Анализ платежеспособности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2014 в 21:47, курсовая работа

Описание работы

Хорошо известно, что финансовое состояние предприятия характеризуется составом и размещением средств, структурой их источников, скоростью оборота капитала, способностью предприятия погашать свои обязательства в срок и в полном объёме, а также другими факторами, важными для оценки ликвидности и платёжеспособности. Чтобы получить её на основе первичных документов (данных финансовой отчётности, бизнес-плана) и других источников информации, рассчитываются определённые показатели, существуют правила и методики их оценки, что и составляет, собственно, процедуру анализа платёжеспособности. Отсюда следует, что оценка платёжеспособности важна как для самих предприятий, так и для кредитных организаций и – шире – для стабильного развития экономики государства. А это, в свою очередь, определяет актуальность и практическую значимость данного исследования.

Файлы: 1 файл

Анализ платёжеспособности предприятия.doc

— 799.00 Кб (Скачать файл)

 

 

Рисунок 5 – Мероприятия долгосрочного характера по сбалансированности дефицитного денежного потока

 

Результаты оптимизации денежных потоков должны находить отражение при составлении финансового плана предприятия на год с разбивкой по кварталам и месяцам.

Таким образом, информация о движении денежных средств и выполнении бюджета по притоку и оттоку денежных ресурсов позволяет предприятию контролировать свою платежеспособность, оперативно принимать корректирующие меры по ее стабилизации. Кредиторы и инвесторы могут судить о способности предприятия генерировать денежные ресурсы, балансировать и синхронизировать денежные потоки.

Как показал анализ финансово-хозяйственной деятельности ТОО «Монолит», одной из проблем является рост дебиторской задолженности, которая влияет на прибыльность, а, значит, и платёжеспособность предприятия. Отсюда вытекает необходимость корректировки кредитной политики, ускорения востребования долгов и недопущения возникновения безнадёжной задолженности, а также выбор условий продажи, обеспечивающих гарантированное поступление денежных средств.

В целях решения этих вопросов можно предложить следующие мероприятия.

1. Определение сроков кредита (предоставляемого  покупателям), которые оказывают  влияние на объём продаж и  получение денег. Предоставление  более продолжительных сроков  кредита, как правило, увеличивает  объём продаж. Сроки кредита имеют прямое отношение к затратам и доходам, связанным с дебиторской задолженностью. Если предприятие установит более жёсткие сроки кредита, то у него будет меньше величина дебиторской задолженности и потери от безнадёжных долгов, но это может привести к снижению объёмов продаж, уменьшению прибыли и негативной реакции покупателей и потребителей услуг. С другой стороны, если сроки кредита неконкретные, предприятие может добиться увеличения объёма продаж и большего дохода, но при этом рискует увеличить долю безнадёжных долгов и затраты, связанные с тем, что малоэффективные покупатели затягивают оплату.

Таким образом, сроки дебиторской задолженности следует либерализовать, когда надо избавиться от избыточных товарно-материальных запасов, устаревшей продукции или если товары (услуги) носят, как в нашем случае, преимущественно сезонный характер.

2. Ввести в практику оценку  кредитоспособности потенциального  покупателя (или – выборочно – наиболее крупных дебиторов). Для этого следует собрать о нём необходимую информацию: финансовую отчётность, данные кредитного отдела банка, в котором находится счёт покупателя, других предприятий - поставщиков этого клиента. Анализ полученной информации позволит принять решение о предоставлении кредита и его максимальной величине.

3. Для ускорения взимания платежей  можно выставлять счёт за услуги  с интервалами, если работа выполняется в течение продолжительного периода, или начислять сумму к оплате авансом, что предпочтительнее осуществления платежей по окончании работы. На крупные суммы следует выставлять счета немедленно. Можно применять сезонные датирования выставления счетов: предлагается продление сроков платежей для стимулирования спроса покупателей, не способных произвести платежи раньше, чем в конце сезона.

4. Для контроля состояния дебиторской  задолженности используется её классификация по срокам возникновения. Выявление покупателей, нарушающих сроки платежа, позволяет облагать процентом просроченные суммы. Сравнение текущих, классифицированных по срокам дебиторских задолженностей с дебиторскими задолженностями прошлых лет и показателями конкурентов позволяет подготовить отчёт об убытках по безнадёжным долгам, показывающий накопленные убытки по покупателям, условиям продажи и размерам сумм и систематизированный по данным о подразделении, производственной линии и типе покупателя (например, отрасли промышленности).

