Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2012 в 21:12, дипломная работа
В условиях рыночной экономики основа экономического развития – прибыль - важнейший показатель эффективности работы предприятия, источники его жизнедеятельности. Рост прибыли создает финансовую основу для осуществления расширенного воспроизводства организации и удовлетворения социальных и материальных потребностей учредителей и работников.За счет прибыли выполняются обязательства организации перед бюджетом, банками, другими организациями. Однако нельзя полагать, что планирование и формирование прибыли осталось исключительно в сфере интересов только предприятия.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….3
1. РОЛЬ ПРИБЫЛИ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ
1.1. Экономическая сущность прибыли…………………………………………7
1.2. Порядок формирования и распределения прибыли………………………..9
1.3. Влияние налоговой политики на прибыль предприятия…………………22
2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «ЛМЗ»
2.1. Организационно-экономическая характеристика деятельности
ОАО «ЛМЗ»……………………………………………………………………...30
2.2. Анализ имущества и источников имуществ………………………………37
2.3. Анализ ликвидности и финансовой устойчивости,
деловой активности……………………………………………………………...42
3. АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ И РАСПРЕДЕЛЕ-НИЯ ПРИБЫЛИ ОАО «ЛМЗ»
3.1. Действующая система распределения прибыли в ОАО «ЛМЗ»…………46
3.2. Анализ формирования, распределения и использования прибыли ОАО «ЛМЗ»……………………………………………………………………………52
3.3. Факторный анализ прибыли……………………………………………….64
3.4. Факторный анализ рентабельности ОАО «ЛМЗ»………………………..67
4. ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВА-НИЮ ФОРМИРОВАНИЯ И РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ПРИБЫЛИ ОАО «ЛМЗ»
4.1. Предлагаемый механизм совершенствования формирования прибыли ОАО «ЛМЗ»…………………………………………………………………….72
4.2. Рекомендации по совершенствованию распределения прибыли ОАО «ЛМЗ»…………………………………………………………………………..75
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исходные данные для факторного анализа
выполнения плана по
прибыли от реализации продукции ООО "Фея"
за 2010г.
Показатели | План | План пересчитанный на факт.объем продаж | Факт |
1 | 2 | 3 | 4 |
Выручка от реализации продукции | 35 273 | 41 824 | 57 981 |
Себестоимость реализованной продукции | 31 479 | 37 326 | 47438 |
Прибыль от реализации продукции | 1 757 | 2 083 | 8 015 |
План
по сумме прибыли от реализации продукции
в отчетном периоде перевыполнен на
6 258 тыс. руб.:
ΔП = 8 015 – 1 757 = 6 258 (тыс. руб.)
Если
сравнить сумму прибыли плановую
и условную, исчисленную исходя из
фактического объема и ассортимента продукции,
но при ценах 2009г. и плановой себестоимости,
узнаем, насколько изменилась прибыль
за счет объема и структуры реализованной
продукции:
ΔП(VРП, УД) = 2 083 – 1 757 = 326 (тыс. руб.)
Определяем
влияние только объема продаж:
Затем вычитанием из первого результата
второго получаем влияние структурного
фактора:
ΔПУД = 326 – 439 = -113 тыс. руб.
Влияние изменения полной себестоимости на сумму прибыли устанавливается сравнением фактической суммы затрат с плановой, пересчитанной на фактический объем продаж:
ΔПС = 37 326 – 47 438 = -10 112 (тыс. руб.)
Изменение суммы прибыли за счет отпускных цен на продукцию определяется сопоставлением фактической выручки с условной, которую бы предприятие получило за фактический объем реализации продукции при плановых ценах:
ΔПЦ = 57 981 – 41 824 = 16 157 (тыс. руб.)
Из проведенного можно сделать вывод, что план по прибыли от реализации был перевыполнен на 4.6%. Отклонение от плана повлекло за собой увеличение прибыли за счет объема реализации и структуры выпускаемой продукции на 326 тыс. руб., за счет увеличения себестоимости продукции по сравнению с плановой себестоимостью прибыль снизилась на 10 112 тыс. руб. За счет увеличения цен по сравнению с запланированными прибыль увеличилась на 16 157 тыс. руб.
