Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2015 в 19:21, курсовая работа
Цель исследования. Целью исследования стало развитие основополагающих вопросов теории финансового регулирования территориального развития, выявление проблем практической реализации регулирующих возможностей финансов, разработка рекомендаций по совершенствованию средств и способов организации финансового регулирования в современных условиях
Задачи исследования. В соответствии с целью исследования автором поставлены следующие задачи теоретического и прикладного характера:
- конструктивного, в историческом ракурсе, изучения взглядов российских и зарубежных экономистов на роль и проблемы использования финансов в общественном воспроизводстве,
-теоретического осмысления сущности и содержания территориального финансового регулирования,
- систематизации опыта финансового регулирования в индустриально развитых странах, определения возможностей его использования в России,
- выявления специфики функционирования отечественного механизма финансового воздействия на экономику территории;
Актуальность данной темы заключается в том, чтобы обратить внимание на процесс развития рыночных структур экономики и на образование и функционирование естественных монополий. Потому что, именно они имеют общественное значение, определенную рыночную власть. Конечно, изучению этого вопроса посвящено много литературы, выдающиеся ученые в области экономики такие как: х Дж.Робинсон и Е. Чемберлен рассматривали вопрос монополии в своих трудах. Современные ученые также заинтересованы этим вопросом, и вносят свои знания, свои идеи в исследование вопроса естественных монополий. Это такие ученые, как В. Базилевич, В.Венгер, А. Кутыркин, В. Цапелик и другие. Но я считаю, что вопросу о естественных монополиях нужно уделять больше внимания, так как в современной экономической науке еще не существует единого сущностного объяснения «Естественная монополия». Постановка задачи. Целью исследования является определение самого понятия «Естественная монополия», определение его принципов, вследствие каких-либо объективных причин следует, что лежит в основе, и наличия конкуренция в этом виде монополии. Результаты исследования. В современной экономической литературе понятие «монополия» и «естественная монополия» имеет очень много определений, однако в ст. 1 Закона «О естественных монополиях» естественная монополия трактуется как состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке является более эффективным при условии отсутствия конкуренции вследствие технологических особенностей производства (в связи с существенным уменьшением расходов производства на единицу товара по мере увеличения объемов производства), а услуги (товары), которые производят субъекты естественных монополий, не могут быть заменены в потреблении другими услугами (товарами), в связи с чем спрос на этом товарном рынке меньше зависит от изменения цен на эти услуги (товары), чем спрос на другие услуги (товары). [1]. Таким образом, исходя из понятия, которое приведено в экономической энциклопедии, естественная монополия - это отрасль, в которой ярко выражена экономия от роста масштабов производства, а конкуренция не осуществлена, затруднена либо не применяемая; отрасль, в которой долгосрочные средние издержки минимальны при условии, что одна фирма обслуживает весь рынок. [2, с. 483]. В, как в большинстве стран, естественные монополии наделены особыми привилегиями в обмен на право правительства регулировать их действия с целью недопущения злоупотребления монопольной властью. К естественным монополиям относятся предприятия: коммунального обслуживания - электро-, газо-, водоснабжения; связи; кабельного телевидения; отдельных отраслей транспорта (например: метро) и т.д.. [3, с. 88]. Надо обратить внимание, что естественная монополия возникает вследствие технологических особенностей производства и его материально-технической базы, особое внимание следует обратить на развитие прогресса. В современной экономике рынки являются динамичными. Поэтому, с развитием научно-технического прогресса, например, с изменением рыночных условий, технологические изменения обусловливают другую характеристику расходов, высокие цены способствуют появлению заменителей. Условия для существования естественной монополии могут исчезать. Это касается некоторых временных естественных монополий, к которым можно отнести теплоснабжения и городской транспорт. Однако существуют монополии, которые на обзорную перспективу считаются постоянными монополиями - водоснабжения, водоотведения. Можно выделить две основные причины существования естественной монополии: ? законодательное предоставление исключительных прав в определенных сферах хозяйственной деятельности; ? экономическая эффективность концентрации производства. Но как отмечают С. Никитин, Е. Глазова и М. Степанова, монополия все реже ассоциируется с ростом концентрации; во многих случаях ее начали оправдывать, особенно когда достигнута с ее помощью эффективность покрывает расходы, связанные с уменьшением конкуренции [4, с . 