Капитал и методы его увеличения на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 07:52, курсовая работа

Описание работы

Актуальность выбранной темы в том, что основой деятельности любого хозяйственного субъекта является капитал, определенная сумма денежных средств. В начале деятельности организация формирует свой капитал, в дальнейшем она должна постоянно следить за его достаточностью, принимать меры для поддержания и наращивания его величины. Сформированный в начале учреждения предприятия собственный капитал позволяет организовать производственный процесс и возможность получения прибыли. Рост прибыли, а соответственно и рост собственного капитала предприятия при сохранении платежеспособности и кредитоспособности в условиях допустимого уровня риска, позволяет обеспечить финансовую устойчивость предприятия и способность его дальнейшего развития в условиях изменяющейся внутренней и внешней среды.
Целью написания курсовой работы является рассмотрение экономической природы финансовых методов увеличения капитала предприятия на примере ОАО «БАТ-Ява».
Задачами работы являются:
рассмотрение сущности капитала как основного элемента финансовых ресурсов предприятия;
провести анализ организации капитала на примере ОАО «БАТ-Ява»
предложить на основе изученных материалов рекомендации по увеличению капитала ОАО «БАТ-Ява»
Объект - ОАО «БАТ-Ява».

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………............3
Глава 1. Капитал как основной элемент финансовых ресурсов предприятия
1.1. Экономическое содержание и классификация капитала предприятия……. 5
1.2. Принципы и источники формирования капитала предприятия …………...10
1.3. Финансовые методы увеличения капитала …………………………………14
Глава 2. Анализ организации капитала на примере ОАО «БАТ-Ява»
2.1. Экономическая характеристика ОАО «БАТ-Ява» …………………...…….20
2.2. Анализ состава и структуры капитала предприятия ОАО «БАТ-Ява»…...24
2.3. Методы оптимизации структуры капитала ОАО «БАТ-Ява» ……………..27
2.4. Рекомендации по увеличению капитала ОАО «БАТ-Ява» ………………..32
Заключение ………………………………………………………………………...36
Список литературы ………………………………………………………………..38

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 241.00 Кб (Скачать файл)

Источник: Финансовая отчетность ОАО «БАТ-Ява» за 2008-2010 гг.

Сумма добавочного капитала изменилась незначительно и к 2011 г. стала равна 35787 тыс. руб за счет присоединения фонда социальной сферы. Произошло снижение удельного веса добавочного капитала на 4,9%, за счет образования дополнительных источников формирования собственного капитала.

Уставной капитал ОАО «БАТ-Ява» составляет 61105 руб и разделен на 611050  обыкновенных акций, номинальная стоимость акции 0,1 руб.

Как показывают результаты анализа акционерная собственность  в стоимостном выражении отстает  от стоимости совокупного денежного  капитала предприятия. В 2011 году уставный капитал составил 0,07% в структуре собственного капитала предприятия.

Низкий уровень уставного  капитала не дает гарантий кредиторам и требует пересмотра его размещения.

Уставом ОАО «БАТ-Ява» предусмотрено создание резервного фонда в размере 15% от уставного капитала. Однако реально в период с 2010 г. по 2011 г. данный фонд на предприятии остается неизменным, равный 3 тыс. руб, что составляет 20 % от уставного капитала.

Таблица .6 Размер уставного капитала и чистых активов

Годы

Чистые активы    (тыс. руб)

Уставной капитал

(тыс. руб)

отклонение

    2010

79989

61,0

-79928

    2009

82861

61,0

-82800


Источник: Финансовая отчетность ОАО «БАТ-Ява» за 2009-2011 гг.

 В соответствии  с данными годового бухгалтерского баланса ОАО «БАТ-Ява» , стоимость чистых активов оказалась больше размера уставного капитала ( в 2010 году – на 18,9 тыс.руб; в 2011 году – на 21,8 тыс.руб).

  
2.3. Методы оптимизации структуры капитала ОАО «БАТ-Ява»

Оптимизация структуры  капитала является одной из наиболее важных и сложных задач, решаемых в процессе управления его формированием при создании предприятия. Процесс оптимизации структуры капитала ОАО «БАТ-Ява» осуществляется по следующим этапам (рис.2.).

 







 

 

 


Рис. 2. Этапы процесса оптимизации структуры капитала предприятия

1. Анализ капитала предприятия.  Основной целью этого анализа является выявление тенденций динамики объема и состава капитала в предплановом периоде и их влияния на финансовую устойчивость и эффективность использования капитала.