Общий
прирост прибыли по каждому из факторов
должен совпасть с величиной прироста,
рассчитанного вначале:
ΔП = 326 + (-113) -10112 + 16 157 = 6 258 (тыс. руб.)
Таким образом, на прибыль от реализации продукции ОАО "ЛМЗ" выше указанные факторы повлияли в разной степени: за счет роста объема реализации прибыль увеличилась на 326 тыс руб., а за счет изменения структуры выпускаемой продукции снизилась на 113 тыс. руб. Вероятно, структура выпускаемой продукции в 2010г. ошибочно была изменена в сторону увеличения удельного веса менее рентабельной продукции.
Увеличение
себестоимости повлекло уменьшение прибыли
на 10 112 тыс. руб., а изменение цен на продукцию
привело к повышению прибыли на 16 157 тыс.
руб. В целом же финансово-хозяйственную
деятельность ОАО "ЛМЗ" надо признать
успешной, т.к. общий прирост прибыли от
реализации продукции составил 6 258 тыс.
руб., что превышает плановый показатель
прироста на 5 932 тыс. руб.
3.4
Факторный анализ рентабельности ОАО
«ЛМЗ»
На уровень и динамику показателей рентабельности оказывает влияние вся совокупность производственно-хозяйственных факторов.
Рентабельность
активов тем выше, чем выше прибыльность
продукции, чем выше отдача внеоборотных
активов и скорость оборота оборотных
активов, чем ниже общие затраты на 1 рубль
продукции и удельные затраты по экономическим
элементам (средства труда, материалов,
труда).
Таблица 3.7
Исходные данные для анализа рентабельности ОАО «ЛМЗ»
Показатели | Услов-
ные обозна-чения |
2009г. | 2010г. | Отклонения
2010г. – 2009г. |
Исходные данные | ||||
Выручка от реализации, тыс. руб. | N |
35 273,0 |
57 981,0 |
22 708,0 |
Себестоимость продукции, тыс. руб. | S |
31 479,0 |
47 438,0 |
15 959,0 |
Внеоборотные активы, тыс. руб. | F |
7 163,0 |
7 744,0 |
581,0 |
Оборотные средства, тыс. руб. | Е |
15 102,0 |
30 828,0 |
15 726,0 |
Расчетные показатели | ||||
Прибыль от реализации, тыс. руб. | P=N-S |
1757,0 |
8 015,0 |
6 258,0 |
Рентабельность капитала (предприятия) |
0,079 |
0,208 |
0,129 | |
Расчеты для трехфакторной модели | ||||
Фактор
1.
Прибыльность продукции |
P/N |
0,050 |
0,138 |
0,088 |
Продолжение табл. 3.7 | ||||
Показатели | Услов-
ные обозна-чения |
2009г. | 20108г. | Отклонения
2010г. – 2009г. |
Фактор
2.
Фондоемкость (капитало-емкость) продукции |
F/N |
0,203 |
0,134 |
-0,069 |
Фактор 3. Оборачиваемость оборотных активов | Е/N |
0,428 |
0,532 |
0,104 |
Фактор 1. – Прибыльность продукции. Показывает, сколько прибыли приходится на 1 рубль реализованной продукции. Рост рентабельности продукции, является следствием роста цен при постоянных затратах на производство реализованной продукции, или снижение затрат на производство при постоянных ценах. В отчетном году спрос на продукцию предприятия не снизился.
Фактор 2. – Фондоемкость продукции. Снижение фондоемкости, свидетельствует о повышении эффективности использования основных фондов и ведет к экономии капитальных вложений, ведет к относительному сокращению потребности предприятия в средствах труда. Сумма этой экономии (дополнительного вложения) выводится умножением величины снижения (увеличения) фондоемкости продукции на сумму выручки за анализируемый период. Рост фондоотдачи является важнейшим фактором улучшения финансовых результатов деятельности предприятия.
Фактор 3. – Оборачиваемость оборотных активов. Показывает, сколько совершается оборотов за отчетный период. Ускорение оборачиваемости оборотных средств (активов) уменьшает потребность в них, позволяет предприятиям высвобождать часть оборотных средств либо для непроизводственных или долгосрочных производственных нужд предприятия, либо для дополнительного выпуска продукции. В результате ускорения оборота требуется меньше запасов сырья, материалов, топлива, высвобождаются и денежные ресурсы, ранее вложенные в эти запасы.
