Информационная база финансового менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 10:01, реферат

Описание работы

3.1. Состав показателей информационной базы
2.2. Понятие финансовой отчетности. Пользователи финансовой отчетности
3.3. Принципы построения финансовой отчетности
3.4. Содержание финансовой отчетности
3.4.1. Отчет о финансовых результатах
3.4.2. Отчет о движении денежных средств

Файлы: 1 файл

Тема 3. Информационная база финменеджмента.doc

— 232.50 Кб (Скачать файл)

Простое решение  по увязке — взять значение Р&Ь  в валюте, поставить его в баланс и провести реформацию баланса путем  отнесения разницы на специальную  статью курсовых разниц по валютным преобразованиям.

Более тонкий метод увязки заключается в анализе величин  курсовых разниц по валютным преобразованиям  непосредственно для каждого раздела учета. Этот метод требует достаточно глубокого анализа первичных операций и использования специального механизма формирования валютных значений по каждой из статей отчета. В этом случае в отчетности появляется несколько дополнительных статей, отражающих составляющие величины курсовых разниц по валютным преобразованиям.

4. Принцип соответствия {обусловленности, согласования) при регистрации хозяйственных операций и формировании статей финансовой отчетности.

Суть этого  принципа заключается в том, что  при определении и оценке важнейших элементов финансовой отчетности (доходов, расходов, активов, обязательств, прибыли, убытков) следует использовать методы, применение которых обусловлено учетной политикой предприятия.

К вопросам учетной  политики, определяющим величину финансового результата деятельности предприятия, в первую очередь, относятся:

  • выбор способа начисления амортизации основных средств;
  • выбор метода оценки материалов, отпущенных и израсходованных на производство продукции, работ и услуг;
  • определение способа начисления износа по малоценным и быстроизнашивающимся предметам при их отпуске в эксплуатацию;
  • порядок отнесения на себестоимость реализованной продукции, включающей отдельные виды расходов (путем непосредственного их списания на себестоимость по мере совершения затрат или с помощью предварительного образования резервов предстоящих расходов и платежей);
  • состав затрат, относимых непосредственно на себестоимость конкретного вида продукции;
  • состав косвенных (накладных) расходов и способ их распределения.

Данные различия касаются не только стран, но и предприятий в пределах данной конкретной страны. Так, например, в условиях рыночной экономики важно, чтобы регистрация расходов предприятия была увязана с отражением доходов, причем в каждом отчетном периоде в учете должны отражаться, только те расходы, которые обусловили получение дохода именно в данном периоде. Таким образом, данный принцип регулирует выбор периода для отражения в финансовой отчетности хозяйственных операций по отдельным видам расходов, утверждает неизменность согласования и обусловленность связи операций дохода и расхода.

В соответствии с действующей  экономической практикой доходы предприятия отражаются в учете тогда, когда хозяйственная операция произошла, но денежные средства еще могут быть не получены и, соответственно, расходы фиксируются тогда, когда операция имела место, но денежные средства не уплачены (метод начислений). Метод начислений для расхода применяется в тех случаях, когда есть уверенность (подтверждение в виде финансовых или юридических условий) в получении соответствующих доходов. Кроме того, этот метод позволяет предприятию уже в текущем отчетном периоде списывать ту часть дебиторской задолженности, которая по оценкам предприятия может быть не оплачена как часть выручки от реализации, ранее отраженной в учете. В противном случае предприятие не только завышает свои доходы, но и должно заплатить налоги на неполученные реально суммы.

Альтернативным  по отношению к методу начислений является вариант, когда хозяйственные операции, отражающие доход и расход, фиксируются только в момент выплаты денег (метод потока денежных средств или кассовый метод). Следует отметить, что в странах Западной Европы и США используются оба этих метода, но стандартом отчетности является метод начислений.

Так, например, в бухгалтерском учете США  имеют место следующие особенности при отражении в отчетности хозяйственных операций:

1) затраты на производство реализованной продукции оцениваются по производственной себестоимости; себестоимость рассчитывается как по оплаченной, так и по отгруженной, но не оплаченной продукции; внепроизводственные расходы отражаются в отчетности отдельными показателями;

2) выручка от реализации пересчитывается по схеме "отгружено — реализовано";

  1. запасы готовой продукции оцениваются по производственной себестоимости, а не по полной фактической себестоимости товарной продукции;
  2. клиентская задолженность (дебиторы) рассчитывается по схеме "отгружено минус инкассировано (получение банком денег по различным документам от имени своих клиентов) ".

