Антикризисная политика фирмы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 22:32, курсовая работа

Описание работы

Целью написания дипломной работы является анализ системы антикризисного управления и антикризисной политики фирмы на мировом рынке в условиях конкуренции на примере предприятий сельхозмашиностроения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические аспекты антикризисной политики фирмы.
2. Проанализировать причины возникновения и особенности протекания кризиса.

Содержание работы

Введение 3
1 Теоретические аспекты антикризисной политики 6
1.1 Причины возникновения кризиса 6
1.2 Протекание кризиса 9
1.3 Анализ конкурентного положения фирмы 15
1.4 Методы оценки конкурентоспособности 23
1.5 Методы антикризисного управления 42
1.6 Выбор антикризисной стратегии 46
2 Характеристика состояния предприятий сельхозмашиностроения в настоящее время 58
2.1 Общая характеристика современной экономической ситуации в России 58
2.2 Анализ состояния сельхозмашиностроения в России и проблемы в связи с вступлением в ВТО 67
2.3 Состояние сельхозмашиностроения на мировом рынке 74
3 Антикризисная политика на предприятиях машиностроения 82
Заключение 93
Список использованной литературы 99

Файлы: 1 файл

Антикризисная политика фирмы.doc

— 805.00 Кб (Скачать файл)

5) Производство продукции сельского хозяйства снизилось в I квартале к соответствующему периоду 2004 года на 0.3%. Из-за затянувшихся холодов весенне-полевые работы в текущем году начались позже по сравнению со средне-многолетними сроками. Обеспеченность этих работ минеральными удобрениями и сельскохозяйственной техникой примерно соответствуют уровню прошлого года, горюче-смазочными материалами - несколько ниже. В животноводстве в I квартале продолжилось сокращение производства основных видов продукции (скота и птицы на убой - на 2.8%, молока - на 3.9%, яиц - на 1.1%) и поголовья крупного рогатого скота (на 7.6%) и свиней (на 11.6%) при увеличении поголовья овец и коз (на 2%) и птицы (в сельхозорганизациях на 5.9 процента).

6) Темпы инфляции в начале  текущего года ускорились: потребительские цены выросли в I квартале 2005 г. на 5.3% (против 3.5% в I квартале 2004 г. и 5.2% в I квартале 2003 г.), а за 18 дней апреля - еще на 0.7%. Это связано в первую очередь с повышением административных тарифов (прежде всего регулируемых на местах), в основном проведенным в январе, а также с высокими темпами роста цен на сельскохозяйственную продукцию (из-за предшествующего удорожания зерна, кормов и других материальных ресурсов) и, как результат, - потребительских цен на продовольственные товары и с начавшимся в марте ростом цен на бензин и другие виды горюче-смазочных материалов.

7) Динамика экономического роста,  реально сложившаяся в I квартале  текущего года, ниже оценок за 2005 год, сделанных Минэкономразвития  при подготовке прогноза на среднесрочную перспективу. Для выхода на прогнозные макроэкономические параметры (6.5% прироста по ВВП, 5.2% - по промышленному производству) необходимо ускорение динамики в предстоящие месяцы. Наибольшие резервы ускорения связаны с повышением имеющегося потенциала наращивания инвестиций в основной капитал, снижением оттока капитала из частного сектора, прежде всего за счет улучшения инвестиционного и предпринимательского климата в стране, укрепления доверия между бизнесом и властью11.

2.2 Анализ состояния сельхозмашиностроения в России и проблемы в связи с вступлением в ВТО

 

По данным Союзагромаша, в июле 2005 года в России было произведено 812 комбайнов (1 094 в июне 2005), из них 751 зерноуборочный, 61 – кормоуборочный. Лидером комбайностроения в России по итогам полугодия стало ООО «Комбайновый завод «Ростсельмаш» (617 зерноуборочных и 33 кормоуборочных). Другой ведущий производитель - ОАО «ПО «Красноярский комбайновый завод» - выпустил в июле 131 зерноуборочный комбайн. В январе-июле 2005 года российскими предприятиями сельхозмашиностроения было произведено 5 816 комбайнов.