На второй стадии анализа рассматривается система коэффициентов финансовой устойчивости предприятия, определяемая структурой его капитала. В процессе проведения такого анализа рассчитываются и изучаются в динамике следующие коэффициенты:

а) коэффициент автономии. Он позволяет определить в какой степени используемые предприятием активы сформированы за счет собственного капитала, т.е. долю чистых активов предприятия в обшей их сумме;

б) коэффициент финансового  левериджа (коэффициент финансирования). Он позволяет установить какая сумма заемных средств привлечена предприятием на единицу собственного капитала;

в) коэффициент долгосрочной финансовой независимости. Он характеризует отношение суммы собственного и долгосрочного заемного капитала к общей сумме используемого предприятием капитала и позволяет, выявить финансовый потенциал предстоящего развития предприятия;

г) коэффициент соотношения  долго- и краткосрочной задолженности. Он позволяет определить сумму привлечении долгосрочных финансовых кредитов в расчете на единицу краткосрочного заемного капитала, т.е. характеризует политику финансирования активов предприятия за счет заемных средств.

Анализ финансовой устойчивости предприятия позволяет оценить степень стабильности его финансового развития и уровень финансовых рисков, генерирующих угрозу его банкротства.

На третьей стадии анализа оценивается эффективность  использования капитала в целом и отдельных его элементов. В процессе проведения такого анализа рассчитываются и рассматриваются в динамике следующие основные показатели:

а) период оборота капитала. Он характеризует число дней, в  течение которых осуществляется один оборот собственных и заемных средств, а также капитала в целом. Чем меньше период оборота капитала, тем выше при прочих равных условиях эффективность его использования на предприятии, так как каждый оборот капитала генерирует определенную дополнительную сумму прибыли;

б) коэффициент рентабельности всего используемого капитала. По своему численному значению он соответствует коэффициенту рентабельности совокупных активов, т.е. характеризует уровень экономической рентабельности;

в) коэффициент рентабельности собственного капитала. Этот показатель, характеризующий достигнутый уровень  финансовой рентабельности предприятия, является одним из наиболее важных, так как он служит одним из критериев формирования оптимальной структуры капитала.

г) капиталоотдача. Этот показатель характеризует объем  реализации продукции, приходящейся на единицу капитала, т.е. в определенной мере служит измерителем эффективности операционной деятельности предприятия;

д) капиталоемкость реализации продукции. Он показывает, какой объем капитала задействован для обеспечения выпуска единицы продукции и является базовым для моделирования потребности в капитале в предстоящем периоде с учетом отраслевых особенностей операционной деятельности.

2. Существует ряд объективных и субъективных факторов, учет которых позволяет целенаправленно формировать структуру капитала, обеспечивая условия наиболее эффективного его использования на каждом конкретном предприятии. Основными из этих факторов являются:

А) Отраслевые особенности операционной деятельности предприятия. Характер этих особенностей определяет структуру активов предприятия, их ликвидность. Предприятия с высоким уровнем фондоемкости производства продукции в силу высокой доли внеоборотных активов, имеют обычно более низкий кредитный рейтинг и вынуждены ориентироваться в своей деятельности на использование собственного капитала.

Б) Стадия жизненного цикла предприятия. Растущие предприятия, находящиеся на ранних стадиях своего жизненного цикла и имеющие конкурентоспособную продукцию, могут привлекать для своего развития большую долю заемного капитала, хотя для таких предприятий стоимость этого капитала может быть выше среднерыночной (на предприятиях, находящихся на ранних стадиях своего жизненного цикла, уровень финансовых рисков более высокий, что учитывается их кредиторами). В то же время предприятия, находящиеся в стадии зрелости, в большей мере должны использовать собственный капитал.

В) Конъюнктура товарного рынка. Чем стабильней конъюнктура этого рынка, а соответственно и стабильней спрос на продукцию предприятия, тем выше и безопасней становится использование заемного капитала.

Г) Конъюнктура финансового рынка. В зависимости от состояния этой конъюнктуры возрастает или снижается стоимость заемного капитала. При существенном возрастании этой стоимости дифференциал финансового левериджа может достичь отрицательного значения.

Д) Уровень рентабельности операционной деятельности. При высоком значении этого показателя кредитный рейтинг предприятия возрастает и оно расширяет потенциал возможного использования заемного капитала. Однако в практических условиях этот потенциал часто остается невостребованным в связи с тем, что при высоком уровне рентабельности предприятие имеет возможность удовлетворять дополнительную потребность в капитале за счет более высокого уровня капитализации полученной прибыли.

Е) Коэффициент операционного левериджа. Рост прибыли предприятия обеспечивается совместным проявлением эффекта операционного и финансового левериджа. Поэтому предприятия с растущим объемом реализации продукции, но имеющие в силу отраслевых особенностей ее производства низкий коэффициент операционного левериджа, могут в гораздо большей степени (при прочих равных условиях) увеличивать коэффициент финансового левериджа, т.е. использовать большую долю заемных средств в общей сумме капитала.

Ж) Отношение кредиторов к предприятию. Как правило, кредиторы при оценке кредитного рейтинга предприятия руководствуется своими критериями, не совпадающими иногда с критериями оценки собственной кредитоспособности предприятием.

