2. АНАЛИЗ МЕХАНИЗМА
РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ
В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1 Инновационный
климат в Республике Беларусь
Инновационная деятельность
в республике находится в стадии
становления. Принятая в 1996 г. программа
развития научно – инновационной
деятельности Республики Беларусь позволила
заложить основы законодательного регулирования
в этой сфере. Однако произошедшие за
последние годы изменения в экономике
Республики требуют принятия на государственном
уровне решений, соответствующих нынешней
экономической ситуации.
Особенность нашей республики
заключается в том, что мы имеем
достаточно мощный научно-технический
потенциал, значительные достижения в
различных отраслях науки и техники,
заделы в фундаментальных исследованиях.
Республика имеет уникальную научно-производственную
базу, использование которой в
сложившихся экономических условиях
не эффективно. Ориентация этого потенциала
на реализацию научно-технических разработок
в производстве крайне слаба[7, c. 22].
Основными причинами
такого состояния являются экономическая
ситуация в республике, отсутствие
у большинства руководителей
и научных работников знаний
в области менеджмента, маркетинга,
недостаточность собственных средств
у организаций и ограниченные
возможности финансовой поддержки
государства, неразвитость финансово-кредитной
системы. В республике отсутствует
присущая рыночной экономике
система мер, стимулов и условий
для осуществления инновационной
деятельности. Другими словами республика
не достигла ещё состояния
«инновационной восприимчивости».
Об этом свидетельствует, например,
численность малых предприятий,
занимавшихся реализацией научно-технических
разработок. Так в 1996 г. в сфере
науки и научного обслуживания
работало 4,2% малых предприятий, в
промышленности-16%, в то время
как в торговле и общественном
питании-50%. При этом в последующие
годы их доля снижается –
1997 г. – 2,8%, 1998 г. – 2,2%, 2001 г.
– 1,4%. Это не может не вызывать
беспокойства. Снижающийся удельный
вес высокотехнологичных организаций
в сфере малого предпринимательства
республики означает, что наметилась
тенденция создания рабочих мест,
не требующих высокой квалификации.
В республике сложилась такая
ситуация, что научно-техническая
и другие сферы экономики оказались
не готовыми к работе в новых экономических
условиях. Уровень многих разработок
не позволяет им стать продуктом,
готовым для производства и реализации,
тем самым возникает опасная
тенденция для экономики республики
– потеря рынков и вытеснение отечественных
производителей товаров и услуг.
Темпы обновления продукции в
республике крайне низки. В странах
Европейского союза ежегодное обновляется
до 30% продукции, в то время как в
Беларуси ~ 3% [7, c. 22].
Для того, что бы предотвратить
складывающиеся негативные тенденции,
необходима выработка Национальной
инновационной стратегии как
центрального звена государственной
социально-экономической и научно-технической
политики. Стратегия должна базироваться
на долгосрочных прогнозах, позволяющих
выявить перспективные рыночные
ниши и оценить интеллектуальные
и производственные ресурсы для
их заполнения.
Инновационная деятельность
– сравнительно новое понятие
как в научно-теоретической области,
так и в практике хозяйствования
и предпринимательства в РБ. Вместе
с тем, провозглашение инновационного
пути развития как генерального курса
страны на 2006–2011 гг. и дальнейшую перспективу
выдвигает данный вид деятельности на
первый план, как для всех уровней государственного
управления, так и для субъектов хозяйствования.
Сегодня, по оценкам специалистов,
половина эксплуатируемых в Беларуси
производственных мощностей нуждается
в радикальной модернизации или
ликвидации. Главной проблемой является
реформирование экономики, так как
моральный износ основных фондов
составляет 90%, а физический – 60–70%.
Наука, научно-инновационная деятельность
и особенно развитие научно-инновационного
предпринимательства должны быть основной
движущей силой в преодолении
кризиса и реформировании экономики
Беларуси. Сегодня непременное условие
обеспечения высокой конкурентоспособности
товаров на рынке – использование
научно-технических инноваций[6, с. 135].
Однако, как показывает практика,
содержание и сущность инновационного
процесса, смысл определений «инновация»,
«инновационная деятельность», «малое
инновационное предприятие» (МИЛ) не
всегда очевидны и ясны для руководителей
белорусских предприятий. До настоящего
времени не определены на уровне государственного
управления также роль, задачи и
место МИЛ в экономике Беларуси,
а так же взаимоотношения большого
предприятия с МИЛ.
