Источники формирования и направления использования финансовых ресурсов на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2014 в 00:10, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение особенностей формирования и использования финансов в бюджетных государственных предприятиях. Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
- изучить экономическое содержание финансов бюджетных организаций, особенности и функции финансов бюджетных организаций, а также место финансов бюджетных организаций в финансовой системе РФ;
- изучить источники формирования финансов бюджетных организаций, а именно: собственные, заемные и привлеченные средства бюджетных организаций;
- изучить классификацию расходов бюджетных организаций, планирование расходов бюджетных организаций и рассмотреть финансы бюджетных организаций в условиях реформирования бюджетного сектора.

Содержание работы

1. Основы организации финансов бюджетных организаций
1.1. Экономическое содержание финансов бюджетных организаций
1.2. Особенности и функции финансов бюджетных организаций
1.3. Место финансов бюджетных организаций в финансовой системе РФ
2. Формирование и использование финансов бюджетных организаций
2.1. Источники формирования финансов бюджетных организаций
2.2. Собственные средства бюджетных организаций
2.3. Заемные средства бюджетных организаций
2.4. Привлеченные средства бюджетных организаций
3. Направления использования финансовых ресурсов бюджетных организаций
3.1. Классификация расходов бюджетных организаций
3.2. Планирование расходов бюджетных организаций
3.3. Финансы бюджетных организаций в условиях реформирования бюджетного сектора
4. Формирование и использование финансов (на примере МОУ лицея № 2)
4.1. Экономическое и социальное значение МОУ лицея № 2
4.2. Особенности финансирования МОУ лицея № 2

Файлы: 1 файл

Курсовой проект по финансам и кредиту.docx

— 79.97 Кб (Скачать файл)

6. Денежные отношения  с бюджетом по поводу уплаты  налогов на прибыль от предпринимательской  деятельности бюджетными организациями.

    1. Особенности и функции финансов бюджетных организаций.

Финансовые ресурсы учреждений и организаций некоммерческого сектора экономики – это денежные средства, мобилизуемые ими из различных источников на осуществление и расширение своей деятельности. Источники формирования финансовых ресурсов зависят от двух факторов – вида оказываемых услуг и характера (платного или бесплатного) их предоставления. Одни из услуг могут предоставляться потребителям только на бесплатных началах, другие – только на платных, а третьи – на сочетании тех и других.

Преобладающую массу услуг в нерыночном секторе экономики составляют услуги социально-культурного характера. Они исключительно разнообразны и в силу этого предоставляются потребителям как на платных началах, так и бесплатно, а, следовательно, имеют различные источники финансирования. Конкретный состав финансовых ресурсов, направляемых на удовлетворение социально-культурных потребностей, зависит, прежде всего, от характера самих потребностей.

В настоящее время для финансирования учреждений и организаций, оказывающих разнообразные услуги социально-культурного характера, используются следующие источники:

- бюджетные средства, выделяемые  учреждениям и организациям на  основе установленных нормативов. Нормативы бюджетного финансирования  выполняют роль цены (тарифа) на те работы (услуги), которые предоставляются государством потребителю. Нормативы должны быть ориентированы на конечные результаты деятельности социально-культурных учреждений соответствующего профиля, хотя в настоящее время этого полностью реализовать не удалось: по школам – на содержание одного учащегося, по больницам – на лечение одного больного, по детским дошкольным учреждениям – на содержание одного ребенка и т.д.;

- денежные средства государственных  и муниципальных, частных и кооперативных  предприятий, общественных организаций, граждан, поступающие за выполненные  работы (услуги), проведенные платные  мероприятия согласно заключенным  с юридическими лицами договорам  и заказам населения. Сюда относятся, например, поступления денежных  средств за оказание сверхнормативных  услуг в области медицинского  обслуживания граждан, за дополнительные  услуги в сфере народного образования (особенно в части подготовки и переподготовки кадров, повышения их квалификации и т.п.). В заключаемых договорах определяются объем, структура и качество услуг, порядок обеспечения учреждения материальными и финансовыми ресурсами, формы финансирования из средств заказчика и т.д. При выполнении учреждением дополнительных работ (услуг) сумма выделенных ему согласно нормативу бюджетных ассигнований не уменьшается, а полученные по договору или заказу денежные средства увеличивают финансовые ресурсы учреждения; 
поступления от оказания платных услуг населению и другим потребителям (от проведения различных смотров, конкурсов, фестивалей, продажи билетов на зрелищные представления и т.д.) и продажи изделий собственного производства (например, лекарственных средств, медицинских препаратов, продукции учебно-производственных мастерских и др.). Платные услуги предоставляются потребителям в соответствии с действующими прейскурантными и договорными ценами (тарифами); при этом оказание платных услуг (работ) не может осуществляться взамен деятельности, финансируемой из бюджета;

- выручка от сдачи в  аренду помещений, сооружений, оборудования; 
добровольные взносы и безвозмездно передаваемые учреждениям и организациям материальные ценности, поступающие от государственных предприятий, кооперативов, общественных организаций, благотворительных и других общественных фондов, отдельных граждан (включая средства попечителей);

- прочие денежные поступления.

