Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 12:51, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является рассмотрение инновационной политики и особенности ее реализации в Республике Беларусь. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. рассмотреть понятие инновационной политики и выделить ее принципы
2. выделить основные элементы регулирования инновационной деятельности
ВВЕДЕНИЕ
В современной жизни очень
часто встречаются такие
В инновационной экономике
знания, информация превращаются из латентного
в определяющий фактор экономического
роста. От развития национальной науки
все в большей мере зависит
возможность страны по обеспечению
ее конкурентоспособности и
Инновационная экономика предъявляет требования к ускоренному развитию инновационной культуры социума, формированию креативного образа мышления у индивидов. Потребительское отношение к природе уступает место стратегии устойчивого развития.
Научно-технический прогресс трактует государству необходимость применения все более действенных механизмов стимулирования процессов разработки, внедрения и использования нововведений. Инновационная парадигма экономического развития приходит на смену научно-технической, формируя под себя новые постулаты и императивы.
В результате, как ответ на вызов современности, в системе исполнительной власти спонтанно выстраивается механизм государственного регулирования, определяемый как инновационная политика. Эффективность последней напрямую зависит от степени ее обоснованности: уровня разработки теоретических основ, наличия действенных механизмов целеполагания.
Научно-технический прогресс, признанный во всем мире в качестве важнейшего фактора экономического развития, все чаще и в западной, и в отечественной литературе связывается с понятием инновационного процесса. Это, как справедливо отметил американский экономист Джеймс Брайт, единственный в своем роде процесс, объединяющий науку, технику, экономику, предпринимательство и управление. Он состоит в получении новшества и простирается от зарождения идеи до ее коммерческой реализации, охватывая, таким образом, весь комплекс отношений: производства, обмена, потребления.
Постоянная научно-техническая деятельность, и как результат – множество нововведений, является неотъемлемым атрибутом самых высокоразвитых государств мира. Высокую ступень развития занимают такие государства, как США, Япония, некоторые страны Западной Европы.
Вышеназванные государства
тратят огромные усилия, а также
«кругленькие» суммы денежных средств
на развитие науки, техники, на строительство
научно-технических
Неужели действительно научно-
И ответ утвердительный.
Поэтому в данной курсовой
работе будет раскрыта суть и содержание
научно-технического прогресса и
инновационной деятельности, а также
использование научно-
Объектом исследования является национальная политика Беларуси. Предметом исследования является инновационная политика Республики Беларусь.
Целью данной курсовой работы является рассмотрение инновационной политики и особенности ее реализации в Республике Беларусь. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Инновациями называются нововведения как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к организации и управлению производством [5, c. 14].
Выделяются такие признаки, как масштаб инноваций (глобальные и локальные); параметры жизненного цикла (выделение и анализ всех стадий и подстадий), закономерности процесса внедрения и т.п. Различные авторы, в основном зарубежные (Н. Мончев, И. Перлаки, Хартман В.Д., Мэнсфилд Э., Фостер Р., Твист Б., И. Шумпетер, Роджерс Э. и др.) трактуют это понятие в зависимости от объекта и предмета своего исследования[6, c. 34].
Анализ различных определений приводит к выводу, что специфическое содержание инновации составляют изменения, а главной функцией инновационной деятельности является функция изменения.
Австрийский ученый И. Шумпетер выделял пять типичных изменений:
– использование новой техники, новых технологических процессов или нового рыночного обеспечения производства (купля – продажа);
– внедрение продукции с новыми свойствами;
– использование нового сырья;
– изменения в организации производства и его материально-технического обеспечения;
– появление новых рынков сбыта[6, c. 36].
В исследованиях инноваций выделяют следующие виды инновационной деятельности:
1) инструментальная подготовка
и организация производства (приобретение
производственного
2) пуск производства и предпроизводственные разработки, включающие модификации продукта и технологического процесса, переподготовку персонала для применения новых технологий и оборудования, а также пробное производство, если предполагается доработка конструкции;
3) приобретение неовеществленной технологии со стороны в форме патентов, лицензий, раскрытия ноу-хау, торговых марок, конструкций, моделей и услуг технологического содержания; приобретение овеществленной технологии (машин и оборудования, по своему технологическому содержанию связанных с внедрением продуктовых или процессных инноваций);
4) производственное
Непременными свойствами
инновации являются научно-техническая
новизна и производственная применимость.
