Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 10:01, реферат
3.1. Состав показателей информационной базы
2.2. Понятие финансовой отчетности. Пользователи финансовой отчетности
3.3. Принципы построения финансовой отчетности
3.4. Содержание финансовой отчетности
3.4.1. Отчет о финансовых результатах
3.4.2. Отчет о движении денежных средств
Тема 3. Информационная база финансового менеджмента.
3.1. Состав показателей информационной базы
2.2. Понятие финансовой отчетности. Пользователи финансовой отчетности
3.3. Принципы построения финансовой отчетности
3.4. Содержание финансовой
3.4.1. Отчет о финансовых результатах
3.4.2. Отчет о движении денежных средств
Эффективность финансового менеджмента на предприятии в значительной мере определяется и зависит от используемой информационной базы. В свою очередь, формирование информационной базы финансового менеджмента на предприятии представляет собой процесс целенаправленного подбора соответствующих информативных показателей, ориентированных как на принятие стратегических решений, так и на эффективное текущее управление финансовой деятельностью.
Формирование
системы информативных
К первой группе относятся показатели, характеризующие общеэкономическое развитие страны. Система информативных показателей этой группы служит для прогнозирования условий внешней среды функционирования предприятия при принятии стратегических решений в области финансовой деятельности.
К данной группе относятся следующие показатели:
- объем доходов государственного бюджета;
- объем расходов государственного бюджета;
- объем размера бюджетного дефицита;
- денежные доходы населения;
- вклады населения в банках;
- индекс инфляции;
- учетная ставка Национального банка.
Формирование показателей этой группы основывается на публикации данных государственной статистики.
Ко второй группе относятся основные информативные показатели, характеризующие отраслевую принадлежность предприятия.
Система показателей данной группы служит для принятия управленческих решений по вопросам оперативной финансовой деятельности.
К данной группе относятся следующие показатели:
- индекс цен на продукцию;
- ставка налогообложения прибыли по основной деятельности;
- общая стоимость активов, в том числе оборотных;
- общая сумма используемого капитала, в том числе собственного;
- объем произведенной (реализованной) продукции и др.
К данной группе целесообразно отнести показатели, характеризующие деятельность контрагентов и конкурентов.
Источником формирования показателей этой группы служат публикации отчетных материалов в прессе, соответствующие рейтинги, платные бизнес-справки, предоставляемые на рынке информационных услуг.
К третьей группе относятся показатели, характеризующие конъюнктуру финансового рынка.
Система информативных показателей этой группы служит для принятия управленческих решений в области формирования портфеля долгосрочных финансовых инвестиций, осуществления краткосрочных финансовых вложений и других операций.
К данной группе относятся следующие показатели:
- виды основных котируемых фондовых инструментов (акции, облигации и т. д.), обращающихся на биржевом и внебиржевом фондовом рынке;
- котируемые цены спроса и предложения основных видов фондовых инструментов;
- цены и объемы сделок по основным видам фондовых инструментов;
- сводный индекс динамики цен на фондовом рынке;
- депозитные и кредитные ставки коммерческих банков
- официальные курсы отдельных валют;
- курсы покупки-продажи отдельных валют на межбанковской валютной бирже и коммерческими банками и т. д.
Источником формирования системы показателей этой группы при необходимости ежедневного использования служат публикации коммерческих изданий, представленных на соответствующих электронных источниках или получаемых по технологиям сетевых каналов связи.
К четвертой группе относятся показатели, формируемые из внутренних источников информации предприятия по данным управленческого и финансового учета.
Система показателей данной группы составляет основу информационной базы финансового менеджмента.
На основе этой системы показателей производятся анализ, прогнозирование, планирование и принятие оперативных управленческих решений по всем направлениям финансовой деятельности предприятия.
Преимуществом показателей
этой группы являются их унифицированность,
регулярность формирования, высокая
степень достоверности и
Показатели финансового учета агрегируются в финансовую отчетность и финансовые показатели, рассчитанные на ее основе. Финансовая отчетность по назначению должна способствовать формированию цивилизованной рыночной финансовой инфраструктуры, выполнять функции инструмента взаимодействия предприятия и рынка с тем, чтобы рынок стал эффективным источником финансовых ресурсов предприятия.
2.2. Понятие финансовой отчетности. Пользователи финансовой отчетности
Финансовая отчетность — это совокупность форм отчетности, составленных на основе документально обоснованных показателей финансового учета с целью предоставления пользователям в удобной и понятной форме для принятия деловых решений своевременной, объективной и достоверной информации о финансовом положении предприятия.
