Источники формирования и направления использования финансовых ресурсов на предприятии
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2014 в 00:10, курсовая работа
Описание работы
Целью работы является изучение особенностей формирования и использования финансов в бюджетных государственных предприятиях. Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи: - изучить экономическое содержание финансов бюджетных организаций, особенности и функции финансов бюджетных организаций, а также место финансов бюджетных организаций в финансовой системе РФ; - изучить источники формирования финансов бюджетных организаций, а именно: собственные, заемные и привлеченные средства бюджетных организаций; - изучить классификацию расходов бюджетных организаций, планирование расходов бюджетных организаций и рассмотреть финансы бюджетных организаций в условиях реформирования бюджетного сектора.
Содержание работы
1. Основы организации финансов бюджетных организаций 1.1. Экономическое содержание финансов бюджетных организаций 1.2. Особенности и функции финансов бюджетных организаций 1.3. Место финансов бюджетных организаций в финансовой системе РФ 2. Формирование и использование финансов бюджетных организаций 2.1. Источники формирования финансов бюджетных организаций 2.2. Собственные средства бюджетных организаций 2.3. Заемные средства бюджетных организаций 2.4. Привлеченные средства бюджетных организаций 3. Направления использования финансовых ресурсов бюджетных организаций 3.1. Классификация расходов бюджетных организаций 3.2. Планирование расходов бюджетных организаций 3.3. Финансы бюджетных организаций в условиях реформирования бюджетного сектора 4. Формирование и использование финансов (на примере МОУ лицея № 2) 4.1. Экономическое и социальное значение МОУ лицея № 2 4.2. Особенности финансирования МОУ лицея № 2
- этап распределения представляет
собой последовательность процедур.
В первую очередь необходимо
провести анализ потребности в ресурсах
для реализации конкретной программы
и оценить их в стоимостном выражении.
Кроме того, проводится проверка соответствия
плановой потребности в ресурсах их фактическому
наличию, а также определяются возможные
отклонения от поставленных целей и пути
предупреждения сбоев в работе. В результате,
анализ внешних и внутренних факторов
как раз и позволяет создать программу
и достигнуть поставленные цели во взаимосвязи
с имеющимися материальными, трудовыми
и финансовыми ресурсами.
Всю последовательность определения
потребности в объемах финансирования
можно разбить на три этапа.
На первом этапе задаются стратегические
цели, реализуемые посредством программ.
На втором этапе оценивается
потребность в трудовых и материальных
ресурсах, необходимых для реализации
программ. Здесь же выявляется недостаток
ресурсов и принимается решение о необходимости
внесения изменений в программу.
На третьем этапе определяются
потребность в финансировании. Если величина
потребности в финансовых ресурсах больше
заданной, то меняется содержание программы
и, соответственно, их ресурсная база,
что достигается за счет итераций в ходе
финансового планирования: исходные показатели
будут подвергаться изменению до тех пор,
пока сумма необходимых затрат не совпадет
с заданным объемом финансирования. Таким
образом реализуется балансовый принцип
составления финансового плана.
Финансы бюджетных организаций
в условиях реформирования бюджетного
сектора.
С 1 января 2011 года вступил в
силу Закон «О внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации
в связи с совершенствованием правового
положения государственных (муниципальных)
учреждений» (далее - Закон № 83-ФЗ), согласно
которому все государственные и муниципальные
учреждения будут делиться на три типа:
автономные, бюджетные и казенные.
Основная цель изменений −
снижение темпов роста расходов бюджетов,
создание условий и стимулов для сокращения
внутренних издержек учреждений и привлечения
ими дополнительных источников финансирования
за счет осуществления коммерческой деятельности.
- Казённые учреждения;
Особенности правового положения
казенных учреждений установлены обновленной
редакцией статьи 161 Бюджетного кодекса
РФ.
В целом, статус казенного учреждения
аналогичен статусу бюджетного учреждения,
определенному действующим в настоящее
время законодательством.
Перечень казенных учреждений
будет ограничен.