93]. При этом законодательное предоставление исключительных прав и отнесения хозяйственной деятельности к естественной монополии касается только тех ее видов, в которых наблюдается экономическая эффективность концентрации производства. Хотя последняя наблюдается в значительной части производств, необходимост
Введение 2
Глава 1. Теоретико-методологический анализ территориального финансового регулирования 7
1.1. Понятие финансового регулирования территориального развития 7
1.2. Механизм финансового регулирования развития территорий 11
Глава 2. Организационно-методологические основы построения системы финансового регулирования развития территорий 17
2.1. Система финансового регулирования территорий как элемент финансового менеджмента 17
2.2. Методологическая база построения территориальных бюджетов и бюджетного регулирования территорий 24
Глава 3. Основные направления совершенствования финансового регулирования территориального развития 33
Список используемой литературы 42
- аналитического обобщения
методов и факторов, определяющих
динамику финансовых ресурсов, выявления
причин неадекватности
- поиска направлений
- обоснования концептуальных
подходов к разработке
Предметом исследования являются финансовые отношения; финансовая политика государства в целом, и территории в частности, правовое и методическое обеспечение процесса управления территориальными финансами
Объектом исследовании выступают системы государственных (муниципальных) финансов, финансового регулирования, а также деятельность государственных и муниципальных структур в процессе финансового регулирования территориального развития
Методологической основой исследования послужил диалектический подход, раскрывающий возможности исследования вопросов формирования финансовой стратегии развития территорий в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности. Системный подход к предмету исследования реализован посредством таких общенаучных методов, как методы научной абстракции, моделирования, сравнительного анализа и синтеза, статистического, логического и графического методов оценок финансовых мероприятий.
Теоретической базой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых и практиков в области теории государственных и муниципальных финансов, теории бюджета, налогов и построения межбюджетных отношений, государственного регулирования экономики, а также работы специалистов, занимающихся вопросами построения стратегии развития и управления территориальными финансовыми ресурсами. Среди них особое значение имеют работы ученых Института системного анализа РАН, Института экономики РАН и Центра социально-экономических проблем федерализма, Института мировой экономики и международных отношений РАН, Национального Экономического Совета, аналитического центра и профильных комитетов Совета Федерации.
Глава 1. Теоретико-методологический анализ территориального финансового регулирования
1.1.Понятие финансового регулирования территориального развития
Наиболее распространенной трактовкой термина «регулирование» в научной литературе является его определение как комплекса оперативных воздействий на объект управления, ориентированный на локализацию возникших в ней отклонений от некоторого желаемого (планового) состояния.1Учитывая данное определение, предполагается, что субъект управления имеет достаточно детальное представление о том, каким должно быть наилучшее состояние регулируемой системы в конкретный момент времени и, сравнивая его с реальным состоянием, выявляются отклонения и принимаются меры по возвращению системы к заданным параметрам. Такой подход имеет следующие особенности. Во-первых, он имеет высокую степень рутинности и механистичности регулирования, он ограничен рамками заданных характеристик объекта и, таким образом, обладает практической невозможностью превысить последние, даже если для этого имеются все предпосылки. Во-вторых, соответствующий подход к регулирующим воздействиям на объект управления характеризуется сведением сущности регулирования к набору оперативных реакций управляющей подсистемы на любые признаки отклонений в виде непрерывного потока корректировок на основе всеобщего контроля управляемой подсистемы.
