Доходность акций компании: методы определения и факторы роста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2012 в 15:58, курсовая работа

Описание работы

Целью курсового исследования является разработка практических рекомендаций по обеспечению стабильной доходности акций путем детального анализа, выявление факторов повышения доходности акций и воздействия на факторы роста.
Объектом исследования является рынок ценных бумаг и в частности, его сегмент – рынок акций. Предметом исследования является методы оценки доходности акций и факторы роста.
Достижение поставленной цели потребовало решения ряда задач:
1. Анализ теоретических основ оценки доходности акций, а также рассмотреть динамику доходности акций на Российском фондовом рынке.
2. Осуществить временной анализ доходности акций компании ОАО «Газпром» на Российском фондовом рынке.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………
3
1 Понятие доходности акции………………………………………....................
5
1.1 Понятие доходности, доходность акций. Виды доходности акций их содержание и назначение……………………………………………………….

5
1.2 Методы расчета дохода и общей доходности акции …………………...
9
1.3 Факторы роста доходности……………………………………………….
12
1.4 Состояние Российского фондового рынка и динамика акций Российских компаний…………………………………………………………...

16
2 Анализ динамики общей доходности акций ОАО «Газпром»………….
21
2.1 Общая техническо-экономическая характеристика предприятия.……..
21
2.2 Анализ общей доходности акций компании …………………………….
27
2.3 Анализ динамики факторов влияющих на изменения общей доходности акций ……………………………………………………………….

31
3 Факторы роста доходности акций ………………………………...………....
33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….
36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………
38
ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

Бушенев1 - копия (2).doc

— 322.50 Кб (Скачать файл)

         t — время, за которое получены дивиденды.

         Кроме того, можно  рассчитывать текущую рыночную доходность

         ₓр), которая будет зависеть от уровня цены, существующей на рынке в каждый данный момент времени (Цр):

         Дₓр= В / Цр*100%*Т/t

         Если инвестиционный период, по которому оцениваются акции, включает выплату дивидендов и заканчивается их реализацией, то доход определяется как совокупные дивиденды с учетом изменения курсовой стоимости, т.е. Д = i Вi1 , + (Ц1 – Ц0), таким образом, конечный доход после реализации акции может быть любым: Д < О, если В < Ц1 – Ц0 при условии, что Ц1 < Ц0 и Д > О, если Ц1 — Ц0 < В или если Ц1 > Ц0.

         Доходность является конечной (Дxk), когда инвестор реализовал свою ценную бумагу, и доход за инвестиционный период измеряется соотношением

         Дxk=(( B + ( Ц1 - Ц0 )) / Ц0 * 100%

         а в случае если инвестиционный период будет превышать год, то формула конечной доходности в расчете на год примет следующий вид:

         Дxk= (i Вi1 , + (Ц1 – Ц0))/Ц0 * n * 100%

         где п — время нахождения акции у инвестора.

         Если инвестиционный период не включает выплаты дивидендов, то доход образуется как разница между ценой покупки и продажи. Таким образом, Д = Ц1 – Ц0 и может быть любой величиной: положительной, отрицательной, нулевой.

         Если выплата дивидендов не производится, то конечная доходность акции рассчитывается как отношение разницы в цене продажи и покупки к цене покупки:

         Дxk=(Ц1 - Ц0) / Ц0 * 100%

         Оценивая акции с точки зрения их доходности, оператор, действующий на западном фондовом рынке, разделяет их на ряд категорий:

         • акции, обладающие высокой ликвидностью, по которым  проходят активные сделки, позволяющие получить доход даже от небольшого колебания цен (эти акции носят название «гвоздь программы»);

         • акции, являющиеся лидерами по росту курсовой стоимости, имеющие максимальную величину Ц1 .. Ц0, называются премиальными.

          Близки к ним по формированию дохода и «обаятельные» акции — акции молодых компаний, активно повышающиеся в цене. Для получения максимального дохода по таким акциям необходимы детальные исследования и активный мониторинг.

         Следующую группу составляют акции, не имеющие колебаний рыночных цен, и, следовательно, Ц1 – Ц0 у таких акций меньше, чем по первой группе, однако их характеризует стабильный дивиденд (В).1 
 

 

1.3 Факторы роста  доходности 

         На действительном рынке капитализированная доходность определялась бы первоначально фундаментальными факторами, которые на базовом уровне состоят из двух вещей: базовой прибыли (например, прибыль на акцию) и составной оценки ценности.

         Владелец обыкновенной акции имеет право на прибыль, а прибыль на акцию (EPS) является средством  возврата его инвестиций. Покупка акции - приобретение пропорциональной доли всего потока будущих доходов. Часть этих доходов может быть распределена в качестве дивидендов, а остаток будет удержан компанией для реинвестирования (в интересах инвесторов). Поток будущих доходов может восприниматься как доход, состоящий из текущего уровня доходов, определяющих текущую доходность акций и их ожидаемого роста, определяющих возможность роста капитализированной доходности.