Частью 1 ст. 31 Закона №83-ФЗ предусмотрено
создание федеральных казенных учреждений
путем изменения типа следующих федеральных
государственных учреждений:
а) управления объединений,
управления соединений и воинские части
Вооруженных Сил РФ, военные комиссариаты,
органы управления внутренними войсками,
органы управления войсками гражданской
обороны, соединения и воинские части
внутренних войск, а также других войск
и воинских формирований;
б) учреждения, исполняющие
наказания, следственные изоляторы уголовно-исполнительной
системы, учреждения, специально созданные
для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной
системы;
в) специализированные учреждения
для несовершеннолетних, нуждающихся
в социальной реабилитации;
г) учреждения МВД РФ, Главного
управления специальных программ Президента
РФ, Федеральной миграционной службы,
Федеральной таможенной службы, Федеральной
службы безопасности РФ, Службы внешней
разведки РФ, Федеральной службы охраны
РФ, специальные, воинские, территориальные,
объектовые подразделения федеральной
противопожарной службы МЧС России, аварийно-спасательные
формирования федеральных органов исполнительной
власти;
д) психиатрические больницы
(стационары) специализированного типа
с интенсивным наблюдением, лепрозории
и противочумные учреждения.
- Бюджетные учреждения;
Особенности правового положения
бюджетных учреждений установлены статьей
9.2 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ
«О некоммерческих организациях».
Бюджетное учреждение − некоммерческая
организация, созданная Российской Федерацией,
субъектом Российской Федерации или муниципальным
образованием для выполнения работ, оказания
услуг в целях обеспечения реализации
предусмотренных законодательством РФ
полномочий соответственно органов государственной
власти (государственных органов) или
органов местного самоуправления в сферах
науки, образования, здравоохранения,
культуры, социальной защиты, занятости
населения, физической культуры и спорта,
а также в иных сферах.
- Автономное учреждение.
Правовое положение автономных
учреждений определяет Федеральный закон
от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях»
(далее - Закон об автономных учреждениях).
Действие Закона о некоммерческих организациях
на автономные учреждения не распространяется.
Определение автономного учреждения,
которое дает Закон об автономных учреждениях,
практически полностью совпадает с приведенным
выше понятием бюджетного учреждения.
Как и бюджетное учреждение,
автономное учреждение отвечает по своим
обязательствам имуществом, находящимся
у него на праве оперативного управления,
за исключением недвижимого имущества
и особо ценного движимого имущества,
закрепленных за ним учредителем или приобретенных
автономным учреждением за счет средств,
выделенных ему учредителем на приобретение
этого имущества.
Государственное (муниципальное)
задание для автономного учреждения формируется
и утверждается учредителем в соответствии
с видами деятельности, отнесенными его
уставом к основной деятельности. Финансовое
обеспечение основной деятельности осуществляется
в виде субсидий из соответствующего бюджета
и иных не запрещенных федеральными законами
источников.
Автономное учреждение без
согласия учредителя не вправе распоряжаться
недвижимым имуществом и особо ценным
движимым имуществом, закрепленными за
ним учредителем или приобретенными автономным
учреждением за счет средств, выделенных
ему учредителем на приобретение этого
имущества. Остальным имуществом, в том
числе недвижимым имуществом, автономное
учреждение вправе распоряжаться самостоятельно.
Доходы автономного учреждения
поступают в его самостоятельное распоряжение
и используются им для достижения целей,
ради которых оно создано, если иное не
предусмотрено Законом об автономных
учреждениях. Собственник имущества автономного
учреждения не имеет права на получение
доходов от осуществления автономным
учреждением деятельности и использования
закрепленного за автономным учреждением
имущества.
Формирование и использование
финансов (на примере МОУ лицей № 2).
Экономическое и социальное
значение МОУ лицей № 2.
Место образования в жизни общества
во многом определяется той ролью, которую
играют в общественном развитии знания
людей, их опыт, умения, навыки, возможности
развития своих профессиональных и личностных
качеств.
Эта роль стала возрастать во
второй половине ХХ века, принципиально
изменившись в его последние десятилетия,
что нашло свое теоретическое отражение
в ряде концепций социального и экономического
развития, среди которых выделяются концепции
постиндустриального общества, теория
человеческого капитала, идеи деятельностного
общества и другие. Наиболее глубоко возрастающая
роль знаний, информации в общественном
развитии отразилась в концепциях информационного
общества, становления информационной
цивилизации.
Информационная революция и
формирование нового типа общественного
устройства − информационного общества
− принципиально изменяют роль информации
и знаний в социальном и экономическом
развитии.
Если в аграрном обществе экономическая
деятельность, прежде всего, связана с
производством продуктов питания, в индустриальном
− с производством промышленных товаров,
то в постиндустриальном, информационном
обществе основной экономической деятельностью
становятся производство информации и
ее использование для эффективного функционирования
всего хозяйства. Соответственно, если
в аграрном обществе главным, ограничивающим
производство фактором была земля, в индустриальном
− капитал, то в информационном обществе
таким фактором становится знание.
