Капитал и методы его увеличения на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 07:52, курсовая работа

Описание работы

Актуальность выбранной темы в том, что основой деятельности любого хозяйственного субъекта является капитал, определенная сумма денежных средств. В начале деятельности организация формирует свой капитал, в дальнейшем она должна постоянно следить за его достаточностью, принимать меры для поддержания и наращивания его величины. Сформированный в начале учреждения предприятия собственный капитал позволяет организовать производственный процесс и возможность получения прибыли. Рост прибыли, а соответственно и рост собственного капитала предприятия при сохранении платежеспособности и кредитоспособности в условиях допустимого уровня риска, позволяет обеспечить финансовую устойчивость предприятия и способность его дальнейшего развития в условиях изменяющейся внутренней и внешней среды.
Целью написания курсовой работы является рассмотрение экономической природы финансовых методов увеличения капитала предприятия на примере ОАО «БАТ-Ява».
Задачами работы являются:
рассмотрение сущности капитала как основного элемента финансовых ресурсов предприятия;
провести анализ организации капитала на примере ОАО «БАТ-Ява»
предложить на основе изученных материалов рекомендации по увеличению капитала ОАО «БАТ-Ява»
Объект - ОАО «БАТ-Ява».

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………............3
Глава 1. Капитал как основной элемент финансовых ресурсов предприятия
1.1. Экономическое содержание и классификация капитала предприятия……. 5
1.2. Принципы и источники формирования капитала предприятия …………...10
1.3. Финансовые методы увеличения капитала …………………………………14
Глава 2. Анализ организации капитала на примере ОАО «БАТ-Ява»
2.1. Экономическая характеристика ОАО «БАТ-Ява» …………………...…….20
2.2. Анализ состава и структуры капитала предприятия ОАО «БАТ-Ява»…...24
2.3. Методы оптимизации структуры капитала ОАО «БАТ-Ява» ……………..27
2.4. Рекомендации по увеличению капитала ОАО «БАТ-Ява» ………………..32
Заключение ………………………………………………………………………...36
Список литературы ………………………………………………………………..38

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 241.00 Кб (Скачать файл)

 

АЛТАЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ЭКОНОМИКИ И  ПРАВА

 

 

Регистрационный № _______

«____» ____________ 2012г.

 

 

Курсовая работа

 

по дисциплине Финансовый менеджмент

Тема работы Капитал и методы его увеличения на предприятии

 

 

 

 

Выполнил студент Фкв - 01группы

Экономического факультета

                                                                   Шишлакова

                                                                                                                        фамилия,

                                                                    Татьяна Сергеевна

                                                                                                                     имя, отчество

                                    Руководитель

к.э.н., доцент                                                                                                                                                                                                                  ученая степень, звание

Сабельфельд Татьяна Викторовна

                               фамилия, имя, отчество

Оценка ______________________

«___» _____________2012г.

Подпись______________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Барнаул, 2012

 

 

Содержание

Введение ……………………………………………………………………............3

Глава 1. Капитал как основной элемент финансовых ресурсов предприятия

1.1. Экономическое содержание и  классификация капитала предприятия……. 5

1.2. Принципы и источники формирования  капитала предприятия …………...10

1.3. Финансовые методы увеличения  капитала …………………………………14

Глава 2.  Анализ организации капитала на примере ОАО «БАТ-Ява»

2.1. Экономическая характеристика  ОАО «БАТ-Ява» …………………...…….20

2.2. Анализ состава и структуры  капитала предприятия ОАО «БАТ-Ява»…...24

2.3. Методы оптимизации структуры  капитала ОАО «БАТ-Ява» ……………..27

2.4. Рекомендации по увеличению капитала ОАО «БАТ-Ява» ………………..32

Заключение ………………………………………………………………………...36

Список литературы ………………………………………………………………..38

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Каждая организация  независимо от организационно-правовых форм собственности должна располагать экономическими ресурсами – капиталом для осуществления своей финансово-хозяйственной деятельности. По существу, капитал, являясь экономическим ресурсом, представляет собой совокупность собственного и привлечённого капитала, необходимого для осуществления финансово-хозяйственной деятельности организации.

Чтобы выжить в условиях рыночной экономики, не допустить банкротства  предприятия, нужно хорошо знать, как  управлять капиталом предприятия, какой должна быть структура капитала по составу и источникам образования, какую долю должны занимать собственные средства, а какую – заемные. Следует знать и такие понятия рыночной экономики, как деловая активность, ликвидность, платежеспособность, кредитоспособность предприятия, порог рентабельности, запас финансовой устойчивости (зона безопасности), степень риска, эффект финансового рычага и другие, а также методику их аудита.

