Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2015 в 19:21, курсовая работа
Цель исследования. Целью исследования стало развитие основополагающих вопросов теории финансового регулирования территориального развития, выявление проблем практической реализации регулирующих возможностей финансов, разработка рекомендаций по совершенствованию средств и способов организации финансового регулирования в современных условиях
Задачи исследования. В соответствии с целью исследования автором поставлены следующие задачи теоретического и прикладного характера:
- конструктивного, в историческом ракурсе, изучения взглядов российских и зарубежных экономистов на роль и проблемы использования финансов в общественном воспроизводстве,
-теоретического осмысления сущности и содержания территориального финансового регулирования,
- систематизации опыта финансового регулирования в индустриально развитых странах, определения возможностей его использования в России,
- выявления специфики функционирования отечественного механизма финансового воздействия на экономику территории;
Актуальность данной темы заключается в том, чтобы обратить внимание на процесс развития рыночных структур экономики и на образование и функционирование естественных монополий. Потому что, именно они имеют общественное значение, определенную рыночную власть. Конечно, изучению этого вопроса посвящено много литературы, выдающиеся ученые в области экономики такие как: х Дж.Робинсон и Е. Чемберлен рассматривали вопрос монополии в своих трудах. Современные ученые также заинтересованы этим вопросом, и вносят свои знания, свои идеи в исследование вопроса естественных монополий. Это такие ученые, как В. Базилевич, В.Венгер, А. Кутыркин, В. Цапелик и другие. Но я считаю, что вопросу о естественных монополиях нужно уделять больше внимания, так как в современной экономической науке еще не существует единого сущностного объяснения «Естественная монополия». Постановка задачи. Целью исследования является определение самого понятия «Естественная монополия», определение его принципов, вследствие каких-либо объективных причин следует, что лежит в основе, и наличия конкуренция в этом виде монополии. Результаты исследования. В современной экономической литературе понятие «монополия» и «естественная монополия» имеет очень много определений, однако в ст. 1 Закона «О естественных монополиях» естественная монополия трактуется как состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке является более эффективным при условии отсутствия конкуренции вследствие технологических особенностей производства (в связи с существенным уменьшением расходов производства на единицу товара по мере увеличения объемов производства), а услуги (товары), которые производят субъекты естественных монополий, не могут быть заменены в потреблении другими услугами (товарами), в связи с чем спрос на этом товарном рынке меньше зависит от изменения цен на эти услуги (товары), чем спрос на другие услуги (товары). [1]. Таким образом, исходя из понятия, которое приведено в экономической энциклопедии, естественная монополия - это отрасль, в которой ярко выражена экономия от роста масштабов производства, а конкуренция не осуществлена, затруднена либо не применяемая; отрасль, в которой долгосрочные средние издержки минимальны при условии, что одна фирма обслуживает весь рынок. [2, с. 483]. В, как в большинстве стран, естественные монополии наделены особыми привилегиями в обмен на право правительства регулировать их действия с целью недопущения злоупотребления монопольной властью. К естественным монополиям относятся предприятия: коммунального обслуживания - электро-, газо-, водоснабжения; связи; кабельного телевидения; отдельных отраслей транспорта (например: метро) и т.д.. [3, с. 88]. Надо обратить внимание, что естественная монополия возникает вследствие технологических особенностей производства и его материально-технической базы, особое внимание следует обратить на развитие прогресса. В современной экономике рынки являются динамичными. Поэтому, с развитием научно-технического прогресса, например, с изменением рыночных условий, технологические изменения обусловливают другую характеристику расходов, высокие цены способствуют появлению заменителей. Условия для существования естественной монополии могут исчезать. Это касается некоторых временных естественных монополий, к которым можно отнести теплоснабжения и городской транспорт. Однако существуют монополии, которые на обзорную перспективу считаются постоянными монополиями - водоснабжения, водоотведения. Можно выделить две основные причины существования естественной монополии: ? законодательное предоставление исключительных прав в определенных сферах хозяйственной деятельности; ? экономическая эффективность концентрации производства. Но как отмечают С. Никитин, Е. Глазова и М. Степанова, монополия все реже ассоциируется с ростом концентрации; во многих случаях ее начали оправдывать, особенно когда достигнута с ее помощью эффективность покрывает расходы, связанные с уменьшением конкуренции [4, с . 