Образование, под которым понимается
процесс воспитания и обучения в интересах
человека, общества, государства, ориентированный
на сохранение и передачу знаний новым
поколениям, является одним из основных
факторов экономического и социального
прогресса. Система образования представляет
собой совокупность взаимодействующих
преемственных образовательных программ
и государственных образовательных стандартов
различного уровня, сети реализующих их
образовательных учреждений и органов
управления образованием и подведомственных
им учреждений и организаций.
Деятельность учреждений системы
образования направлена на реализацию
основных принципов социальной политики
государства в области распространения
знаний, развития интересов, формирования
жизненных позиций личности, а также в
области подготовки квалифицированных
кадров для нужд экономики.
В современных условиях, когда
изменяется структура занятости населения,
возрастает доля умственного труда в производстве,
уменьшается потребность общества в малоквалифицированном
труде, остро встает вопрос о поиске дополнительных
источников, внутренних резервов экономического
роста страны. Одним из таких источников
является уровень образования населения.
После проведения многочисленных
исследований ученые пришли к выводам:
1. Чем выше у страны показатель среднего
числа лет, которое граждане затрачивают
на образование, тем быстрее растет ее
экономика.
2. В стране, где высшее образование развивалось
более быстрыми темпами, наблюдались и
более высокие темпы экономического роста.
3. Значение образования как фактора производства
связано с его влиянием на производительность.
4. Образование оказывает положительное
влияние на инвестиции в физический капитал,
что тоже способствует экономическому
росту.
Все, перечисленное выше, доказывает,
что инвестиции в повышение качества человеческого
капитала являются условием развития
всех секторов экономики, возрастающая
роль образования в модернизации экономики
отмечена Правительством страны в Основных
направлениях социально-экономической
политики: «Модернизация страны опирается
на модернизацию образования, на его содержательное
и структурное обновление. Россия должна
выбрать образование в качестве приоритета
− одной из «национальных точек роста».
Особенности финансирования МОУ лицей № 2.
Муниципальное учреждение −
учреждение образования Бугульминского
муниципального района РТ, создано Постановлением
исполнительного комитета Бугульминского
муниципального района. Полное наименование:
Муниципальное учреждение образования
Бугульминского муниципального района
Республики Татарстан.
Место нахождения учреждения:
(423230) г. Бугульма, ул. Гоголя, д.64
Поскольку основным источником
финансирования образования является
бюджет (государственный и муниципальный),
то и финансирование МОУ лицей № 2 определяется
следующими факторами:
- системой государственных
и иных органов, участвующих в
процессе финансирования образования;
- процедурой разработки
прогнозов потребности в бюджетных
средствах, проектов расходной части
бюджетов для финансирования
образования;
- процедурой (порядком) собственно
финансирования образования из
бюджета.
На данном этапе двумя важными
составляющими системы финансирования
являются:
- схема финансирования;
- распределение функций
между органами, участвующими в
финансировании.
В процессе финансирования
на федеральном уровне участвуют следующие
органы:
- Президент Российской
Федерации (высшее должностное лицо);
- Федеральное Собрание
Российской Федерации (законодатель);
- Правительство Российской
Федерации;
- Министерство финансов
Российской Федерации, включая систему
Федерального казначейства и
его территориальных органов
как составную часть Министерства
финансов;
- федеральные министерства
и ведомства, имеющие в своем
ведении образовательные учреждения,
финансируемые из федерального
бюджета;
- уполномоченные банки (проводящая
сеть);
- собственно образовательные
учреждения федерального ведения
(расходование). Важным механизмом
бюджетного финансирования образовательных
учреждений выступает нормативная
величина федерального норматива
бюджетного финансирования. Федеральный
норматив бюджетного финансирования
– нормативная стоимость реализации
государственной образовательной
программы в течение года по
типам и видам образовательных
учреждений в расчете на одного
обучающегося.
Размер федерального норматива
– минимальная стоимость, обязательная
для исполнения бюджетов всех уровней.
При его расчете не принимаются во внимание
следующие расходы:
1) текущие (коммунальные, т.е.:
отопление, освещение, водоснабжение,
канализация и другие);
2) долгосрочные (капитальные)
расходы.
К источникам поступления внебюджетных
средств можно отнести:
- доходы от реализации
товаров, работ, услуг (доходы от
осуществления различных видов
деятельности);
- доходы от внереализационных
мероприятий (это всякие полученные
штрафы, пени, неустойки и т.п.);
- пожертвования (дары, спонсорская
помощь, передача по завещанию и т.п.).
Все эти источники поступления
внебюджетных средств присутствуют в
деятельности образовательных учреждений.