         Различные типы инвесторов обращают внимание на различные факторы  рынка. Например, краткосрочные инвесторы  склонны больше доверять техническим факторам. Долгосрочные инвесторы, в свою очередь, отдают предпочтение фундаментальным показателям, хотя не спорят, что технические факторы также играют важную роль.   

         Те инвесторы, которые  свято верят в фундамент и  его незыблемость, могут стать более лояльными по отношению к техническим составляющим, следуя популярному аргументу: технические факторы и рыночные настроения часто работают в условиях краткосрочности, однако фундаментальные факторы будут оказывать непосредственное влияние на доходность акций в долгосрочной перспективе.2

         К основным факторам, влияющим на доходность акций, можно отнести:

         • размер дивидендных  выплат (производная величина от чистой прибыли и пропорции ее распределения);

         • колебания рыночных цен;

         • уровень инфляции;

         • налоговый климат.

         Сбережения инвесторов направляются в те ценные бумаги, где обеспечиваются высокие дивидендные выплаты, определяемые эффективностью производства. Но на отечественном рынке достаточно трудно определить доходность по факторам производства.

         Оценивая влияние  инфляции на доходность акций, следует  иметь в виду, что, прежде всего уровень инфляции влияет на страновую миграцию капитала. Допустим, инвестор согласен получить 15%-ную норму дохода на свои инвестиции. Даже предполагая, что доход им будет использован на цели потребления, приходится констатировать, что при условии, если инфляция в стране составляет, скажем, 5%, рентабельность вложений должна быть не ниже 20%, а при инфляции 25% необходима рентабельность 40%. Кроме того, если речь идет о реинвестировании прибыли, необходимо вспомнить об инфляции издержек данного производства, которая очень отличается не только по отраслям и регионам, но и по отдельным производствам.3

         Все было бы просто, если бы на цену акций влияли только фундаментальные факторы. Технические факторы – это смешение внешних условий, которые меняют баланс спроса и предложения в отношении акций. Некоторые технические факторы косвенно влияют на фундаментальные.

         Технические факторы  включают в себя такие составляющие, как:

  • Инфляция. Исторически, низкий уровень инфляции имел противоположную корреляцию с определением ценности. Дефляция, с другой стороны, как правило, негативна для акций, поскольку обозначает для компаний потерю при ценообразовании.
  • Экономический потенциал рынка. Акции компании склонны следовать за рынком, а также за отраслевой ситуацией. Некоторые заметные инвестиционные компании утверждают, что комбинация рынка в целом и движений в конкретной отрасли определяет большинство происходящих изменений по отношению к стоимости акций определенных фирм.
  • Заменители. Компании конкурируют на мировой арене за долларовые инвестиции и другие классы активов – например, государственные и корпоративные облигации, товары, недвижимость. Связь между спросом на долларовые акции и их заменители сложно обозначить четко, однако этот фактор играет значительную роль.
  • Дополнительные сделки. Это покупка и продажа акций, которая мотивирована чем-то иным, а не уверенностью в присущей акции ценности. Пример – это институты, покупающие или выставляющие короткие позиции в отношении акций для хеджирования других инвестиций.  Такие дополнительные сделки, безусловно, влияют на изменение в соотношении спроса и предложения и как результат – на движение цен.
  • Демографические показатели. Было проведено несколько исследований, касающихся инвесторских демографических показателей, в итоге были выявлены  следующие группы: 1) инвесторы среднего возраста, добивающиеся значительных доходов, которые склонны инвестировать в фондовый рынок. 2) инвесторы более старшего возраста, стремящиеся покинуть рынок, так называемые «пенсионеры». Предположение исследователей таково: чем больше доля средневозрастных инвесторов среди популяции инвесторов в целом, тем выше спрос на акции и их капитализированная доходность.
  • Тренды. Часто акции движутся согласно краткосрочным трендам. С одной стороны, растущие акции могут набирать обороты согласно принципу «успех порождает успех» и, соответственно, популярность их будет расти. С другой стороны, порой акции реагируют совершенно противоположно относительно тренда и возвращаются к очень низким показателям. К сожалению, знание о том, что акции подвержены влиянию тренда, не помогает нам предсказать будущее и сыграть на этом.
  • Ликвидность. Это важный, но порой недооцениваемый фактор. Он относится к тому, насколько велик интерес инвестора и его внимание по отношению к определенным акциям. Например, акции компании Wal-Mart чрезвычайно ликвидны.
  • Рыночные настроения. Данный фактор относится к психологии участников рынка, как индивидуальной, так и коллективной. Возможно, это наиболее раздражающая категория, поскольку рыночные настроения чаще всего субъективны, предвзяты и не поддаются логике. Например, у вас может иметься твердое убеждение в том, что в будущем акции будут расти – причем происходящие события могут подтвердить ваши прогнозы. Однако в то же время рынок может, как близорукий человек, остановиться «благодаря» какой-нибудь не слишком глобальной новости и искусственно удерживать акции на высоком или, наоборот, заниженном уровне. Рыночные настроения исследуются в сравнительно новой области, называемой «поведенческими финансами». Все началось в предположения о том, что финансовые рынки не слишком результативны большую часть времени, и эту не результативность можно объяснить с психологической точки зрения. Идея о связи общественной науки и финансов была «узаконена», когда психолог Даниэль Канеман в 2002 году получил Нобелевскую премию по экономике (он был первым психологом, который этого достиг). Многие идеи в теории о поведенческих финансах подтверждают существовавшие подозрения: инвесторы склонны придавать чрезмерное значение данным, которые им приходят на ум; многие инвесторы гораздо более остро реагируют на убытки, чем на прибыль;  инвесторы постоянно склонны совершать одни и те же ошибки.
 

