким направлениям деятельности следует вести работу по улучшению, оценивает возможности  дальнейшего развития и успешности направлений деятельности. Кроме  того, анализ финансовой деятельности помогает определить, насколько финансово  устойчиво предприятие и в  какой мере оно гарантирует собственные  экономические интересы и интересы своих партнеров.

Целью настоящей  работы является исследование методик  и принципов анализа финансовой деятельности предприятия. На примере  деятельности ОАО «МТС» будет  проведен финансовый анализ на основе реальной отчетности предприятия, выявлены возможные проблемы и слабые места  и даны предложения по улучшению  того или иного направления деятельности.

Объектом  исследования является Открытое Акционерное  Общество «МобильныеТелеСистемы».

Предметом исследования является методика анализа  финансовой деятельности и практическая возможность ее применения в управленческой деятельности на примере конкретной организации.

Данная  работа написана с использованием литературы по экономической теории, теории финансового  менеджмента, периодической печати, специализированным исследованиям  в области экономики и финансового  менеджмента.

В работе использованы учебные пособия по финансово-экономическому анализу (в  частности Шеремета А.Д., Чуева И.Н., Любушина Н.П.), действующие методики по проведению финансового анализа предприятия, материалы статей из экономических журналов (журнал «Экономический анализ: теория и практика»), информация сайтов сети Интернет.

В качестве источника для анализа была использована годовая бухгалтерская отчетность ОАО «МТС» за 2009, 2010 годы (форма № 1 «Бухгалтерский баланс организации», форма № 2 «Отчёт о прибылях и убытках», форма № 5 «Приложение к бухгалтерскому балансу»).

 

ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ДИНАМИКИ СОСТАВА СТРУКТУРЫ ИМУЩЕСТВА ПРЕДПРИЯТИЯ

      1. Характеристика предприятия «МТС»

 

Компания «Мобильные ТелеСистемы» была образована Московской городской телефонной сетью (МГТС), Deutsсhe Telecom (DeTeMobil), Siemens и еще несколькими акционерами как закрытое акционерное общество в октябре 1993 года. Четыре российских компании владели 53% акций, две немецкие компании — 47%. В конце 1996 года АФК «Система» приобрела пакет у российских держателей акций, а DeTeMobil выкупил акции компании Siemens.

1 марта 2000 года в результате слияния ЗАО «МТС» и ЗАО «РТК» было образовано ОАО «Мобильные ТелеСистемы». 28 апреля 2000 года Федеральная комиссия по ценным бумагам РФ зарегистрировала начальную эмиссию акций ОАО «МТС». В этом же году компания вышла на мировые фондовые рынки. С 30 июня акции МТС котируются на Нью-Йоркской фондовой бирже (в виде американских депозитарных расписок) под символом MBT.

Открытое акционерное общество «Мобильные ТелеСистемы» (МТС) является ведущим телекоммуникационным оператором в России и странах СНГ. Вместе со своими дочерними предприятиями компания обслуживает более 100 миллионов абонентов. Население всех регионов России, а также Армении, Беларуси, Украины, Узбекистана и Туркменистана, где МТС и ее дочерние предприятия имеют лицензии на оказание услуг в стандарте GSM, составляет более 230 миллионов человек. МТС также имеет лицензию на оказание услуг связи стандарта 3G и предоставляет абонентам услуги связи «третьего поколения» в России, Армении, Беларуси и Узбекистане, развивает сеть стандарта CDMA-450 в Украине, в 2010 году запустила сеть LTE в Узбекистане и Армении.

Компания регулярно представляет новые тарифные планы и услуги, отвечающие потребностям различных  групп абонентов. Наряду с высококачественными  голосовыми услугами, МТС постоянно  расширяет спектр предоставляемых  дополнительных услуг на основе технологий GPRS, WAP, MMS, LBS а также развивает собственную брендированную линейку мобильных аппаратов, как телефонов, так и устройств для беспроводного доступа в Интернет – USB-модемов и роутеров. В апреле 2009 года МТС запустила мультимедийный развлекательный портал OMLET.RU - универсальный интерактивный магазин с широким выбором лицензионного музыкального, видео и игрового контента и дополнительным функционалом социальной сети.

