Источники формирования и направления использования финансовых ресурсов на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2014 в 00:10, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение особенностей формирования и использования финансов в бюджетных государственных предприятиях. Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
- изучить экономическое содержание финансов бюджетных организаций, особенности и функции финансов бюджетных организаций, а также место финансов бюджетных организаций в финансовой системе РФ;
- изучить источники формирования финансов бюджетных организаций, а именно: собственные, заемные и привлеченные средства бюджетных организаций;
- изучить классификацию расходов бюджетных организаций, планирование расходов бюджетных организаций и рассмотреть финансы бюджетных организаций в условиях реформирования бюджетного сектора.

Содержание работы

1. Основы организации финансов бюджетных организаций
1.1. Экономическое содержание финансов бюджетных организаций
1.2. Особенности и функции финансов бюджетных организаций
1.3. Место финансов бюджетных организаций в финансовой системе РФ
2. Формирование и использование финансов бюджетных организаций
2.1. Источники формирования финансов бюджетных организаций
2.2. Собственные средства бюджетных организаций
2.3. Заемные средства бюджетных организаций
2.4. Привлеченные средства бюджетных организаций
3. Направления использования финансовых ресурсов бюджетных организаций
3.1. Классификация расходов бюджетных организаций
3.2. Планирование расходов бюджетных организаций
3.3. Финансы бюджетных организаций в условиях реформирования бюджетного сектора
4. Формирование и использование финансов (на примере МОУ лицея № 2)
4.1. Экономическое и социальное значение МОУ лицея № 2
4.2. Особенности финансирования МОУ лицея № 2

Файлы: 1 файл

Курсовой проект по финансам и кредиту.docx

— 79.97 Кб (Скачать файл)

Общественный характер деятельности исключает возможность использования собственности объединений для извлечения их членами индивидуальных доходов.

Формируемые финансовые ресурсы направляются на покрытие расходов, обусловленных уставом объединения.

Важной составной частью финансов некоммерческих организаций являются отношения, связанные с уплатой налогов. Так, бюджетные учреждения освобождены от уплаты земельного налога при осуществлении бюджетной деятельности. При исчислении налога на добавленную стоимость не подлежит налогообложению реализация некоторых видов медицинских услуг, услуг по уходу за больными, инвалидами и престарелыми, предоставляемыми государственными и муниципальными учреждениями социальной защиты, услуг в сфере образования по проведению учебно-производственного или воспитательного процесса, услуг, оказываемых в сфере культуры и искусства и др.

При расчете налога на прибыль из налогооблагаемой базы исключаются средства целевого финансирования и целевые поступления. К средствам целевого финансирования относятся средства бюджетов всех уровней, полученные гранты, а к целевым поступлениям на содержание бюджетных учреждений и ведение ими уставной деятельности – пожертвования, имущество, переходящее учреждениям в порядке наследования, средства, полученные в рамках благотворительной деятельности и др.

Финансовые ресурсы некоммерческой организации − это денежные оды, поступления и накопления, используемые для осуществления и расширения уставной деятельности организации. Организационно-правовая форма и вид деятельности некоммерческой организации будет оказывать влияние на состав источников финансовых ресурсов, а также на механизм их формирования и использования.

Некоммерческие организации отличаются высокой диверсификацией источников финансирования. Некоммерческие цели хозяйствования требуют от них не только разработки собственных доходных направлений деятельности, но и привлечения внешних источников финансирования со стороны государства, населения и частного сектора.

Источники формирования финансовых ресурсов некоммерческих организаций делятся на три группы:

  1. К привлеченному финансированию относятся благотворительные, спонсорские средства, гранты фондов, членские взносы и др.
  2. Государственное финансирование объединяет прямые и косвенные субсидии государства.
  3. Собственные средства включают доходы от основной и коммерческой деятельности.
       

    1. Собственные средства бюджетных организаций.

Основными источниками финансирования являются собственные средства: уставный капитал, прибыль, амортизационные отчисления и др. 
        Уставный капитал представляет собой сумму средств, предоставленных собственниками для обеспечения уставной деятельности предприятия.     

Содержание  категории «уставный   капитал» зависит  от организационно-правовой формы предприятия:

- для      государственного     предприятия − стоимостная    оценка   имущества,     закрепленного   государством за   предприятием    на     праве     полного хозяйственного ведения;

- для товарищества с ограниченной ответственностью − сумма долей собственников;

- для акционерного общества − совокупная номинальная стоимость акций всех типов;

- для производственного кооператива − стоимостная оценка имущества, предоставленного участниками для ведения деятельности;

- для арендного предприятия − сумма вкладов его работников;

- для предприятия иной формы, выделенного на самостоятельный баланс

- стоимостная оценка имущества, закрепленного его собственником за предприятием на праве полного хозяйственного ведения.

