Анализ финансового состояния

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 17:22, курсовая работа

Описание работы

Оценка деятельности будет дана не только с количественной стороны, но и с аналитической точки зрения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
изучить теоретические основы методики анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия;
исследовать основную бухгалтерскую информацию ООО «Петролайн» ;
провести анализ и диагностику финансово-хозяйственной деятельности ООО «Петролайн» на основе изученных бухгалтерских данных;
выявить проблемные аспекты финансового состояния ООО «Петролайн»;
разработать мероприятия по совершенствованию финансово-хозяйственной деятельности компании.

Файлы: 1 файл

анализ фин сост.doc

— 354.50 Кб (Скачать файл)

Между внутренним и внешним  финансовым анализом существуют определенные отличия.

Внешний финансовый анализ ориентирован на открытую финансовую информацию предприятия и предполагает использование типовых (стандартизированных) методик. При этом, как правило, используется ограниченное количество базовых показателей. При выполнении анализа основной акцент делается на сравнительные методы, так как пользователи внешнего финансового анализа чаще всего находятся в состоянии выбора - с каким из исследуемых предприятий устанавливать или продолжать взаимоотношения и в какой форме это наиболее целесообразно делать.

Внутренний финансовый анализ отличается большей требовательностью к исходной информации. В большинстве случаев для него не достаточно информации, содержащейся в стандартных бухгалтерских отчетах, и возникает необходимость использовать данные внутреннего управленческого учета. В процессе анализа наибольший акцент делается на понимание причин происходящих изменений финансового состояния предприятия и поиск решений, направленных на улучшение этого состояния. При этом совершенно не важно, достигается ли поставленная цель путем использования стандартных или же оригинальных методик.

В отличие от внешнего, внутренний анализ не ограничивается рассмотрением предприятия в целом, а практически всегда спускается до анализа отдельных подразделений и направлений деятельности предприятия.

 В таблице №1  представлено сравнение двух подходов к финансовому анализу.                                                                         Таблица 1

Различия  между внешним и внутренним финансовым анализом

Параметры     сравнения

Внешний анализ

Внутренний анализ

Цель

Оценка финансового состояния (проблема выбора)

Улучшение финансового состояния

Исходные данные

Открытая (стандартная) бухгалтерская  отчетность

Любая информация, необходимая для  решения поставленной задачи

Методика

Стандартная

Любая, соответствующая решению  поставленной задачи

Акцент

Сравнение с другими предприятиями

Выявление причинно-следственных связей

Объект исследования

Предприятие в целом

Предприятие, его структурные подразделения, направления деятельности виды продукции


 

1.3. Специфика анализа финансового состояния в торговле

Как известно, торговая деятельность заключается  в продвижении товаров от производителя к потребителю путем покупки товаров и их последующей реализации.

Особенностью торговой деятельности является то, что торговые организации только реализуют приобретенный  товар, но при этом данный товар не перерабатывается. Целью торговой деятельности является торговая наценка и заключенная в ней прибыль. Торговая наценка представляет собой сумму издержек, которые возникают у торгового предприятия, и прибыли, которую оно получит в результате своей деятельности. Предприниматель стремится к получению торговой наценки, к возмещению покупной стоимости товаров, собственных издержек обращения и получению прибыли. Отсюда ясно, что предметом экономического анализа торговой деятельности является система товарного обращения в целом, его структурирование по каналам реализации и сегментам спроса, оценка динамики, анализ факторов, влияющих на основные оценочно-аналитические показатели, а также анализ финансово-экономического состояния торговых предприятий.

На уровне предприятия  экономический анализ имеет три аспекта:

  • финансово-экономический;
  • производственно-экономический (управленческий);
  • инвестиционно-экономический.
  1. Финансово-экономический анализ предполагает наличие как внутренних, так и внешних пользователей конечной информации (налоговая служба, банки, инвесторы, партнеры и т.д.).
  1. Производственно-экономический анализ. Его результаты содержат коммерческую тайну (т.е. как именно достигнут тот или иной уровень прибыли, с помощью каких факторов) и остаются закрытыми для внешних пользователей.

3)Инвестиционно-экономический  анализ - производный от финансово-экономического анализа производится в том случае, если предприятие ведет инвестиционную деятельность, выбирает варианты финансовых вложений и т. п.

Если в общей схеме  проведения аналитических процедур особых различий между анализом промышленного и торгового предприятия практически нет, то при проведении имущественной оценки эти различия начинают проявляться. Как было сказано выше, торговая деятельность состоит в продвижении товаров от производителя к потребителю путем их реализации, и эта особенность деятельности торговых предприятий естественно отразилась на процессе формирования основных оценочно-аналитических показателей.

Помимо этого торговля отличается от других отраслей экономически относительно высокой потребностью в оборотных средствах и высокой скоростью оборачиваемости оборотных активов.

Потребность в оборотных  средствах для торговли определяется в основном потребностью:

  • в товарных знаках;
  • в неизбежной дебиторской задолженности;
  • необходимыми денежными средствами;
  • и кроме того, запасами тары, упаковки, топлива, материалов, используемых в технологических процессах.

Особенностью торговли является, также и то, что торговля не является фондоемкой отраслью. Внеоборотных активов в торговле меньше, чем оборотных и соотношение активов здесь другое, чем в других отраслях.

