Источники формирования и направления использования финансовых ресурсов на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2014 в 00:10, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение особенностей формирования и использования финансов в бюджетных государственных предприятиях. Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
- изучить экономическое содержание финансов бюджетных организаций, особенности и функции финансов бюджетных организаций, а также место финансов бюджетных организаций в финансовой системе РФ;
- изучить источники формирования финансов бюджетных организаций, а именно: собственные, заемные и привлеченные средства бюджетных организаций;
- изучить классификацию расходов бюджетных организаций, планирование расходов бюджетных организаций и рассмотреть финансы бюджетных организаций в условиях реформирования бюджетного сектора.

Содержание работы

1. Основы организации финансов бюджетных организаций
1.1. Экономическое содержание финансов бюджетных организаций
1.2. Особенности и функции финансов бюджетных организаций
1.3. Место финансов бюджетных организаций в финансовой системе РФ
2. Формирование и использование финансов бюджетных организаций
2.1. Источники формирования финансов бюджетных организаций
2.2. Собственные средства бюджетных организаций
2.3. Заемные средства бюджетных организаций
2.4. Привлеченные средства бюджетных организаций
3. Направления использования финансовых ресурсов бюджетных организаций
3.1. Классификация расходов бюджетных организаций
3.2. Планирование расходов бюджетных организаций
3.3. Финансы бюджетных организаций в условиях реформирования бюджетного сектора
4. Формирование и использование финансов (на примере МОУ лицея № 2)
4.1. Экономическое и социальное значение МОУ лицея № 2
4.2. Особенности финансирования МОУ лицея № 2

Файлы: 1 файл

Курсовой проект по финансам и кредиту.docx

— 79.97 Кб (Скачать файл)

Характер этих отношений четко регламентирован и основывается на принципе исполнения взятых на себя обязательств каждой из сторон. В большинстве случаев эти обязательства закрепляются в заключаемых договорах. Так, например, спонсор берет обязательства предоставить в распоряжение субсидируемой стороны деньги и / или другие предпринимательские ресурсы (например, свои товары, услуги, сырье и т. п.). Спонсироваться могут конкретные лица, группы лиц, организации или мероприятия, различные компании в разнообразных областях человеческой деятельности. С другой стороны, реципиент обязуется предпринимать действия, которые непосредственно или косвенно должны способствовать достижению маркетинговых целей спонсора. Совокупность привилегий, получаемых спонсором, обычно называется спонсорским пакетом.

Например, спонсируемый может взять на себя обязательства упоминать спонсора во всех своих публичных выступлениях и публикациях в средствах массовой информации. Кроме того, субсидируемая сторона (например, спортивная команда) может пропагандировать фирменное наименование, символику, другие элементы фирменного стиля спонсора.

Грант − средства, безвозмездно передаваемые дарителем (фондом, корпорацией, правительственным учреждением или частным лицом) некоммерческой организации или частному лицу для выполнения конкретной работы. В отличие от займа, грант не нужно возвращать.

  1. Направления использования финансовых ресурсов бюджетных организаций.
    1. Классификация расходов бюджетных организаций.

Все расходы бюджетных учреждений делятся на две основные группы:

- текущие (расходы на оплату  труда, начисления на фонд оплаты  труда, приобретение продуктов питания, медикаментов, мягкого инвентаря, расходы  на командировки и служебные  разъезды, оплата коммунальных услуг, выплата стипендий) и капитальные  расходы (затраты на капитальное  строительство, капитальный ремонт, приобретение оборудования и  инвентаря и т. д);

- капитальные (расходы на  капитальное строительство, капитальный  ремонт, приобретение оборудования  и инвентаря и т. д.).

Состав расходов и их соотношение различно в учреждениях различных отраслей социально-культурной сферы. Общим для всех учреждений является преобладающий уровень расходов на оплату труда с начислениями на нее. Однако ряд расходов характерен только для определенных учреждений. Например, расходы на выплату стипендий предусмотрены только в сметах доходов и расходов учреждений профессионального образования, расходы на медикаменты – учреждений просвещения и здравоохранения. Однако, в настоящее время государством за счет бюджетных средств реально финансируется ограниченный состав расходов – в основном оплата труда, начисления на фонд оплаты труда (единый социальный налог), стипендии, питание, медикаменты. Финансирование остальных видов расходов (большая часть коммунальных услуг, приобретение оборудования, капитальное строительство, капитальный ремонт и др.) учреждения вынуждены производить за счет внебюджетных средств. При этом нарушается основной принцип сметного финансирования – покрытие за счет бюджетных средств всех расходов, необходимых для нормального функционирования учреждения.

