Информационная база финансового менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 10:01, реферат

Описание работы

3.1. Состав показателей информационной базы
2.2. Понятие финансовой отчетности. Пользователи финансовой отчетности
3.3. Принципы построения финансовой отчетности
3.4. Содержание финансовой отчетности
3.4.1. Отчет о финансовых результатах
3.4.2. Отчет о движении денежных средств

Файлы: 1 файл

Тема 3. Информационная база финменеджмента.doc

— 232.50 Кб (Скачать файл)
  • регламентация учета общественными организациями;
  • развитые финансовые основы учета — ориентация учета на информационные запросы инвесторов и кредиторов, наличие активного рынка ценных бумаг, позволяющего вкладывать и умножать свободные средства, высокий уровень общего и профессионального бухгалтерского образования.

Континентальная модель учета используется в Австрии, Бельгии, Греции, Дании, Испании, Италии, Норвегии, Португалии,, Франции, ФРГ, Швейцарии, Швеции, Марокко, Алжире, Египте, Японии, африканских франкоговорящих странах и др.

Здесь имеет  место сильная зависимость развития экономики от банковской системы  и государства. Отличительные признаки модели:

  • тесные производственные связи бизнеса с банками (банки — основные кредиторы);
  • законодательное регулирование, подробный юридический регламент учета и отчетности;
  • ориентация учета и отчетности на интересы государственного управления, требования правительства в отношении налогообложения;

• развитое макроэкономическое планирование.

Южно-американская модель учета. Этой модели придерживаются Аргентина, Боливия, Бразилия, Перу, Чили, Эквадор и другие страны с неустойчивой экономикой. 1

Характерные черты данной модели учета:

  • перманентная корректировка учетных данных на темпы инфляции вследствие высокого и динамичного уровня инфляции;
  • регламентирующие жесткие требования государства по учету и контролю доходов фирм и населения, фискальная направленность;
  • унифицированные методики ведения учета, на основе жестко детерминированной политики.

 Интересен юридический подход к бухгалтерскому учету в различных группах стран. Так, в Аргентине, Франции и ФРГ основные принципы учета напрямую и очень подробно определены законодательными актами, и вся бухгалтерская практика ведется в строгом соответствии с законами (их более трех тысяч, и они требуют неукоснительного исполнения).

В США и  Великобритании система учета строится по принципу: "Можно все, что не запрещено законом". Правила регулирования учета и отчетности определяют профессиональные экономисты, которые не без основания считают, что строгие юридические рамки учетных принципов делают бухгалтерский учет менее гибким и оперативным, что мешает, в конечном счете, быстрому развитию экономики этих стран.

В последние  годы в западных странах значительно  активизировалась работа по унификации стандартов бухгалтерского учета. ЭТО объясняется усилением интернационализма хозяйственных связей и финансовых рынков, расширением масштабов деятельности транснациональных корпораций, необходимостью расширения делового партнерства для предприятий разных стран и снижения материальных затрат для такого общения.

При построении финансовой отчетности по международным  стандартам на конкретном предприятии, прежде всего, следует ответить на вопрос: "Чем регламентирована отчетность предприятия?".

Если предприятие  является самостоятельным, то его отчетность по составу (баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет о движении денежных средств и т.д.) и содержанию определяется принятой в стране моделью учета.

Если предприятие  является дочерней компанией или  филиалом транснациональной корпорации и его отчетность должна входить в состав консолидированной отчетности этой корпорации, то обязательно существует система внутрифирменных стандартов и правил учетам Обычно они сформулированы в следующих документах:

Орегагдпё роНсу (ОР) —  учетно-хозяйственная политика;

Ргосесшге тапиа1 (РМ) — процедуры учета хозяйственных операций;

АссоиМ деГшНюпз (АО) —  описание плана счетов;

1п81гис1юп  Сог еШпез (1Е) — инструкция, где для каждого счета определяются отражаемые в нем операции;

81ап(1агс1 Ьа1апсе  §пее1 (В8) — формат и описание  балансового отчета;

$1апс1агс1  ргойЧ & 1о$8 (Р&Ь) — формат  и описание отчета о прибылях и убытках.