Ниже, чем в других отраслях в торговле и трудоемкость, но очень высока для транспортных затрат. Все это естественно не могло не отразиться на методологии  проведения экономического анализа торгового предприятия в целом, и его имущественной оценки в частности, а также показателей, формирующих форму №2:

  • товарооборота (выручки);
  • затрат на покупку товаров;
  • издержки обращения;
  • прибыли.

В торговле, общественном питании и других посреднических организациях (заготовительных) в отчете о прибылях и убытках (форма №2 бухгалтерской отчетности) по статье «Себестоимость» предписано показывать покупную стоимость товаров, выручка от реализации которых отражена в первой строке данного отчета. Все остальные элементы себестоимости в размере приходящейся на реализованные товары показываются по статье «Коммерческие расходы». Управленческие расходы могут включаться в издержки обращения.

Схема образования прибыли  в торговле имеет, таким образом, отличия от общего правила. В формах отчетности торговых предприятий нет статьи «Торговая наценка», т.к. отчет о прибылях и убытках является стандартным для предприятий всех отраслей. Зная, что торговая наценка - сумма издержек обращения и прибыли, ее можно вычислить.

Прибыль в торговле может  быть получена не только от торговой деятельности, а также от собственности: в форме  процентов по депозитным вкладам  в банки, дивидендов на акции, курсовых разниц, операций с валютой. Собственность, как и сама торговая деятельность, может принести не только доход, но и убытки. Например, вклады в банк могут «сгореть», на курсовых разницах можно выиграть, а можно и потерять. В практическом анализе эти дополнительные источники прибыли обязательно учитываются. Если же имеет место убыток от операций с собственностью, то прибыль, заключенная в торговой наценке может перекрыть этот убыток и, в целом, торговое предприятия будет иметь доход.

Отсюда ясно, что ключевыми  оценочными показателями при проведении анализа деятельности торговых предприятий являются:

  • товарооборот;
  • издержки обращения;
  • прибыль.

Оценка этих показателей  имеет свои специфические особенности, которые во многом отражают специфику  торговой деятельности. Рассмотрим методику анализа этих показателей.

 Анализ товарооборота (выручки)

В зависимости от экономического содержания продажи и форм организации  торгового процесса различают две  основные формы товарооборота –  розничный и оптовый.

Исходным показателем  для анализа в  том и другом случае является выручка от реализации продукции (без НДС), или, иными словами, товарооборот.

Источниками информации для анализа товарооборота являются статистическая отчетность, первичные  бухгалтерские документы. Общая  схема анализа товарооборота  в ретроспективе будет следующая:

  1. Сбор, обобщение информации и построение на основе динамических рядов, позволяющих проанализировать изменение товарооборота по общему объему (горизонтальный анализ);
  2. Структурный анализ товарооборота по ассортиментным позициям и отдельным подразделениям предприятия (вертикальный анализ);
  3. Факторный анализ товарооборота, в процессе которого проводится качественная и количественная оценка таких факторов, как:
  • влияние товарного обеспечения и скорости обращения товаров на объем продаж;
  • влияние обеспеченности предприятия основными средствами (торговой площадью, торговым оборудованием) и эффективности их использования;
  • изменение численности персонала и производительности труда на товарооборот;
  • зависимость товарооборота от параметров воздействия на сбыт.

В процессе анализа производится оценка критического объема продаж по фактическим данным о затратах и доходах от реализации.

Заключительным итогом анализа является разработка прогноза на перспективу, который включает:

  • определение критического объема продаж с учетом предполагаемых изменений в издержках и доходах;
  • построение различных вариантов структуры товарооборота и выбор оптимального соотношения в реализации товаров.

Источниками информации для расчета основных оценочно-аналитических  показателей являются формы бухгалтерской  и статистической отчетности.

Рассмотрим основные аналитические процедуры на основе оценки розничного товарооборота торгового  предприятия.

Как было сказано выше, анализ товарооборота торгового  предприятия начинается с изучения динамики его объема и оценки степени  выполнения плановых показателей.

Оценка динамики объема товарооборота осуществляется с  помощью расчета цепных и базисных темпов роста, а также среднегодового темпа изменения реализации товаров. В условиях инфляции темпы изменения  объема товарооборота следует рассчитывать как в фактических, так и в сопоставимых ценах, т.е. в ценах базисного года:

Тс.ц. = Тф.ц. / Iц, где

Тс.ц - объем товарооборота в сопоставимых ценах;

Тф.ц - объем товарооборота в фактических ценах;

Iц - индекс изменения цен.

Изменения товарооборота  анализируют как в стоимостных, так и в натуральных единицах, характеризующиеся изменением физического объема товарооборота. Для этого рассчитывают индекс изменения товарооборота:

, где

Iт - индекс изменения объема товарооборота;

Iц - индекс изменения цен;

Iq - индекс изменения физического объема товарооборота.

Это позволяет определить, в какой мере развитие товарооборота  в стоимостном выражении зависело от изменения цен, а в какой  – от изменения количества реализуемых  товаров.

Параллельно с этим анализирую товарооборот в разрезе отдельных структурных подразделений, а также равномерность выполнения плана товарооборота по отдельным периодам времени.

Анализ товарооборота  производят не только по общему объему, но и в разрезе отдельных товарных групп, т.е. по ассортиментной структуре. Для характеристики изменения структуры товарооборота можно использовать коэффициент абсолютных структурных сдвигов.

 

На выполнение плана  и динамику розничного товарооборота  оказывают влияние большое число  факторов, которые принято объединять в три группы:

Информация о работе Анализ финансового состояния