Производство тракторов в июле 2005 года составило 867 штук (777 в июне 2005) . Ведущими предприятиями тракторостроения в июле стали ООО «ТК «ВгТЗ» - 245 штук, ОАО «Владимирский моторно-тракторный завод» - 215, ГУП РТ «ПО ЕЛАЗ» - 150 штук. Всего в январе-июле 2005 года в России произвели 5 963 трактора.

По сельхозадаптерам в июле 2005 года российскими предприятиями сельхозмашиностроения  было произведено:

    • плугов 115 (148 в июне);
    • машин для внесения удобрений 23 (17);
    • культиваторов тракторных 667 (677);
    • пресс-подборщиков 60 (81);
    • сеялок тракторных 540 (399);
    • косилок тракторных 281 (244).

В июле 2005 из России было экспортировано 393 комбайна (на $17,76 млн.), 942 сельхозадаптера  (на $6,0 млн.), 149 тракторов (на $2,91 млн.), прочего оборудования для АПК на $0, 81 млн., а также запчастей на $2,87 млн. Всего в июле 2005 года российский экспорт сельхозтехники составил $30,36 млн. Это несколько меньше, чем в июне 2005 ($35,16 долл.), но существенно выше показателей июля 2004 ($10,87). В январе-июле 2005 года Россия экспортировала продукции сельхозмашиностроения на $147,81 млн. Это в 2 раза больше по сравнению с аналогичным периодом 2004 года.

Июльский импорт сельхозтехники в  Россию зафиксирован на уровне $129,76 млн. (в июне 2005 – $119,65 млн.). В июле текущего года было ввезено 600 комбайнов (на $63,41 млн.), 4 242 сельхозадаптера ($15,59 млн.), 440 тракторов ($13,99 млн.), прочего оборудования для АПК на $29,33 млн., запчастей для сельхозтехники на $7,43 млн. За семь месяцев этого года в Россию импортировано сельхозтехники на $562,77 млн., что превышает соответствующий показатель 2004 года на 64,3%.

По состоянию на 10 июня 2005 года членами  ВТО являются 149 стран. Еще 30 стран, в  том числе Россия, Украина, Казахстан, Саудовская Аравия, Северная Корея, Иран и др., находятся на стадии присоединения. Переговоры о вступлении Российской Федерации в ВТО ведутся на протяжении 11 лет со странами, заинтересованными в наших рынках. Таких стран 58. С 30-ю странами переговоры завершены, это основные партнеры России, на долю которых приходится 85% всего импорта товаров и услуг в Российскую Федерацию. С 28-ю странами переговоры пока не закончены. Среди этих стран – США, Канада, Бразилия, Австралия и др. Переговоры с этими странами должны завершиться в ближайшие месяцы, и по итогам голосования, которое состоится в декабре 2005 года среди стран-членов ВТО,  Россия войдет во Всемирную Торговую Организацию, а юридически полноправным членом ВТО Россия станет в марте 2006 года.

На переговорах представителями  России активно защищаются интересы российского рынка, подвергаются детальному обсуждению изменения в таможенно-тарифной политике и сфере нетарифного  регулирования в нашем государстве, обсуждаются размеры поддержки государством отдельных отраслей народного хозяйства, оцениваются другие возможные выгоды и риски, связанные с членством России в ВТО.

Одной из серьезных опасностей, которая  может возникнуть в ближайшее  время у России, - это вступление в ВТО Украины, которая практически полностью открывает доступ зарубежных товаров на свой рынок. В частности, на Украине будут нулевые пошлины на подсолнечные масла, спирт, лекарства, изделия из бумаги, на всю продукцию сельхозмашиностроения, на изделия из черного и цветного металлов. Более того, они готовы снизить пошлины не после вступление в ВТО, как это делают все страны, и как планирует сделать Россия, а до вступления. Если Украина станет членом ВТО на этих условиях, будут сведены на нет все усилия по образованию Единого Экономического Пространства между Россией, Украиной, Белоруссией и Казахстаном, соглашение о формировании которого было подписано президентами наших стран 19 сентября 2003 года в г. Ялте.