 

         1.4 Состояние российского фондового рынка и динамика доходности акций российских компаний 

         Если сравнивать динамику отечественного рынка акций  с изменением фондовых индикаторов других стран в 2010 году, то Россия выглядит весьма неплохо. Лучшую динамику в прошедшем году показали только фондовые индикаторы Аргентины, Индонезии, Мексики, а также стран Балтии и Скандинавии.

             Так же  можно отметить, что в этом году не видно того бурного восстановительного роста, который был характерен для фондовых рынков в 2009 г. Более того, отдельные из "фишек" вообще не смогли продемонстрировать в уходящем году положительной динамики. В первую очередь, это относится к акциям Роснефти (-13%), Газпром нефти (-24%), НМТП (-15%) и Мосэнерго (-2%). Инвесторы все больше внимания стали уделять отдельным корпоративным историям, выделяя именно их, а не столько отрасль, к которой они относятся.

         Фактически наблюдался посткризисный передел рынка, когда сильные игроки уверенно наращивали свою долю на рынке за счет слабых. Кроме того, продолжились процессы консолидации в телекомах и электроэнергетике. Предпологается, что в следующем году корпоративные действия (IPO, слияния и поглощения, приватизация) продолжат оставаться главной темой для спекулянтов.

         Прошедший 2010 год можно назвать третьим годом от начала мирового финансового кризиса. Мировые рынки продолжало лихорадить, сдержанный оптимизм сменялся приступами паники и наоборот.

         Именно поэтому  и в этом году оптимальной инвестиционной стратегией (в том числе и в  нашей стране), пожалуй, стала сбалансированная: умеренная доля риска при правильном выборе объектов для инвестиций в очередной раз оправдала ожидания подавляющего большинства инвесторов.

         Общая нестабильность фондового рынка в России очевидна из графиков динамики основных фондовых индексов. Индекс ММВБ незначительно вырос в первом квартале 2010 года (+5,8%), чтобы затем резко упасть на 9,4% к концу второго квартала. За этим последовало «выздоровление»: конец лета и начало осени ознаменовались ростом индекса на 9,5%, что практически сгладило весенний «провал», а в 4 квартале уходящего года рынок «подрос» еще на 15,6%.

         Объяснить эти движения можно массой причин, в том числе  и политических - на российский фондовый рынок огромное влияние оказывает  внешнеполитическая ситуация: к примеру, индекс ММВБ начал стабильный рост, когда стало ясно: новой «газовой войны» с Украиной не будет. Но основным локомотивом традиционно выступил рост мировых цен на нефть. В качестве же «факторов упадка» весь год выступали нестабильные ситуации на западных рынках: периодически обострявшиеся долговые проблемы европейских стран и довольно нестабильное восстановление экономики США.

         Однако в целом 2010 финансовый год для российского фондового рынка можно назвать вполне успешным: итоговый рост (с 1 января по 16 декабря) составил около 22%.

         В поведении «голубых фишек» можно отметить «заторможенность»  акций «Газпрома»: они росли довольно слабо, а в сентябре едва не получили «почетное» звание аутсайдера. Зато в  то же время серьезно выросли акции  «Сургутнефтегаза». Впрочем, в свете грядущих выборов и увеличивающегося дефицита госбюджета, вряд ли следует делать большие ставки на нефтегазовую отрасль в следующем году: расти она, конечно, будет, но для получения ощутимых прибылей стоит обратить внимание на другие инвестиционные объекты.

         Хорошо показал  себя металлургический сектор: к концу  года почти на 25% вырос «Полиметалл», хорошо росли акции НЛМК и «Северстали». «Норильский Никель» и «Полюс Золото» росли медленно, но верно. В целом, металлургия в инвестиционном плане показала себя лидером сырьевого сектора, значительно обогнав нефтегазовые компании.

