2) за стратегию «наращивания»
говорит и то обстоятельство,
что «развитие мировой экономики
не может происходить иначе,
чем путем последовательной смены
технологических укладов. При
этом для относительно отсталых
стран, обладающих достаточным
интеллектуальным потенциалом, в определенные
периоды истории открываются возможности
совершения технологических рывков и
выхода в мировые технологические и экономические
лидеры. Этот путь развития среди специалистов
получил название «обгонять, не догоняя»,
«идти другой лыжней» и т.п. Реализация
указанного пути совсем не означает, что
страна, избравшая инновационный путь,
отказывается от поддержки действующих
производств. Просто такой стране приходится
«искать оптимальное соотношение функций
научно-технического потенциала между
его участием в распространении знаний
для технологического развития действующих
производств и опережающим развитием
принципиально новых направлений, ориентированных
на технологическое «опережение»;
3) преимущественная ориентация
на стратегию «наращивания» при
выборе инновационного варианта
социально-экономического развития
Беларуси не исключает использования
инновационных возможностей стратегии»
заимствования» и стратегии «переноса»,
которые должны быть учтены
хотя бы частично по той
простой причине, что даже наиболее
развитые страны мира, монопольно
обладающие рядом макротехнологий,
не могут самостоятельно обеспечить весь
спектр высоких и критических технологий,
необходимых для эффективного использования
указанных макротехнологий.
Анализ существующей практики
разработки и использования различных
инновационных стратегий показывает,
что указанные стратегии являются
специфическим исследовательским
способом планирования инновационной
деятельности. При этом «конечной
целью любых исследований, относящихся
к планированию инновационной деятельности,
является разработка национальных приоритетов
научно-технической деятельности»
Поэтому описание существующего
механизма взаимосогласования инновационных
стратегий государства и приоритетных
направлений научных исследований будет
далеко не полным без всестороннего рассмотрения
того, как осуществляется сегодня выбор
приоритетных направлений научных исследований
в Республике Беларусь.
В процессе формирования существующего
инновационного потенциала Республики
Беларусь в той или иной мере использовались
все три указанные инновационные
стратегии. К примеру, белорусские предприятия,
учреждения и организации, которые сегодня
продуктивно разрабатывают, осваивают
и про изводят лазерную и оптическую технику,
изделия порошковой металлургии и ряд
других инновационных продуктов, в свое
время получили развитие в рамках стратегии
«наращивания», т.е. используя при организации
производства конкурентоспособной продукции
собственный научно-технический и производственно-технологический
потенциал с привлечением зарубежного
опыта. В свою очередь, такие мощные производственные
объединения, как «Минский тракторный
завод», «Минский автомобильный завод»,
«Азот», «Атлант» и многие другие, развивались
в рамках стратегии «заимствования», используя
свой инновационный потенциал в целях
освоения выпуска наукоемкой продукции,
уже производившейся в развитых индустриальных
странах (к их числу относился и СССР).
Наконец, ориентированный главным образом
на экспорт своей продукции (металлокорд,
прокат и др.) Белорусский металлургический
завод (г. Жлобин) создавался в рамках стратегии
«переноса» путем закупки австрийских
и итальянских лицензий на новейшие металлургические
технологии, путем использования специалистов
и оборудования указанных стран при строительстве
завода и т.д. с последующим развитием
собственного научно-технического (совместный
Исследовательский центр металлургии
НАН Беларуси и БМЗ) и промышленного потенциала,
позволяющего БМЗ создавать продукцию,
конкурентоспособную как на внутреннем,
так и на внешнем рынках.
Имеющиеся в Республике Беларусь
статистические данные по определяющим
технологиям, используемым при производстве
основных видов продукции, позволяют
в какой-то мере определить удельный
вес каждой из рассматриваемых инновационных
стратегий. Так, из почти 6000 определяющих
технологий в Беларуси разработано
2269 (38,0%), в СССР – 2955 (49,5%) и за рубежом
– 753 (12,5%). С определенной долей условности
можно считать, что в разработке
определяющих технологий, используемых
в настоящее время в Беларуси,
удельный вес стратегии «наращивания»
составляет 38,0%, стратегии «заимствования»
– 49,5%, а стратегии «переноса» –
12,5%.
