Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 17:22, курсовая работа
Оценка деятельности будет дана не только с количественной стороны, но и с аналитической точки зрения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
изучить теоретические основы методики анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия;
исследовать основную бухгалтерскую информацию ООО «Петролайн» ;
провести анализ и диагностику финансово-хозяйственной деятельности ООО «Петролайн» на основе изученных бухгалтерских данных;
выявить проблемные аспекты финансового состояния ООО «Петролайн»;
разработать мероприятия по совершенствованию финансово-хозяйственной деятельности компании.
Основной фактор успешного
развития товарооборота — обеспеченность
торгового предприятия
Т = Зн + П – В – Зк, где
Т - объем розничного товарооборота; Зн - запасы товаров на начало периода; П - поступление товаров; В – выбытие товаров; Зк - запасы товаров на конец периода.
Используя метод разниц или метод цепной подстановки, можно определить влияние каждого и отмеченных показателей на объем розничного товарооборота торгового предприятия.
В процессе анализа необходимо также определить влияние изменения цен и изменения структуры товарооборота на его общую величину. С этой целью подставим выручку (В) как произведение цены реализации (p) на количество продаж (q)
В = pq.
Тогда изменение выручки ΔВ будет равно:
Используя метод цепных подстановок, оценивается влияние каждого фактора.
Подобный анализ может
быть так же произведен и при
помощи относительных величин.(
Анализ оборотных средств торгового предприятия
Очевидно, что показатель товарооборота характеризует также и эффективность использования капитала торгового предприятия, особенно его оборотные части, что для торговли является особенно актуальным. О величине товарооборота наиболее наглядно говорит (месячная, квартальная и т.д.) выручка. Дневная выручка (или дневной товарооборот) - это отправной показатель, на котором построена вся система показателей анализа. Скорость товарооборота или товарооборачиваемость определяется путем деления товарооборота (выручки от реализации) на средний показатель товарных запасов за определенный период (количество оборотов).
Так, если за месяц (30 дней) среднемесячный запас товаров = 5 однодневным оборотам, то скорость оборота (количество оборотов) составит 30 : 5 = 6 раз.
Среднемесячный запас в дневных оборотах = количеству дней оборота. Очевидно, что скорость оборота показывает, сколько раз обновлялся средний запас товаров.
Порядок расчета аналитических показателей следующий:
Представим уровень товарооборота (выручки) как произведение однодневного оборота на число дней в периоде
При этом
Поясним:
Эти расчеты могут производиться как на основе плановых, так и на основе фактических данных. Сравнение фактических и плановых показателей позволит выявить соответствие фактических показателей плану, и в случае их расхождения проанализировать последствия этих расхождений. В общем виде это можно представить следующим образом:
Как правило, анализ товарооборачиваемости сопровождается и анализом других компонентов оборотных средств:
Анализ скорости оборота
оборотных активов и их составляющих
необходим, так как ускорение
их оборачиваемости снижает
Очевидно, что различные
элементы оборотных средств
Методика расчета показателей аналогична приведенной выше.
Основными факторами, влияющими на величину и скорость оборота оборотных средств предприятия являются:
На базе показателей оборачиваемости текущих активов и пассивов рассчитывается длительность финансового цикла. Он определяется в днях как сумма продолжительности оборота дебиторской задолженности и запасов за вычетом продолжительности оборота кредиторской задолженности.
ДФЦ = Ддеб.задол. + Дтов.зап.. – Дкред.задол.
Очевидно, что чем больше продолжительность финансового цикла, тем больше потребность в оборотных средствах.
Анализ прибыли торгового предприятия
Методика анализа прибыли торгового предприятия имеет некоторые особенности, обусловленные спецификой формирования доходов и прибыли от реализации.
Как известно, особенностью торговой деятельности является то, что торговые организации только реализуют приобретенный товар, не перерабатывая его. При этом схема формирования прибыли различается по видам торговой деятельности. В оптовой и розничной торговле она различна. Ниже, на рис. 1. приведены эти схемы формирования прибыли.
Рис. 1. Порядок формирования прибыли в оптовой торговле
Анализ прибыли начинается с оценки ее динамики и определения отклонений от выбранной базы сравнения.
.
Рис.2. Порядок формирования прибыли в предприятиях
розничной торговли.
На втором этапе проводим анализ факторов, влияющих на изменение прибыли.
Прибыль в торговом предприятии определяется как разность валового дохода и издержек обращения. Валовой доход в свою очередь представляет собой разность выручки от реализации и суммы покупной способности товаров. В дальнейшем валовой доход выступает как основной прибылеобразующий показатель, поэтому в процессе анализа оценивается его динамика, а также факторы, которые влияют на его уровень.
, где
Уbq - уровень валового дохода в общем объеме товарооборота (выручки).
Уровень валового дохода дает количественную оценку доли торгового предприятия в розничной цене. Чем больше уровень дохода, тем выше доля предприятия в выручке, тем больше разница между ценой покупки и ценой продажи.