Анализ рентабельности проведем на примере табличных данных. Сначала найдем значение рентабельности для каждого из годов:
(9)
Для 2009 года:
Для 2010 года:
Прирост рентабельности за 2010 год составляет:
ΔR2008=0.208 – 0.079 = 0.129 = 12,9 %
Рассмотрим, какое влияние на эти изменения оказали различные факторы.
Рассмотрим
влияние изменения фактора
Выделяем влияние фактора прибыльности продукции:
ΔRλp(2010) = 0,219 – 0,079 = 0,140 = 14,0 %
Рассмотрим влияния изменения фондоемкости. Рассчитаем условную рентабельность по фондоемкости при условии, что изменились два фактора – рентабельность продукции и фондоемкость, а значение оставшегося третьего фактора сохранилось на уровне базиса:
Выделяем влияние фактора фондоемкости:
Δ RλF(2010) =0,246 – 0,219 = 0,027 = 2,7 %
Рассмотрим
влияние оборачиваемости
Δ RλE(2010) = R(2010)- RλF(2010) = 0,208 – 0,246 = -0,038 = -3,8 %
ΔR (2010)= R(2010)-R(2009) = Δ Rλp(2010) + Δ RλF(2010) + Δ RλE(2010) =
= 0,14 +0,027 -0,038 =0,129 = 12,9 %
Из данных таблицы 3.7 видно, что прибыльность продукции в 2010 году относительно 2009 года увеличилась на 0,088, т.е. увеличилась прибыль, которую предприятие имеет с каждого рубля реализации продукции. Фондоемкость 2010 года снизилась по сравнению с 2009 годом на 0,069. Это свидетельствует о повышении эффективности использования основных средств и ведет к экономии капитальных вложений. Оборачиваемость оборотных активов 2010 года увеличилась по сравнению с 2009 годом на 0.104 раз. Ускорение оборачиваемости оборотных активов способствует понижению потребности в запасах сырья, материалов, и ускоряет высвобождение денежных средств, ранее вложенных в эти запасы.
Таким
образом, прирост рентабельности за
2010 год в сравнении с рентабельностью
2009 года составляет 12,9 %. Влияние на это
изменение оказали следующие факторы:
прибыльность продукции на 14,0 %, фондоемкость
на 2.7 % и оборачиваемость оборотных активов
на -3,8 %.
4.1
Предлагаемый механизм
В аналитической части дипломной работы выяснено, что балансовая прибыль ОАО «ЛМЗ» в 2010 году изменилась в сторону увеличения, но процент увеличения не очень большой, поскольку с увеличением выручки увеличилась и себестоимость реализованной продукции. Как показал анализ результатов маркетингового исследования, проведенного в марте 2010 года методом опросных листов, небольшое увеличение прибыли от реализации прежде всего связано с большим процентом брака на производстве реализуемой продукции. Поскольку работники данного предприятия проходят все стадии от отлива чугуна и стали до изготовления готовой продукции, то существует большой риск брака на производстве, затраты на который в дальнейшем отражаются в полной себестоимости, т.е. относятся и на себестоимость реализованной продукции.
С
целью увеличения балансовой прибыли
предлагается рассмотреть такой вариант:
поскольку большой процент брака на производстве
связан с отливом чугуна и стали, возможно
разместить заказ на отлив деталей для
дальнейшего изготовления продукции предприятия
– фирме ООО «Кама», таким образом
рабочие освобождаются от части работы
и поэтому появляется возможность увеличить
выпуск продукции другого плана, например
задвижек, что ранее было невозможно, т.к.
много времени уходило на отлив деталей.
Таблица 3.8
Планируемые затраты на изготовление реализуемой продукции, тыс. руб.
Показатели | 2009г. | 2010г. |
Отлив деталей ООО «Кама» | 5 240 | 7 188 |
Расходы цеха основного производства | 16 105 | 19 080 |
Расходы вспомогательного цеха | 2 088 | 2 655 |
Общепроизводственные расходы | 5 166 | 6 702 |
Общехозяйственные расходы | 1 881 | 2 830 |
Всего | 30 480 | 38 455 |