Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 22:37, курсовая работа
Значимость прибыли трудно переоценить, ведь именно прибыль есть конечный финансовый результат деятельности предприятия, служащий источником пополнения финансовых ресурсов предприятия. Рост прибыли создает финансовую основу для осуществления расширенного воспроизводства, удовлетворения социальных и материальных потребностей учредителей и работников.
Наряду с формированием прибыли в каждой организации должно быть обеспечение и эффективное управление их распределением.
Анализ прибыли предприятия позволяет выявить большое число тенденций развития, призван указать руководству предприятия пути дальнейшего успешного развития, указывает на ошибки в хозяйственной деятельности, а также выявить резервы роста прибыли, что, в конечном счете, позволяет предприятию более успешно осуществлять свою деятельность.
Таким образом, актуальность ра
ВВЕДЕНИЕ…………………..……..……………………………...………….3
ГЛАВА 1. МЕТОДИКА АНАЛИЗА ПРИБЫЛИ ПРЕДПРИЯТИЯ………..5
1.1 Сущность, значение и классификация прибыли………………….……..5
1.2 Факторный анализ прибыли……………………………………..……….9
1.3 Методы анализа отчёта о прибылях и убытках………………………..12
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРИБЫЛИ НА ПРИМЕРЕ ЗАО «ФИРМЫ «ЮМИРС»…………………………………………………………...……….16
2.1 Финансово-экономическая характеристика ЗАО «Фирмы «Юмирс»……………………………………………………………………..16
2.2 Факторный анализ прибыли ЗАО «Фирмы «Юмирс»………………...20
2.3 Анализ отчёта о прибылях и убытках ЗАО «Фирмы «Юмирс»…………………………………………………………………….24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………….…………..29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………….……………..33
ПРИЛОЖЕНИЯ………………
Рост валюты баланса произошел за счет увеличения стоимости оборотных активов на конец 2008 года на 40 679 тыс. руб. и увеличения стоимости внеоборотных активов на 3 070 тыс. руб. А так как основную долю оборотных средств составляют запасы и дебиторская задолженность, то их увеличение говорит об увеличении спроса на продукцию ЗАО «Фирмы «Юмирс». Далее следует отметить, что внеоборотные активы за 2008год увеличились до 24 572 тыс. руб. в основном за счет увеличения основных средств на 16 030 тыс. руб. А начиная с 2009года происходят изменения в сторону снижения внеоборотных активов. В 2009году это понижение составило 2 260 тыс. руб.; в 2010 году – 3 695 тыс. руб. Сокращение в динамике рассматриваемого вида активов произошло преимущественно за счет сокращения стоимости основных средств в 2009 году на 957 тыс. руб., а в 2010 году на 2 849 тыс. руб.
Совершенно обратная картина прослеживается относительно оборотных активов. Они увеличиваются на протяжении с 2008-2010 года. Их величина на начало 2008 года равна 52 775 тыс. руб., а уже на конец 2008 года 93 451 тыс. руб.- темп роста составил 177,08%. Увеличение за 2009 год определено в размере 6 746 тыс. руб., соответственно, темп роста равен 107, 2%. В 2010году абсолютное отклонение оборотных активов составило 47 810 тыс. руб.
На протяжении всего анализируемого периода (2008-2010 гг.) статья «незавершенное строительство» постоянно уменьшалась. По сравнению с началом 2008 года уменьшилась на 12 988 тыс. руб., в 2009 году это уменьшение относительно начала года составило 1 301 тыс. руб. А уже на конец 2010 года эта статья отсутствует в активе баланса.
Основное финансирование было направлено на пополнение оборотных средств. Из всех групп оборотных активов наблюдается в 2008 году повышение запасов на 35 900 тыс. руб., соответственно темп роста составил 393,3%, дебиторской задолженности в течении 12 месяцев на 1 117 тыс. руб. Что касается дебиторской задолженности больше 12 месяцев, то ее стоимость в динамике в абсолютном выражении возросла на 2 929 тыс. руб. Возрос налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям на 1 684 тыс. руб. Происходит снижение наиболее ликвидных активов - денежных средств на 685 тыс. руб. Краткосрочные финансовые вложения на конец 2008 года и вовсе отсутствовали в активе баланса.
