Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 12:51, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является рассмотрение инновационной политики и особенности ее реализации в Республике Беларусь. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. рассмотреть понятие инновационной политики и выделить ее принципы
2. выделить основные элементы регулирования инновационной деятельности
В соответствии с Указом
Президента Республики Беларусь от 8 июля
1996 г. №244 повышение
Во исполнение данного Указа постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27 февраля 1997 г. №139 был одобрен Перечень приоритетных направлений создания и развития новых и высоких технологий, перспективных производств, основанных на таких технологиях, на 1997–2010 годы.
В республике приняты нормативные правовые акты, заложившие фундамент для создания и функционирования основных институтов и субъектов инновационной деятельности, в частности таких, как инкубаторы малого бизнеса, технопарки, инновационные фонды.
Мировой опыт (в частности, США) свидетельствует о возможности достижения значительных результатов в деле развития и активизации инновационной деятельности посредством размещения государственных заказов в данной сфере.
Значительным шагом в развитии инновационной деятельности в Республике Беларусь является утверждение постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 июля 2003 г. №1016 Концепции инновационной политики Республики Беларусь на 2003–2007 годы, определившей цели и задачи инновационной политики, а также направления ее реализации. К концепции прилагается План первоочередных мер по активизации инновационной деятельности, предусматривающий, в том числе ряд мероприятий, направленных на совершенствование законодательства РБ.
В целом в настоящее
время действует более 50 нормативных
правовых актов, в той или иной
степени регулирующих различные
аспекты инновационной
Мировой опыт свидетельствует о том, что значительных результатов в деле становления и развития инновационной деятельности можно добиться как проводя достаточно либеральную политику (США), так и при активном государственном регулировании данной сферы деятельности (Финляндия).
При формировании нормативной
правовой базы, стимулирующей осуществление
инновационной деятельности, требуется
не просто принятие актов, регламентирующих
те или иные аспекты инновационной
деятельности, а разработка и реализация
норм, направленных на совершенствование
законодательства в целом (в том
числе гражданского, налогового, таможенного).
Очевидна необходимость
Основным источником финансирования инновационной деятельности в РБ в настоящее время являются бюджетные средства. В то же время в странах, сумевших достигнуть несомненных успехов в сфере инноваций, значительную роль наряду с бюджетным играет внебюджетное финансирование, источниками которого могут выступать различного рода фонды – инновационные, венчурные. При этом если правовой статус, порядок создания инновационных фондов и использования их средств законодательством РБ определен, то деятельность венчурных компаний не регламентируется.
Инновационная деятельность относится к деятельности с высокой степенью экономического риска, поэтому ее развитие невозможно без формирования действенной системы защиты от финансовых и коммерческих рисков, в частности посредством страхования.
Опыт Китая свидетельствует о том, что экономически целесообразным является внедрение и развитие инновационной деятельности не только в масштабах всего государства, но и концентрация усилий на отдельных специально выделенных территориях.
В качестве таких территорий в Беларуси могут быть использованы свободные экономические зоны, которые будут привлекательны, в том числе и для субъектов инвестиционной деятельности. В случае реализации данного направления, несомненно, потребуется изменение законодательства о свободных экономических зонах (возможен пересмотр льгот, предоставляемых в СЭЗ, и распространение их только на тех субъектов предпринимательской деятельности, которые осуществляют инновационную деятельность).
Дальнейшему развитию инновационного бизнеса и развитию инновационной структуры в республике способствовало бы изменение отдельных положений законодательства о государственной регистрации, в частности, сокращение сроков регистрации, которые составляют более 30 дней, в то время как в большинстве зарубежных государств они сокращены до 2–3 дней.
Нуждаются в пересмотре акты
законодательства, касающиеся предоставления
государственной поддержки в
сфере инновационной
Основными направлениями
совершенствования нормативной
правовой базы инновационной деятельности
должны стать государственное
Наша страна имеет значительный
научно-технический и
В целях создания соответствующего правового поля для обеспечения инновационного процесса на всех его стадиях на уровне Главы государства и Правительства страны принят ряд новых нормативных правовых актов, в том числе:
Декрет Президента Республики Беларусь от 22 сентября 2005 г. №12 «О Парке высоких технологий»;
Указ Президента Республики
Беларусь от 6 июля 2005 г. №315 «Об утверждении
приоритетных направлений научно-
постановление Совета Министров
Республики Беларусь от 17 мая 2005 г. №512
«Об утверждении перечня
постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31 августа 2005 г. №961 «Об утверждении Положения о порядке разработки и выполнения научно-технических программ».
Главным органом управления
инновационной деятельностью
Приняты или находятся
на рассмотрении в Правительстве
и другие нормативные акты, направленные
на дальнейшее совершенствование системы
организации, проведения и финансирования
исследований и разработок на основе
программно-целевых подходов, повышение
эффективности направления и
использования средств
Одним из важнейших параметров,
характеризующих возможности
Прямой вклад наукоемкой
продукции в прирост ВВП, выраженный
в доле новой продукции, основанной
на результатах научных
Ведущая роль государства в финансовой поддержке инновационной деятельности в РБ обусловлена сложившейся структурой затрат на науку, когда примерно 50% средств выделяется из бюджета и 50% из внебюджетных источников[10, c. 49].
Новый механизм финансирования инновационной деятельности предполагает существенный рост внебюджетных средств, направляемых на исследования, разработки и внедрение. Поставлена задача – достичь к 2009 г. объемов привлечения средств из внебюджетных источников в размере 70% от всего объема финансирования науки[10, c. 56].
Ежегодно в республике создаются отраслевые инновационные фонды, не менее 30% которых должно направляться на финансирование НИОКР и работ по подготовке и освоению новых видов наукоемкой продукции. В условиях ограниченности бюджетных средств на первый план выходят показатели эффективности их использования, что обуславливает необходимость совершенствования программно-целевых методов управления научно-технической сферой страны.
Главой государства в качестве приоритетных направлений научно-технической деятельности в РБ на 2006–2011 гг. утверждены: ресурсосберегающие и энергоэффективные технологии производства конкурентоспособной продукции; новые материалы и новые источники энергии; медицина и фармация; информационные и телекоммуникационные технологии; технологии производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции; промышленные биотехнологии; экология и рациональное природопользование.
С учетом выбранных приоритетов
научно-технической
В настоящее время в
Беларуси основы такой инфраструктуры
сформированы, и центральное место
займет созданный по решению Главы
государства Парк высоких технологий.
Основными направлениями
Создание Парка высоких
технологий позволит обеспечить благоприятные
условия для повышения
Направления государственной
научной, научно-технической и
Из выше сказанного, можно отметить, что инновационный процесс представляет собой подготовку и осуществление инновационных изменений и складывается из взаимосвязанных фаз, образующих единое, комплексное целое.
Инновационный процесс имеет
циклический характер, что демонстрирует
хронологический порядок
Наша страна имеет значительный
научно-технический и