5. Скорректировать кредитную политику  предприятия, которая оказывает  значительное влияние на уровень  дебиторской задолженности. Основой  её является разработка условий кредита - продолжительности периода оплаты выставленных счетов и величины скидки за оплату в срок. Вложение денежных средств в дебиторскую задолженность влечёт за собой выбор между прибыльностью и риском. Оптимальный объём инвестиций вычисляется посредством сравнения прибыли, которая будет получена при определенном уровне инвестиций, с затратами на поддержание этого уровня. Увеличение сроков кредита вызывает увеличение объёмов продаж и прибыли от реализации продукции, которую следует сравнить с дополнительными затратами, обусловленными замедлением оборачиваемости дебиторской задолженности. Применение скидки ускорит оплату счетов и тем самым ускорит оборачиваемость дебиторской задолженности, выгоду от которой сравнивают с потерей от скидки.

В процессе расчетов следует различать денежное выражение дебиторской задолженности и инвестиции в дебиторскую задолженность.

Так, у ТОО «Монолит» в 2012 г. продажи в кредит (краткосрочная дебиторская задолженность + долгосрочная дебиторская задолженность)  составили 37150 тыс. тг. Период оплаты счетов – 24 дня.

Тогда вложение денежных средств в дебиторскую задолженность с учётом стоимости капитала, используемого для финансирования дебиторской задолженности (принимаем условно 10%), рассчитываем по формуле:

 

ВДВ = (ДЗ / 360) * ТДЗ.                                                                                  (1)

Соответственно:

ВДВ = (37150 / 360) * 24 = 103,9 * 24 = 2476,56 тыс. тг.                          

Себестоимость услуг составляет 80% от цены.

Тогда инвестиции в дебиторскую задолженность рассчитываем по формуле:

 

ИДЗ = ВДВ * (1 + 0,1),                                                                                  (2)

т. е.:  ИДЗ =  2476,56 * (1 + 0,1) = 2724,21 тыс. тг.

Для достижения сбалансированности денежного потока рекомендуется использовать также метод его прогнозирования на основе математической модели оптимизации товарной политики предприятия на определённый период при учёте жизненного цикла товаров (услуг), прогнозируемого объёма продаж в течение периода, оборачиваемости товаров (услуг) и прогнозного плана предстоящих расходов предприятия по погашению задолженности. Данная модель имеет следующий вид:

      m, n

ƒ = ∑ x i, j * (pi – ri) → max – функция максимизации валовой маржи

     i, j = 0

предприятия суммарно по всем товарным группам за исследуемый период,

где m, n – количество товаров и количество временных промежутков соответственно для i и j;

х i, j – количество произведённого товара i в j –й промежуток времени (года, квартала, месяца или декады);

pi – цена товара i;

ri – переменные расходы на производство товара i;

i – товар;

j  - временной отрезок.

При этом прогнозный уровень продаж товара должен быть больше или равен существующему уровню.

Прогноз по данной модели и её реализация впоследствии позволяет не только уложиться в рамки спроса, но и погасить все долги.

Использование модели, по мнению специалистов, позволяет:

1) максимизировать валовую прибыль предприятия на определённый период;

2) использовать любой период в качестве планируемого;

3) выбирать по желанию любой промежуток времени, от которого рассчитывается план производства товаров, вплоть до ежедневного планирования;

4) обезопасить предприятие от корпоративного «дефолта», когда предприятию предъявлен счёт для оплаты, который нельзя покрыть денежными средствами на расчётном счёте в банке или наличными в кассе;

5) учесть спрос на продукцию предприятия с учётом маркетинговых исследований, тенденций прошлых периодов, а также прогноза развития покупательского спроса;

6) учесть цены на товары и переменные расходы [11].

Эффективность использования данной модели в том, что она учитывает все внутренние факторы (производственные факторы, финансовые потребности, план поступлений, оборачиваемость активов) и все внешние факторы (спрос на товары, сезонность спроса, цены).

При этом в методе отсутствует субъективность, так как: 1) внутренние производственные факторы оцениваются на основе данных об оборачиваемости запасов (оборачиваемость рассчитывается исходя из ежедневного контроля остатков оборотных активов, данных о производственной мощности оборудования); 2) потребность в выплате денежных средств строго определена договорами (с сотрудниками, контрагентами, нормативной налоговой базой).

Основным видимым недостатком приведенной модели является её сложность и громоздкость. В противодействие данному утверждению следует сказать, что при формировании товарной политики на плановый период следует пользоваться программными средствами, основанными на системе управленческого учёта предприятия.

