Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 18:52, курсовая работа
Цель данной работы – определить место и роль кредитной политики в финансовом менеджменте организации.
Для достижения поставленной цели в работе ставятся следующие задачи:
- определить понятие кредитной политики организации;
- рассмотреть кредитную политику как инструмент стратегии фирмы;
- проанализировать эффективность кредитной политики компании.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1. Место и роль кредитной политики в финансовом менеджменте российского предприятия…………………………….5
ГЛАВА 2. Кредитная политика как инструмент стратегии фирмы……….…12
2.1. Модели поведения предприятия………………………………..…12
2.2. Стандарты предоставления коммерческих кредитов……………….…17
ГЛАВА 3. Эффективность кредитной политики компании…………………23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………33
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………….34
Теоретически мы абсолютно правильно поступаем, собирая информацию о партнере. Но можно ли сказать, что мы ищем то, что нужно, а собрав на наш взгляд нужную информацию мы принимаем правильные решения? Не обманываем ли мы себя тем, что изучив годовой отчет клиента и его уставные документы мы правильно оцениваем вероятность неплатежа? А если и это мы делаем правильно, возможно ли одному-двум специалистам эффективно принимать кредитные решения и контролировать например пять тысяч клиентов? Неудивительно, что сталкиваясь с такой непростой задачей большинство фирм менее всего полагаются на использование информации. Решить же эту задачу можно достаточно просто, определив для каждого клиента так называемый «кредитный лимит», который означает сумму, на которую ему можно в сумме его можно кредитовать. Большое количество фирм может спросить, а чего же в этом необычного ведь эта практика существует на многих предприятиях уже давно. Загвоздка здесь заключается в двух вещах: во первых для массового установления кредитного лимита всем клиентам недостаточно только собственной информации, а во-вторых для того, чтобы кредитный лимит заработал, необходимо его не только грамотно его установить. Как показывает опыт, установить кредитный лимит и правильно оценит вероятность неплатежа невозможно без дополнительной внешней информации. Конечно же базовая информация и собственные данные о платежах клиентов необходимы. Однако для того, чтобы они приобрели ценность нужна и совершенно другая специфическая информация. Это в первую очередь анализ неплатежей в отрасли и зарегистрированные случаи неплатежей вашего клиента другим поставщикам. При крупных поставках существует практика звонка в аналогичную фирму, например некоторые лизинговые компании предоставляют информацию друг другу, что абсолютно невозможно при тысячах клиентов и небольших поставках. Выходом здесь может быть использование инфориации от специализирующихся в этом фирм.
Необходимо контролировать не только его соблюдение, но и ежедневно проверять своевременное поступление платежей. К несчастью большинство фирм лишено такой возможности по вполне банальной причине: такой контроль не предусматривает подавляющее большинство имеющихся на латвийском рынке бухгалтерских программ. В результате контрольная функция сводится к проверке баланса счета должника.
Почему же очень важна
постановка четкого контроля
на предприятии? Как
Несмотря на предпринятые
меры по сбору информации о
клиенте тем не менее
Таким образом можно сделать
вывод, какие мероприятия
Глава 2. Кредитная политика как инструмент стратегии фирмы
2.1.Модели поведения
Находясь на разных этапах развития, компании преследуют различные цели и придерживаются различных стратегических линий. Можно выделить три основные модели поведения:
- расширение рыночной ниши;
- удержание рыночной ниши;
- максимизация прибыли при
Понятно, что чем более агрессивные цели ставит перед собой фирма, тем более активной будет ее финансовая политика. Кроме того, серьезное влияние на выбор политики оказывает уровень конкурентной борьбы на рынке. Но во всех случаях регулирование дебиторской задолженности наравне с ценообразованием будет ключевым механизмом управления сбытом. Причем рост доходности возможен как вследствие увеличения продаж, так и за счет ускорения оборачиваемости дебиторской задолженности. Первое будет происходить при либерализации кредитования, второму же будет способствовать ужесточение кредитной политики.