По нашему мнению, вышеуказанный подход к регулированию представляется обоснованным с точки зрения практической значимости, примирительным и целесообразным, в частности, к объектам с достаточно жестко заданной технологией функционирования, которыми являются, например, системы, основанные на применении технических средств или на "отработанном регламенте взаимодействий элементов. Характеризуя концепцию системного подхода к управлению социально - экономическими процессами, нам представляются в роли таких объектов хозяйствующие субъекты, представляющие собой большие и сложные системы территориального уровня.
Естественно, что при регулировании рассматриваемой в данном исследовании территориальной финансовой системы, по нашему мнению, необходимо учитывать ряд особенностей при определении сущностной характеристики соответствующего регулирования.
Во-первых, объективно низкая определенность, реализации взаимосвязей (технологии взаимодействия) между элементами финансовой системы, основанная на общей неопределенности системы финансов (денежных отношений). В свою очередь, эта неопределенность вытекает из фундаментальной специфики рыночной экономики, что делает невозможным применение оперативных плановых количественных оценок исследуемого объекта в качестве информационной базы для' принятия* решений о воздействиях на него;
Во-вторых, недостаточное наличие методов и способов прямого регулирования с целью оперативного воздействия на финансово-хозяйственные процессы со стороны управляющего субъекта (государственных финансовых органов)» на ту часть объектов управления, которая представлена элементами негосударственной составляющей финансовой системы (в т.ч. муниципальные централизованные и децентрализованные финансы). Естественно, что при этом говорить о высокой степени оперативности воздействия на функциональные и структурные характеристики финансовой системы говорить не приходиться;
В-третьих, это объективно сложившийся у финансовых органов государственной власти, как управляющего субъекта (через нормы финансово- бюджетного законодательства), комплекс инструментальных решений косвенного и долгосрочного характера с целью тактического и стратегического воздействия на "управляемую подсистему," которая позволяет не только достигать непосредственно целей конкретных элементов этой системы, но и формировать условия; необходимые для их функционирования;
В-четвертых, высокая степень зависимости функционирования территориальной финансовой системы от нормативно-правовых регламентации формируемых федеральными органами власти и, как следствие, создавшейся финансовой зависимостью территориального уровня от центра, что не может не сужать спектр выбора управленческих решений о воздействии на общую управляемую систему, и соответственно, на ее частные элементы;
В-пятых, наличие социально-общественной ответственности органов государственной власти как управляющего субъекта за качественные показатели осуществляемых действий (воздействий регулирующего характера), которые оказывают серьезное влияние как на социально-экономическую устойчивость территориального развития, так и на организационно- экономическую структуру. Это влияние может быть как позитивным, так и негативным, не только на собственно объект регулирования, но и на социально- экономическую систему региона в целом;
В-шестых, чрезвычайно высокая степень разнообразия элементов региональной финансовой системы, которая существенно осложняет процесс выработки общих для всех эффективных регулирующих воздействий, с одной стороны, а с другой - объективная невозможность в подавляющем большинстве конкретных ситуаций учета специфики функционирования и состояния отдельных субъектов (организаций и хозяйствующих единиц) управления2.
Все это позволяет сделать вывод о том, что процесс регулирования территориальной финансовой системы кардинальным образом отличается от процесса регулирования социально-экономических систем микроуровня и требует выработки специального определения, позволяющего придать ему конкретность и целевую направленность.
Такое определение должно, на наш взгляд, решить ряд важных практических задач регулирования финансовой системы региона, к которым относятся следующие:
В соответствии с приведенным составом задач и пониманием нами существа поставленной проблемы можно предложить следующее определение термина «регулирование» применительно к территориальной финансовой системе.
Регулирование территориальной финансовой системы - это осуществляемый государственными органами комплексный процесс определения состава показателей ее состояния, их целесообразных (эффективных) количественных характеристик, контроля за их достижением в ходе функционирования системы и разработки, внедрения прямых и косвенных мер стратегического, тактического и оперативного характера, направленных на обеспечение ее структурного, а также функционального развития с учетом общегосударственных нормативно-законодательных ограничений и задач с целью достижения максимального уровня социально-экономического развития территории.