В настоящее время ставки ввозных  таможенных пошлин на сельскохозяйственную технику (кроме тракторов) являются минимальными и составляют 5% от таможенной стоимости продукции. По этой причине страны – члены ВТО не выдвигают требования по снижению таможенных пошлин на эти виды техники.

По-другому обстоят дела при обсуждении величины ставок ввозных таможенных пошлин на тракторы. Основными оппонентами России в вопросе изменения ставок пошлин при импорте тракторов стали США и Канада. Данные страны не устраивает уровень ставки на тракторы мощностью двигателя более 18 кВт, который составляет 15% от таможенной стоимости изделия. Условием, выдвигаемым данными странами, является снижение ставки ввозной таможенной пошлины до 5%. Позиция Российской Федерации – 12% от таможенной стоимости ввозимого трактора, причем снижение этой ставки должно начаться со второго года после вступления, т.е. в 2007 году, и происходить поэтапно в течение 3-4 лет. На условия, предлагаемые странами-членами ВТО, Россия, по мнению А. Кушниренко, одного из участников переговорного процесса, не согласится. Важно отметить, что все переговоры об изменении ставок ввозных таможенных пошлин на сельскохозяйственную технику базируются на существующих сегодня тарифах, и здесь практически невозможно внести какие-либо изменения.

Хотя 12% - это, возможно, одно из приемлемых решений, необходимо уточнить одну деталь о механизме взимании таможенных пошлин, которая в настоящий момент беспокоит всех отечественных производителей сельскохозяйственной техники. Это занижение таможенной стоимости импортируемой техники. Союзагромаш несколько раз публиковал материалы о фактах занижения таможенной стоимости ввозимой продукции. В качестве наиболее адекватного при сложившихся условиях инструмента борьбы с недостоверным декларированием стоимости техники Союзагромаш предложил ввести комбинированную составляющую ставки ввозной таможенной пошлины на комбайны в размере 5% от таможенной стоимости, но не менее 100 Евро за 1 кВт мощности двигателя. Подобный механизм уже применяется на практике при ввозе на таможенную территорию России импортных автомобилей. В целом, комбинированную составляющую необходимо применить практически ко всем видам сельскохозяйственной техники. Данная мера не ограничит ввоз продукции на территорию России, а лишь заставит показывать зарубежных производителей действительную рыночную стоимость товара. При этом, возможность введения комбинированной составляющей ставки ввозной таможенной пошлины предусмотрена в уже подписанных протоколах о завершении переговоров по доступу на рынок товаров с такими странами, как, например, Парагвай, Киргизия, Новая Зеландия, Израиль, ЕС, Грузия, Оман, Китай, Корея, Тайвань, Сингапур, Чили, Венесуэла, Таиланд, Куба.

Первоначальные предложения Российской Федерации в отношении «мер желтой корзины» и экспортных субсидий основывались на среднегодовых расчетах с базисным периодом 1989-1991 гг., характеризующимся предкризисными показателями поддержки сельскохозяйственного производства в СССР. В результате российская позиция в 1998 году выглядела следующим образом: исходный уровень агрегированного показателя поддержки (АПП) – 84 млрд. долл., экспортных субсидий – 1,6 млрд. долл. К АПП относятся лишь те меры, которые в наибольшей степени оказывают искажающее воздействие на торговлю и производство (дотации на продукцию животноводства и растениеводства, компенсации части затрат на приобретение материально-технических средств, льготное кредитование, ценовая поддержка товаропроизводителей, льготы на транспортировку сельхозпродукции и др.).

В ходе переговорного процесса в  силу неприятия со стороны основных торговых партнеров России, в т.ч. США и ЕС, предлагаемых уровней российские предложения в области внутренней поддержки и экспортных субсидий дважды обновлялись на основе использования различных комбинаций с параметрами продолжительности базисного периода.

По состоянию на 10 июня 2005 года запрашиваемая  Россией сумма на поддержку сельского хозяйства составляет 10 млрд. долларов США. Для сравнения необходимо привести следующие цифры.

