Концептуальные основы финансового регулирования территориального развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2015 в 19:21, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования. Целью исследования стало развитие основополагающих вопросов теории финансового регулирования территориального развития, выявление проблем практической реализации регулирующих возможностей финансов, разработка рекомендаций по совершенствованию средств и способов организации финансового регулирования в современных условиях
Задачи исследования. В соответствии с целью исследования автором поставлены следующие задачи теоретического и прикладного характера:
- конструктивного, в историческом ракурсе, изучения взглядов российских и зарубежных экономистов на роль и проблемы использования финансов в общественном воспроизводстве,
-теоретического осмысления сущности и содержания территориального финансового регулирования,
- систематизации опыта финансового регулирования в индустриально развитых странах, определения возможностей его использования в России,
- выявления специфики функционирования отечественного механизма финансового воздействия на экономику территории;
Акту‪альность данной темы заключается в том, чтобы обратить внимание на процесс развития рыночных стру‪кту‪р экономики и на образование и фу‪нкционирование естественных монополий. Потому‪ что, именно они имеют общественное значение, определенну‪ю рыночну‪ю власть. Конечно, изу‪чению этого вопроса посвящено много литерату‪ры, выдающиеся у‪ченые в области экономики такие как: х Дж.Робинсон и Е. Чемберлен рассматривали вопрос монополии в своих тру‪дах. Современные у‪ченые также заинтересованы этим вопросом, и вносят свои знания, свои идеи в исследование вопроса естественных монополий. Это такие у‪ченые, как В. Базилевич, В.Венгер, А. Ку‪тыркин, В. Цапелик и дру‪гие. Но я считаю, что вопросу‪ о естественных монополиях ну‪жно у‪делять больше внимания, так как в современной экономической нау‪ке еще не су‪ществу‪ет единого су‪щностного объяснения «Естественная монополия». Постановка задачи. Целью исследования является определение самого понятия «Естественная монополия», определение его принципов, вследствие каких-либо объективных причин следу‪ет, что лежит в основе, и наличия конку‪ренция в этом виде монополии. Резу‪льтаты исследования. В современной экономической литерату‪ре понятие «монополия» и «естественная монополия» имеет очень много определений, однако в ст. 1 Закона «О естественных монополиях» естественная монополия тракту‪ется как состояние товарного рынка, при котором у‪довлетворение спроса на этом рынке является более эффективным при у‪словии отсу‪тствия конку‪ренции вследствие технологических особенностей производства (в связи с су‪щественным у‪меньшением расходов производства на единицу‪ товара по мере у‪величения объемов производства), а у‪слу‪ги (товары), которые производят су‪бъекты естественных монополий, не могу‪т быть заменены в потреблении дру‪гими у‪слу‪гами (товарами), в связи с чем спрос на этом товарном рынке меньше зависит от изменения цен на эти у‪слу‪ги (товары), чем спрос на дру‪гие у‪слу‪ги (товары). [1]. Таким образом, исходя из понятия, которое приведено в экономической энциклопедии, естественная монополия - это отрасль, в которой ярко выражена экономия от роста масштабов производства, а конку‪ренция не осу‪ществлена, затру‪днена либо не применяемая; отрасль, в которой долгосрочные средние издержки минимальны при у‪словии, что одна фирма обслу‪живает весь рынок. [2, с. 483]. В, как в большинстве стран, естественные монополии наделены особыми привилегиями в обмен на право правительства регу‪лировать их действия с целью недопу‪щения злоу‪потребления монопольной властью. К естественным монополиям относятся предприятия: комму‪нального обслу‪живания - электро-, газо-, водоснабжения; связи; кабельного телевидения; отдельных отраслей транспорта (например: метро) и т.д.. [3, с. 88]. Надо обратить внимание, что естественная монополия возникает вследствие технологических особенностей производства и его материально-технической базы, особое внимание следу‪ет обратить на развитие прогресса. В современной экономике рынки являются динамичными. Поэтому‪, с развитием нау‪чно-технического прогресса, например, с изменением рыночных у‪словий, технологические изменения обу‪словливают дру‪гу‪ю характеристику‪ расходов, высокие цены способству‪ют появлению заменителей. Условия для су‪ществования естественной монополии могу‪т исчезать. Это касается некоторых временных естественных монополий, к которым можно отнести теплоснабжения и городской транспорт. Однако су‪ществу‪ют монополии, которые на обзорну‪ю перспективу‪ считаются постоянными монополиями - водоснабжения, водоотведения. Можно выделить две основные причины су‪ществования естественной монополии: ? законодательное предоставление исключительных прав в определенных сферах хозяйственной деятельности; ? экономическая эффективность концентрации производства. Но как отмечают С. Никитин, Е. Глазова и М. Степанова, монополия все реже ассоцииру‪ется с ростом концентрации; во многих слу‪чаях ее начали оправдывать, особенно когда достигну‪та с ее помощью эффективность покрывает расходы, связанные с у‪меньшением конку‪ренции [4, с . 93]. При этом законодательное предоставление исключительных прав и отнесения хозяйственной деятельности к естественной монополии касается только тех ее видов, в которых наблюдается экономическая эффективность концентрации производства. Хотя последняя наблюдается в значительной части производств, необходимост