В 2009 года происходит снижение налога на добавленную стоимость по приобретенным ценностям на 4 578 тыс. руб., а также уменьшение дебиторской задолженности больше 12 месяцев на 1 171 тыс. руб. Увеличение денежных средств на 2 245 тыс. руб. (177,74%). Происходит увеличение запасов на 9 070 тыс. руб.
Для 2010 года характерно снижение запасов на 2 403 тыс. руб., уменьшение дебиторской задолженности(платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев) на 1 635 тыс. руб. Рост дебиторской задолженности(платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев) на 24 197 тыс. руб. или на 170,16%. Происходит значительное увеличение денежных средств на 28 456 тыс. руб. и составили на конец 2010 года 33 589 тыс. руб.
От того, насколько оптимально соотношение собственного и заемного капитала, во многом зависит финансовое положение предприятия и его устойчивость. Проведем анализ статей пассива ЗАО «Фирмы «Юмирс» за 2008-2010 гг. (см. Таблицу 2 Приложение 2).
По данным таблицы можно сказать, что основная часть пассивов организации на 2008 год принадлежит заемному капиталу 62 520 тыс. руб., тогда как собственному капиталу отводится 55 503 тыс. руб. Но ситуация меняется на конец 2009 года и продолжается на протяжении 2010 года, где собственный капитал превышает заемный. Величина собственного капитала на 2009 год составила 78 563 тыс. руб., а на конец 2010 года 126 031 тыс. руб. или 160,42% Абсолютное увеличение собственного капитала на 2010 год по сравнению с концом 2008 года было определено в размере 70 528 тыс. руб. Данная тенденция позволяет судить о финансовой устойчивости предприятия, т.е. способность существовать за свой собственный счет и не зависеть от внешних источников финансирования.
Увеличение собственного капитала происходит преимущественно за счет увеличения нераспределенной прибыли в течении анализируемого периода. В 2008 году равнялась 54 928 тыс. руб., а уже на конец 2008 года 77 988 тыс. руб., в 2010 году 125 456 тыс. руб. Значение нераспределенной прибыли увеличилось на конец 2010 года по сравнению с концом 2008 года на 70 488 тыс. руб.
Резервный капитал имеет
В заемном капитале наибольшее значение отводится краткосрочным обязательствам. Краткосрочные обязательства на конец 2008 года увеличились по сравнению с началом года на 15 170 тыс. руб. Но начиная с 2009 года они снижаются, их снижение на конец 2009 года составило 21 318 тыс. руб., а на конец 2010 года по сравнению с началом 2010 года 115 тыс. руб.
В 2008 году наблюдается тенденция увеличения краткосрочных обязательств по позиции - займы и кредиты на 5 000 тыс. или 242,86% руб. и увеличение по позиции – кредиторская задолженность на 9 606 тыс. руб. или 128,79%. В 2009 году происходит снижение кредиторской задолженности на 24 725 тыс. руб., но на конец 2010 года она повышается до 32 625 тыс. руб.
В 2009 году краткосрочные займы и кредиты увеличились на 4 555 тыс. руб., тогда как в 2010 году снизились на 10 044 тыс. руб.
На данном предприятии долгосрочные кредиты и займы отсутствуют. Долгосрочные обязательства складываются лишь из отложенных налоговых обязательств. Которые составили на конец 2008 года 4 982 тыс. руб., а на конец 2009 года 7 726 тыс. руб. их увеличение составило 2 744 тыс. руб. или 155,08%. В 2010 году происходит снижение отложенных налоговых активов на 3 239 тыс. руб.
Итак,
Фирма «Юмирс» работает на рынке безопасности
и технических средств охраны. Данные
аналитического баланса показали увеличение
основных финансовых показателей деятельности
организации. Увеличение имущества ЗАО
«Фирмы «Юмирс» происходит за счет роста
прибыли. Рассмотрим далее факторный анализ
прибыли организации.
2.2.
Факторный анализ прибыли ЗАО «Фирмы «Юмирс»
Оценим влияние факторов на изменение прибыли в 2009 году по сравнению с 2008 годом.
Для начала заполним вспомогательную таблицу (см. Таблицу 3).