МТС уделяет приоритетное внимание сервису и обслуживанию абонентов. Компания развивает собственную  монобрендовую сеть из более чем 3500 салонов МТС по России и имеет широкую дистрибьюторскую сеть пунктов продаж дилеров МТС по всей стране. В 2009 году МТС приобрела сети мобильной розницы «Телефон.Ру», «Эльдорадо», «Телефорум».

В 2011 году бренд МТС четвертый  год подряд признан самым дорогим  российским брендом в числе ста  лидирующих мировых брендов по рейтингу BRANDZ™, опубликованному Financial Times и международным  исследовательским агентством Millward Brown. Три года подряд Standard&Poor’s называет МТС наиболее информационно прозрачной компанией в России.

МТС успешно реализует задачи по укреплению лидерства и поддержанию  высокой эффективности бизнеса. Основными направлениями новой  стратегии развития группы МТС «3i»  стали развитие инфраструктуры новых  сетей и точек взаимодействия с потребителями, оператора, использование  «умных сетей» и активное развитие Интернет-сервисов для создания дополнительной ценности; развитие инноваций для предоставления абонентам широкого портфеля эксклюзивных аппаратов и сервисов.

1.2. Анализ имущества предприятия и источников его образования

 

Финансовая  устойчивость предприятия и риск несвоевременности расчетов существенно зависят от источников средств, поэтому их структура должна быть тщательно изучена (табл. 1.2.1).

Таблица 1.2.1

 

Анализ состава и структуры источников средств предприятия

Показатель

на начало

на конец

изменения

тыс.руб.

%

тыс.руб.

%

тыс.руб.

%

Собственные средства в т.ч.

102754922

36,45

103539923

26,65

785001

0,76

Уставный капитал

199333

0,07

199333

0,05

0

Собственные акции

(11139866)

-3,95

-

-

-

Добавочный капитал

17354177

6,16

10796308

2,78

-6557869

-37,79 

Резервный капитал

29900

0,01

29900

0,01

0

Нераспределенная прибыль текущего года

-

-

33480015

8,62

-

Нераспределенная прибыль прошлых лет

96311378

34,16

59034367

15,19

-37277011 

-38,70

Заемные средства в т.ч.

179181550

63,55

284987874

73,35

105806324

59,05 

Долгосрочные кредиты и займы

94167699

33,40

176948405 

45,54

82780706

87,91

Краткосрочные кредиты и займы

36961466

13,11

62363647 

16,05

25402181

68,73 

Кредиторская задолженность

39422615

13,98

32963427 

8,48

-6459188

-16,38 

Задолженность перед учредителями

18849

0,007

18155 

0,004

-694

-3,68 

Доходы будущих периодов

449109

0,16 

1261804

0,32

812695

180,96 

Резервы предстоящих расходов

8161812

2,89

11432436 

0,03

3270624

40,07 

Пассив

281936472

100

388527797

100

106591325

37,81 


 

 

На анализируемом  предприятии произошло увеличение источников средств на 26,65%, в основном это произошло за счёт увеличения заёмных средств в отчётном периоде на 59,05%, краткосрочные кредиты и займы возросли  на 16,05%, несмотря на то, что  кредиторская задолженность снизилась на  -16,38%, долгосрочные обязательства возросли на 87,91%. В отчётном периоде произошло незначительное увеличение собственных средств на 0,76% .

При анализе  источников средств предприятия рассчитывают следующие коэффициенты:

1. Коэффициент  автономии

Ка = Собственный капитал/Валюта баланса

н.г.= 102754922/281936472                   н.г.= 0,3645

к.г.= 103539923/388527797                    к.г.= 0,2665

 

Рассчитанный  коэффициент показывает, что финансовая не зависимость к концу года увеличилась на 0,76%, свидетельствует о том, что все обязательства предприятия могут быть покрыты за счёт собственных средств в начале года на 36,45%, а в конце на 26,65%. Если исходить из того, что нормальное значение коэффициента равно 0.5 и более, то это говорит о высокой финансовой независимости организации от внешних источников. В организацию с подобным высоким коэффициентом финансовой независимости инвесторы более охотно будут вкладываться.

 

2.Коэффициент  финансовой зависимости

Кфз = Заёмный капитал/Валюта баланса

н.г.= 179181550/281936472                           н.г.= 0,6355

к.г.= 284987874/388527797                            к.г.= 0,7335

Из рассчитанного  коэффициента видно, что удельный вес  заемных средств в общей сумме  источников на начало года занимал 63,35%, а к концу года финансовая зависимость увеличивается до 73,35%, это свидетельствует об оптимальном соотношении заемного и собственного капитала.

