- совершенствование системы оплаты труда работников бюджетных научных учреждений, включая предоставление права руководителям государственных научных организаций устанавливать работникам, внесшим значительный вклад в развитие науки, разработку и освоение наукоемких технологий и техники, оплату труда без ограничения максимального размера;
- пересмотр систем вознаграждения участников инновационного процесса, включая разработку нового порядка премирования за достижения установленных показателей обновления продукции, расширения экспорта (доли рынка) высокотехнологичной продукции; разработку механизма участия в прибыли работников, обеспечивающих ее прирост за счет инновационной деятельности. Для этого необходимо разработать и утвердить методику долевого участия субъектов хозяйствования в интегральном экономическом эффекте от исследований и разработок и использования инновационных проектов;
- внесение изменений и дополнений в действующее законодательство, направленные на повышение социального статуса и уровня мотивации научных работников, деятельность которых связана с созданием новых объектов авторского права и права промышленной собственности. Основными из них могут стать: пересмотр системы государственного премирования, включая существенное увеличение размера премий за выдающиеся достижения в области науки и техники; введение доплаты специалистам отраслей промышленности, имеющих высшую научную квалификацию; расширение объемов строительства жилья для молодых ученых, рационализаторов и изобретателей, в том числе с привлечением ипотечного кредитования; осуществление поддержки (в т.ч. персональной) ученых-ветеранов, внесших выдающийся вклад в развитие приоритетных научных направлений, создание новой техники и технологий, а также ученых высшей категории (кандидатов и докторов наук)
3.3 Предложения по
формированию инновационной структуры
в Республике Беларусь
В настоящее время в
стране созданы практически все
предпосылки для развития инновационной
деятельности, включая законодательную,
информационную базу, предоставление
льгот субъектам хозяйствования,
финансовую поддержку государства.
В республике получают развитие
производства, основанные на новых
и высоких технологиях:
- информационные технологии и электроника;
- производственные технологии;
- новые материалы и химические продукты;
- биотехнологии;
- топливо и энергетика;
- экология и рациональное природопользование;
- сельское хозяйство;
- нанотехнологии, технологии тонкого химического синтеза, квантовая оптика.
Национальная инновационная
система является фактически современной
стратегией управления формированием
конкурентоспособной экономики
и ее развитие (применительно к
условиям Беларуси). Идея формирования
национальной инновационной системы
находится в центре внимания как
ученых, занимающихся проблемами технологического
развития, так, и государственных
организаций, ответственных за разработку
инновационной и промышленной политики.
В разных странах национальные инновационные
системы строятся по-разному. Это
зависит от условий и уровня развития
экономики, от национальных целей.
Национальную инновационную
систему следует рассматривать
как совокупность институтов, относящихся
к государственному и частному секторам,
которые индивидуально и во взаимодействии
друг с другом обуславливают развитие
и распространение новых технологий
в пределах конкретного государства.
Развитие национальной системы
(НИС) должно стать важнейшей задачей
и неотъемлемой составляющей экономической
политики РБ.
В республике национальная
инновационная система должна обеспечить
объединение усилий государственных
органов управления всех уровней организации
научно-технической сферы и предпринимательского
сектора экономики в интересах ускоренного
использования достижения науки и технологий
в целях реализации стратегических национальных
приоритетов страны.
Государственное регулирование
научно-технической и инновационной
деятельности осуществляют в рамках
своей компетенции органы государственной
власти и управления: Парламент, Правительство
Республики Беларусь, министерства, комитеты,
другие органы государственного управления.
В составе органов государственного
управления, как правило, создаются
соответствующие структурные подразделения.
Парламент Республики Беларусь
законодательно регулирует научно-техническую
и инновационную политику, утверждает
приоритетные направления, устанавливает
на очередной год ассигнования из
государственного бюджета, формирует
систему налоговых, кредитных, амортизационных
и других льгот, ратифицирует договоры
и соглашения с другими государствами
и определяют порядок международного
научно-технического сотрудничества.
Уровень научно-технического
потенциала республики в значительной
степени определяется результативностью
фундаментальных и прикладных исследований,
а также президентских, государственных,
отраслевых и региональных программ.