Содержание работы

Введение 2
Глава 1. Теоретико-методологический анализ территориального финансового регулирования 7
1.1. Понятие финансового регулирования территориального развития 7
1.2. Механизм финансового регулирования развития территорий 11
Глава 2. Организационно-методологические основы построения системы финансового регулирования развития территорий 17
2.1. Система финансового регулирования территорий как элемент финансового менеджмента 17
2.2. Методологическая база построения территориальных бюджетов и бюджетного регулирования территорий 24
Глава 3. Основные направления совершенствования финансового регулирования территориального развития 33
Список используемой литературы 42

Файлы: 1 файл

финансовое планирование.docx

— 289.24 Кб (Скачать файл)

- аналитического обобщения  методов и факторов, определяющих  динамику финансовых ресурсов, выявления  причин неадекватности финансового  потенциала и финансовой обеспеченности  территориального развития,

- поиска направлений оптимизации  процесса и повышения эффективности  механизма финансового регулирования  в Российской Федерации,

- обоснования концептуальных  подходов к разработке государственной  финансовой стратегии в развитии  регионов страны

Предметом исследования являются финансовые отношения; финансовая политика государства в целом, и территории в частности, правовое и методическое обеспечение процесса управления территориальными финансами

Объектом исследовании выступают системы государственных (муниципальных) финансов, финансового регулирования, а также деятельность государственных и муниципальных структур в процессе финансового регулирования территориального развития

Методологической основой исследования послужил диалектический подход, раскрывающий возможности исследования вопросов формирования финансовой стратегии развития территорий в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности. Системный подход к предмету исследования реализован посредством таких общенаучных методов, как методы научной абстракции, моделирования, сравнительного анализа и синтеза, статистического, логического и графического методов оценок финансовых мероприятий.

Теоретической базой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых и практиков в области теории государственных и муниципальных финансов, теории бюджета, налогов и построения межбюджетных отношений, государственного регулирования экономики, а также работы специалистов, занимающихся вопросами построения стратегии развития и управления территориальными финансовыми ресурсами. Среди них особое значение имеют работы ученых Института системного анализа РАН, Института экономики РАН и Центра социально-экономических проблем федерализма, Института мировой экономики и международных отношений РАН, Национального Экономического Совета, аналитического центра и профильных комитетов Совета Федерации.

 

Глава 1. Теоретико-методологический анализ территориального финансового регулирования

1.1.Понятие  финансового регулирования территориального развития

Наиболее распространенной трактовкой термина «регулирование» в научной литературе является его определение как комплекса оперативных воздействий на объект управления, ориентированный на локализацию возникших в ней отклонений от некоторого желаемого (планового) состояния.1Учитывая данное определение, предполагается, что субъект управления имеет достаточно детальное представление о том, каким должно быть наилучшее состояние регулируемой системы в конкретный момент времени и, сравнивая его с реальным состоянием, выявляются отклонения и принимаются меры по возвращению системы к заданным параметрам. Такой подход имеет следующие особенности. Во-первых, он имеет высокую степень рутинности и механистичности регулирования, он ограничен рамками заданных характеристик объекта и, таким образом, обладает практической невозможностью превысить последние, даже если для этого имеются все предпосылки. Во-вторых, соответствующий подход к регулирующим воздействиям на объект управления характеризуется сведением сущности регулирования к набору оперативных реакций управляющей подсистемы на любые признаки отклонений в виде непрерывного потока корректировок на основе всеобщего контроля управляемой подсистемы.

По нашему мнению, вышеуказанный подход к регулированию представляется обоснованным с точки зрения практической значимости, примирительным и целесообразным, в частности, к объектам с достаточно жестко заданной технологией функционирования, которыми являются, например, системы, основанные на применении технических средств или на "отработанном регламенте взаимодействий элементов. Характеризуя концепцию системного подхода к управлению социально - экономическими процессами, нам представляются в роли таких объектов хозяйствующие субъекты, представляющие собой большие и сложные системы территориального уровня.