Система счетов (ОР, РМ) разрабатывается в рамках национального плана счетов, но как базовая для всех локальных подразделений, поэтому может содержать и избыточные для вашего подразделения счета.

Финансовая  отчетность (ВЗ, Р&Ь) всегда определяется непосредственно через позиции внутрифирменного плана счетов. Формат отчетности (уровень детализации строк) — прерогатива предприятия.

Следует заметить, что ОР и РМ не являются жесткими документами и содержат альтернативные решения, предлагаемые на усмотрение финансового руководства и бухгалтера конкретного предприятия или филиала.

Следующая группа концептуальных принципов определяет требования к показателям, составляющим экономическое содержание финансовой отчетности. Они формируются исходя из совокупности базовых понятий, используемых в бухгалтерской практике, и регламентируются в соответствии с теоретической базой бухгалтерского учета.

Эта группа принципов определяется методологией бухгалтерского учета:

1. Принцип двойной записи, в соответствии с которым строятся отражение и взаимосвязь как первичных, так и всех последующих стадий обобщения информации при формировании статей баланса и других форм отчетности.

Сущность  и причины возникновения принципа двойной записи заключаются в соответствующем отражении объективно существующей экономической двойственности каждой хозяйственной операции. Характер этой двойственности заключается в специфике, присущей процессам производства, обращения, распределения и потребления.

Формы проявления двойственности в каждом из этих процессов различны, но содержание проблемы, ее характер остаются всеобщими, поскольку сами хозяйственные операции в товарно-денежном хозяйстве по своей экономической природе двойственны. Двойственность в экономических процессах — причина, двойственность при отражении операций в бухгалтерском учете — следствие.

В соответствии с основными положениями теории учета техника двойной записи заключается в том, что каждая хозяйственная операция регистрируется в равной сумме в дебете одного и кредите другого счета или наоборот (простая счетная формула). Возможен вариант, когда один счет дебетуется, а два (или более) других счета кредитуются или один счет кредитуется, а два (или более) других счета дебетуются с сохранением равенства сумм в каждой записи (сложная счетная формула).

Но в расчетах, определяющих движение бухгалтерской информации внутри предприятия (управленческий учет), не обязательно должна использоваться двойная запись — информация может группироваться и отражаться в отчетности в количественных и стоимостных показателях. Использование Главной книги здесь не обязательно, хотя и допустимо. Что существенно и пока не нашло широкого распространения, так это подготовка специальных отчетов бухгалтерии для определенных нужд менеджера — оценка рентабельности, использование трудовых и материальных ресурсов, колебания себестоимости и т. д.

2. Принцип периодичности, определяющий и закрепляющий временные периоды в хозяйственной деятельности предприятия для регулярного составления и предоставления пользователям финансовой отчетности. Действие данного принципа распространяется на описание каждой деловой хозяйственной операции и в этой связи позволяет иметь четкое соответствие — в какой степени относится к определенному отчетному периоду каждая из набора совершенных хозяйственная операция.

3. Принцип денежной оценки, обусловливающий регламент использования стоимостного измерителя как универсального общего измерителя хозяйственных операций и статей финансовой отчетности. В "рыночном" учете могут быть использованы следующие приемы и способы оценки показателей финансовой отчетности:

  • по фактической себестоимости, т. е. по сумме, эквивалентной первоначальной стоимости средств, уплаченных, начисленных или полученных при приобретении или производстве этих средств, либо при учете обязательств;
  • по текущей восстановительной стоимости, т.е. эквивалентной сумме средств, которая должна быть уплачена в случае необходимости замены действующих средств;
  • по текущей рыночной стоимости, т. е. искомая сумма средств может быть получена как результат продажи средств на рынке или при наступлении срока их ликвидности;
  • по чистой стоимости реализации, т. е. на основе расчета, при котором из суммы средств, полученных при реализации соответствующей статьи, вычитаются расходы по реализации;
  • по текущей стоимости, т. е. по дисконтированной стоимости будущих денежных потоков, например, при оценке долгосрочных активов, обязательств и других операций.