В начале деятельности организация  формирует свой капитал, в дальнейшем она должна постоянно следить за его достаточностью, принимать меры для поддержания и наращивания его величины.

Собственный капитал - это важный показатель деятельности предприятия, т.к. показывает что у предприятия есть соответствующие гарантии. Это очень важно для инвесторов, а также для партнеров, работников и других участников деятельности организации. В настоящее время многие крупнейшие фирмы мира публикуют свою финансовую отчетность (в том числе и о движении капитала) в печати, в информационных технологиях.

В настоящее время, в условиях существования различных форм собственности в России, особенно актуальным становится изучение вопросов формирования, функционирования и воспроизводства предпринимательского капитала. Возможности становления предпринимательской деятельности и ее дальнейшего развития могут быть реализованы лишь только в том случае, если собственник разумно управляет капиталом, вложенным в предприятие.

Актуальность выбранной темы в том, что основой деятельности любого хозяйственного субъекта является капитал, определенная сумма денежных средств. В начале деятельности организация формирует свой капитал, в дальнейшем она должна постоянно следить за его достаточностью, принимать меры для поддержания и наращивания его величины. Сформированный в начале учреждения предприятия собственный капитал позволяет организовать производственный процесс и возможность получения прибыли.   Рост прибыли, а соответственно и рост собственного капитала предприятия при сохранении платежеспособности и кредитоспособности в условиях допустимого уровня риска, позволяет обеспечить финансовую устойчивость предприятия и способность его дальнейшего развития в условиях изменяющейся внутренней и внешней среды.              

 Целью написания курсовой работы является рассмотрение экономической природы финансовых методов увеличения капитала предприятия на примере ОАО «БАТ-Ява».

Задачами работы являются:

  1. рассмотрение сущности капитала как основного элемента финансовых   ресурсов предприятия;
  2. провести анализ организации капитала на примере ОАО «БАТ-Ява»
  3. предложить на основе изученных материалов рекомендации по увеличению капитала ОАО «БАТ-Ява»

Объект - ОАО «БАТ-Ява».

Предмет - финансовые методы увеличения капитала. 
ГЛАВА 1. КАПИТАЛ КАК ОСНОВНОЙ ЭЛЕМЕНТ ФИНАНСОВЫХ   РЕСУРСОВ ПРЕДПРИЯТИЯ

 

1.1. Экономическое  содержание и классификация капитала предприятия

Капитал – одна из наиболее используемых в финансовом менеджменте  экономических категорий. Он является базой создания и развития предприятия  и в процессе функционирования обеспечивает интересы государства, собственников и персонала. Всякая организация, ведущая производственную или иную коммерческую деятельность должна обладать определенным капиталом, представляющим собой совокупность материальных ценностей и денежных средств, финансовых вложений и затрат на приобретение прав и привилегий, необходимых для осуществления его хозяйственной деятельности. [5]

Для своих целей, финансовый менеджмент отражает понятие капитала с двух сторон. С одной стороны  капитал предприятия характеризует  общую стоимость средств в  денежной, материальной и нематериальной формах, инвестированных в формирование его активов. При этом характеризуется направление вложения средств. С другой стороны, если рассматривать источники финансирования, можно отметить, что капитал – это возможность и совокупность форм мобилизации финансовых ресурсов для получения прибыли.

 Рассматривая экономическую сущность капитала предприятия, следует отметить такие его характеристики как:

  1. Капитал предприятия является основным фактором производства. В системе факторов производства (капитал, земля, труд) капиталу принадлежит приоритетная роль, т.к. он объединяет все факторы в единый производственный комплекс.
  2. Капитал характеризует финансовые ресурсы предприятия, приносящие доход. В данном случае он может выступать изолированно от производственного фактора в форме инвестированного капитала.
  3. Капитал является главным источником формирования благосостояния его собственников. Часть капитала в текущем периоде выходит из его состава и попадает в «карман» собственника, а накапливаемая часть капитала обеспечивает удовлетворение потребностей собственников в будущем.
  4. Капитал предприятия является главным измерителем его рыночной стоимости. В этом качестве выступает прежде всего собственный капитал предприятия, определяющий объем его чистых активов. Наряду с этим, объем используемого собственного капитала на предприятии характеризует одновременно и потенциал привлечения им заемных финансовых средств, обеспечивающих получение дополнительной прибыли. В совокупности с другими факторами – формирует базу оценки рыночной стоимости предприятия.
  5. Динамика капитала предприятия является важнейшим показателем уровня эффективности его хозяйственной деятельности. Способность собственного капитала к самовозрастанию высокими темпами характеризует высокий уровень формирования и эффективное распределение прибыли предприятия, его способность поддерживать финансовое равновесие за счет внутренних источников. В то же время, снижение объема собственного капитала является, как правило, следствием неэффективной, убыточной деятельности предприятия.