Уровень валового дохода является для торговли показателем цены, изменяя который предприятие может увеличивать или сокращать объем спроса, выбирая тем самым оптимальные их сочетания, добиваясь наибольшего объема валового дохода. Оба фактора в модели валового дохода подчиняются действию закона спроса. Увеличение уровня валового дохода при эластичном спросе ведет к снижению объема товарооборота, поэтому с помощью факторного анализа валового дохода можно дать оценку проводимой на предприятии ценовой политике.
С другой стороны, уровень валового дохода предприятия является усредненным показателем доходности отдельных наименований товаров и испытывает влияние структурных сдвигов. Повышение в товарообороте товаров с высоким уровнем торговой надбавки увеличивает средний уровень валового дохода. Однако влияние структурных сдвигов на изменение уровня валового дохода требует организации учета доходности по каждой товарной группе. Такие же аналитические расчеты могут быть выполнены и с учетом структурных сдвигов в ассортименте.
Следующий этап анализа прибыли - изучение влияния издержек обращения на прибыль. При оценке влияния затрат на прибыль для исключения влияния объема продаж используется уровень издержек. Факторная модель прибыли в этом случае имеет вид:
, где
УИ - уровень издержек.
При наличии раздельного учета переменных и постоянных издержек проводится маржинальный анализ прибыли; факторная модель прибыли имеет вид:
, где
Уи.пер. - уровень переменных издержек;
Ипост. - издержки постоянные.
Положительное влияние на валовой доход, маржинальный доход и прибыль окажет рост товарооборота. Снижение уровня валового дохода и увеличение уровня переменных издержек отрицательно влияют на уровень маржинального дохода и рентабельность продаж и соответственно на прибыль. Фактором отрицательного действия на прибыль является также рост постоянных издержек.
В дальнейшем изменение структуры издержек (соотношение постоянных и переменных затрат) и изменение объема товарооборота на прибыль может быть оценено с помощью операционного рычага:
1.4. Роль финансового
анализа в принятии
Анализ и диагностика финансового состояния является важной составляющей и основой принятия решений на микроэкономическом уровне, то есть на уровне хозяйствующих субъектов (предприятий, организаций).
Анализ является связующим звеном между учетом (бухгалтерским, налоговым, управленческим) и принятием управленческих решений. В процессе анализа учетная информация проходит аналитическую обработку: проводиться сравнение достигнутых результатов деятельности с данными за прошлые периоды времени, с показателями других предприятий и среднеотраслевыми; определяется влияние разнообразных факторов на результаты хозяйственной деятельности; в результате выявляются недостатки, ошибки, неиспользованные возможности, резервы и так далее. Следовательно, анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия можно рассматривать, как деятельность по подготовке данных, необходимых для научного обоснования и оптимизации управленческих решений.
Анализ финансово-
Сущность диагностики финансово-хозяйственной деятельности предприятия состоит в установлении и изучении признаков, измерения основных характеристик, отражающих текущее состояние технологии, экономики и финансов хозяйствующего субъекта, для определения возможных отклонений от устойчивых, средних, стандартных значений.
Финансовый анализ необходим для рационального планирования дальнейшей деятельности предприятия анализ. Это вполне очевидно, по двум причинам.
Во-первых, любой план (разработка мероприятий) должен составляться осмысленно, в него должны закладываться определенные цели и задачи. А для того, чтобы их правильно сформулировать, надо понять текущее состояние дел, определить проблемы, которые необходимо решить в данном цикле планирования. Может быть, их решить в полной мере не удастся, но, по крайней мере, нужно поставить определенные цели и сформулировать план таки образом, чтобы он был направлен на их осуществление. Для этого необходимо исследовать текущие показатели и определить желательные тенденции их изменения.
Во-вторых, контроль исполнения плана не может сводиться только к исследованию степени отклонений и фактических результатов от плановых. Нужно понять каково направление этих отклонений – негативное или позитивное.
Казалось бы, что тут сложного, главное получить больше прибыли. Но прибыль – тонкая материя. Она должна быть обеспечена потоками различного рода ресурсов. По факту исполнения плана может оказаться, что зафиксирована прибыль, существенно превышающая запланированный уровень. Но возникла она «расчетным» путем, как фиксация факта отгрузки продукции потребителям без предварительной или с частичной оплатой. Запасы товаров или материалов, необходимых для изготовления продукции истощены, их надо закупать, но не на что. А тут еще наступили сроки платежей кредиторам, а платить им нечем. В итоге, предприятие вроде бы очень прибыльное, но на текущий момент – банкрот. Или можно взять кредит, расплатиться с долгами, но если учесть проценты по ним, то зафиксированная прибыль в текущем периоде обернется убытками в последующем.
Таким образом, планирование финансового результата должно подкрепляться анализом его ресурсоемкости не только по отношению к текущему, но и к последующим периодам. С другой стороны, строить план, исходя только из максимизации разницы между входящими и исходящими денежными потоками тоже нельзя – можно упустить последующие выгоды, которые могли бы быть при больших текущих затратах. Все это требует анализа значений и тенденций изменения значений показателей, а также оборотов статей во всей их совокупности.