Естественно, что при регулировании рассматриваемой в данном исследовании территориальной финансовой системы, по нашему мнению, необходимо учитывать ряд особенностей при определении сущностной характеристики соответствующего регулирования.

Во-первых, объективно низкая определенность, реализации взаимосвязей (технологии взаимодействия) между элементами финансовой системы, основанная на общей неопределенности системы финансов (денежных отношений). В свою очередь, эта неопределенность вытекает из фундаментальной специфики рыночной экономики, что делает невозможным применение оперативных плановых количественных оценок исследуемого объекта в качестве информационной базы для' принятия* решений о воздействиях на него;

Во-вторых, недостаточное наличие методов и способов прямого регулирования с целью оперативного воздействия на финансово-хозяйственные процессы со стороны управляющего субъекта (государственных финансовых органов)» на ту часть объектов управления, которая представлена элементами негосударственной составляющей финансовой системы (в т.ч. муниципальные централизованные и децентрализованные финансы). Естественно, что при этом говорить о высокой степени оперативности воздействия на функциональные и структурные характеристики финансовой системы говорить не приходиться;

В-третьих, это объективно сложившийся у финансовых органов государственной власти, как управляющего субъекта (через нормы финансово- бюджетного законодательства), комплекс инструментальных решений косвенного и долгосрочного характера с целью тактического и стратегического воздействия на "управляемую подсистему," которая позволяет не только достигать непосредственно целей конкретных элементов этой системы, но и формировать условия; необходимые для их функционирования;

В-четвертых, высокая степень зависимости функционирования территориальной финансовой системы от нормативно-правовых регламентации формируемых федеральными органами власти и, как следствие, создавшейся финансовой зависимостью территориального уровня от центра, что не может не сужать спектр выбора управленческих решений о воздействии на общую управляемую систему, и соответственно, на ее частные элементы;

В-пятых, наличие социально-общественной ответственности органов государственной власти как управляющего субъекта за качественные показатели осуществляемых действий (воздействий регулирующего характера), которые оказывают серьезное влияние как на социально-экономическую устойчивость территориального развития, так и на организационно- экономическую структуру. Это влияние может быть как позитивным, так и негативным, не только на собственно объект регулирования, но и на социально- экономическую систему региона в целом;

В-шестых, чрезвычайно высокая степень разнообразия элементов региональной финансовой системы, которая существенно осложняет процесс выработки общих для всех эффективных регулирующих воздействий, с одной стороны, а с другой - объективная невозможность в подавляющем большинстве  конкретных ситуаций учета специфики функционирования и состояния отдельных субъектов (организаций и хозяйствующих единиц) управления2.

Все это позволяет сделать вывод о том, что процесс регулирования территориальной финансовой системы кардинальным образом отличается от процесса регулирования социально-экономических систем микроуровня и требует выработки специального определения, позволяющего придать ему конкретность и целевую направленность.

Такое определение должно, на наш взгляд, решить ряд важных практических задач регулирования финансовой системы региона, к которым относятся следующие:

  • определить ответственность за качество регулирования, в частности, и за уровень развития финансовой системы в целом, который должен быть возложен на государственные органы соответствующей компетенции - Министерства финансов или Управления по финансам субъектов федерации;
  • ограничить состав показателей, формирующих информационную базу регулирования, наиболее общими характеристиками как финансового, так и социального, экономического состояния региона, численное значение которых в наибольшей степени зависит от действия региональной финансовой системы, отражающего ее наиболее содержательные аспекты;
  • нацелить органы, задачей которых является регулирование финансовой системы региона, на аналитическую работу по определению численных значений указанных показателей, основанную на сопоставлении их желаемого и достижимого уровня, а также, если это необходимо, затрат, необходимых для их достижения и экономических результатов;
  • исключить неоправданно жесткий и детальный контроль деятельности организационно-правовых структур и структурных единиц региональной финансовой системы, что, в первую очередь, касается элементов ее негосударственной составляющей;
  • построить процесс регулирования как формирование комплекса условий функционирования элементов системы, что определяет применение мер, главным образом, косвенного, экономического характера при минимально необходимом уровне прямых административных воздействий;
  • придать регулированию региональной финансовой системы характер стратегического и тактического управления ее состоянием, существенно ограничив оперативное вмешательство в планомерную повседневную деятельностьееэлементов;  учесть в процессе регулирования единство и целостность правового и экономического пространства федерации и реальное положение в нем региона;

В соответствии с приведенным составом задач и пониманием нами существа поставленной проблемы можно предложить следующее определение термина «регулирование» применительно к территориальной финансовой системе.