В настоящее время положение
научно-инновационного бизнеса наиболее
сложное по сравнению с другими
видами деятельности прежде всего из-за
высокой степени риска вложений средств,
длительности оборота капитала и его многоэтапности
– научная идея до получения товарного
(инновационного) продукта проходит три
стадии: исследовательскую, конструкторско-технологическую,
производственную. В крупных фирмах этот
риск гораздо меньше, поскольку перекрывается
масштабами обычной отлаженной и, чаще
всего, разнообразной деятельности. МИЛ
же постоянно находится под угрозой неудачи,
поэтому его и называют рисковым, венчурным.
Такое положение обусловливается, помимо
особенностей самой инновационной деятельности,
высокой зависимостью малого бизнеса
от внешней среды. Все это характерно и
для экономически развитых стран. Их статистика
говорит о том, что в среднем из десяти
венчурных фирм успеха достигают лишь
одна – две, а из ста разрабатываемых инновационных
проектов – только два-три. Поэтому поддержка
МИЛ является приоритетным направлением
государственной научно-технической и
экономической политики во всех странах
с развитой рыночной экономикой[6, c. 136].
2.2 Особенности
государственного регулирования
инновационной деятельности и
направления реализации инновационной
политики в РБ
Регион как сложная
социально-экономическая система
связан множеством отношений как
с внешней средой (в том числе
с государством, как надсистемой),
так и внутренней средой, специфика
которой в контексте представлена
отношениями региона с территориальными
единицами и хозяйствующими субъектами.
В связи с вышеотмеченным
инвестиционная политика нашего государства,
ориентированная не только на иностранные
инвестиции, а в большей степени
на собственные источники научно-технического
прогресса, является более прагматичной.
Для поддержки инноваций
государство должно осуществить
ряд практических мер по введению
налоговых льгот для предприятий,
осуществляющих инновационную деятельность,
созданию соответствующей инфраструктуры,
конкурсному финансированию инновационных
проектов. Важным моментом в этом процессе
является смещение акцентов инновационного
развития с общегосударственного на региональный
уровень.
К факторам регионализации
инновационного развития следует отнести:
- особенности производственного, научно-технического и кадрового потенциалов;
- экономические, экологические и социально-демографические проблемы;
- правовые вопросы формирования инновационной активности и инновационного предпринимательства.
Понятно, что возможности
эффективного использования имеющегося
научно-технического потенциала Республики
Беларусь в рамках реализации государством
каждой по отдельности из указанных
ранее типов инновационных стратегий
социально-экономического развития довольно
существенно различаются. К примеру,
в рамках стратегии «наращивания»
научно-технический потенциал Беларуси
используется максимально, поскольку
в данном случае он выступает главным
источником инноваций, высоких и
критических технологий (в перспективе
– и макротехнологий) для отечественных
предприятий, учреждений и организаций.
При этом в рамках указанной инновационной
стратегии в равной степени будут задействованы
результаты как фундаментальных (особенно
при разработке высоких, критических технологий
и потенциальных макротехнологий), так
и прикладных исследований и опытно-конструкторских
разработок (для научного обеспечения
и модернизации действующих производств).
К числу других позитивных качеств стратегии
«наращивания» можно отнести:
- в случае успеха получение возможности выхода наукоемкой продукции Республики Беларусь на рынки наиболее развитых стран мира;
- отсутствие необходимости закупки за рубежом дорогостоящих лицензий, патентов, комплектующих и др., а потому минимальный расход валютных средств (только на закупку зарубежной научной литературы, приборов и т.п.);
- создание условий для сохранения и дальнейшего развития собственного научно-технического потенциала;
- исключение самой возможности установления научно-технической зависимости Беларуси от развитых в научном отношении стран мира и др.
Что касается возможностей
использования научно-технического
потенциала нашей страны в случае
выбора государством в качестве основной
стратегии «заимствования», то они,
несомненно, будут более скромными
в сравнении с теми, которые
предоставляет стратегия «наращивания».