Комплексный характер использования  информации финансовым менеджером позволяет ему эффективно управлять денежным оборотом, используя различные формы стоимостной оценки средств, участвующих в воспроизводственном процессе. Так, например, в практике финансового менеджмента широко используются следующие формы стоимостной оценки: Для основных средств — первоначальная или инвентарная, восстановительная или приведенная, остаточная, рыночная или оценочная и ликвидационная; финансовые вложения в виде инвестиций в ценные бумаги, уставные капиталы других предприятий и предоставленные займы (долгосрочные вложения) оцениваются по уровню доходности и ликвидности с учетом уровня финансового   риска,   вызванного   проведением   спекулятивных операций на биржевом и внебиржевом рынках, а также инфляцией; капитальные вложения в виде долговременных затрат на строительно-монтажные работы, приобретение машин, оборудования, инвентаря отражаются в отчетности по сумме фактических затрат; акции и паи, по которым инвестор имеет право на дивиденды, отражаются в балансе по полной покупной стоимости, а непогашенная разница учитывается в пассиве баланса по статье кредиторов; запасы товарно-материальных ценностей оцениваются по текущим ценам (ЛИФО), по фактическим ценам закупки (ФИФО), по средним фактическим ценам закупки (средневзвешенные цены); готовая продукция — по фактической; производственной себестоимости; незавершенное производство — по прямым статьям расходов и т. д. Финансовые результаты, связанные с реализацией товаров и безналичными расчетами, могут быть получены в соответствии с использованием широкого спектра форм расчетов (см. приложение к главе).

Особую важность имеет вопрос "преобразования валют" для построения консолидированного отчета, который заключается в преобразовании построенной в рублях финансовой отчетности в одну из "твердых" валют отчета материнской компании. Данный процесс нашел отражение в стандарте РА8В 81а1;етеп1 № 52 "Рогещп Сштепсу Тгап$1а1:юп" ("Преобразования валют"). Отдельные вопросы отражены в стандартах РА8В ЗШетепг № 95 "ЗшетеШ оГ СазЬ Р1о\у§" ("Отчет о движении денежных средств"), РА8В ЗШешепг № 109 "Ассоиттё Гог 1псоте Тахез") ("Учет налога на прибыль"). РА8В — Ртапаа1 Ассоип1т§ 81апс1агс18 Воаго! (Совет по разработке бухгалтерских учетных документов) — основная организация в США, регулирующая и устанавливающая бухгалтерские стандарты.

Наиболее  часто в практике западных компаний для пересчета показателей финансовой отчетности используются два метода преобразований.

• Первый метод, получивший название модифицированного метода текущего курса, рекомендует пересчитывать баланс компании по курсу, действующему на конец отчетного периода, а отчет о финансовых результатах (отчет о прибылях и убытках) — по среднегодовому курсу (РА8В 52 № 12). Следует отметить, что при использовании этого метода собственный капитал (акционерный капитал, фонды, нераспределенная прибыль) пересчитывается методом балансовой увязки, т. е. не по официальным, а по специальным обменным курсам.

• Второй метод, базирующийся на первоначальных (исторических) курсах, рекомендует осуществлять преобразования следующим способом (РАЗВ 52 № 47):

1) материально-производственные запасы и себестоимость реализованной продукции пересчитываются по курсам, действовавшим на дату покупки;

  1. основные средства и начисленная амортизация пересчитываются по курсам, действовавшим на дату покупки;
  2. прочие балансовые статьи пересчитываются по курсу на конец отчетного периода;
  3. реализация продукции, а также расходы, осуществляемые равномерно в течение года (например, затраты на реализацию и административные расходы), пересчитываются по среднегодовому курсу;
  4. собственный капитал обычно пересчитывается по специальным методикам отдельно по каждой составной части;
  5. для обеспечения балансового равенства вводится специальная статья "накопленных разниц"  (обычно "Доходы или потери от изменений валютного курса").

После проведения расчетов равенство в валюте баланса нарушается, поскольку различные статьи переводятся по различным курсам.

Информация о работе Информационная база финансового менеджмента