1.2.Механизмфинансового регулирования развития территорий
Характеристика элементов финансового механизма регулирования территориального развития представлено на рис. 1.
Рисунок 1 - Элементы финансового механизма регулирования территориального развития3
Финансовый механизм регулирования развития территорий представляет собой многоуровневую иерархическую систему взаимосвязанных элементов и групп (субъекты, объекты, принципы, методы и инструменты и т.п.), а также способов их взаимодействия, интеграции и дезинтеграции, в результате которых оптимизируются экономические интересы государства, субъектов хозяйствования, кредиторов (инвесторов) и населения соответствующей территории.
Под организационно-экономическим и финансовым механизмами управления сложными организационными системами понимается взаимозависимая совокупность следующих основных элементов:4
управления;
На основе критериального подхода разрабатываются научно обоснованные прогнозы, планы, программы, дается экономическая оценка (оперативная и прогнозно-стратегическая) экономического развития территории. Затем осуществляется анализ финансового, организационного, правового, методического, ресурсного с привязкой к конкретному этапу развития территории, а также анализ фактического и ожидаемого вида финансового ресурса. Процесс финансового регулирования разделен на три вида, по экономической значимости каждого воздействующего элемента процесса в их общей взаимосвязи.
Неотъемлемой составной частью системы финансового управления выступают прямые, косвенные и смешанные формы регулирования. Непосредственное (прямое) влияние на процесс территориального развития оказывается с помощью взимания прямых общегосударственных налогов; в процессе финансирования расходов, осуществляемых из бюджета развития; посредством применения повышенных или пониженных ставок налогов и платежей в бюджет и в централизованные внебюджетные фонды; при изменении размеров нормативов государственных расходов; в результате взимания штрафов, пени, неустоек за нарушение финансовой дисциплины. К опосредованным (косвенным) формам регулирования, способствующих тому, чтобы распределение в обществе было справедливым, и в то же время не оказывающим резкого воздействия на развитие рынка, отнесены косвенное налогообложение. Среди смешанных форм финансового воздействия выделены местные налоги, система неналоговых платежей в бюджет, льготное налогообложение и льготное финансирование отдельных сфер деятельности и мероприятий, нормативы образования и использования децентрализованных внебюджетных фондов и фондов государственных предприятий и организаций.
В качестве финансовых регуляторов социально-экономических и финансово-хозяйственных процессов по нашему мнению необходимо выделить также: налоги и неналоговые платежи в бюджет; финансовые льготы и санкции; эксплуатационные расходы бюджетных учреждений; общие и целевые субсидии (включая предназначенные для оплаты государственных заказов); доходы и расходы внебюджетных фондов; доходы и расходы государственных предприятий и организаций.
Применяемые в исследовании методы финансового регулирования нельзя оценивать однозначно. По своей сути эти регуляторы относятся к экономическим способам государственного финансового воздействия и обладают свойствами совместимости с другими методами управления, а также гибкостью и экономичностью. Однако такие черты, как директивность и санкционированность, позволяют выделить в них принудительно- распределительные и командные черты, присущие административным методам воздействия.
Как известно, выявление закономерностей любого явления обеспечивается посредством структурирования его содержания. В качестве результата реализации идеи системности должна выступать функциональная упорядоченность элементов и интегративных связей финансового регулирования территориального развития. Предлагаемая нами структура системы финансового регулирования территориального развития отражает совокупность сущностных параметров территориального уровня, целей, объектов, принципов, задач, субъектов, инструментария и мероприятий. Мотивационный механизм финансового регулирования развития территорий, его диапазон; характер и способы практического осуществления определяются условиями исторического развития, типом государственного устройства, сложившейся социально-экономической структурой общества, соотношением политических сил и иными факторами. Поэтому функционирование территориальной системы зависит от конкретных условий региона.
Информация о работе Концептуальные основы финансового регулирования территориального развития