3.Коэффициент  финансового риска

Кфр = Заёмный капитал/Собственный капитал

н.г.= 179181550/102754922                   н.г.= 9,40 1,74

к.г.= 284987874/103539923                   к.г.= 5,92 2,75

Рассчитанный  коэффициент показывает, что на 1 рубль собственных средств предприятие привлекало на начало года 1,74 рубля, а на конец года 2,75 рублей заёмных средств, несмотря на незначительное уменьшение показателя к концу года это свидетельствует о том, что финансовая независимость предприятия является критической, так как коэффициент больше 1.

4.Коэффициент  заемного финансирования

Код = Собственный  капитал/ Заёмный капитал

н.г.= 102754922/179181550                  н.г.= 0,57

к.г.= 103539923/284987874                   к.г.= 0,36

С помощью  коэффициента видно, что каждый рубль  задолженности предприятия в начале года имел обеспечение 57 копеек, а концу года обеспеченность уменьшилась до 36 копеек.

5. Коэффициент  краткосрочной задолженности

Ккз = (Краткосрочные кредиты + Кредиторская задолженность)/ Заёмный капитал

н.г. = 85013854/179181550                      н.г.= 0,47

к.г.= 108039469/284987874                      к.г. = 0,38

Коэффициент характеризует краткосрочные потребности  предприятия в денежных средствах и финансировании. Значение данного коэффициента показывает, в какой степени предприятие полагается на краткосрочное финансирование. Это имеет важное значение, т.к. ставки процентов по краткосрочным кредитам часто меняются, и предприятие не может планировать сумму прибыли по операциям, проводимым за счёт краткосрочных финансовых ресурсов. В 2009 году в общей сумме задолженности ОАО «МТС» 47% приходилось на краткосрочные заёмные средства, в 2010 году их  доля составила 38%.

Таким образом, снижение значения коэффициента говорит о том, что основная сумма задолженности представляет собой долгосрочные кредиты и займы.

Анализ имущества  предприятия

 

Актив баланса  содержит сведения о размещении капитала, имеющегося в распоряжении предприятия, т.е. о вложении капитала в конкретное имущество и материальные ценности. Правильное размещение средств предприятия между внеоборотными и оборотными имеет большое значение для повышения эффективности деятельности предприятия. Все активы сгруппированы в балансе по степени их ликвидности в порядке её ускорения.

Общая оценка состава, структуры и изменений  имущества предприятия даётся на основе следующих данных (табл. 1.2.2):

Таблица 1.2.2

Оценка состава, структуры и изменений имущества  организации

Показатель

на начало

на конец

изменения

тыс.руб.

%

тыс.руб.

%

тыс.руб.

%

Внеоборотные активы в т.ч.

212390491

75,33

275441112

70,89

63050621

29,69 

Нематериальные активы

378369

0,13

374533

0,1

-3836

-1,01 

Основные средства

83048594

29,46

93751158

24,13

10702564

12,89 

Незавершенное строительство

34622021

12,28

24848156

6,40

-9773865

-28,23 

Доходные вложения в материальные ценности

362174

0,13

330925

0,09

-31249

-8,63 

Долгосрочные финансовые вложения

69477889

24,64

129240511

33,26

59762622

86,02 

Отложенные налоговые активы

6633831

2,35

8301247

2,14

1667416

25,14 

Прочие внеоборотные активы

17867613

6,34

18594582

4,79

726969

4,07 

Оборотные активы в т.ч.

69545981

24,67

113086685

29,11

43540704

62,61 

Запасы

7675648

2,72

1849462

0,48

-5826186

-75,9 

НДС по приобретенным ценностям

1739602

0,62

328029

0,08

-1411573

-81,14 

Дебиторская задолженность (в течение 12 месяцев после отчетной даты)

23376218

8,29

22461450

5,78

-914768

-3,91 

Краткосрочные финансовые вложения

28828689

10,23

53535072

13,78

24706383

85,7 

Денежные средства

4359220

1,55

31055565

7,99

26696345

612,41 

Прочие оборотные активы

3566604

1,27

3857107

0,99

290503

8,15

Актив

281936472

100

388527797

100

106591325

37,81 

Информация о работе Анализ финансового состояния предприятия ОАО «МТС»