93]. При этом законодательное предоставление исключительных прав и отнесения хозяйственной деятельности к естественной монополии касается только тех ее видов, в которых наблюдается экономическая эффективность концентрации производства. Хотя последняя наблюдается в значительной части производств, необходимост
Введение 2
Глава 1. Теоретико-методологический анализ территориального финансового регулирования 7
1.1. Понятие финансового регулирования территориального развития 7
1.2. Механизм финансового регулирования развития территорий 11
Глава 2. Организационно-методологические основы построения системы финансового регулирования развития территорий 17
2.1. Система финансового регулирования территорий как элемент финансового менеджмента 17
2.2. Методологическая база построения территориальных бюджетов и бюджетного регулирования территорий 24
Глава 3. Основные направления совершенствования финансового регулирования территориального развития 33
Список используемой литературы 42
Практика показала, что отчисления от регулирующих доходных источников не только не соответствуют требованию самостоятельности бюджетов субъектов Федерации, но и требованию соблюдения равных прав территорий, позволяющих влиять субъективным факторам на их размер.
Саратовская область осуществляет взаимоотношения с федеральным центром в бюджетной сфере на общих основаниях, производя взносы платежей в федеральный бюджет Российской Федерации, исходя из нормативов отчислений, ежегодно устанавливаемых федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год.
Несмотря на это, Саратовская область, как и все условно-дотационные территории, получает трансферты гораздо ниже необходимых объемов. При определении суммы трансферта не учитываются параметры развития области на следующий год. Если территории перечисляют средства в федеральный бюджет ритмично, то поступления трансфертов — аритмично, что создает на местах дополнительную социальную напряженность. При решении этой проблемы возникает вопрос об отказе от встречных потоков денежных средств. Уровень закрепленных доходов территориальных бюджетов составил в 2014 г. 39,7% от всех доходов, а средства, поступившие в порядке бюджетного регулирования, составили 69,3%.
Однако сохраняется такой существенный недостаток трансфертного метода, как привязка расчета потребности региона в финансовой помощи к единственному ориентиру - среднедушевому бюджетному доходу.
На основании вышеприведенного анализа можно сформулировать следующие выводы. В качестве наиболее значимого изменения в структуре федеральных трансфертов субъекта РФ в 2007 г. по сравнению с 2006 г. стало снижение доли дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности регионов (средства ФФПСРФ) при одновременном росте доли финансовой помощи, не входящей ни в один из федеральных фондов. Кроме того, следует отметить рост доли дотаций на обеспечение сбалансированности и субвенций, передаваемых через. Фонд компенсаций.
Увеличение целевой финансовой помощи при одновременном снижении выравнивающих дотаций неизбежно ведет к росту неравенства бюджетной обеспеченности российских регионов после распределения всех трансфертов. Кроме того, существенные изменения в методике распределения средств ФФПСРФ также приводят к некоторому снижению выравнивающего эффекта.
Глава 3. Основные направления совершенствования финансового регулирования территориального развития
Как уже отмечалось, одним из основных условий сбалансированности в бюджетно-налоговых отношениях является учет не только трансфертного потока, но и объемов распределения всех расходов федерального бюджета по всем получателям средств на территориях субъектов федерации и соответственно всех расходов территориальных бюджетов по всем получателям этих средств на уровне муниципальных образований. Реальные пропорции такого распределения, не учитываемые при разработке федерального бюджета и бюджетов субъектов федерации и не отслеживаемые официальной статистикой, не явно, но намного существеннее, чем трансферты, корректируют оценки финансового положения регионов и изменяют традиционные представления о донорах и реципиентах.