При создании предприятия вкладами в его уставный капитал могут быть денежные средства, материальные и нематериальные активы. В момент передачи активов в виде вклада в уставный капитал право собственности на них переходит к хозяйствующему субъекту, т. е. инвесторы теряют вещные права на эти объекты. Таким образом, в случае ликвидации предприятия или выхода участника из состава общества или товарищества он имеет право лишь на компенсацию своей доли в рамках остаточного имущества, но не на возврат объектов, переданных им в свое время в виде вклада в уставный капитал. Уставный капитал, следовательно, отражает сумму обязательств предприятия перед инвесторами.

Уставный капитал формируется при первоначальном инвестировании средств. Его величина объявляется при регистрации предприятия, а любые корректировки размера уставного капитала (дополнительная эмиссия акций, снижение номинальной стоимости акций, внесение дополнительных вкладов, прием нового участника, присоединение части прибыли и др.) допускаются лишь в случаях и порядке, предусмотренных действующим законодательством и учредительными документами.

Среди внутренних источников финансовых ресурсов важнейшими являются прибыль и амортизационные отчисления. Прибыль предприятия формируется в процессе его производственной деятельности, являясь ее конечным результатом. В условиях конкуренции трудовой коллектив заинтересован в росте прибыли, так как она является источником роста производства, следовательно, и роста благосостояния работников предприятия. Однако, таким источником служит не вся валовая прибыль, полученная в результате хозяйственной деятельности предприятия, а лишь часть ее, остающаяся после уплаты налогов и платежей в бюджет, называемая чистой прибылью. Она используется для формирования фондов накопления и потребления резервного фонда.

Амортизационные отчисления представляют собой денежное выражение стоимости износа основных производственных фондов и нематериальных активов. Амортизационные отчисления включаются в себестоимость продукции и затем в составе выручки от реализации продукции возвращаются на расчетный счет предприятия, становясь внутренним источником формирования фондов накопления.

Прибыль − основной источник формирования резервного капитала (фонда). Этот капитал предназначен для возмещения непредвиденных потерь и возможных убытков от хозяйственной деятельности, т. е. является страховым по своей природе. Порядок формирования резервного капитала определяется нормативными документами, регулирующими деятельность предприятия данного типа, а также его уставными документами. 
        Специфическим источником средств являются фонды специального назначения и целевого финансирования: безвозмездно полученные ценности, а также безвозвратные и возвратные государственные ассигнования на финансирование непроизводственной деятельности, связанной с содержанием объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, на финансирование издержек по восстановлению платежеспособности предприятий, находящихся на полном бюджетном финансировании, и др.

Еще один источник внутренних резервов − добавочный капитал − образуется в результате прироста стоимости имущества, выявленной в результате переоценки, получения эмиссионного дохода (от дополнительной эмиссии акций, продажи акций выше номинала), безвозмездного получения ценностей или имущества от других предприятий и лиц (как правило, носят строго целевой характер). В уставных документах может предусматриваться создание неделимого фонда сверх суммы уставного капитала, фонд используется как финансовый ресурс.

Внешние источники финансовых ресурсов предприятия (или заемные финансовые средства) – это поступление извне. Они образуются за счет мобилизуемых на финансовом рынке и поступающих в порядке перераспределения средств. Ресурсы, мобилизуемые на финансовом рынке, состоят из средств от продажи собственных ценных бумаг (акций, облигаций и другие) и кредитных инвестиций.

Ресурсы, поступающие в порядке перераспределения, состоят из:

- страховых возмещений  по искам;

- реализации страховых полисов и залоговых свидетельств;

- финансовых ресурсов, формируемых на паевых началах (долевое участие в текущей и инвестиционной деятельности);

- дивиденды, проценты по ценным бумагам других эмитентов;

- финансовых ресурсов, поступающих от союзов, ассоциаций, отраслевых структур;

- бюджетных ассигнований, субсидий и субвенций.

Финансовые ресурсы, мобилизуемые на финансовом рынке, представлены денежными средствами, полученными от продажи собственных акций, облигаций и других видов ценных бумаг, а также заемными средствами или крупными инвестициями. Они состоят из правовых хозяйственных обязательств перед третьими лицами. Это долгосрочные и краткосрочные кредиты банков, облигационные займы, а также средства других предприятий в виде векселей. Эти средства передаются предприятию на основе платности и возвратности.

    1. Заемные средства бюджетных организаций.