Основные направления использования средств связаны с финансовым обеспечением достижения некоммерческой организацией уставных целей. Выделяются следующие группы расходов:

  1. Административно-хозяйственные расходы, связанные с содержанием некоммерческой организации. К данной группе относятся расходы по оплате труда административно-хозяйственного персонала, уплате единого социального налога в государственные внебюджетные фонды, расходы по аренде и хозяйственному содержанию помещений, почтово-телеграфные расходы, командировочные и представительские расходы, амортизационные отчисления, расходы на ремонт помещений и оборудования, платежи за коммунальные услуги и т. п. Эти затраты относительно постоянны. Так как их величина не зависит от изменений в объеме деятельности организации.
  2. Расходы по выполнению программ и мероприятий, осуществляемых за счет целевых поступлений и бюджетных ассигнований. В эту группу включаются расходы, непосредственно связанные с реализацией финансируемых программ и мероприятий. Расходы можно разделить на две группы: прямые и косвенные. К прямым относятся расходы, непосредственно связанные с использованием средств по основным направлениям деятельности, которые определены в программе либо уставе некоммерческой организации. Например, средства по целевым поступлениям, полученным по договорам гранта, могут быть использованы на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, обучение, лечение и другие цели, предусмотренные договором гранта. К косвенным относятся расходы на командировки, связанные с выполнением программы, оплата междугородных переговоров, расходы по обеспечению программ средствами оргтехники, канцелярскими товарами, плата за аренду помещений и автотранспорта и т. д.
  3. Расходы по осуществлению предпринимательской деятельности. Они учитываются раздельно от других расходов организации. К ним относятся расходы, связанные с закупкой сырья и материалов (при производстве продукции и оказании услуг), расходы на оплату труда персонала, участвующего в осуществлении данной деятельности, уплату единого социального налога в государственные внебюджетные фонды, расходы для осуществления расчетов с кредиторами, на рекламу, транспортные расходы.
    1. Планирование расходов бюджетных организаций.

Основными задачами финансового планирования деятельности организации являются:

- обеспечение необходимыми  финансовыми ресурсами производственной, инвестиционной и финансовой  деятельности;

- оценка степени рационального  использования финансовых ресурсов;

- установление рациональных  финансовых отношений с бюджетом, банками и контрагентами;

- соблюдение интересов  акционеров и других инвесторов;

- контроль за финансовым состоянием и платежеспособностью организации.

Значение финансового планирования для предприятия состоит в том, что оно:

- воплощает выработанные  стратегические цели в форму  конкретных финансовых показателей;

- предоставляет возможности  определения жизнеспособности финансовых  проектов;

- служит инструментом  получения внешнего финансирования.

Планирование связано, с одной стороны, с предотвращением ошибочных действий в области финансов, с другой − с уменьшением числа использованных возможностей.

Таким образом, финансовое планирование оказывает воздействие на все стороны деятельности хозяйствующего субъекта посредством выбора объекта финансирования, направления финансовых средств и способствует рациональному использованию трудовых, материальных и денежных ресурсов.

Исходя из целей, стоящих перед финансовым планированием в учреждении, можно отметить, что это – сложный процесс, включающий в себя несколько этапов.

На первом этапе анализируются финансовые показатели деятельности предприятия за предыдущий период на основе важнейших финансовых документов – бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, отчета о движении денежных средств. Некоммерческие организации, такие, например, как больницы, школы и т. д., составляют финансовый план, называющийся сметой (сметой расходов - если есть бюджетные средства или сметой доходов и расходов - если есть иные поступления, причем эти внебюджетные поступления отражаются в первую очередь). Основное внимание уделяется таким показателям, как объем реализации, затраты, размер полученной прибыли. Проведенный анализ дает возможность оценить финансовые результаты деятельности организации и определить проблемы, стоящие перед ней.

Второй этап – это разработка финансовой стратегии и финансовой политики по основным направлениям финансовой деятельности организации. На этом этапе составляются основные прогнозные документы, которые относятся к перспективным финансовым планам и включаются в структуру бизнес-плана в том случае, если он разрабатывается на предприятии.

В процессе осуществления третьего этапа уточняются и конкретизируются основные показатели прогнозных финансовых документов посредством составления текущих финансовых планов.

На четвертом этапе происходит состыковка показателей финансовых планов с производственными, коммерческими, инвестиционными, строительными или другими планами и программами, разрабатываемыми предприятием.