Первым звеном в этой инновационной
цепочке являются фундаментальные
и прикладные исследования. Национальной
академией наук Беларуси совместно
с заинтересованными осуществлен необходимый
комплекс мероприятий по оптимизации
и актуализации тематики научных исследований
с целью их преимущественной ориентации
на потребности конкретных отраслей экономики
республики.
В практику управления научными
исследованиями введены новые формы
– государственные программы
ориентированных фундаментальных и прикладных
исследовании. Конечные цели новых программ
– получение научных результатов, ориентированных
на практическое применение. Вместе с
тем при ограниченных финансовых возможностях
республиканского бюджета государство
не может финансировать работы, которые
не востребованы реальным сектором экономики.
В дальнейшем выделение бюджетных ассигнований
в пользу государственных программ ориентированных
фундаментальных и прикладных исследований,
предусматривается в общем объеме выделяемых
бюджетных средств на блок научных исследований,
соответственно, как 1:2 и 1:3, где за единицу
приняты расходы на фундаментальные исследования.
Важнейшим элементом национальной
инновационной системы, безусловно,
является финансовая система, позволяющая
быстро находить средства для апробации
новых инновационных идей, выдвигаемых
наукой или рынком.
Важным инструментом реализации
государственной научно-технической
и инновационной политики, таким
образом, должна стать налаженная система
финансирования, базирующаяся на концентрации
средств на ограниченном числе приоритетов
и строгом контроле за их использованием.
В силу различных причин в РБ система,
которая бы стимулировала инвестирование
в НИОК(Т) Р, пока недостаточно эффективна.
Сегодня в качестве внебюджетных источников
финансирования исследований реально
используются только два ‑ средства отраслевых инновационных
фондов и крайне ограниченные собственные
средства предприятий. В связи с этим основным
источником инвестиций продолжают оставаться
средства республиканского бюджета.
Таким образом, сложившийся
научно-инновационный конвейер сегодня
позволяет не только сохранить, но и
развивать собственную систему
генерации и освоения инноваций,
созданную в государстве.
Из выше написанного, следует
отметить, что
- результаты работы научно-инновационного конвейера уже сегодня прослеживаются в отраслях народного хозяйства и характеризуются как созданием передовых производственных технологий, так и освоением выпуска на этой основе новых видов изделий, что в конечном счете, является важным фактором роста производительности труда, снижения себестоимости продукции, повышения ее качества и конкурентоспособности за счет новых потребительских свойств.
- Ближайшей задачей развития системы трансфера технологий должна стать организация ее структурных подразделений на инновационно активных предприятиях республики, что позволит связать единой цепью разработчиков научно-технической продукции и ее потребителей, обеспечить доступ отечественных предприятий к мировым сетям и базам технологического трансфер.
- Переход к постиндустриальному обществу предполагает превращение научной, научно-технической и инновационной политики из комплекса мер по управлению наукой и технологиями как отдельно взятым объектом в один из стержневых элементов всей системы государственного регулирования.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании данной курсовой
работы можно сделать следующее выводы:
Инновациями называются
нововведения как конечный результат
инновационной деятельности, получивший
воплощение в виде нового продукта,
внедренного на рынке, нового
или усовершенствованного технологического
процесса, используемого в практической
деятельности, либо в новом подходе
к организации и управлению
производством.
Инновационный процесс представляет
собой подготовку и осуществление
инновационных изменений и складывается
из взаимосвязанных фаз, образующих
единое, комплексное целое.
Состояние инновационной
деятельности в любом государстве
является важнейшим индикатором
развития общества и его экономики.
В настоящее время инновационная
политика в развитых странах является
составной частью государственной
социально-экономической политики.
Инновационную политику
формируют и проводят профессионалы.
Однако нынешняя система подготовки
научных кадров высшей квалификации
в недостаточной мере отвечает
современным требованиям, их основная
часть готовится для фундаментальной
науки и высшей школы, что
снижает возможность полноценного
кадрового обеспечения высокотехнологичных
и наукоемких производств, особенно
в регионах.
Одним из важнейших
параметров, характеризующих возможности
инновационного развития страны,
является наукоемкость валового внутреннего
продукта (ВВП). В 2008 г. внутренние затраты
на исследования и научные разработки
достигли величины 313,7 млрд р., относительно
ВВП (наукоемкость) – 0,63%.