Таблица 3
Данные для факторного анализа прибыли от продаж ЗАО «Фирмы Юмирс» в 2009 г., тыс.руб.
Показатель | 2008 год
(0) |
Данные 2008 г., пересчитанные на объем продаж 2009 г. (усл) | 2009 год
(1) |
Выручка (нетто) (В) | 144 482 | ∑(Vрп1*Ц0) =
= 148 959 |
188 967 |
Полная себестоимость (З) | 109 061 | ∑(Vрп1*С0) =
= 112 566 |
147 893 |
Прибыль от продаж (П) | 35 421 | 36 393 | 41 074 |
Сначала
нужно найти сумму прибыли
при фактическом объеме продаж и
базовой величине остальных факторов.
Для этого следует рассчитать
индекс объема реализации продукции, а
затем базовую сумму прибыли скорректировать
на его уровень.
Iрп = 148 959 : 144 482= 1,03
Если бы величина остальных факторов не изменилась, то сумма прибыли должна была бы увеличилась на 3% . Тогда прибыль составила бы:
35 421 * 1,03 = 36 484 тыс. руб.
Порядок расчета влияния факторов первого уровня на изменение суммы прибыли представим в систематизированном виде (см. Таблицу 4).
Таблица 4
Расчет влияния факторов первого уровня на изменение суммы прибыли от продаж в 2009 году
Показатель прибыли | Факторы | Порядок расчета | Прибыль, тыс.руб. | |||
Объем продаж | Структура продаж | Цены | Себестоимость | |||
П0 | t0 | t0 | t0 | t0 | В0 – З0 | 35 421 |
Пусл 1 | t1 | t0 | t0 | t0 | П0 * Ipn | 36 484 |
Пусл 2 | t1 | t1 | t0 | t0 | Вусл – Зусл | 36 393 |
Пусл 3 | t1 | t1 | t1 | t0 | В1 – Зусл | 76 401 |
П1 | t1 | t1 | t1 | t1 | В1 – З1 | 41 074 |
По данным таблицы 4 можно установить, как изменилась сумма прибыли за счет каждого фактора. Изменение суммы прибыли за счет:
1)Изменения объема реализации продукции
∆ ПVрп = Пусл 1 – П0
∆ ПVрп = 36 484 – 35 421 = 1 063 тыс. руб.
2)Изменения структуры товарной продукции
∆ Пстр = Пусл 2 – Пусл 1
∆ Пстр = 36 393 – 36 484 = -91тыс. руб.
3)Изменения цен на реализованную продукцию
∆ Пц = Пусл 3 – Пусл 2
∆ Пц = 76 401 – 36 393 = 40 008 тыс. руб.
4)Изменения себестоимости реализованной продукции
∆ Пс = П1– Пусл 3
∆ Пс = 41 074 – 76 401 = -35 327 тыс. руб.
Общее влияние факторов выглядит следующим образом:
∆П = 1 063 – 91 + 40 008 – 35 327 = 5 653 тыс. руб.
Для более наглядного представления обобщим данные в таблице 5.
Таблица 5
Влияние факторов первого порядка на прибыль от продаж
Фактор | Влияние, тыс.руб. |
Объем реализации | 1 063 |
Структура | -91 |
Цена | 40 008 |
Себестоимость | -35 327 |
Итого: | 5 653 |
Таким образом, факторный анализ показал, что на увеличение прибыли от продаж в 2009 году в большей степени повлиял рост цен (+40 008 тыс. руб.) и увеличение объемов реализации, которое привело к изменению на (1 063 тыс. руб.). Отрицательное влияние оказало увеличение себестоимости (-35 327 тыс. руб.) и изменение в структуре продаж (-91 тыс. руб.).
Таблица 6
Данные для факторного анализа прибыли от продаж в 2010 г., тыс. руб.
Показатель | 2009 год
(0) |
Данные 2009 г., пересчитанные на объем продаж 2010 г. (усл) | 2010 год
(1) |
Выручка (нетто) (В) | 188 967 | 196 693 | 286 532 |
Полная себестоимость (З) | 147 893 | 154 061 | 216 286 |
Прибыль от продаж (П) | 41 074 | 42 632 | 70 246 |