В 2008 г. число патентов на
изобретения в использовавшихся
технологиях составило 404, в 2007 г. –
264, т.е. за один год в 1,5 раза возросла
степень новизны технологий –
важный показатель конкурентоспособности.
Тем не менее патентоспособными можно
считать лишь 2% общего числа технологий[15,
с. 113].
В государственном реестре
за 10-летний период функционирования национальной
патентной системы зарегистрировано
5500 изобретений, 960 патентов на полезные
модели, 615 – на промышленные образцы,
75 – на сорта растений. Анализ изобретательской
активности отечественных заявителей
показывает, что наибольшее количество
заявок поступает от государственных
предприятий и организаций (36%), физических
лиц (30%), вузов (20%), предпринимательских
структур (10%). Изобретатели республики
создают новые решения мирового
уровня по 30 с лишним направлениям науки
и техники[15, с. 114].
Инновации в промышленности.
По данным Министерства статистики и
анализа, в 2008 г. инновационно-активными,
т.е. осуществляющими технологические
инновации в течение трех последних лет,
определены 314 организаций (в 2007 г. – 325),
или около 13% общего их числа в промышленности
Беларуси.
Под технологическими инновациями
подразумевается деятельность организации,
связанная с разработкой и
внедрением технологически новых продуктов
и процессов, методов их производства
(передачи), а также значительных
технологических усовершенствований.
Соответственно различают два типа
инноваций: продуктовые и процессные .
Главным источником финансирования
инноваций служили собственные
средства предприятий (60%), средства иностранных
инвесторов (12%), средства внебюджетных
фондов (8,4%), республиканского и местного
бюджетов (по 1,2%).
Объем отгруженной предприятиями
инновационной продукции в 2008 г.
составил 2,6 трлн р. (в 2007 г. – 1,7 трлн р.),
или около 8% (в 2007 г. – 9,3%) общего объема
отгруженной продукции промышленности.
Более половины (60%) – это вновь освоенная
или подвергшаяся значительным изменениям
в течение последних трех лет инновационная
продукция.
В 2003 г. было приобретено 1188
новых технологий: оборудование (70%),
ноу-хау, соглашения на передачу технологий
(9%), результаты ИР (около 7%); из них 375 –
из-за пределов Беларуси. В технологических
обменах в 2008 г. участвовало 161 предприятие
(в 2007 г. – 164). Если в 2007 г. в промышленности
было выполнено 544 совместных исследовательских
проекта, то в 2008 г. только 150 (в основном
с Россией и Евросоюзом) [15,
с. 114].
В результате технологических
инноваций изменения произошли
в таких областях промышленности,
как улучшение качества продукции,
замена снятой с производства продукции,
расширение традиционных рынков сбыта,
сокращение энерго- и материальных затрат,
обеспечение соответствия современным
нормам и стандартам и др.
Обновление и сертификация
продукции в промышленности показывают
положительную тенденцию к росту.
Доля новой, освоенной в течение
последних трех лет продукции
в общем объеме производства составила
в 2000 г. – 6,7%, в 2007 г. – 10,3%, в 2008 г. – 11,1%,
а доля сертифицированной – соответственно
48,0, 51,6 и 54,7%.
Внешнеторговый обменнаукоемкой
продукцией. Основной макропоказатель
технологического уровня и конкурентоспособности
национальной экономики – доля высокотехнологичной,
наукоемкой продукции в экспорте страны.
Доля Беларуси на мировом рынке наукоемкой
продукции составляет около 3% (доля США
– 39%, Японии – 30%, Германии – 16%). Вклад
информационных технологий в ВВП – сотые
доли процента (в США – 5,4%, Японии – 3,2%,
России – 0,003%) [15, с. 115].
Из выше написанного, нужно
отметить, что дальнейшее совершенствование
технологической среды должно идти по
инновационному пути развития науки и
техники; создания систем управления интегрированными
производственными структурами на основе
информационных технологий; доведения
технологического оснащения до мирового
уровня; внедрения систем качества, соответствующих
международным требованиям; сохранения
и укрепления кадрового потенциала.