Заемный капитал − это часть капитала, используемая хозяйствующим субъектом, которая не принадлежит ему, но привлекается на основе банковского, коммерческого кредита или эмиссионного займа на основе возвратности». Заемные средства могут быть кратко- и долгосрочными. Это обязательства, которые заемщик обязан погасить в течение одного года. Соответственно срокам привлечения заемного капитала подразделяются кредиторы предприятия. Краткосрочный кредитор − это обычно поставщик (продавец) продукции и держатель векселя предприятия. Сроки предоставления заемных средств, а также стоимость их привлечения формируют условия привлечения заемных средств. Формами привлекаемых заемных средств выступают финансовый (банковский и небанковский), коммерческий (в виде предоплаты, авансирования покупателями), товарный (в виде вещи, с рассрочкой платежа) и прочие формы кредитования. Основными кредиторами являются финансово-кредитные учреждения и поставщики.

Статьей 118 Бюджетного кодекса установлено, что бюджетные учреждения не имеют права получать кредиты у кредитных организаций и других физических и юридических лиц.

Однако в соответствии с Федеральным законом «О введении в действие

Бюджетного кодекса РФ», как уже отмечалось ранее, законодательные акты РФ в области образования, науки, научно-технической политики, культуры, содержащие нормы, регулирующие бюджетные отношения, действуют, если они не признаны утратившими силу. Вследствие этого привлечение заемных средств учреждениями возможно в соответствии со ст. 32 Закона РФ «Об образовании», ст. 51 Закона РФ «Основы законодательства РФ о культуре.

На субсчете 273 «Заемные средства» учитываются суммы заемных средств, полученных от кредитных и других организаций для осуществления

предпринимательской деятельности.

Порядок получения, погашения заемных средств и оплаты процентов по ним регулируется действующим законодательством.

Суммы полученных заемных средств отражаются по Кт 273 и Кт 111. При погашении заемных средств, полученных в кредитных организациях, дебетуется субсчет 273 и кредитуется субсчет 111.

Для учета средств, поступающих в бюджетные учреждения от государственных внебюджетных фондов (Пенсионный фонд РФ, Фонд обязательного медицинского страхования и др.), предназначен субсчет 115.

Указанный субсчет может применяться органами социальной защиты населения при получении средств из Пенсионного фонда РФ на выплату пенсий и пособий, а также учреждениями здравоохранения при осуществлении медицинского обслуживания населения за счет средств Фонда социального страхования РФ.

Получение средств из государственных внебюджетных фондов отражается бухгалтерской записью по Кт 115 и Кт 274.

Перечисление средств предприятиям и организациям, обеспечивающим выплату пенсий и пособий (выплатные центры, учреждения Сбербанка России, предприятия связи) отражается бухгалтерской записью по Кт 191 и Кт 115.

На основании отчетов о проведенных выплатах совершается бухгалтерская запись по Кт 228 и Кт 191.

В медицинских учреждениях, получающих средства от федерального или территориального фонда обязательного медицинского страхования, а также от страховых компаний, фактические расходы отражаются по Кт 228 и кредиту соответствующих субсчетов расчетов, материальных ценностей.

Последним рабочим днем декабря фактические расходы, произведенные на выплату пенсии и пособий за счет средств Пенсионного фонда РФ, иных государственных внебюджетных фондов и учтенные по Кт 228, списываются в Дт 274.

    1. Привлеченные средства бюджетных организаций.

К привлеченному финансированию относятся благотворительные, спонсорские средства, гранты фондов, членские взносы и др.

Благотворительность − оказание безвозмездной (или на льготных условиях) помощи тем, кто в этом нуждается. Основной чертой благотворительности является свободный и непринужденный выбор формы, времени и места, а также содержания помощи.

Благотворительная деятельность в России регулируется Федеральным законом № 135 от 11 августа 1995 г. «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях». Кроме названного закона благотворительная деятельность регулируется соответствующими положениями Конституции (ст. 39) и Гражданского кодекса.

Формы выражения благотворительной деятельности:

- передача имущества, в том числе денег;

- бескорыстное выполнение работ, оказание услуг;

- иная поддержка;

Спонсорство (иногда используется определение «спонсоринг», реже − «шефство»). Термин происходит от англ. sponsor − плательщик, финансист. В настоящее время часто используется как синоним меценатства. Однако, хотя спонсоринг и предполагает наличие определенного элемента благотворительности, отождествлять эти понятия полностью нельзя. Вкладывая свои средства в определенные проекты, помогая конкретным организациям и лицам, спонсор небескорыстен. В той или иной степени он преследует достижение своих маркетинговых целей.

С организационно-юридической точки зрения спонсорство можно рассматривать как систему взаимовыгодных договорных отношений между спонсором и субсидируемой стороной (реципиентом), общей целью которой является достижение коммуникационно-маркетинговых целей спонсора.

Информация о работе Источники формирования и направления использования финансовых ресурсов на предприятии