В частности, из всего спектра
проводимых в стране НИОКР стратегии
«заимствования» в наибольшей степени
соответствуют прикладные исследования,
которые нацелены на адаптацию к
требованиям отечественного промышленного
производства перспективных идей и
технологий, разработанных как белорусскими,
так и зарубежными учеными. Фундаментальная
наука будет востребована в рамках реализации
рассматриваемой стратегии значительно
меньше. Другими негативными последствиями
в случае выбора государством стратегии
«заимствования» в качестве главного
пути социально-экономического развития
Беларуси представляются следующие:
1. модернизация отечественного
промышленного производства долгое время
будет носить «догоняющий» характер вследствие
чего основным рынком сбыта белорусской
продукции становятся страны СНГ и страны
третьего мира;
2. повышенный расход валютных
средств на закупку за рубежом тех комплектующих,
которые в республике не производятся;
3. «проедание» имеющихся в стране
фундаментальных научных заделов, поскольку
увеличение объема значительно более
дорогостоящих прикладных исследований
неизбежно приведет к перераспределению
бюджетных средств, выделяемых на науку,
в пользу прикладных проектов за счет
фундаментальных исследований;
4. установление определенной
технологической зависимости Беларуси
от тех развитых стран мира, откуда «заимствуются»
новейшие технологии и образцы продукции.
Наконец, в случае избрания
государством в качестве основной линии
социально-экономического развития Беларуси
стратегии переноса» (что маловероятно,
учитывая наличие достаточно жестких
ограничений со стороны США, ЕС и
Японии на трансфер в страны СНГ
новейших технологий и ноу-хау) возможности
использования научно-технического
потенциала Республики Беларусь будут
следующими. Из всего спектра проводимых
в стране НИОКР наиболее перспективными
станут наименее востребованные сейчас
опытно-конструкторские работы, «главной
задачей которых будет адаптация
к местному сырью и техническому
уровню местной рабочей силы новейших
технологий и ноу-хау, полученных от
развитых стран мира в результате
закупки соответствующих лицензий.
Все остальные звенья научно-технического
потенциала Беларуси будут существенно
редуцированы. К числу иных сопутствующих
стратегии «переноса» негативных «приобретений»
можно отнести:
1. отечественная промышленность
во многом станет средством тиражирования
уже выпускаемой за рубежом продукции,
которой достаточно трудно будет пробиться
на мировые рынки, поскольку указанная
продукция там уже присутствует;
2. приобретение за рубежом лицензий
на новейшие технологии и ноу-хау потребует
значительных объемов валютных средств,
расходуемых к тому же недостаточно рационально,
поскольку себестоимость разработки таких
технологий и ноу-хау в развитых странах
мира на порядок выше, чем в Беларуси;
3. быстрая утрата фундаментальной
компоненты отечественного научно-технического
потенциала, без которой даже научная
экспертиза закупаемых зарубежных лицензий
станет трудноразрешимой проблемой.
В этом случае в некоторой
степени будут утеряны универсальность
проблематики научных исследований
способность быстро адаптироваться
к новым потребностям, возникающим
в процессе развития самой науки.»
установление прочной научно-технической,
технологической, экономической и
иной зависимости Беларуси от развитых
стран мира, из которых «переносятся»
новейшие технологии и ноу-хау.
В качестве реальной альтернативы
недостаткам каждой взятой в отдельности
инновационной стратегии может
выступать продолжение комплексного
использования Республикой Беларусь
всех трех рассматриваемых инновационных
стратегий при преимущественной
ориентации на инновационные возможности
стратегии «наращивания». В пользу
такого стратегического решения
можно привести следующие apгyмeнты:
1) несмотря на то, что
в постсоветский период инновационный
потенциал Республики Беларусь
сократился в несколько раз,
даже сейчас он превосходит
аналогичные потенциалы сопоставимых
европейских стран (Венгрия, Чехия,
Греция, Португалия) по целому ряду
важнейших показателей (по количеству
исследователей и инженеров на
1 млн жителей; по патентным предложениям
на 1 млн жителей; по затратам на НИОКР,
выраженным в виде процента дохода на
душу населения) В пользу ориентации на
стратегию «наращивания» при определении
инновационных перспектив социально-экономического
развития Беларуси свидетельствует и
тот факт, что главным ресурсом нашего
государства являются не. золотовалютные
запасы, столь необходимые при закупке
иностранных лицензий, и не сырьевые возможности,
позволяющие, к примеру, России регулярно
пополнять свои золотовалютные запасы,
а высокий уровень образования населения
Беларуси и ее весьма значительный научно-технический
потенциал (более 300 научных организаций,
тысячи ежегодно издаваемых монографий
и научных журналов, интеллектуальная
собственность, оцениваемая в несколько
миллиардов долларов США);