 Капитал предприятия характеризуется многообразием видов и систематизируется по следующим категориям [13]

  1. По принадлежности предприятию выделяют собственный и заемный капитал.

Собственный капитал характеризует общую стоимость средств предприятия, принадлежащих ему на праве собственности и используемых им для формирования определенной части активов. Эта часть актива, сформированная за счет инвестированного в них собственного капитала, представляет собой чистые активы предприятия. Собственный капитал включает в себя различные по своему экономическому содержанию, принципам формирования и использования источники финансовых ресурсов: уставный, добавочный, резервный капитал.

Добавочный капитал включает стоимость имущества, внесенного учредителями (акционерами) сверх зарегистрированной величины уставного капитала; суммы, образующиеся в результате изменений стоимости имущества при его переоценке; другие поступления в собственный капитал предприятия.

Резервный капитал – это часть собственного капитала, выделяемого из прибыли организации для покрытия возможных убытков и потерь. Величина резервного капитала и порядок его образования определяются законодательством КР и уставом организации.

Нераспределенная  прибыль – основной источник накопления имущества предприятия или организации. Это часть валовой прибыли, оставшаяся после уплаты налога на прибыль в бюджет и отвлечения средств за счет прибыли на другие цели.

Фонды специального назначения характеризуют чистую прибыль, направленную на производственное развитие и расширение предприятия, а также на мероприятия социального характера.

К прочим резервам относятся резервы, которые создаются на предприятии в связи с предстоящими крупными расходами, включаемыми в себестоимость и издержки обращения. Субсидии и поступления образуются в результате специальных ассигнований из бюджета, внебюджетных фондов, других организаций и физических лиц.

Заемный капитал общества характеризует привлекаемые для финансирования развития предприятия на возвратной основе денежные средства или другие имущественные ценности. Источники заемного капитала можно разделить на две группы – долгосрочные и краткосрочные. К долгосрочным в кыргызской практике относятся те заемные источники, срок погашения которых превышает двенадцать месяцев. В зарубежной практике заемные источники, выдаваемые на срок от одного до пяти лет, считаются среднесрочными. К краткосрочному заемному капиталу можно отнести кредиты, займы, а также вексельные обязательства – со сроком погашения менее одного года; кредиторскую и дебеторскую задолженности.

  1. По формам инвестирования различают капитал в денежной, материальной и нематериальной формах, используемый для формирования уставного капитала предприятия. Инвестирование капитала в этих формах разрешено законодательством при создании новых предприятий, увеличении объема их уставных фондов.
  2. По объекту инвестирования выделяют основной и оборотный виды капитала предприятия. Основной капитал характеризует ту часть используемого предприятием капитала, который инвестирован во все виды его внеоборотных активов. Оборотный капитал характеризует ту его часть, которая инвестирована во все виды его оборотных активов.
  3. По формам собственности выделяют частный и государственный капитал, инвестированный в предприятие в процессе формирования его уставного капитала.
  4. По организационно – правовым формам деятельности выделяют следующие виды капитала: акционерный капитал (капитал предприятий, созданных в форме акционерных обществ); паевой капитал (капитал партнерских предприятий – обществ с ограниченной ответственностью, коммандитных и т.д.) и индивидуальный капитал (капитал индивидуальных предприятий – семейных и т.д.).
  5. По характеру использования собственником выделяют потребляемый («проедаемый») и накапливаемые (реинвестируемый) виды капитала. Потребляемый капитал после его распределения на цели потребления теряет функции капитала. Он представляет собой отток средств предприятия, осуществляемый в целях потребления (выплаты дивидендов, процентов, социальные нужды предприятия и его работников). Накапливаемый капитал характеризует различные формы его прироста в процессе капитализации прибыли, дивидендных выплат и т.д.

Приведенный перечень не отражает всего многообразия видов  капитала, используемых в научной  терминологии и практике финансового  менеджмента. В нем присутствуют те необходимые классификационные признаки, которые будут использоваться в работе в дальнейшем.

 

 

1.2. Принципы и источники  формирования капитала предприятия

Уровень эффективности  хозяйственной деятельности предприятия  во многом определяется целенаправленным формированием его капитала. С позиции финансового менеджмента основной целью формирования капитала является удовлетворение потребности в приобретении необходимых активов и оптимизации его структуры с позиции обеспечения условий эффективного его использования. Исходя из вышесказанного, можно предложит следующие принципы формирования капитала предприятия [14]:

Информация о работе Капитал и методы его увеличения на предприятии