Инновационная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 12:51, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является рассмотрение инновационной политики и особенности ее реализации в Республике Беларусь. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. рассмотреть понятие инновационной политики и выделить ее принципы
2. выделить основные элементы регулирования инновационной деятельности

Файлы: 1 файл

курсовая Пинчук ольги.docx

— 70.88 Кб (Скачать файл)

2) за стратегию «наращивания»  говорит и то обстоятельство, что «развитие мировой экономики  не может происходить иначе,  чем путем последовательной смены  технологических укладов. При  этом для относительно отсталых  стран, обладающих достаточным  интеллектуальным потенциалом, в определенные периоды истории открываются возможности совершения технологических рывков и выхода в мировые технологические и экономические лидеры. Этот путь развития среди специалистов получил название «обгонять, не догоняя», «идти другой лыжней» и т.п. Реализация указанного пути совсем не означает, что страна, избравшая инновационный путь, отказывается от поддержки действующих производств. Просто такой стране приходится «искать оптимальное соотношение функций научно-технического потенциала между его участием в распространении знаний для технологического развития действующих производств и опережающим развитием принципиально новых направлений, ориентированных на технологическое «опережение»;

3) преимущественная ориентация  на стратегию «наращивания» при  выборе инновационного варианта  социально-экономического развития  Беларуси не исключает использования  инновационных возможностей стратегии»  заимствования» и стратегии «переноса», которые должны быть учтены  хотя бы частично по той  простой причине, что даже наиболее  развитые страны мира, монопольно  обладающие рядом макротехнологий, не могут самостоятельно обеспечить весь спектр высоких и критических технологий, необходимых для эффективного использования указанных макротехнологий.

Анализ существующей практики разработки и использования различных  инновационных стратегий показывает, что указанные стратегии являются специфическим исследовательским  способом планирования инновационной  деятельности. При этом «конечной  целью любых исследований, относящихся  к планированию инновационной деятельности, является разработка национальных приоритетов  научно-технической деятельности»  Поэтому описание существующего  механизма взаимосогласования инновационных стратегий государства и приоритетных направлений научных исследований будет далеко не полным без всестороннего рассмотрения того, как осуществляется сегодня выбор приоритетных направлений научных исследований в Республике Беларусь.

В процессе формирования существующего  инновационного потенциала Республики Беларусь в той или иной мере использовались все три указанные инновационные  стратегии. К примеру, белорусские предприятия, учреждения и организации, которые сегодня продуктивно разрабатывают, осваивают и про изводят лазерную и оптическую технику, изделия порошковой металлургии и ряд других инновационных продуктов, в свое время получили развитие в рамках стратегии «наращивания», т.е. используя при организации производства конкурентоспособной продукции собственный научно-технический и производственно-технологический потенциал с привлечением зарубежного опыта. В свою очередь, такие мощные производственные объединения, как «Минский тракторный завод», «Минский автомобильный завод», «Азот», «Атлант» и многие другие, развивались в рамках стратегии «заимствования», используя свой инновационный потенциал в целях освоения выпуска наукоемкой продукции, уже производившейся в развитых индустриальных странах (к их числу относился и СССР). Наконец, ориентированный главным образом на экспорт своей продукции (металлокорд, прокат и др.) Белорусский металлургический завод (г. Жлобин) создавался в рамках стратегии «переноса» путем закупки австрийских и итальянских лицензий на новейшие металлургические технологии, путем использования специалистов и оборудования указанных стран при строительстве завода и т.д. с последующим развитием собственного научно-технического (совместный Исследовательский центр металлургии НАН Беларуси и БМЗ) и промышленного потенциала, позволяющего БМЗ создавать продукцию, конкурентоспособную как на внутреннем, так и на внешнем рынках.

Имеющиеся в Республике Беларусь статистические данные по определяющим технологиям, используемым при производстве основных видов продукции, позволяют  в какой-то мере определить удельный вес каждой из рассматриваемых инновационных  стратегий. Так, из почти 6000 определяющих технологий в Беларуси разработано 2269 (38,0%), в СССР – 2955 (49,5%) и за рубежом  – 753 (12,5%). С определенной долей условности можно считать, что в разработке определяющих технологий, используемых в настоящее время в Беларуси, удельный вес стратегии «наращивания»  составляет 38,0%, стратегии «заимствования»  – 49,5%, а стратегии «переноса» – 12,5%.