Финансовая отчетность в условиях рыночной экономики представляет интерес для следующих категорий пользователей:
- служащих государственных органов, в обязанности которых входят вопросы экономического развития региона или отрасли, содействия предпринимательству, а также бюджетного финансирования, в частности служащих налоговых органов, осуществляющих проверку правильности расчета налогов и составления отчетности в соответствии с заявленной учетной политикой предприятия;
- собственников, акционеров предприятия, для которых необходимо оценить результативность использования вкладываемых ресурсов в целях эффективного регулирования финансовой политики предприятия;
- руководителей предприятий, а также финансовых менеджеров, желающих привлечь инвесторов или получить кредит в банке для развития своего предприятия. Финансовая отчетность поможет им квалифицированно разработать и представить инвесторам бизнес-план проекта, по данным отчетности определить потребности в финансовых ресурсах, оценить правильность принятых инвестиционных решений, эффективность структуры капитала, основные направления политики дивидендов;
- поставщиков и покупателей, определяющих надежность деловых партнерских связей;
- служащих предприятия, интересующихся данными отчетности с точки зрения оценки перспектив работы на данном предприятии;
- кредиторов, инвесторов, инвестиционных фондов, страховых компаний, которым финансовая отчетность поможет профессионально оценить эффективность инвестиционных проектов, целесообразность предоставления и продления кредита, условий кредитования с целью усиления гарантий возврата кредита, оценки доверия к предприятию как к клиенту;
- фондовых бирж, оценивающих информацию, представленную в отчетности, при регистрации или приостановке деятельности предприятия;
- юристов, нуждающихся в отчетной информации для оценки выполнения условий контрактов, соблюдения законодательных норм при распределении прибыли, выплате дивидендов, определении условий пенсионного обеспечения;
- прессы и информационных агентств, обобщающих финансовые показатели при подготовке обзоров, оценки тенденций развития, а также статистических показателей в целях анализа деятельности предприятий и отраслей;
- контрольно-ревизионного управления таможенного комитета, анализирующего финансовую отчетность предприятий с целью проверки и статистического обобщения внешнеторговых операций за фиксированный временной период в целом и в разбивке по группам стран, а также экспорта/импорта профилирующих товаров, представленных в натуральном и стоимостном выражении;
- торгово-производственных ассоциаций, использующих отчетность для статистических обобщений, сравнительного анализа и оценки результатов деятельности предприятий на отраслевом уровне;
- профсоюзов, заинтересованных в отчетной информации для определения или уточнения условий трудовых соглашений и оценки тенденций развития отрасли, к которой относится данное предприятие;
- консалтинговых фирм, консультантов по финансовым вопросам, использующих отчетность в целях выработки рекомендаций своим клиентам относительно размещения их капиталов;
- аудиторских служб, проверяющих соответствие данных отчетности законодательным требованиям, правилам и стандартам с целью защиты интересов инвестора.
В процессе формирования финансовой отчетности предприятий с целью достижения соответствия этой отчетности требованиям рыночной экономики необходимо принять во внимание ряд концептуальных положений из практики ведения учета и отчетности в других странах, обеспечивающих выполнение функций финансовой отчетности на финансовых рынках как информационной базы принятия обоснованных деловых решений.
3.3. Принципы построения финансовой отчетности
В странах с развитой рыночной экономикой регулирование бухгалтерского учета осуществляется с помощью, так называемых учетных стандартов, под которыми обычно понимают правила подготовки финансовой отчетности. Так, GепегаИу Ассер1ес1 Ассоип1т§ Рппс1р1е$ (СААР) — Общепринятые учетные принципы — определяют объем, тип и способ подготовки информации в бухгалтерском учете. Стандарты устанавливают, что является приемлемым или неприемлемым в практике учета и отчетности. Финансовая отчетность, соответствующая учетным стандартам, считается надежной.
Для того чтобы финансовая отчетность предприятий удовлетворяла требованиям перечисленных выше пользователей не только внутри страны, но и на международном уровне, она должна соответствовать принципам ведения учета в экономически развитых странах, согласованным с требованиями международных бухгалтерских стандартов, а также ряду концептуальных принципов, определяемых требованиями к информации бухгалтерского учета и его ролью как функции управления.
Содержание основной группы принципов определяют существующие Международные стандарты учета и отчетности, которые разрабатываются международными организациями с целью унификации национальных систем ведения бухгалтерского учета в разных странах.
Общепринятые стандарты бухгалтерского учета позволяют избежать субъективности в оценке хозяйственных операций; неправильной оценки хозяйственных операций, неточностей и двусмысленности в оценке, а также обеспечивают возможность сопоставления финансовой отчетности разных предприятий и финансовой отчетности предприятия разных периодов.
Финансовая отчетность имеет международное происхождение. В разных странах были предложены и получили развитие практические методы, которые привели к созданию теоретических основ бухгалтерского учета. Изобретение книгопечатания в Германии Гуттенбергом позволило впервые францисканскому монаху Л. Пачолли описать бухгалтерский учет по системе двойной записи — главному методу бухгалтерского учета.
С расширением торговых отношений стран вслед за бизнесом бухгалтерский учет переместился в Голландию, Англию и затем в США. В этом движении бухгалтерский учет превратился в самостоятельное направление, определяемое в среде рыночных отношений языком бизнеса.
С течением времени под влиянием различных экономических условий выкристаллизовались национальные бухгалтерские школы. В настоящее время имеются американский, британский, германский виды бухгалтерского учета, воплотившие все разнообразие экономических отношений этих стран. В результате язык бизнеса стал состоять из множества диалектов.
Помимо чисто организационных отличий национальные системы бухгалтерского учета в развитых капиталистических странах имеют ряд специфических черт, обусловленных такими факторами, как:
В мировой экономике приняты три модели бухгалтерского учета, соответствующие национальным особенностям экономик разных стран:
Британо-американская модель учета распространена в Великобритании, Ирландии, Исландии, Нидерландах, США, Канаде, Центрально-американских странах, Венесуэле, Мексике, Панаме, Австралии, Новой Зеландии, Гонконге, Индии, Сингапуре, Филиппинах, ЮАР, на Кипре, Израиле и др..
Для этой модели характерны:
Информация о работе Информационная база финансового менеджмента