Федеральный бюджет пронизывает всю управленческую систему России в виде множества параллельных и пересекающихся потоков прямой и косвенной, явной и скрытой финансовой поддержки регионов. Такой поддержкой являются не только и не столько трансферты, сколько финансовая помощь отраслям (например, угольной или ВПК), конкретным предприятиям, частичная компенсация затрат на «северный завоз» и на финансирование многочисленных программ, бюджетные инвестиции, коммерческие кредиты регионам под государственные гарантии и ряд других финансовых мер. Соотношение возникающей при этом суммарной финансовой поддержки регионов и объемов трансфертов составляло 7:1. По отдельным регионам России оно колебалось от 2:1 до 15:1. С еще большей дифференциацией происходило распределение региональных бюджетов по территориям муниципальных образований.
Результатом рассматриваемой поддержки регионов, основанной в основном на трансфертном методе, и отдельных территорий становятся не только прямые финансовые «вливания» в бюджетно-финансируемые объекты, но и создание новых рабочих мест, укрепление экономического положения предприятий - налогоплательщиков, а, следовательно, и рост поступлений от них в столь важные для регионов фонды: пенсионный, дорожный, экологический и другие. Но не менее существенно и то, что в результате подобной финансовой поддержки появляется дополнительный мультипликативный эффект, поскольку средства федерального или региональных бюджетов при первом же обороте (например, при выдаче заработной платы бюджетникам) вполне осязаемы и немедленно увеличивают доходную базу региональных и местных бюджетов (через рост объема подоходного и других налогов), снижают необходимость в собственных бюджетных расходах.
Проведенный анализ бюджетных отношений между уровнями государственной власти, дает возможность построить эффективную модель формирования отношений (табл. 3), которую можно положить в основу анализа бюджетных отношений между уровнями государственной власти за рубежом и в Российской Федерации.
Таблица 3
Модель формирования эффективных бюджетных отношений между уровнями государственной власти
Проблемы субфедерального уровня |
Теоретическая концепция |
Элементы модели |
Каковы выгоды от разделения бюджетных полномочий между уровнями государственной власти? Какой должен быть оптимальный размер территориальной единицы? Как индивиды определяют регион для проживания? Какие существуют наиболее эффективные способы, позволяющие нивелировать различия в благосостоянии граждан и увеличить их доходы? Как происходит управление на субфедеральном уровне, и каково взаимодействие с вышестоящими уровнями власти? |
Теорема о децентрализации Теория клубов Гипотеза Тибу Эффект липучки Только в случае успешной реализации и внедрения предшествующих концепций |
Обоснование необходимости формирования наиболее эффективных и самостоятельных территориальных единиц Распределение расходных обязательств между уровнями государственной власти Разделение доходных источников между уровнями государственной власти Построение системы межбюджетных трансфертов Регламентация заимствований на территориальном уровне (как индикатор экономической эффективности территориальной единицы) |
В течение длительного времени проблема учета такой «сверхтрансфертной» бюджетной поддержки, приходившей в регионы по другим (в том числе отраслевым) каналам, была почти неразрешимой. Однако в связи с новым порядком казначейского исполнения бюджетов рассматриваемый учет становится не только крайне необходимым, но и вполне возможным. Реализация предложенного подхода позволит, в частности, перейти от формально бухгалтерской оценки «бюджетной обеспеченности» к сущностной оценке «бюджетной зависимости». Последняя по каждой территории должна в первую очередь характеризоваться: долей бюджетной «добавки» (в виде не оплачиваемых населением расходов на удовлетворение социальных и иных потребностей) к доходам населения; долей оплачиваемых из бюджета рабочих мест в общем их числе; долей населения, чьи доходы зависят преимущественно от прямых и косвенных выплат из бюджета и внебюджетных фондов, а также от «скрытых» бюджетных выплат в виде компенсируемых бюджетом различных льгот по оплате социальных услуг.