В 2008 г. число патентов на изобретения в использовавшихся технологиях составило 404, в 2007 г. – 264, т.е. за один год в 1,5 раза возросла степень новизны технологий –  важный показатель конкурентоспособности. Тем не менее патентоспособными можно считать лишь 2% общего числа технологий[15, с. 113].

В государственном реестре  за 10-летний период функционирования национальной патентной системы зарегистрировано 5500 изобретений, 960 патентов на полезные модели, 615 – на промышленные образцы, 75 – на сорта растений. Анализ изобретательской активности отечественных заявителей показывает, что наибольшее количество заявок поступает от государственных  предприятий и организаций (36%), физических лиц (30%), вузов (20%), предпринимательских  структур (10%). Изобретатели республики создают новые решения мирового уровня по 30 с лишним направлениям науки и техники[15, с. 114].

Инновации в промышленности. По данным Министерства статистики и  анализа, в 2008 г. инновационно-активными, т.е. осуществляющими технологические инновации в течение трех последних лет, определены 314 организаций (в 2007 г. – 325), или около 13% общего их числа в промышленности Беларуси.

Под технологическими инновациями  подразумевается деятельность организации, связанная с разработкой и  внедрением технологически новых продуктов  и процессов, методов их производства (передачи), а также значительных технологических усовершенствований. Соответственно различают два типа инноваций: продуктовые и процессные .

Главным источником финансирования инноваций служили собственные  средства предприятий (60%), средства иностранных  инвесторов (12%), средства внебюджетных фондов (8,4%), республиканского и местного бюджетов (по 1,2%).

Объем отгруженной предприятиями  инновационной продукции в 2008 г. составил 2,6 трлн р. (в 2007 г. – 1,7 трлн р.), или около 8% (в 2007 г. – 9,3%) общего объема отгруженной продукции промышленности. Более половины (60%) – это вновь освоенная или подвергшаяся значительным изменениям в течение последних трех лет инновационная продукция.

В 2003 г. было приобретено 1188 новых технологий: оборудование (70%), ноу-хау, соглашения на передачу технологий (9%), результаты ИР (около 7%); из них 375 –  из-за пределов Беларуси. В технологических  обменах в 2008 г. участвовало 161 предприятие (в 2007 г. – 164). Если в 2007 г. в промышленности было выполнено 544 совместных исследовательских проекта, то в 2008 г. только 150 (в основном с Россией и Евросоюзом) [15,

 с. 114].

В результате технологических  инноваций изменения произошли  в таких областях промышленности, как улучшение качества продукции, замена снятой с производства продукции, расширение традиционных рынков сбыта, сокращение энерго- и материальных затрат, обеспечение соответствия современным нормам и стандартам и др.

Обновление и сертификация продукции в промышленности показывают положительную тенденцию к росту. Доля новой, освоенной в течение  последних трех лет продукции  в общем объеме производства составила  в 2000 г. – 6,7%, в 2007 г. – 10,3%, в 2008 г. – 11,1%, а доля сертифицированной – соответственно 48,0, 51,6 и 54,7%.

Внешнеторговый обменнаукоемкой продукцией. Основной макропоказатель технологического уровня и конкурентоспособности национальной экономики – доля высокотехнологичной, наукоемкой продукции в экспорте страны. Доля Беларуси на мировом рынке наукоемкой продукции составляет около 3% (доля США – 39%, Японии – 30%, Германии – 16%). Вклад информационных технологий в ВВП – сотые доли процента (в США – 5,4%, Японии – 3,2%, России – 0,003%) [15, с. 115].

 

Из выше написанного, нужно отметить, что дальнейшее совершенствование технологической среды должно идти по инновационному пути развития науки и техники; создания систем управления интегрированными производственными структурами на основе информационных технологий; доведения технологического оснащения до мирового уровня; внедрения систем качества, соответствующих международным требованиям; сохранения и укрепления кадрового потенциала.

Также следует отметить, что инновационную политику формируют и проводят профессионалы. Однако нынешняя система подготовки научных кадров высшей квалификации в недостаточной мере отвечает современным требованиям, их основная часть готовится для фундаментальной науки и высшей школы, что снижает возможность полноценного кадрового обеспечения высокотехнологичных и наукоемких производств, особенно в регионах.