Также следует отметить,
что инновационную политику формируют
и проводят профессионалы. Однако нынешняя
система подготовки научных кадров высшей
квалификации в недостаточной мере отвечает
современным требованиям, их основная
часть готовится для фундаментальной
науки и высшей школы, что снижает возможность
полноценного кадрового обеспечения высокотехнологичных
и наукоемких производств, особенно в
регионах.
Одним из важнейших параметров,
характеризующих возможности инновационного
развития страны, является наукоемкость
валового внутреннего продукта (ВВП). В
2008 г. внутренние затраты на исследования
и научные разработки достигли величины
313,7 млрд р., относительно ВВП (наукоемкость)
– 0,63%.
3 РАЗВИТИЕ МЕХАНИЗМА
РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В
РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
3.1 Совершенствование
организационно-правового регулирования
инновационной деятельности
Целью государственной политики
в области формирования и развития
национальной инновационной системы
является формирование экономических
условий для вывода на рынок конкурентоспособной
инновационной продукции в интересах
реализации стратегических национальных
приоритетов РБ, повышение качества
жизни населения, достижение экономического
роста, развитие фундаментальной науки,
образования, культуры, обеспечение
обороны и безопасности страны путем
объединения усилий государства
и предпринимательского сектора
экономики на основе взаимовыгодного
партнерства.
Основные направления
государственной политики в области
формирования и развития НИС включают:
- создание благоприятной для инновационной деятельности институционально-правовой среды;
- перестройка действующих структурно-функциональных блоков НИС (научного сектора, сферы образования, производственных комплексов), повышения их интегрированности и эффективности в рыночных условиях;
- формирование инновационной инфраструктуры;
- развитие инновационного предпринимательства;
- развитие финансовой инфраструктуры;
- создание мотивационного механизма инновационной деятельности;
- развитие институтов использования и защиты прав интеллектуальной собственности, системы государственной поддержки коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности;
- подготовка кадров для инновационной деятельности;
- модернизация экономики на основе технологических инноваций;
10 государственное управление
и обеспечение взаимодействия элементов
НИС.
Для реализации указанных
направлений предполагается в трехмесячный
срок после утверждения Концепции
НИС разработать План мероприятий
по ее реализации на всех уровнях управления
и во всех компонентах НИС с
указанием исполнителей, сроков, механизмов
реализации, правового и финансового обеспечения.
В Плане должны быть отражены прежде всего
следующие меры:
Создание благоприятной
для инновационной деятельности
институционально-правовой среды предусматривает:
- дополнение действующих и разработка новых законов и других нормативно-правовых актов о научной, научно-технической и инновационной деятельности, государственной инновационной политике с отражением в них принципиальных вопросов построения и функционирования НИС;
- создание системной законодательной базы для формирования технологической и экономической среды, благоприятствующей инновационному развитию, развитию рыночных институтов и механизмов нововведений, рынка научно-технической продукции;
- принятие базового для НИС Закона «О государственной поддержке и государственных гарантиях инновационной деятельности в Республике Беларусь»;
- определение правовых норм, регламентирующих использование ресурсов систем научно-технической информации для информационной поддержки инновационной деятельности, включая обмен знаниями и технологиями между оборонно-промышленным и гражданским секторами экономики;
- создание правовых условий для консолидации усилий республиканских и региональных органов власти, органов местного самоуправления по формированию инновационной системы;
- доработку правового механизма и создание многоуровневой системы охраны, использования и защиты результатов интеллектуальной деятельности;
- правовое обеспечение разработки и реализацию мер налоговой, таможенной, тарифной, ценовой и амортизационной политики, нацеленных на стимулирование коммерциализации и внедрения в производство новых технологий;
- создание нормативно-правовой базы, направленной на формирование благоприятной среды для привлечения частных инвестиций для финансирования инновационной деятельности, включая развитие форм совместного финансирования инновационных проектов за счет средств государственного бюджета и средств частных инвесторов;
- создание институциональных и правовых условий для развития венчурного предпринимательства в области наукоемких инновационных проектов.
3.2 Разработка
предложений по развитию экономических
методов стимулирования инновационной
деятельности
По мере развития рыночных
отношений, перехода от административных
к экономическим методам регулирования
экономики возрастает роль мотивации
творческого труда и стимулирование высокотехнологичных,
конкурентоспособных ИР и инновационной
активности. Для создания механизма эффективной
мотивации необходимы следующие меры: