Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2015 в 19:21, курсовая работа
Цель исследования. Целью исследования стало развитие основополагающих вопросов теории финансового регулирования территориального развития, выявление проблем практической реализации регулирующих возможностей финансов, разработка рекомендаций по совершенствованию средств и способов организации финансового регулирования в современных условиях
Задачи исследования. В соответствии с целью исследования автором поставлены следующие задачи теоретического и прикладного характера:
- конструктивного, в историческом ракурсе, изучения взглядов российских и зарубежных экономистов на роль и проблемы использования финансов в общественном воспроизводстве,
-теоретического осмысления сущности и содержания территориального финансового регулирования,
- систематизации опыта финансового регулирования в индустриально развитых странах, определения возможностей его использования в России,
- выявления специфики функционирования отечественного механизма финансового воздействия на экономику территории;
Актуальность данной темы заключается в том, чтобы обратить внимание на процесс развития рыночных структур экономики и на образование и функционирование естественных монополий. Потому что, именно они имеют общественное значение, определенную рыночную власть. Конечно, изучению этого вопроса посвящено много литературы, выдающиеся ученые в области экономики такие как: х Дж.Робинсон и Е. Чемберлен рассматривали вопрос монополии в своих трудах. Современные ученые также заинтересованы этим вопросом, и вносят свои знания, свои идеи в исследование вопроса естественных монополий. Это такие ученые, как В. Базилевич, В.Венгер, А. Кутыркин, В. Цапелик и другие. Но я считаю, что вопросу о естественных монополиях нужно уделять больше внимания, так как в современной экономической науке еще не существует единого сущностного объяснения «Естественная монополия». Постановка задачи. Целью исследования является определение самого понятия «Естественная монополия», определение его принципов, вследствие каких-либо объективных причин следует, что лежит в основе, и наличия конкуренция в этом виде монополии. Результаты исследования. В современной экономической литературе понятие «монополия» и «естественная монополия» имеет очень много определений, однако в ст. 1 Закона «О естественных монополиях» естественная монополия трактуется как состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке является более эффективным при условии отсутствия конкуренции вследствие технологических особенностей производства (в связи с существенным уменьшением расходов производства на единицу товара по мере увеличения объемов производства), а услуги (товары), которые производят субъекты естественных монополий, не могут быть заменены в потреблении другими услугами (товарами), в связи с чем спрос на этом товарном рынке меньше зависит от изменения цен на эти услуги (товары), чем спрос на другие услуги (товары). [1]. Таким образом, исходя из понятия, которое приведено в экономической энциклопедии, естественная монополия - это отрасль, в которой ярко выражена экономия от роста масштабов производства, а конкуренция не осуществлена, затруднена либо не применяемая; отрасль, в которой долгосрочные средние издержки минимальны при условии, что одна фирма обслуживает весь рынок. [2, с. 483]. В, как в большинстве стран, естественные монополии наделены особыми привилегиями в обмен на право правительства регулировать их действия с целью недопущения злоупотребления монопольной властью. К естественным монополиям относятся предприятия: коммунального обслуживания - электро-, газо-, водоснабжения; связи; кабельного телевидения; отдельных отраслей транспорта (например: метро) и т.д.. [3, с. 88]. Надо обратить внимание, что естественная монополия возникает вследствие технологических особенностей производства и его материально-технической базы, особое внимание следует обратить на развитие прогресса. В современной экономике рынки являются динамичными. Поэтому, с развитием научно-технического прогресса, например, с изменением рыночных условий, технологические изменения обусловливают другую характеристику расходов, высокие цены способствуют появлению заменителей. Условия для существования естественной монополии могут исчезать. Это касается некоторых временных естественных монополий, к которым можно отнести теплоснабжения и городской транспорт. Однако существуют монополии, которые на обзорную перспективу считаются постоянными монополиями - водоснабжения, водоотведения. Можно выделить две основные причины существования естественной монополии: ? законодательное предоставление исключительных прав в определенных сферах хозяйственной деятельности; ? экономическая эффективность концентрации производства. Но как отмечают С. Никитин, Е. Глазова и М. Степанова, монополия все реже ассоциируется с ростом концентрации; во многих случаях ее начали оправдывать, особенно когда достигнута с ее помощью эффективность покрывает расходы, связанные с уменьшением конкуренции [4, с . 93]. При этом законодательное предоставление исключительных прав и отнесения хозяйственной деятельности к естественной монополии касается только тех ее видов, в которых наблюдается экономическая эффективность концентрации производства. Хотя последняя наблюдается в значительной части производств, необходимост
Введение 2
Глава 1. Теоретико-методологический анализ территориального финансового регулирования 7
1.1. Понятие финансового регулирования территориального развития 7
1.2. Механизм финансового регулирования развития территорий 11
Глава 2. Организационно-методологические основы построения системы финансового регулирования развития территорий 17
2.1. Система финансового регулирования территорий как элемент финансового менеджмента 17
2.2. Методологическая база построения территориальных бюджетов и бюджетного регулирования территорий 24
Глава 3. Основные направления совершенствования финансового регулирования территориального развития 33
Список используемой литературы 42
При выборе регуляторов финансового воздействия на экономические процессы территории необходимо учитывать их способность обеспечить оптимальное решение стратегических проблем территориального развития. Также нужно создавать условия расширения деловой активности" всех субъектов финансово-хозяйственной деятельности. Чтобы финансовые регуляторы не сдерживали предпринимательскую заинтересованность в росте конечных результатов деятельности, органы государственного (муниципального) управления должны систематически контролировать экономическую обоснованность складывающегося соотношения между доходами, оставляемыми хозяйствующим субъектами и гражданами и доходами, идущими на образование централизованных фондов. При этом необходимо обеспечить их относительное экономическое равенство, добровольность использования субъектами хозяйствования отдельных финансовых регуляторов, и в частности это:
Таким образом, необходимым условием эффективного функционирования механизма финансового регулирования территориального развития, затрагивающего отношения собственности как главнейшую сферу финансово- хозяйственных и социально-экономических отношений, является ориентация на экономические интересы субъектов территориальных" экономических процессов.
Глава 2. Организационно-
2.1. Система финансового регулирования территорий как элемент финансового менеджмента
Финансовое регулирование представляет собой процесс целенаправленного и последовательного применения государством форм и методов финансового воздействия на субъекты хозяйствования в целях обеспечения макроэкономического равновесия и поступательного развития экономики на каждом конкретном этапе ее функционирования. Эксперты в области регулирования едины в том, что государственное регулирование направлено на создание системы социальной защиты, формирование социально ориентированной экономики, а так же на снижение социальной дифференциации, возникающей в условиях рыночного механизма.5
В современных условиях перед органами государственной и муниципальной властей появляются достаточно проблемные задачи: внедрение новых технологий; организация выпуска новых; конкурентоспособных товаров; не формальное, а фактическое внимание к качеству жизни населения конкретного территориального уровня; решение комплекса социальных вопросов; поиск новых методов стимулирования труда; развитие территориального самоуправления и одновременно укрепление единоначалия и дисциплины.6Кроме того, руководители субъектов Федерации вынуждены самостоятельно решать целый ряд новых проблем: определять стратегические цели и задачи управления; разрабатывать детальные планы социально-экономического развития территории; координировать связи с другими территориями и субъектами национальной экономики; постоянно совершенствовать иерархическую структуру управления; оптимизировать процедуру принятия управленческих решений; вести постоянный поиск наиболее эффективных стилей управления и совершенствовать мотивацию действий всех участников финансово-хозяйственной деятельности на территории7.
Одним из важнейших направлений государственного регулирования развития территорий, во многом определяющей экономическую эффективность развития государства, является государственное финансовое регулирование. Построение экономически сильного и стабильного общества, на наш взгляд, невозможно без рационального и экономически обоснованного финансового регулирования социально-экономических процессов территорий.
Государственное финансовое регулирование, в котором отражаются интересы государства, его функции, занимает ведущее место в системе управления экономикой страны еще потому, что формирует и налоговую, и инвестиционную, и инновационную политику, как на краткосрочном этапе, так и в долгосрочной перспективе.
Финансовое регулирование развития территорий представляет собой совокупность принципов, методов, форм и средств воздействия на финансово- хозяйственную деятельность территории.
Финансовое регулирование территориального развития имеет ряд характерных особенностей:
Регулирование территориального развития можно рассматривать как системное воздействие на социально-экономические процессы территории в условиях рыночной экономики. Научные основы регулирования территориального развития — это система научных знаний, которая является его теоретической базой: принципы регулирования территориального развития; методы и модели регулирования развития территории; механизмы регулирования территориального развития; система регулирования развития территорий.
Научные основы регулирования территориального развития в нашей стране находятся в стадии формирования. Зарубежный опыт мало пригоден к специфике территориальной организации России с ее огромными пространствами, многообразием социально-экономических, природно- климатических, национальных, исторических и других особенностей. Несмотря на это, опыт осуществления регулирования территориального развития в странах с рыночной экономикой может быть использован для анализа нашего собственного опыта и практики, а также для использования некоторых его элементов в формирующейся системе регулирования развития территорий в России.
Финансовое регулирование территориального развития осуществляется в соответствии с законами развития рыночной финансово-хозяйственной системы, и его механизм должен обеспечивать гибкое регулирование социально-экономических и финансово-хозяйственных процессов на территориальном уровне в изменяющихся рыночных условиях9.
Перед регулированием территориального развития как наукой управления стоит задача найти и разработать финансовые механизмы, методы и средства, которые позволят обеспечить наиболее эффективное достижение целей и задач территориального развития10.
С переводом части территориального финансово-хозяйственного комплекса на рыночные отношения изменилась функциональная структура финансового механизма территориального регулирования, что привело к деформации и сокращению его организационной и институциональной структур. Резко возрастает роль опосредованных финансовых методов взаимодействия субъектов и объектов федерального, регионального и муниципального регулирования, усложняются их финансово-хозяйственные связи, отношения по поводу использования денежных фондов, собственности и т.д."
Задачи финансового регулирования территориального развития многообразны и обусловлены особенностями переходного периода. В число основных задач финансового регулирования территориального развития входят:
а) обеспечение расширенного воспроизводства условий жизнедеятельности населения территории, высокого уровня и качества жизни;
б) экономическая, социальная и структурная трансформация территориального финансово-хозяйственного комплекса, анализ, прогнозирование и программирование территориального развития;
в) оптимизация финансовых потоков, формирование условий и механизмов укрепления бюджетно-налоговой и экономико-ресурсной базы территориального образования;
г) формирование и реализация финансовой, структурной, инвестиционной и научно-технической политики, создание и развитие рыночной инфраструктуры в рамках территориального образования11.
Исходя из сущности, содержания и задач финансового регулирования территориального развития, сформулированных выше, его объект можно классифицировать по следующим основным признакам.
Результативность, то есть реальный итог государственного финансового регулирования, достигается при соблюдении определенных условий его осуществления. К таким условиям относятся следующие:
а) структурная перестройка экономики с постепенным развитием возможно большего набора производств по технологическим переделам: от
добычи природных ресурсов до изготовления- товаров и изделий конечного потребительского назначения в соответствии со спросом населения. Имеется в виду достижение ресурсно-технологического равновесия, поддержание высокотехнологичных и жизненно важных производств (топливно- энергетического, агропромышленного; комплексов, транспорта, связи), проведение конверсии военного производства;
б) демонополизация хозяйственных процессов и структур на всех уровнях управления и в формах собственности;
в) развитие конкуренции, предпринимательства на основе создания подлинного равноправия всех форм собственности, субъектов хозяйствования, открывающих простор; рыночной инициативе, свободе коммерческой деятельности, равных возможностей в выборе видов, деятельности, за исключением оговоренных в законе;
г) возможность свободного и беспрепятственного перемещения. факторов производства (капитала, рабочей силы;, технологий; информации прав, собственности и т.д.) между отраслями, производствами; территориями как в границах государства, так и в рамках:, единого интеграционного пространства нескольких стран13.
Как уже отмечалось нами ранее; экономическая сущность, функции и роль финансов реализуются через такие организационно-финансовые категории управления финансово-хозяйственными процессами, как финансовое право, система финансов, финансовая система, финансовый механизм. Все же они вместе' взятые: находят свое концентрированное выражение в "финансовом регулировании социально-экономических процессов территорий; Каждое из названных выше понятий отражает свои специфические организационно- финансовые и управленческие стороны функционирования финансовых отношений, которые, в конечном счете, реализуются в финансовом регулировании.
Очевидно, что финансовое регулирование — это еще и область практической реализации научных знаний о финансах и разработанной на их основе научно обоснованной концепции осуществления финансового регулирования, т.е. это категория прикладной финансовой науки. Здесь нужно отметить, что проблемы финансового регулирования территориального развития возникают не столько в области научной методологии, сколько на практике.
На уровне практики определяется конкретное содержание всех аспектов регулируемой деятельности в сфере территориального развития. Здесь необходимо сохранить специфику финансового регулирования именно как части территориальной управленческой системы. Достигается это путем целенаправленного подбора способов и форм регулирования, установления относительно четкого порядка в работе аналитических и распорядительных центров, соблюдения технологических этапов проектирования финансово- хозяйственной системы.
Финансовое регулирование тесно связано с такими понятиями, как межбюджетные отношения, финансово - экономический потенциал (расходный и доходный), налогооблагаемая база. В ходе дальнейшего исследования мы будем обращаться к этим понятиям по мере необходимости при рассмотрении элементов, объектов, направлений и условий осуществления финансового регулирования территориального развития. Здесь же отметим, что финансовое регулирование должно быть направлено на формирование необходимых условий для увеличения финансово-экономического потенциала государства в целом, и административно - территориальных и национально-территориальных образований, в частности. В свою очередь, уровень материализации финансово - экономического потенциала зависит от того, насколько величина и распределение налогово-бюджетной нагрузки оптимальны и экономически обоснованы на федеральном и территориальном уровнях14.
Информация о работе Концептуальные основы финансового регулирования территориального развития