Структура и особенно масштабы «бюджетной зависимости» в расчете на душу населения сильно различаются по регионам. По нашим оценкам, разброс этих показателей по субъектам федерации и, в частности, по муниципальным образованиям намного превосходит разброс показателей «бюджетной обеспеченности», учитываемой при расчете федеральных и региональных трансфертов. Вот почему финансовое положение регионов и территорий более правомерно классифицировать с позиций не только донор-реципиент, но и их прямой зависимости от бюджетных источников существования21.
Таким образом, следует считать, что проблемы российской системы межбюджетных отношений объективно обусловлен. Его причины коренятся не только в сложной политической, экономической и социальной ситуации 90-х годов XX века, но и внутри самой этой системы, в ее идеологии и механизмах, в недостаточном учете российских экономических реалий, в неоправданном сведении смысла и содержания бюджетного федерализма лишь к финансовым технологиям. В этой связи уже недостаточно производить одни частные поправки. Необходима системная модернизация, способная привести российский бюджетный федерализм в соответствии с уникальной социально- экономической и экологической дифференциацией: территорий России, со сложившейся асимметрией федеративных отношений; и с обновляемой экономической и социальной политикой государства.
Можно определять возможности регионов на основе собственной доходной базы, осуществлять бюджетные расходы с учетом их природно-географических и социально-экономических особенностей. С этой целью на практике часто вводятся корректирующие коэффициенты разной-природы и цели.
Регион с тяжелыми природно-географическим
или социально- экономическим условиями
получит коэффициент выше единицы. К тяжелым
природно-географическим-
Неразвитость социальной инфраструктуры, потребность в дополнительных расходах в силу демографических особенностей также объективно ведут к повышению стоимости услуг, финансирование которых осуществляется из бюджетов регионов.
В результате использования трансфертного принципа в 2004 г. финансовую поддержку получили 59 субъектов Федерации. В 2012 г. количество территорий получающих финансовую: поддержку, возросло до 74, что свидетельствует об увеличении дифференциации их бюджетного потенциала, увеличении количества территорий, о недостаточно собираемых на территории закрепленных и регулирующих доходных источников для бюджетной обеспеченности (соотношения между доходами и расходами доходов: территориального бюджета).
Используя механизм трансфертов, устанавливается прямая зависимость между фактическим объемом средств, поступающих в ФФПР, и величиной собираемых на территории субъекта Федерации налогов. Непосредственная зависимость размера выделяемых трансфертов от фактического поступления средств в фонд позволяет практически устранить влияние инфляционного фактора. Однако такое преимущество сохраняется только при условии соблюдения регулярности перечисления трансфертов в территориальные бюджеты, что вносит некоторую неустойчивость в состояние доходов территориального бюджета.
Положительным следует считать применение трансфертного способа при выполнении федеральным центром функции территориального бюджетного регулирования. Однако при всех положительных характеристиках трансфертный механизм оказания финансовой помощи федеральным центром территориям имеет недостатки: законодательно не оформлен механизм зачета части трансфертов за счет повышения норматива отчислений по НДС; несвоевременное перечисление средств из федерального бюджета в территориальные бюджеты; разработана методика использования механизма трансфертов для территорий, где удельный вес трансфертов в составе доходов территориального бюджета значителен (несимметричность расчетов трансфертов территорий-доноров и дотационных территорий).