Денежные средства, поступившие из всех источников, образуют фонд финансовых ресурсов (доход) учреждения; используются они на выплату заработной платы, возмещение материальных и приравненных к ним затрат, расчеты с другими организациями и банками, создание фондов экономического стимулирования. Остатки неиспользованных за год поступлений остаются в распоряжении учреждения (организации) и в бюджет не изымаются; не должны они влиять и на снижение норматива бюджетного финансирования затрат в следующем году.

Все учреждения, осуществляющие некоммерческую деятельность, если они имеют самостоятельный баланс и расчетный счет, имеют право пользоваться банковским кредитом. При этом краткосрочные ссуды выдаются им на затраты, связанные с осуществлением текущей деятельности, а долгосрочные – для целей производственного и социального развития с последующим погашением за счет средств фонда производственного и социального развития.

Мобилизация и использование финансовых ресурсов в учреждениях и организациях нерыночного сектора экономики осуществляется по-разному в зависимости от методов ведения хозяйства. Различают сметное финансирование и полную самоокупаемость.

При сметном финансировании основные услуги потребителям предоставляются бесплатно. Главным источником формирования финансовых ресурсов выступают бюджетные средства, предусматриваемые в смете расходов и доходов (по некоторым учреждениям социально-культурного назначения продолжает составляться смета расходов). Наряду с бюджетными ассигнованиями учреждения и организации используют и другие виды денежных поступлений, тоже отражаемые в смете.

На началах самоокупаемости и самофинансирования функционируют те организации, затраты которых полностью возмещаются из выручки от реализации нематериальных благ и услуг. К ним относятся некоторые культурно-просветительные учреждения, отдельные медицинские учреждения, зрелищные предприятия, учреждения искусства и др. Формирование и использование их финансовых ресурсов отражается в финансовом плане по соответствующим статьям доходов и расходов. 
На некоммерческих началах организуют свою деятельность многочисленные общественные объединения: творческие союзы, общественные организации, благотворительные фонды, ассоциации и др. Их финансовые взаимосвязи отличаются спецификой, обусловленной способом организации и характером деятельности самих общественных объединений. Добровольность создания общественных объединений приводит к тому, что основным источником их финансовых ресурсов являются вступительные и членские взносы; использование ими бюджетных средств (формируемых из доходов налогоплательщиков) считается недопустимым. Общественный характер деятельности исключает возможность использования собственности объединений для извлечения их членами индивидуальных доходов. Формируемые финансовые ресурсы направляются на покрытие расходов, обусловленных уставом объединения.

Основные функции финансов бюджетных организаций.

1. распределительная

2. контрольная

Распределение − связующее звено между деятельностью бюджетной организации и потреблением. Деятельность организации невозможна без соответствующего финансирования. В организациях осуществляется в основном вторичное распределение (формирование фондов). Контроль осуществляется на всех стадиях использования фондов. Особое место занимает контроль за целевым расходованием средств фондов Казначейством, счетной палатой, контрольно-реквизиционными комиссиями, органами налоговой инспекции (контролируют своевременность и полноту налоговых выплат), налоговая полиция. Кроме государственных служб контроля существуют ведомственные (осуществляют контрольно-реквизиционное управление), независимые (аудиторские фирмы), внутренние (бухгалтера и другие внутренние лица).

Контрольная функция финансов заключается в реализации контроля рублем за реальным денежным оборотом, участником которого является государство, формированием централизованных фондов денежных средств. Контроль рублем имеет две формы:

– контроль за изменением финансовых показателей, состоянием платежей и расчетов;

– контроль за реализацией стратегии финансирования.

В первом случае применяется система санкций и поощрений, использующая меры принудительного или стимулирующего характера. Во втором случае речь идет о реализации долгосрочной финансовой политики, в которой основное внимание обращается на предвидение изменений и заблаговременное приспособление к ним порядка и условий финансирования. Постоянные изменения, обновления в финансовой системе нуждаются в адекватной реакции на это всех ветвей власти.

Контрольная функция финансов всегда имеет конкретную форму проявления. Она может быть направлена на бюджет определенного уровня, внебюджетный фонд, предприятие или учреждение и т. п.

Контрольная функция государственных и муниципальных финансов реализуется по следующим основным направлениям:

1) контроль за правильным  и своевременным перечислением  средств в централизованные фонды;

2) контроль за соблюдением заданных параметров централизованных фондов денежных средств с учетом потребностей производственного и социального развития;

3) контроль за целенаправленным  и эффективным использованием  финансовых ресурсов.

Многие современные экономисты выделяют и другие функции финансов. Они носят субъективный характер и выполняют роль управленческих инструментов.