Наряду с созданием
и освоением в производстве
новой наукоемкой продукции и
технологий, в рамках РНТП осуществляется
также и научное обеспечение
решения проблем здравоохранения,
экологии, информатизации и других
социально-значимых для регионов вопросов.
Ближайшей задачей
развития системы трансфера технологий
должна стать организация ее
структурных подразделений на
инновационно активных предприятиях республики,
что позволит связать единой цепью разработчиков
научно-технической продукции и ее потребителей,
обеспечить доступ отечественных предприятий
к мировым сетям и базам технологического
трансфер.
Переход к постиндустриальному
обществу предполагает превращение
научной, научно-технической и
инновационной политики из комплекса
мер по управлению наукой и технологиями
как отдельно взятым объектом в один из
стержневых элементов всей системы государственного
регулирования.
По уровню информатизации
Республика Беларусь катастрофически
отстает от ведущих и даже некоторых
развивающихся стран мира. Материально-техническая
проблема заключается в преодолении
разрыва между существующим состоянием
материально-технического обеспечения
информационной сферы и уровнем
этого обеспечения, необходимого для
информационного общества.
Информатизация общества
порождает целый комплекс проблем,
от решения которых зависит выбор
и реализация пути развития человечества.
При этом, если на начальном этапе информатизации
основную роль играют научно-технические
и технологические проблемы, то на последующих
этапах главную роль начинают играть социальные
проблемы, решение которых и определит
исход информатизации.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ
ИСТОЧНИКОВ
- Антонова Н.Б. Инновационная политика государства: учеб. пособие – Минск: Акад. упр. при Президенте Республики Беларусь, 2004. – 187 с.
- Богдана Н.И. Мировая практика инновационной деятельности: ; Гос. ком. по науке и технологиям Республики Беларусь. – Минск: БелИСА, 2004. – 42 с.
- Горфинкеля В.Я. Экономика фирмы: Учебник для вузов/ Под ред. проф. В.А. Швандара. – М: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 461 с.
- Инновационная политика государства и пути ее реализации: материалы постоянно действующего семинара рук. работников респ. и мест. гос. органов. – Минск: Акад. упр. при Президенте Республики Беларусь, 2004. –155 с.
- Кристенсен, К.М. Решение проблемы инноваций в бизнесе. Как создать растущий бизнес и успешно поддерживать его рост: пер. с англ. / Клейтон М. Кристенсен, Майкл Е. Рейнор. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2004. – 289 с.
- Концепция инновационной политики Республики Беларусь на 2003–2007 годы. – Минск, 2003. – 19 с.
- Козлова, Е.В. Правовое регулирование инновационной деятельности: реалии и перспективы / Е.В. Козлова // Право Беларуси. – 2007. – №24. – С. 39–42.
- Лобачева Е.Н. Научно-технический прогресс: Учебное пособие / Лобачева Елена Николаевна. – М.: Экзамен, 2004. -190 с. – Библиогр.: с. 188–190.
- Никитенко П.Г., А.В. Марков, И.И. Сержинский, В.А. Колотухин; под ред. П.Г. Никитенко. Инновации – фактор экономического роста / – Минск: НО ООО «БИП-С», 2003. – 85 с.
- Нехорошева Л.Н. Экономика предприятия: Учеб. пособие/ Л.Н. Нехорошева, Н.Б. Антонова, М.А. Зайцева и др.; Под общ. ред. Л.Н. Нехорошевой. – Минск: Выш. шк, 2003. -383 с.
- Об утверждении перечня приоритетных направлений фундаментальных и прикладных научных исследований Республики Беларусь на 2006–2011 гг.: постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 17 мая 2005 г., №512.
- Силкина Е.В. Зарубежный опыт государственного регулирования инновационной деятельности. Материалы международного форума «Инновационные технологии и системы»: – Минск: ГУ «БелИСА», 2006. – 156 с.
- Скляренко В.К. Экономика предприятия. Конспект лекций. / Прудников В.М. – Инфра-М, 2005.-214 с.
- Юшко Ю.И. Корпоративные финансы: теория, методы и модели управления. Учебно-методическое пособие. – Минск: ФУАинформ, 2006. – 576 с.