Приведем пример. Допустим, кредитная политика организации такова, что она отгружает клиентам на 100 000 руб. продукции в месяц, период инкассации дебиторской задолженности - две недели, а в среднем ее величина составляет порядка 50 000 руб. Предположим, что было решено увеличить отгрузку, дав клиентам возможность оплачивать продукцию не через две недели, а через месяц. В результате этого возрастет оборот, вырастут складские остатки (если, конечно, параллельно не будет улучшена логистика), увеличится дебиторская задолженность.
Прирост
активов вызовет
Получается,
что есть факторы, которые
Главной
целью, которую преследует
Продажная цена - Закупочная цена = Торговая наценка,
Торговая наценка - Переменные расходы = Маржа,
Маржа - Постоянные расходы = Валовая прибыль.
Постоянные расходы не
Маржа определяется на основе
двух показателей: торговой
М=РДМЕС/РДТЦ * (ТН – ПР), (1)
где РДМЕС - количество рабочих дней в месяце,
РДТЦ - количество рабочих дней в торговом цикле,
ТН - торговая наценка,
ПР - переменные расходы.
Оптимальной является такая сбытовая политика, которая максимизирует величину среднедневной маржи, получаемой от покупателя, безотносительно к величине торгового цикла и торговой наценки. Проиллюстрируем сказанное несколькими примерами. Для простоты исключим из расчета переменные расходы.
Допустим, торговый цикл клиента составляет 25 рабочих дней, торговая наценка - 30 процентов, величина средней отгрузки - 100 000 руб. Стоит ли увеличить торговый цикл до 32 дней, если наценка увеличится до 35 процентов при сохранении средней отгрузки?
Если в месяце 22 рабочих дня,
валовая маржа по клиенту
Маржа = 22 : 25 x (100 000 - 100 000 : 1,30) = 20 308 руб.
Среднедневная маржа составит:
20 308 : 22 = 923 руб.
После увеличения торгового цикла и наценки валовая маржа составит:
Маржа = 22 : 32 x (100 000 - 100 000 : 1,35) = 17 824 руб.
Следовательно, среднедневная маржа составит:
17 824 : 22 = 810 руб.,
то есть снизится по
Таким образом, при принятии
решения об изменении
Для финансирования торговой
деятельности компании
Общее правило таково: эффективность
(рентабельность) вложений в дебиторскую
задолженность должна быть не
ниже средневзвешенной цены
- включение затрат на капитал
в общую сумму переменных
- дисконтирование формулы маржи по соответствующей ставке.
Второй подход более удобен и нагляден, поскольку позволяет в явном виде учесть стоимость капитала в формуле маржи. Порядок расчета валовой маржи за месяц примет следующий вид (формула 2).
М = РДМЕС * (ТН – ПР) / РДТЦ * (ЦКАП / РДГ) (2)
где ЦКАП - цена капитала, % годовых
РДГ - количество рабочих дней в годую
Дневная ставка дисконта будет считаться по формуле:
ДСД = 1 + ЦКАП / РДГ, (3)
К примеру, если ставка по кредиту составляет 15 процентов годовых в рублях, то исходя из 250 рабочих дней в году дневная ставка дисконта составит:
ДСД = 0,15 : 250 = 0,0006.
Таким образом, в знаменателе
формулы маржи величину
При коммерческом
Существует еще одно
Это позволит минимизировать потери организации от недобросовестного исполнения покупателями обязательств по оплате отгруженной им продукции.
Самым простым способом
М = РДМЕС * (ТН – ПР) / РДТЦ * ЦКАП * И * Р (4)
где И – инфляция,
Р – риск.
Мы рассмотрели основные
подходы к формированию
Вместе с тем всегда следует
помнить, что проблема
Информация о работе Кредитная политика в финансовом менеджменте российского предприятия