Коммерческая реализуемость по отношению
к инновации выступает как
потенциальное свойство, для достижения
которого необходимы определенные усилия.
Научно – технические инновации
характеризуют конечный результат
научно-производственного
Из сказанного следует, что
инновацию-результат нужно
Инновационный процесс представляет
собой подготовку и осуществление
инновационных изменений и
По мере превращения инновационного процесса в товарный выделяются две его органические фазы: а) создание и распространение; б) диффузия нововведения. Первое, в основном, включает последовательные этапы научных исследований, опытно-конструкторских работ, организацию опытного производства и сбыта, организацию коммерческого производства. На первой фазе еще не реализуется полезный эффект нововведения, а только создаются предпосылки такой реализации.
На второй фазе общественно-полезный эффект перераспределяется между производителями нововведения, а также между производителями и потребителями.
Диффузия инновации –
процесс, посредством которого нововведение
передается по коммуникационным каналам
между членами социальной системы
во времени. Нововведениями могут быть
идеи, предметы, технологии и т.п., являющиеся
новыми для соответствующего хозяйствующего
субъекта. Иными словами диффузия
– это распространение уже
однажды освоенной и
Инновационный процесс имеет
циклический характер, что демонстрирует
хронологический порядок
К техническим инновациям относятся: новые продукты, новые технологии или новые услуги. Часто успех предприятия определяется совместным эффектом, получаемым при внедрении нового продукта, новой технологии и новых услуг. Технические нововведения могут также классифицироваться по их наукоемкости, по сумме капитальных затрат, по срокам окупаемости и по их влиянию на развитие предприятия. Наибольший удельный вес в практике промышленных предприятий имеют нововведения по усовершенствованию изделий и наименьший – модификационные нововведения[6, c. 78].
Организационные нововведения окупаются, как правило, быстрее технических и поэтому также имеют важное значение для успеха предприятия. К ним относят: нововведения в организацию производства, новые методы маркетинга, финансовые нововведения, новые методы управления, нововведения, относящиеся к изменению конкуренции[7, с. 25].
С учетом последовательности
проведения работ и реализации отдельных
этапов жизненный цикл инноваций
рассматривается как
1.2 Основные элементы государственного регулирования инновационной деятельности
Для отдельных стран развитие именно инновационной деятельности стало стартовой площадкой в процессе экономического подъема. При этом необходимым условием для становления и развития инновационной системы является наличие не только благоприятной экономической, но и отвечающей требованиям сегодняшнего дня правовой среды.
Точкой отсчета для
формирования нормативной правовой
базы можно обоснованно считать
принятие в 1993 г. законодательного акта,
являющегося и до настоящего времени
основополагающим в сфере инноваций,
– Закона Республики Беларусь «Об
основах государственной
Названный Закон заложил
основы для формирования и развития
инновационной деятельности, определив
основные понятия в сфере инноваций,
принципы государственной политики
и государственного управления в
данной сфере, урегулировал отношения
между государственными органами и
субъектами инновационной деятельности
в процессе формирования и реализации
государственной научно-
Значительное место в деле становления правовой базы, регламентирующей инновационную деятельность, принадлежит актам Главы государства. В числе наиболее значимых актов следует отметить Декрет Президента Республики Беларусь от 5 марта 2002 г. №7 «О совершенствовании государственного управления в сфере науки», указы Президента Республики Беларусь от 8 июля 1996 г. №244 «О стимулировании создания и развития в Республике Беларусь производств, основанных на новых и высоких технологиях», от 23 августа 2000 г. №456 «Об отчислении средств в инновационные фонды хозяйственных обществ, имеющих доли (акции) государственной собственности в уставных фондах», от 31 августа 2000 г. №479 «О государственном стимулировании использования объектов интеллектуальной собственности», от 5 июля 2002 г. №362 «О дополнительных мерах государственной поддержки науки».
Вышеприведенные акты Главы
государства направлены на активизацию
инновационной деятельности в республике,
в частности, посредством стимулирования
формирования инновационных фондов,
создаваемых государственными органами,
в том числе местными исполнительными
и распорядительными органами, и
использования их средств; создания
условий для использования