    1. Место финансов бюджетных организаций в финансовой системе РФ.

Особое место финансов бюджетных организаций в финансовой системе определяется тем положением, которые занимают бюджетные организации в обеспечении функций государства. Последние в значительной степени реализуются именно через бюджетные организации. Следует выделить следующие особенности финансов бюджетных организаций:

 - исключительно тесная связь с бюджетом, из которого финансируется основная часть расходов бюджетных организаций. Любое изменение в бюджете в первую очередь отражается на финансах бюджетных организаций. Недополучение средств бюджетом приводит и к недофинансированию расходов бюджетных организаций. Перевыполнение предусмотренных законом о бюджете соответствующего уровня поступлений приводит и к дополнительному финансированию бюджетных организаций.

Благодаря указанной особенности финансы бюджетных организаций находятся в гораздо более тесной связи и взаимозависимости с общественными финансами, чем все другие звенья финансовой системы.

- бюджетные организации  могут предоставлять и предоставляют  определенные платные услуги, формируя  часть своих финансовых ресурсов  за счет самостоятельно заработанных  доходов, что позволяет соотнести  их к хозяйствующим субъектам.

Две указанные особенности позволяют определить место финансов бюджетных организаций как промежуточное; между общественными финансами и финансами предприятий и организаций. Указанное специфическое местоположение подтверждается и следующей особенностью финансов бюджетных организаций.

Отсутствие самостоятельности в расходовании средств. Поскольку бюджетные организации в основном находятся на бюджетном финансировании, осуществляется жесткий контроль со стороны государства за экономным и рациональным расходованием выделенных бюджетных ассигнований в отличие от коммерческих структур, для финансов которых характерен принцип самостоятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Формирование и использование финансов бюджетных организаций
    1. Источники формирования финансов бюджетных организаций.

Преобладающим источником финансирования бюджетных учреждений являлись бюджетные средства. Однако нарастание социальных проблем, снижение уровня и качества жизни основной части населения, уровня потребления материальных и социальных благ, растущий дефицит региональных и местных бюджетов, за счет которых финансируется преобладающее число бюджетных учреждений, приводит к необходимости поиска дополнительных внебюджетных источников финансирования.

Основные источники финансовых ресурсов бюджетных учреждений:

- бюджетные ассигнования, предоставляемые из бюджетов  разных уровней (федерального, субъектов  РФ и местных), в разрезе отдельных  видов расходов, определенных бюджетной  классификацией;

- поступления от оказания  платных услуг населению;

- выручка от реализации  продукции собственного производства (например, учебно-производственных  мастерских в школах), покупных  товаров и оборудования, творческой  продукции учреждений культуры, сборы от продажи билетов на  театрально-зрелищные мероприятия;

- выручка от реализации  основных средств и сдачи имущества  в аренду и субаренду;

- выручка от оказания  посреднических услуг;

- доходы от долевого  участия в деятельности других  учреждений и организаций;

- доходы от приобретения  акций, облигаций, иных ценных бумаг  и получения доходов (дивидендов, процентов) по ним;

- доходы от иных внереализационных  операций (курсовые разницы при  операциях с иностранной валютой, от операций, связанных с размещением  денежных средств на текущих  счетах в кредитных организациях  и др.);

- добровольные взносы  предприятий, учреждений, благотворительных  фондов и отдельных граждан.

На началах самоокупаемости и самофинансирования функционируют те организации, затраты которых полностью возмещаются из выручки от реализации нематериальных благ и услуг. К ним относятся некоторые культурно-просветительные учреждения, отдельные медицинские учреждения, зрелищные предприятия, учреждения искусства и др.

Формирование финансовых ресурсов таких организаций осуществляется, главным образом, за счет:

- внебюджетных источников доходов (взносов учредителей, членских взносов, доходов от предпринимательской деятельности и др.), состав которых определяется целями и задачами деятельности организации, сформулированными в ее учредительных документах.

- бюджетных средств, главным образом в виде субсидий, предоставляются организации на расширение ее деятельности либо поступают в виде бюджетных ассигнований в рамках социально значимых программ.

Выручка таких организаций формируется на основе количества предоставленных услуг и цен на них (в театрально-зрелищных организациях – цены билета и количества зрителей, в вузах – количества студентов, обучающихся на платной основе, и стоимости обучения в год, и т.д.).

На этих принципах организуют свою деятельность многочисленные общественные объединения: творческие союзы, общественные организации, благотворительные фонды, ассоциации и др. Их финансовые взаимосвязи отличаются спецификой, обусловленной способом организации и характером деятельности самих общественных объединений. Добровольность создания общественных объединений приводит к тому, что основным источником их финансовых ресурсов являются вступительные и членские взносы; использование ими бюджетных средств (формируемых из доходов налогоплательщиков) считается недопустимым.

Информация о работе Источники формирования и направления использования финансовых ресурсов на предприятии