Регулирование территориальной финансовой системы - это осуществляемый государственными органами комплексный процесс определения состава показателей ее состояния, их целесообразных (эффективных) количественных характеристик, контроля за их достижением в ходе функционирования системы и разработки, внедрения прямых и косвенных мер стратегического, тактического и оперативного характера, направленных на обеспечение ее структурного, а также функционального развития с учетом общегосударственных нормативно-законодательных ограничений и задач с целью достижения максимального уровня социально-экономического развития территории.

 

1.2.Механизмфинансового регулирования развития территорий

Характеристика элементов финансового механизма регулирования территориального развития представлено на рис. 1.



 

Рисунок 1  - Элементы финансового механизма регулирования территориального развития3

Финансовый механизм регулирования развития территорий представляет собой многоуровневую иерархическую систему взаимосвязанных элементов и групп (субъекты, объекты, принципы, методы и инструменты и т.п.), а также способов их взаимодействия, интеграции и дезинтеграции, в результате которых оптимизируются экономические интересы государства, субъектов хозяйствования, кредиторов (инвесторов) и населения соответствующей территории.

Под организационно-экономическим и финансовым механизмами управления сложными организационными системами понимается взаимозависимая совокупность следующих основных элементов:4

  • формы и методы экономического управления с мотивацией систем стимулирования;
  • формы и методы стратегического, тактического и оперативного

управления;

  • рычаги и методы формирования системы управляющих параметров с элементами самонастраивания (самоорганизации);
  • система обоснованных ограничений финансового и административного характера;
  • информационная система формирования законодательно-правовой и нормативной базы управленческих решений.

На основе критериального подхода разрабатываются научно обоснованные прогнозы, планы, программы, дается экономическая оценка (оперативная и прогнозно-стратегическая) экономического развития территории. Затем осуществляется анализ финансового, организационного, правового, методического, ресурсного с привязкой к конкретному этапу развития территории, а также анализ фактического и ожидаемого вида финансового ресурса. Процесс финансового регулирования разделен на три вида, по экономической значимости каждого воздействующего элемента процесса в их общей взаимосвязи.

Неотъемлемой составной частью системы финансового управления выступают прямые, косвенные и смешанные формы регулирования. Непосредственное (прямое) влияние на процесс территориального развития оказывается с помощью взимания прямых общегосударственных налогов; в процессе финансирования расходов, осуществляемых из бюджета развития; посредством применения повышенных или пониженных ставок налогов и платежей в бюджет и в централизованные внебюджетные фонды; при изменении размеров нормативов государственных расходов; в результате взимания штрафов, пени, неустоек за нарушение финансовой дисциплины. К опосредованным (косвенным) формам регулирования, способствующих тому, чтобы распределение в обществе было справедливым, и в то же время не оказывающим резкого воздействия на развитие рынка, отнесены косвенное налогообложение. Среди смешанных форм финансового воздействия выделены местные налоги, система неналоговых платежей в бюджет, льготное налогообложение и льготное финансирование отдельных сфер деятельности и мероприятий, нормативы образования и использования децентрализованных внебюджетных фондов и фондов государственных предприятий и организаций.

В качестве финансовых регуляторов социально-экономических и финансово-хозяйственных процессов по нашему мнению необходимо выделить также: налоги и неналоговые платежи в бюджет; финансовые льготы и санкции; эксплуатационные расходы бюджетных учреждений; общие и целевые субсидии (включая предназначенные для оплаты государственных заказов); доходы и расходы внебюджетных фондов; доходы и расходы государственных предприятий и организаций.

Применяемые в исследовании методы финансового регулирования нельзя оценивать однозначно. По своей сути эти регуляторы относятся к экономическим способам государственного финансового воздействия и обладают свойствами совместимости с другими методами управления, а также гибкостью и экономичностью. Однако такие черты, как директивность и санкционированность, позволяют выделить в них принудительно- распределительные и командные черты, присущие административным методам воздействия.

Как известно, выявление закономерностей любого явления обеспечивается посредством структурирования его содержания. В качестве результата реализации идеи системности должна выступать функциональная упорядоченность элементов и интегративных связей финансового регулирования территориального развития. Предлагаемая нами структура системы финансового регулирования территориального развития отражает совокупность сущностных параметров территориального уровня, целей, объектов, принципов, задач, субъектов, инструментария и мероприятий. Мотивационный механизм финансового регулирования развития территорий, его диапазон; характер и способы практического осуществления определяются условиями исторического развития, типом государственного устройства, сложившейся социально-экономической структурой общества, соотношением политических сил и иными факторами. Поэтому функционирование территориальной системы зависит от конкретных условий региона.

Информация о работе Концептуальные основы финансового регулирования территориального развития