Второе и третье положения  из перечисленных предусмотрены Планом счетов и выполняются на ряде российских предприятий. Но в практике учета большинства предприятий эти пункты не совпадают. Опираясь на данные баланса и отчета о финансовых результатах, внешние пользователи не смогут получить отчетность, соответствующую общепринятым зарубежным стандартам, так как при пересчете конкретных значений отдельных статей необходимы данные о количестве произведенной продукции, количестве оплаченной и неоплаченной продукции каждого вида, производственной себестоимости и внепроизводственных расходах на единицу продукции каждого вида, цене каждого вида продукции. Только при наличии данной информации, относящейся к первичному учету, могут быть устранены расхождения и достигнуто экономически правильное понимание логики расчета при сопряжении данных отечественной и зарубежной отчетности.

Из сказанного следует, что раскрывая в учетной  политике конкретного предприятия  основные положения ведения бухгалтерского учета, не достаточно в качестве обоснования выбора соответствующего метода указать и сослаться на особенности хозяйственной деятельности предприятия. Необходимо привести в соответствие весь возможный набор ожидаемых и свершенных хозяйственных операций, чтобы максимально оптимизировать соотношение затрат и выгод. Затраты всегда должны окупаться извлекаемыми выгодами. Хотя предприятие при любых обстоятельствах должно стремиться к получению прибыли и снижению себестоимости продукции (услуг), не исключена возможность, вследствие косвенных причин, возникновения убытков. При наличии альтернативных вариантов оценки выбирается тот метод, который отражает меньшую стоимость.

В конкретной практической работе финансовый менеджер всегда должен стремиться уменьшить риск принимаемых решений. При наличии альтернативных вариантов будут полезны следующие рекомендации:

использовать  правило меньшей оценки, в соответствии с которым из перечисленных выше выбирается та оценка свершенной хозяйственной операции, которая ниже на данный момент;

умело и гибко  использовать политику создания различных финансовых резервов;

проявлять большую  готовность к учету потенциальных  убытков, чем к учету прибылей, учитывая, что для отражения убытков в учете нужно меньше оснований, чем для отражения прибылей и активов.

Итак, для  каждого конкретного предприятия стандарты, регламенты и форматы отчетности определяются используемой моделью учета и могут отличаться.

Однако содержание и последовательность этапов при  формировании финансовой отчетности по международным стандартам можно выделить достаточно четко, а именно:

Этап 1. Обработка всех первичных документов хозяйственной деятельности и оформление соответствующих записей в бухгалтерских книгах в соответствии со стандартами законодательства.

Этап 2. Интерпретация записей во всех хозяйственных операциях, отраженных на системе счетов в российских бухгалтерских книгах, а также по методологии инвестора.

Этап 3. Внесение в бухгалтерские книги инвестора дополнительных корректировочных записей, перераспределяющих суммы между счетами В8 и Р&Ь в соответствии с методологией учета инвестора.

Суть выполняемых  корректировок — дать более точную характеристику результата бизнеса за отчетный период. Приведем примеры таких корректировок.

1) Кес1а88Шса1юп8 — отнесение к затратам данного периода (на счета прибылей и убытков) реально произведенных (оплаченных) затрат, но еще не подтвержденных соответствующими (по российской методологии) документами.

Здесь можно выделить:

  • предоплата за услуги, оказание которых распределено по периоду, но документы об их оприходовании по каким-то причинам не поступили;
  • фактические потери (убытки), которые по российской методологии нельзя списать без наличия соответствующих документов, либо это списание отнесено по времени от момента возникновения потерь (счета 76, 84 ).
  1. СаркаИгаиоп сгКепа — перераспределения между счетами активов и затрат, отражающие различия в подходах к капитализации. Указанной ситуации соответствует корректировка по схеме Дебет счета затрат (Р&Ь) Кредит счета нефинансовых активов (актив).
  1. 1п1егсотрапу обусловлены процедурами консолидации и необходимы, когда в отчетности предприятия как локальной единицы требуется отразить операции по перераспределению затрат других локальных единиц, передаче материалов, товаров и •т.д.
  2. Ассгаа18 обусловлены весьма важным требованием западной методологии учета: точно отразить затраты текущего бизнеса, если они произошли и безусловно признаны (даже если они еще и не оплачены на конец отчетного периода). Ассша18 особенно важны в условиях высокой инфляции для оценки реальной себестоимости продукции. Указанные ситуации отражаются корректировками по схеме Дебет счета затрат (Р&Ь) Кредит счетов, отражающий кредиторскую задолженность поставщикам услуг (пассив).

Этап 4. Процедура преобразования валют, т. е. процедура выражения финансовой отчетности в валюте отчета иностранного инвестора.