Нам представляется, что правы те экономисты, которые к недостаткам сложившегося метода также относят:
Актуальность данной темы заключается в том, чтобы обратить внимание на процесс развития рыночных структур экономики и на образование и функционирование естественных монополий. Потому что, именно они имеют общественное значение, определенную рыночную власть. Конечно, изучению этого вопроса посвящено много литературы, выдающиеся ученые в области экономики такие как: х Дж.Робинсон и Е. Чемберлен рассматривали вопрос монополии в своих трудах. Современные ученые также заинтересованы этим вопросом, и вносят свои знания, свои идеи в исследование вопроса естественных монополий. Это такие ученые, как В. Базилевич, В.Венгер, А. Кутыркин, В. Цапелик и другие. Но я считаю, что вопросу о естественных монополиях нужно уделять больше внимания, так как в современной экономической науке еще не существует единого сущностного объяснения «Естественная монополия». Постановка задачи. Целью исследования является определение самого понятия «Естественная монополия», определение его принципов, вследствие каких-либо объективных причин следует, что лежит в основе, и наличия конкуренция в этом виде монополии. Результаты исследования. В современной экономической литературе понятие «монополия» и «естественная монополия» имеет очень много определений, однако в ст. 1 Закона «О естественных монополиях» естественная монополия трактуется как состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке является более эффективным при условии отсутствия конкуренции вследствие технологических особенностей производства (в связи с существенным уменьшением расходов производства на единицу товара по мере увеличения объемов производства), а услуги (товары), которые производят субъекты естественных монополий, не могут быть заменены в потреблении другими услугами (товарами), в связи с чем спрос на этом товарном рынке меньше зависит от изменения цен на эти услуги (товары), чем спрос на другие услуги (товары). [1]. Таким образом, исходя из понятия, которое приведено в экономической энциклопедии, естественная монополия - это отрасль, в которой ярко выражена экономия от роста масштабов производства, а конкуренция не осуществлена, затруднена либо не применяемая; отрасль, в которой долгосрочные средние издержки минимальны при условии, что одна фирма обслуживает весь рынок. [2, с. 483]. В, как в большинстве стран, естественные монополии наделены особыми привилегиями в обмен на право правительства регулировать их действия с целью недопущения злоупотребления монопольной властью. К естественным монополиям относятся предприятия: коммунального обслуживания - электро-, газо-, водоснабжения; связи; кабельного телевидения; отдельных отраслей транспорта (например: метро) и т.д.. [3, с. 88]. Надо обратить внимание, что естественная монополия возникает вследствие технологических особенностей производства и его материально-технической базы, особое внимание следует обратить на развитие прогресса. В современной экономике рынки являются динамичными. Поэтому, с развитием научно-технического прогресса, например, с изменением рыночных условий, технологические изменения обусловливают другую характеристику расходов, высокие цены способствуют появлению заменителей. Условия для существования естественной монополии могут исчезать. Это касается некоторых временных естественных монополий, к которым можно отнести теплоснабжения и городской транспорт. Однако существуют монополии, которые на обзорную перспективу считаются постоянными монополиями - водоснабжения, водоотведения. Можно выделить две основные причины существования естественной монополии: ? законодательное предоставление исключительных прав в определенных сферах хозяйственной деятельности; ? экономическая эффективность концентрации производства. Но как отмечают С. Никитин, Е. Глазова и М. Степанова, монополия все реже ассоциируется с ростом концентрации; во многих случаях ее начали оправдывать, особенно когда достигнута с ее помощью эффективность покрывает расходы, связанные с уменьшением конкуренции [4, с . 93]. При этом законодательное предоставление исключительных прав и отнесения хозяйственной деятельности к естественной монополии касается только тех ее видов, в которых наблюдается экономическая эффективность концентрации производства. Хотя последняя наблюдается в значительной части производств, необходимость предоставления исключительных прав, т.е. естественной монополии, декларируется, с экономически обоснованной позиции, только в тех случаях, когда конкуренция будет нежелательной для общества. [5, с. 67]. Выводы. Естественная монополия является структурой рыночной среды, существование которой экономически целесообразно. Она возникает вследствие технологических особенностей производства и его материальной базы. Основными причинами существования естественных монополий является законодательное предоставление исключительных прав в определенных сферах хозяйственной деятельности и экономическая эффективность концентрации производства. Естественные монополии возникают лишь в тех отраслях экономики, где конкуренция была бы экономически неэффективной. Для обеспечения положительного эффекта от деятельности естественных монополий необходимо, прежде всего, правильно определить критерии отнесения определенных видов хозяйственной деятельности в тех или иных местах территории к естественной монополии и сформировать действенную стратегию государственного регулирования их деятельности. ?