Одним из важнейших параметров, характеризующих возможности инновационного развития страны, является наукоемкость валового внутреннего продукта (ВВП). В 2008 г. внутренние затраты на исследования и научные разработки достигли величины 313,7 млрд р., относительно ВВП (наукоемкость) – 0,63%.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 РАЗВИТИЕ МЕХАНИЗМА РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

 

 

3.1 Совершенствование  организационно-правового регулирования  инновационной деятельности

 

 

Целью государственной политики в области формирования и развития национальной инновационной системы  является формирование экономических  условий для вывода на рынок конкурентоспособной  инновационной продукции в интересах  реализации стратегических национальных приоритетов РБ, повышение качества жизни населения, достижение экономического роста, развитие фундаментальной науки, образования, культуры, обеспечение  обороны и безопасности страны путем  объединения усилий государства  и предпринимательского сектора  экономики на основе взаимовыгодного  партнерства.

Основные направления  государственной политики в области  формирования и развития НИС включают:

  1. создание благоприятной для инновационной деятельности институционально-правовой среды;
  2. перестройка действующих структурно-функциональных блоков НИС (научного сектора, сферы образования, производственных комплексов), повышения их интегрированности и эффективности в рыночных условиях;
  3. формирование инновационной инфраструктуры;
  4. развитие инновационного предпринимательства;
  5. развитие финансовой инфраструктуры;
  6. создание мотивационного механизма инновационной деятельности;
  7. развитие институтов использования и защиты прав интеллектуальной собственности, системы государственной поддержки коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности;
  8. подготовка кадров для инновационной деятельности;
  9. модернизация экономики на основе технологических инноваций;

10 государственное управление и обеспечение взаимодействия элементов НИС.

Для реализации указанных  направлений предполагается в трехмесячный срок после утверждения Концепции  НИС разработать План мероприятий  по ее реализации на всех уровнях управления и во всех компонентах НИС с  указанием исполнителей, сроков, механизмов реализации, правового и финансового обеспечения. В Плане должны быть отражены прежде всего следующие меры:

Создание благоприятной  для инновационной деятельности институционально-правовой среды предусматривает:

  1. дополнение действующих и разработка новых законов и других нормативно-правовых актов о научной, научно-технической и инновационной деятельности, государственной инновационной политике с отражением в них принципиальных вопросов построения и функционирования НИС;
  2. создание системной законодательной базы для формирования технологической и экономической среды, благоприятствующей инновационному развитию, развитию рыночных институтов и механизмов нововведений, рынка научно-технической продукции;
  3. принятие базового для НИС Закона «О государственной поддержке и государственных гарантиях инновационной деятельности в Республике Беларусь»;
  4. определение правовых норм, регламентирующих использование ресурсов систем научно-технической информации для информационной поддержки инновационной деятельности, включая обмен знаниями и технологиями между оборонно-промышленным и гражданским секторами экономики;
  5. создание правовых условий для консолидации усилий республиканских и региональных органов власти, органов местного самоуправления по формированию инновационной системы;
  6. доработку правового механизма и создание многоуровневой системы охраны, использования и защиты результатов интеллектуальной деятельности;
  7. правовое обеспечение разработки и реализацию мер налоговой, таможенной, тарифной, ценовой и амортизационной политики, нацеленных на стимулирование коммерциализации и внедрения в производство новых технологий;
  8. создание нормативно-правовой базы, направленной на формирование благоприятной среды для привлечения частных инвестиций для финансирования инновационной деятельности, включая развитие форм совместного финансирования инновационных проектов за счет средств государственного бюджета и средств частных инвесторов;
  9. создание институциональных и правовых условий для развития венчурного предпринимательства в области наукоемких инновационных проектов.

 

3.2 Разработка  предложений по развитию экономических методов стимулирования инновационной деятельности

 

 

По мере развития рыночных отношений, перехода от административных к экономическим методам регулирования экономики возрастает роль мотивации творческого труда и стимулирование высокотехнологичных, конкурентоспособных ИР и инновационной активности. Для создания механизма эффективной мотивации необходимы следующие меры:

Информация о работе Инновационная политика