         Среди российских банков по-прежнему на высоте Сбербанк и ВТБ.

         Второй эшелон продемонстрировал  рост на 56,98% (РТС-2), что не может не радовать. Однако лучшие подарки к Новому Году получили те, кто год назад вложился в потребительский сектор. Так, к примеру, очень серьезно выросли позиции X 5 Retail Group – ее активная экспансия на рынок продовольственного ритейла приносит свои плоды. Вообще, в 2010 году именно рынок потребтоваров и торговли, можно сказать, «взлетел до небес»: по сравнению с 2009 годом, он вырос более чем на 80%! Причин тому множество: относительное ослабление финансовых проблем у конечных потребителей, возвращение к разумным ставкам потребительских кредитов. Кроме того, цены на продовольственных рынках растут в связи с летним неурожаем.

         Итак, за 2010 год фондовый рынок принес заслуженные плоды только самым расчетливым и уверенным в своих силах. Что же касается ближайшего будущего, то цены на нефть – главный мотор российского фондового рынка – в последнее время били один рекорд за другим, 23 декабря установившись на двухлетнем максимуме в 91.51 $ за баррель.

         Таким образом, за 2010 год нефть выросла в цене на 15%. С одной стороны, это не может  не радовать, а с другой стороны – не тревожить: ведь за впечатляющим ростом часто следует коррекция цен, и ее характер и объем сложно предсказать.

        Крупнейшие российские нефтяные компании не разочаровали акционеров, значительно увеличив дивиденды по итогам 2009 года. "ЛУКОЙЛ" начислил 50 рублей на акцию, что на 19% выше, чем было выплачено по итогам предыдущего года, "Роснефть" подняла дивиденды на 19,8%, начислив 2,3 рубля на акцию. Обе компании обновили собственные рекорды дивидендных выплат. 
"Газпром" увеличил дивиденды почти в 7 раз по сравнению с предыдущим годом, предложив акционерам 2,39 рубля на акцию. Правда, в данном случае имел место "эффект низкой базы". Размер дивидендов не достиг рекорда - по итогам 2007 года "Газпром" выплатил 2,66 рубля на акцию, по итогам 2006 года - 2,5 рубля на акцию. В разгар кризиса газовый концерн решил сэкономить на дивидендах, заплатив за 2008 год всего 36 копеек на акцию, сейчас он возвращается на прежний уровень выплат. В целом, дивидендная доходность крупнейших российских нефтегазовых компаний остаётся невысокой, несмотря на постепенный рост выплат. Дивиденды "ЛУКОЙЛа" не превышают 3% от цены акции, доходность бумаг "Роснефти" и "Газпрома" ещё ниже. 
В перспективе акции "ЛУКОЙЛа" могут порадовать акционеров высокой доходностью. На протяжении многих лет компания демонстрирует стабильный рост дивидендов, а недавно обнародованная долгосрочная программа развития "ЛУКОЙЛа" позволяет надеяться на дальнейшее увеличение выплат. Программа предусматривает отказ от скупки активов и сокращение инвестиции в добычу. "ЛУКОЙЛ" больше не намерен приобретать зарубежные НПЗ и вкладывать средства в крупные проекты по добыче нефти. Исключение делается только для месторождений на шельфе Каспийского моря, да и то значительные инвестиции в этом регионе увязываются с предоставлением государственных льгот. В качестве основных целей указывается рост прибыли и денежного потока, снижение долговой нагрузки. Отчёты за 2009 год и I квартал 2010 года показывают, что "ЛУКОЙЛ" уже приступил к выполнению своей программы. 
"Газпром" и "Роснефть" реализуют крупные инвестиционные проекты с сомнительной отдачей. "Газпром" вкладывает деньги в строительство "Северного" и "Южного" потоков, рассматривает возможность строительства газопровода в Китай и увеличение мощности "Голубого потока". Учитывая недозагрузку действующих газотранспортных систем и снижение спроса на газ в Европе, затраты на создание дополнительных экспортных газопроводов вряд ли будут способствовать быстрому увеличению прибыли "Газпрома". "Роснефть" намерена создать мощный экспортно-ориентированный НПЗ в конечной точке магистрального нефтепровода "Восточная Сибирь-Тихий океан". Эффективность этого проекта вызывает большие сомнения. Производство топливных нефтепродуктов даёт небольшую прибавку к стоимости исходного сырья, которая в значительной степени поглощается увеличенными затратами на транспортировку. Нужно учесть, что российские нефтепродукты для этого региона - новый продукт; "Роснефти" придётся тратить деньги на продвижение собственной продукции.

Информация о работе Доходность акций компании: методы определения и факторы роста