Закон конкуренции - один из важнейших общих законов товарного производства, выражающий постоянную зависимость между собой участников процесса производства и потребления товаров, их постоянную борьбу, которая заставляет совершенствовать процесс производства, применять достижения научно-технического прогресса, внедрять новые формы организации производства, прогрессивные системы заработной платы, то есть осуществлять все, что позволяет завоевать рынок. Постоянное давление конкуренции - важная движущая сила общественного развития. Она также является важным регулятором пропорций производства и потребления. Конкуренция направляет действия всех участников рынков в интересах общества, способствует установлению на рынке определенного порядка, балансирует спрос и предложение товаров, обеспечивает реализацию закона пропорционального развития общественного производства. На основе действия закона конкуренции приводятся в движение все другие объективные экономические законы, обеспечивающие экономическое развитие. Однако конкуренция может иметь как положительные, так и отрицательные последствия. Да, она часто вызывает банкротство слабых конкурентов, халатное отношение к природным ресурсам, способствует концентрации производства и созданию монополий, заставляет скрывать научно-технические открытия, сдерживать распространение достижений науки и техники на широкий круг производителей и т.д.. Поэтому с целью устранения негативных последствий конкурентной борьбы и усиления ее положительных воздействий и результатов в цивилизованных рыночных государствах сформирована государственная конкурентная политика. Цивилизованная добросовестная конкуренция не является естественным атрибутом рыночной стихии, она не развивается сама собой, а требует соответствующих государственных мероприятий, определенного вмешательства государства в процессы конкурентной борьбы. При этом, необходимо не только регулировать процессы, которые формируются в различных сферах производства, но и создавать условия для обеспечения оптимального соотношения рыночных сил с потребностями эффективного общественного развития. Государство должно поддерживать добросовестные проявления конкуренции и предупреждать ее негативные последствия. Определение масштабов монополизма - сложная методологическая проблема, поэтому сегодня фактически неизвестный реальная степень монополизма в национальной экономике. Если раньше высокий уровень монополизма в значительной степени характеризовался наличием большого количества монопольных структур в производственной сфере, то теперь они быстро возникают в сфере реализации и даже в сфере предоставления административных услуг. Конкуренция дает возможность выбора наилучшего товара и порождает среду состязательности предпринимателей, что, в конце концов, способствует экономическому и технологическому прогрессу общества. Именно поэтому государство должно использовать все предоставленной ей административные рычаги воздействия для предупреждения создания монополий, а там, где монополии уже существуют (например, в сферах естественных монополий) - должен предупреждать злоупотребления монопольным положением и, по возможности, осуществлять демонополизацию. В экономике любого государства существуют естественные монополии - отдельные случаи и сферы хозяйствования, в которых монополистическая организация экономически неизбежной и обоснованной. В этих сферах общество выработало совсем другую тактику поведения: не конкурентную борьбу, а жесткий государственный контроль. Если в отраслях, где возможна конкуренция, государство направляет усилия на ее защиту, а она уже сама регулирует цены, качество товаров, объемы их производства, то в сфере естественных монополий эти показатели непосредственно регулируются специальными государственными органами. Естественная монополия - это особое состояние рынков, которые имеют два характерных признака. Первая связана с технологией и транспортировкой товаров, для которых создание и деятельность параллельных структур неэффективное: удовлетворение спроса в условиях монополии эффективнее, чем в условиях конкуренции. Второй признак связан с особенностями спроса. Продукция естественных монополий удовлетворяет жизненно необходимые потребности населения и предпринимателей и, как правило, не может быть заменена товарами других отраслей экономики. Естественная монополия существует там, где эффект масштаба производства настолько велик, что одно предприятие может обеспечивать рынок, имея при этом более низкие затраты на производство, чем если бы здесь работало несколько конкурирующих предприятий. Это происходит, в частности, в области электро-, водо-, тепло-, газоснабже
Информация о работе Концептуальные основы финансового регулирования территориального развития