З) Уровень налогообложения прибыли. В условиях низких ставок налога на прибыль или использования предприятием налоговых льгот по прибыли, разница в стоимости собственного и заемного капитала, привлекаемого из внешних источников, снижается.

И) Финансовый менталитет собственников и менеджеров предприятия. Неприятие высоких уровней рисков формирует консервативный подход собственников и менеджеров к финансированию развития предприятия, при котором его основу составляет собственный капитал.

К) Уровень концентрации собственного капитала. Для того, чтобы сохранить финансовый контроль за управлением предприятием (контрольный пакет акций или контрольный объем паевого вклада), владельцам предприятия не хочется привлекать дополнительный собственный капитал из внешних источников, даже, несмотря на благоприятные к этому предпосылки.

3. Оптимизация структуры  капитала по критерию максимизации уровня финансовой рентабельности. Для проведения таких оптимизационных расчетов используется механизм финансового левериджа.

4. Оптимизация структуры  капитала по критерию минимизации его стоимости. Процесс этой оптимизации основан на предварительной оценке стоимости собственного и заемного капитала при разных условиях его привлечения и осуществлении многовариантных расчетов средневзвешенной стоимости капитала.

5. Оптимизация структуры капитала по критерию минимизации уровня финансовых рисков. Учет фактора риска в процессе управления капитала предприятия сопровождает подготовку практически всех управленческих решений. Концепция учета фактора риска состоит в объективной оценке  его уровня с целью обеспечения формирования необходимого уровня доходности финансовых операций, связанных с использованием капитала, и разработки системы мероприятий, минимизирующих его негативные финансовые последствия для хозяйственной деятельности предприятия.

 

2.4. Рекомендации по увеличению капитала ОАО «БАТ-Ява»

  Для улучшения  финансового состояния и совершенствования  организации собственного капитала ОАО «БАТ-Ява» были разработаны следующие рекомендации:

  • увеличить уставный капитал общества с целью повышения его финансовых гарантий;
  • создать резервный фонд, а также совершенствовать его учет и отражения в бухгалтерском балансе;
  • совершенствовать бухгалтерскую отчетность общества в целях возможности ее использования для финансового анализа всеми участниками рынка;
  • изменение порядка учета фонда социальной сферы в соответствии с новым планом счетов.

Увеличение собственного капитала может быть осуществлено в  результате накопления или консервации нераспределенной прибыли для целей основной деятельности со значительным ограничением использования ее на непроизводственные цели, а также в результате распределения чистой прибыли в резервные фонды, образуемые в соответствии с учредительными документами.

Предельный размер резервного фонда находится в прямой зависимости  от размера уставного капитала. Анализируемому предприятию целесообразно создавать резервный фонд в размере, указанном в его учредительных документах, то есть 25% от уставного капитала и формировать его путем ежегодных отчислений в размере не менее 5% от чистой прибыли.

           Учитывая значение информации о составе и структуре собственного капитала для анализа способности предприятия к самофинансированию, необходимо предусмотреть ее раскрытие в пояснениях к отчету с тем, чтобы внешний пользователь имел возможность принимать нужные решения.

       Проведенный анализ организации собственного капитала и финансового состояния ОАО «БАТ-Ява» свидетельствует об эффективной финансовой работе в хозяйстве. При анализе было выявлено, что предприятие является прибыльным, прибыль в 2011г. составила 45761 тыс. руб. В результате анализа выявлено, что за анализируемый период произошли значительные изменения в структуре собственного капитала. Если в 2009 г. он состоял на 48,75%  из добавочного капитала и на 0,09% из уставного, то к концу 2011 г. его состав значительно расширился за счет остатка  нераспределенной прибыли. На основе чистой прибыли рассчитывают рентабельность собственного капитала, которая показывает насколько эффективно он используется. Следовательно, первоочередной задачей в рационализации структуры капитала является получение прибыли.

Исходя из вышесказанного обществу целесообразно произвести наращивание уставного капитала. Изменение размера уставного капитала может быть произведено по решению собственников ОАО «БАТ-Ява» на общем собрании акционеров и должно быть отражено в его учредительных документах.

Уставный капитал может  быть увеличен либо за счет дополнительной эмиссии акций, либо без привлечения  дополнительных инвестиций.

Увеличение уставного  капитала без привлечения дополнительных инвестиций возможно только в пределах суммы нераспределенной прибыли.

Целесообразно предложить следующие принципы формирования капитала предприятия:

1. Учет перспектив  развития хозяйственной деятельности  предприятия. Процесс формирования  объема и структуры капитала подчинен задачам обеспечения его хозяйственной деятельности не только на начальном этапе деятельности, но и на продолжении и расширении этой деятельности в будущем. Обеспечение перспективности достигается путем включения всех расчетов, связанных с формированием капитала, в бизнес-план создания нового предприятия.

Информация о работе Капитал и методы его увеличения на предприятии