Сегодня допустимый уровень поддержки  сельского хозяйства в ЕС составляет 90 млрд. долларов ежегодно. Тратят европейцы меньше — порядка 60 млрд. долларов, а в последнее время затраты снизились до 45 млрд.

Вторая по объему поддержки сельского  хозяйства — Япония с 38 млрд. долларов ежегодно. На практике тратят японцы около 20 млрд.

На третьем месте США с  разрешенным уровнем поддержки  в 30 млрд. долларов, из которых американцы некоторое время тратили примерно по 10 млрд. в год, а сейчас подняли  планку до 19 млрд. 

Эти цифры выглядят фантастически  на фоне российских 2-2,5 млрд., ежегодно закладываемых в бюджет. Членов ВТО интересует вопрос о том, как будут расходоваться эти средства. Они не против этой цифры, но только в том случае, если средства пойдут на поддержку таких отраслей, как, например, оленеводство. И демонстрируют совершенно иной подход к проблеме, если деньги получат те, кто производят масленичные, сахарную свеклу, зерно.

В Правительстве РФ рассматривается  проект постановления о государственной  поддержке экспорта машинно-технической  продукции с высокой степенью добавленной стоимости на 2005 год, по которому в бюджете на 2005 год предусмотрено около 500 млн. долларов США. В проекте предусматривается частичная компенсация государством ставки рефинансирования ЦБ РФ при предоставлении кредитов на оплату экспортируемой  техники. Данный инструмент поддержки российских экспортеров, а также возможность создания подобных механизмов субсидирования экспорта продукции российских производителей, предусмотрены, хотя и не приветствуются, в ВТО.

Кроме того, по мнению Министерства экономического развития и торговли России, через год – два после вступления в ВТО в Россию должны прийти западные страховые и финансовые структуры с более длинными и более дешевыми деньгами, что,  в конечном счете, должно благоприятно отразиться на потребителях финансовых услуг, в том числе и на российских производителях. Данный аспект переговоров вызывает большое количество дискуссий ввиду того, что предположить будущее поведение страховых и финансовых структур на российском рынке, в том числе условия кредитования, практически невозможно.

Основными проблемами, с которыми столкнется отечественное сельхозмашиностроение  при вступлении России в ВТО –  устоявшиеся низкие ставки таможенных пошлин на сельхозмашины и снижающиеся  ставки на тракторы, а также низкий разрешенный уровень государственной поддержки сельского хозяйства. В переговорах не учитывается тот факт, что имеющиеся ставки пошлин, а также возможность занижения таможенной стоимости продукции, в настоящее время определяют неравные условия конкуренции на отечественном рынке сельскохозяйственной техники между российскими и зарубежными производителями не в пользу российского сельхозмашиностроения. После вступления России в ВТО изменить ставки пошлин будет практически невозможно, что в будущем еще более усугубит конкурентоспособность российских сельхозмашин на российском рынке.

Уровень поддержки сельскохозяйственного  производства, от которого непосредственно  зависит развитие производства сельхозмашин, рассчитывается ориентировочно из имеющихся  на сегодняшний момент размеров государственных субсидий. Но если представить, что через несколько лет объем производства сельхозпродукции достигнет уровня конца 80-х годов, то такого разрешенного объема государственной поддержки сельского хозяйства будет совершенно недостаточно. Россия занимает первое место по общей посевной площади, климатические условия в 2-3 раза хуже, чем в США или ЕС. Нетрудно предположить, что разрешенный объем государственной поддержки в 10 млрд. долларов США станет огромным тормозом для развития как сельского хозяйства, так и средств производства для него, т.е. сельхозмашиностроения.

По мнению отечественных производителей сельхозмашин, условия, которые выдвигаются  к России странами – членами ВТО  в настоящее время могут оказаться  губительными как для отечественного сельхозмашиностроения, так и для многих других отраслей промышленности и сельского хозяйства. Низкий уровень ставок таможенных пошлин, государственной поддержки сельского хозяйства, неопределенность будущего рынка финансовых услуг с приходом на него западных страховых и финансовых структур, могут оказать негативное влияние на итак невысокий  объем производства сельскохозяйственной техники в России, продукции сельского хозяйства.

Информация о работе Антикризисная политика фирмы