Роль финансовой отчетности — обеспечение пользователей объективной, нейтральной, независимой от какого-либо влияния информацией о финансовом положении предприятий. В этой связи к следующей группе концептуальных принципов, регламентирующих непосредственно технологию получения показателей финансовой отчетности, относятся принципы, обобщающие важнейшие качественные параметры отчетности, такие, как полезность, своевременность, достоверность и другие важные свойства, действие которых должно выполняться на всех этапах трансформации данных от первичных документов до получения отчетности.

Содержание  понятия полезности информации, представленной в финансовой отчетности для широкого круга пользователей, в свою очередь, раскрывается через ряд семантически связанных понятий, таких, как:

  • ценность информации для последующего ретроспективного и перспективного финансового анализа;
  • значимость информации для последующего обобщения, подтверждающая ее необходимость для принятия решения и, как следствие, безубыточность информационной базы;
  • нейтральность (беспристрастность) включенной в отчетность информации по отношению к различным группам пользователей;
  • сопоставимость отчетности предполагает возможность сопоставления данных о финансовых результатах деятельности различных предприятий или одного и того же предприятия за разные отчетные периоды (предполагаются обязательность одинаковых приемов получения сравниваемых величин, наличие одинакового круга объектов, входящих в сравниваемые величины, а также необходимость выражения сравниваемых величин в одинаковых единицах измерения);
  • достоверность как исходных, так и результатных финансовых показателей определяется их правдивостью и проверяемостью, что, в свою очередь, зависит от организации ведения всех участков первичного бухгалтерского учета, обеспечивающего своевременное, точное отражение в учете и отчетности хозяйственных операций, контроль за правильным использованием материальных, трудовых и денежных ресурсов. Кроме того, для того чтобы показатели, отражающие финансовые результаты предприятия, соответствовали своему назначению, они должны быть правильно подсчитаны: речь идет о теоретической обоснованности' как производных (обобщенных, сводных) показателей, так и фактической базы, на основе которой они рассчитываются;

 •   точность значений исходных и расчетных показателей устанавливается  на  основе  специализированного  подбора методов контроля обнаружения ошибок в исходных данных, причем принято различать реальную точность, определяемую значением единиц последнего разряда, достоверность которого гарантируется, и достаточную точность, т. е.  максимальную точность,  которую можно получить при данных объективных условиях фиксации первичных хозяйственных операций и обработки последующих результатов. Превышение достижимой точности над реальной характеризует резерв точности. При трансформации финансовой отчетности в соответствии с международными стандартами нужно иметь в виду следующие требования, предъявляемые к ней:

Сравнимость — информация, предоставленная в отчетности, должна давать возможность ее пользователям анализировать и интерпретировать ее;

Постоянство — учетная политика, использованная для получения результатов, не должна меняться без предупреждения об этом пользователей, и это должно быть раскрыто и обосновано в документах;

Материальность — важность события определяется степенью его влияния на принятие решений;

Консерватизм — когда не ясно, как оценить активы, выбирается более низкая оценка:

Полнота — финансовая отчетность должна давать ее пользователю максимум необходимой для него информации;

Эффективность — затраты, связанные с подготовкой информации, должны быть ниже, чем выгоды, полученные от ее использования.

Поясняя сказанное, следует отметить, что в любом случае получение финансовой отчетности — не самоцель для пользователя. На ее основе затем проводится оценка финансового положения предприятия и, следовательно, имеет место анализ полученных результатов с позиций заданного критерия лицом, принимающим решение. При этом при формировании критериев могут быть применены различные допущения:

  • критерий Уолда — для каждого решения находится наихудший исход (например, максимальная величина затрат) и выбирается тот вариант, которому соответствует наибольшая величина выигрыша (например, максимум прибыли);
  • критерий Севиджа (минимаксный) — сведение к минимуму возможных потерь;
  • критерий Гурвица (золотой середины) — учитывается потенциальная возможность получения как минимального, так и максимального эффекта по заданной экономической категории;
  • критерий Лапласа — учитывается максимум средней прибыли или минимум средних затрат;
  • другие критерии, выбор которых на практике чаще всего зависит от творческих возможностей лица, принимающего решение на основе финансовой отчетности, его интуиции, личного опыта, необходимости использования в процессе анализа эвристических методов, экспертных оценок, методов структурного анализа и др. При выборе метода для проведения финансового анализа учитываются такие характеристики, как ожидаемая практическая направленность результата, экономичность и качество получаемого решения. Экономичность метода определяется путем сопоставления затрат на получение финансовых результатов.

Информация о работе Информационная база финансового менеджмента