Пятый этап – это осуществление оперативного финансового планирования путем разработки оперативных финансовых планов.

Планирование предусматривает осуществление текущей производственной, коммерческой и финансовой деятельности предприятия, влияющее на конечные финансовые результаты ее деятельности в целом.

Завершается процесс финансового планирования на предприятии анализом и контролем за выполнением финансовых планов. Данный этап заключается в определении фактических конечных финансовых результатов деятельности предприятия, сопоставлении с запланированными показателями, выявлении причин отклонений от плановых показателей, в разработке мер по устранению негативных явлений.

Финансовое планирование на предприятии включает в себя три основные подсистемы:

- перспективное финансовое  планирование;

- текущее финансовое планирование;

- оперативное финансовое  планирование.

Каждой из этих подсистем присущи определенные формы разрабатываемых финансовых планов и четкие границы периода, на который эти планы разрабатываются.

Все подсистемы финансового планирования находятся во взаимосвязи и осуществляются в определенной последовательности. Исходным этапом планирования является прогнозирование основных направлений финансовой деятельности предприятия, осуществляемое в процессе перспективного планирования. На этом этапе определяются задачи и параметры текущего финансового планирования. В свою очередь база для разработки оперативных финансовых планов формируется именно на стадии текущего финансового планирования.

Финансовое планирование − планомерное управление процессами создания, распределения, перераспределения и использования денежных ресурсов.

Целью финансового планирования является обеспечение соответствия между объемом финансовых ресурсов и возрастающими потребностями в них. В процессе финансового планирования выявляются источники формирования ресурсов, достигается установление оптимальных пропорций их распределения между централизованными и децентрализованными фондами, происходит определение конкретных направлений использования средств.

Задачи финансового планирования:

- определяются источники  и объемы финансовых ресурсов, необходимые для обеспечения  деятельности субъекта;

- намечаются виды и  размеры специальных денежных  фондов, а также способы их  формирования и направления использования;

- устанавливается соотношение  в распределении централизованных  и децентрализованных финансовых  ресурсов с целью обеспечения  необходимых темпов и пропорций  социального и экономического  развития;

- вскрываются резервы  использования материальных, трудовых  и денежных ресурсов;

- осуществляется постоянный  контроль за производственно-финансовой  деятельностью предприятий, организаций, учреждений.

Принципы финансового планирования следующие:

- гласность и публичность  финансового планирования;

- контроль за исполнением финансовых планов;

- строгая законодательная  регламентация всех стадий финансового  планирования;

- подготовка финансовых  планов на научной основе, достоверность  и обоснованность финансового  планирования;

- максимальное сближение  плановых показателей с фактическими.

Следует отметить, что целью деятельности бюджетных организаций не является получение прибыли, а поэтому в планировании отсутствуют такие стоимостные критерии, как прибыль и рентабельность. В этой связи основным документом становится не план по прибыли, а финансовый план.

Именно в финансовом плане некоммерческой (бюджетной) организации обеспечивается сопоставимость натуральных и стоимостных показателей, достигается сбалансированность между притоками и оттоками денежных средств, а также происходит распределение денежных средств не только на выполнение конкретной программы, но и внутри той или иной программы по каждой составляющей.Одновременно в этом же плане предусматривается финансирование всех накладных расходов, потребляемых организацией в целом, например, оплата труда, материальные затраты, налоги в целом по организации без привязки к конкретной программе. Такой подход обусловлен исключительно требованиями составления финансовой отчетности некоммерческими организациями, в которую входят как бухгалтерский баланс, отражающий имущественное состояние и обязательства всей организации, так и отчеты по использованию денежных средств по каждому источнику финансирования.

Формирование финансовых планов может осуществляться двумя способами:

1. некоммерческая организация  отталкивается от стоящих перед  ней целей и задач при реализации  программы или проекта, в рамках  которых рассчитываются расходы, необходимые для успешного выполнения  поставленных целей;

2. исходя из имеющихся  финансовых возможностей некоммерческой  организации, ставится вопрос об  использовании этих средств для решения текущих задач или их возможном направлении на долгосрочные программы или проекты.

Рассмотрим механизм составления финансового плана:

- этап прогнозирования  возможных источников поступления  финансовых ресурсов;

- после этапа прогнозирования  возможных источников поступления  финансовых ресурсов переходят  к распределению планируемых  доходов на финансирование конкретных  программ, направлений деятельности;

Информация о работе Источники формирования и направления использования финансовых ресурсов на предприятии