Скорость расчётов при выборе оптимальной товарной политики играет хоть и не главную, но важную роль. Данное утверждение верно только для расчёта оптимального товарного ассортимента, причём в форс-мажорных обстоятельствах (нехватка времени, резкая смена конъюнктуры). В нашем случае, при планировании всей товарной политики предприятия, скорость не играет большой роли. А при применении компьютерного моделирования скорость будет довольно высокой. Более того, при ежедневном контроле и корректировке данных (продажи, цены, запасы, задолженность) система планирования товарной политики будет выдавать решение о производстве той или иной товарной группы в считанные секунды. И главным итогом функционирования системы перед началом каждого периода будет таблица, в которой отражаются следующие данные: дата, наименование товарной группы, количество штук.

Таким образом, модель управления товарной политикой предприятия основана на максимизации валовой маржи предприятия, учитывает предстоящие выплаты предприятия по обязательствам, оборачиваемость товарных групп, рыночные факторы и внутренние производственные возможности.

Использование данной модели позволит предприятию обезопасить себя от рисков неуплаты кредиторской задолженности, что повысит репутацию предприятия в глазах контрагентов, а также максимизирует его валовую прибыль.

 

3.2 Прогнозирование финансового  состояния субъекта хозяйствования

Разработка прогнозных моделей финансового состояния предприятия необходима для выработки генеральной финансовой стратегии по обеспечению предприятия финансовыми ресурсами, оценки его возможностей в перспективе. Она должна строиться на основе изучения реальных финансовых возможностей предприятия, внутренних и внешних факторов и охватывать такие вопросы, как оптимизация основных и оборотных средств, собственного и заёмного капитала, распределения прибыли, инвестиционная и ценовая политика. Основное внимание при этом следует уделять выявлению и мобилизации внутренних резервов увеличения денежных доходов, максимальному снижению себестоимости продукции и услуг, выработке правильной политики распределения прибыли, эффективному использованию капитала предприятия на всех стадиях его кругооборота.

Значение прогнозного анализа финансового состояния состоит в том, что он позволяет заблаговременно оценить финансовую ситуацию с позиции её соответствия стратегии развития предприятия с учётом изменения внутренних и внешних условий его функционирования.

Основу построения прогнозной модели финансового состояния предприятия составляет прогноз объёма продаж и требуемого объема ресурсов.

Обычно выделяют четыре метода прогнозирования финансового состояния субъекта хозяйствования: 1) экстраполяция; 2) метод сроков оборачиваемости; 3) метод бюджетирования; 4) метод предварительных (прогнозных) балансов.

При использовании первого метода исходят из предположения о существовании прямой связи между оборотным капиталом и объёмом продаж, которая может быть выражена с помощью простого коэффициента (отношение чистого оборотного капитала к объёму продаж) либо с помощью уравнения связи:

 

Y= a + bx,                                                                                                       (3)

где а   - постоянная величина чистого оборотного капитала; b - коэффициент регрессии, отражающий степень зависимости оборотного капитала от объёма продаж.

Зная величину этих коэффициентов и прогнозируемый объём продаж, можно определить потребность в чистом оборотном капитале.

Однако этот метод достаточно упрощён, так как учитывает единственный фактор - объём продаж, тогда как уровень потребности в краткосрочном финансировании во многом зависит от срока оборачиваемости запасов, дебиторской и кредиторской задолженности и т. д.

Второй метод прогнозирования величины чистого оборотного капитала основан на изучении продолжительности финансового цикла: период оборачиваемости запасов плюс период оборачиваемости дебиторской задолженности минус период оборачиваемости кредиторской задолженности, умноженный на однодневный оборот по реализации:

 

KLОБ = (ТПЗ + ТДЗ – ТКЗ) * (NПЛ / Т),                                                            (4)

где ТПЗ – срок складирования запасов; ТДЗ – срок погашения дебиторской задолженности; ТКЗ – срок кредита поставщиков; NПЛ – планируемый объём реализации продукции (услуг); Т – период (например, год).

Например, если ТОО «Монолит» планировал в 2011 г. объём реализации услуг условно в размере 70 000 тыс. тг. при наличии  чистого капитала в размере 275,5 тыс. тг. (ЧК = КСОБ – АВНЕОБ): 99525,5 – 99250 = 275,5 тыс. тг. Срок складирования запасов –  не более 50 дней, срок кредита поставщиков -  не более 30 дней, срок погашения дебиторской задолженности – не более 35 дней. В итоге потребность в собственном оборотном капитале составит:

Информация о работе Анализ платежеспособности предприятия